Система подготовки к итоговому метапредметному сочинению в 11 классе на примере концептов «Честь» и «Бесчестие»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Конспекты уроков (подготовка к метапредметному сочинению)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_k_itogovomu_metapredmetnomu_sochineniyu_na_primere_kontseptov.doc | 711 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колыванская СОШ № 1»
Система подготовки к итоговому метапредметному сочинению в 11 классе на примере концептов «Честь» и «Бесчестие»
Конспекты уроков (подготовка к метапредметному сочинению)
Разработала:
Учитель русского языка и литературы
Ралдугина Наталья Николаевна
2020 г.
Урок 1
Тема: Направление «Честь и бесчестие».
Выбор литературного материала.
Ход урока.
Задание 1: Запишите, как вы понимаете понятие «честь».
Честь-это:
- Справедливость;
- Порядочность;
- Честное имя;
- Благородство души;
- Верность;
- Достоинство;
- Незапятнанная репутация;
- Чистая совесть;
Можно представить это в виде схемы:
Задание 2. Запишите, как вы понимаете, что для вас «человек чести»? Кого вы можете так назвать?
Это человек, у которого четкие высокие моральные принципы и в своем поведении и в отношениях с окружающими соответствует этим принципам.
Задание 3: Вспомните пословицы, в которых употребляется слово «честь»
- Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – всё потеряно.
- По заслугам и честь.
- Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит
- Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.
- Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.
- Живи своим умом, а честь расти трудом.
- Не на кафтане честь, а под кафтаном.
- Честные глаза в бок не глядят.
- Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Задание 4. Вспомните, какие вы знаете фразеологизмы, где употребляется слово «честь». Объясните их значение.
Живёт по чести, по совести
С честью выйти из затруднительного положения,
С честью выполните порученное дело
дело чести,
честь мундира,
человек чести,
честь по чести
долг чести.
Задание 5. Запишите сейчас ряд литературных героев, которых можно назвать «человек чести», укажите произведения:
1. Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - незапятнанная репутация;
2. Петр Гринёв А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - порядочность
3. Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - верность.
4. Купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» - справедливость
5. Пьер Безухов Л.Н.Толстой «Война и мир» - благородство души
6. Сонечка Мармеладова Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» -чистая совесть
7. Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба человека» - достоинство
8. Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» - честное имя;
Вывод (записывают в тетради): Честь даёт уважение: выражение «человек чести» - это в России один из самых значимых комплиментов благородному человеку.
Задание 6. Давайте рассмотрим слово «бесчестие». Как вы его понимаете? Что это такое?
Бесчестие-это:
- Позор;
- Стыд;
- Срам;
- Поругание;
- Дурные поступки.
Задание 7. А какие синонимы вы можете подобрать к слову «бесчестие»?
- Оскорбление;
- Поругание;
- Унижение;
- Согрешение;
- Грех;
- Клевета.
Задание 8. Вспомните пословицы, где употребляется слово «бесчестие»
- Увечье не бесчестье;
- Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.
- Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
- Бесчестье в бороду не упрячешь
Задание 9. Давайте обратимся к словарям, какое понятие даётся в них словам «честь» и «бесчестие».
Честь:
- Словарь С.И. Ожегова: Честь-достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Целомудрие, непорочность.
- Словарь В.И. Даля:
ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
- Словарь Д.Н. Ушакова:
Моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих).
Бесчестие:
- Словарь Д.Н. Ушакова: Бесчестие-Поругание чести, оскорбление, позор. Телесные наказания признавались бесчестьем.
- Словарь С.И. Ожегова: Бесчестие-Поругание чести, оскорбление.
- Словарь В.И. Даля: Бесчестье-всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание.
Задание 10. Попробуйте сейчас вспомнить литературных героев, которые совершали бесчестные поступки:
- Швабрин из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,
- Кирила Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский»,
- Грушницкий из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
- Алексей Молчалин (Александр Грибоедов, «Горе от ума»)
- Афанасий Тоцкий (Фёдор Достоевский, «Идиот»)
- Кабаниха (Александр Островский, «Гроза»)
- Лакей Яша (Антон Чехов, «Вишневый сад»)
Обратите внимание, на партах у вас пример сочинения по теме «Честь и бесчестие».
Честь и бесчестие.
Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та, которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.
Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.
«Береги честь смолоду»,-именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.
Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?
Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.
В заключении, хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!
Домашнее задание:
- Попробуйте сформулировать основную мысль сочинения по направлению «Честь и бесчестие».
- Напишите вступление, подберите тезисы и аргументы.
- Составьте заключение.
Урок 2
Тема: Направление «Честь и бесчестие».
в произведениях русской литературы
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
Вы должны были дома обдумать и привести темы сочинений, написать вступление, подобрать тезисы и аргументы.
Тема | Мысль (ответы учеников) | Аргументы (Произведения) |
«Береги честь смолоду»- верна ли русская пословица? | Данная пословица описывает нравственный смысл жизни | 1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 2. В.Г.Распутин «Уроки французского» 3. В.Астафьев «Конь с розовой гривой» 4. М.Шолохов «Судьба человека» 5. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". |
Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов) | В жизни что угодно может произойти: утрата близких, неверность и предательство, потеря ценных и важных для человека вещей. Человек обязан сберечь свою честь, при этом оставаясь человеком. | 1. Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» Письмо десятое «Честь истинная и ложная» 2. Гринев и Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 3. Д.Лихачев. Статья «И пробил час» 4. Н.В.Гоголь «Портрет» 5. Князь Звездич (драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад») |
Что объединяет слова «честь», «честность», «чистота»? | Слова «честность», «честь» очень похожи на слова «чистота». Добросовестным человеком именуют такого, кто не «запятнал» себя обманом, притворством, трусостью. У такого человека незапятнанная репутация. | 1. Алёна Дмитревна, жена купца Калашникова. (М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...»). 2. Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 3.Иешуа (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита») |
Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало... | Настоящая честь всякий раз согласуется с совестью. | 1. Н.Айне «Сказка о честных» 2. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» 3. Поэма А.Вознесенского «Ров» 4. В.Г.Распутин «Живи и помни» 5. Б. Железников. «Чучело» 6. Б.Васильев «В списках не значился» |
Задание 2.На слайде приводятся иллюстрации по теме «Дуэль»
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как разрешается проблема «Честь и бесчестие» на дуэлях.
Что же такое дуэль? Какое вы можете дать определение?
Дуль – это
- поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом.
- поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них.
- насильственный способ разрешения конфликта в виде поединка (с применением оружия).
Задание 3. Какие цитаты про дуэль вы можете сейчас привести:
- «Неужели мерзавец перестает быть мерзавцем только оттого, что дрался на дуэли? И с какой радости честный человек, которого оскорбил какой-то подлец, должен подставлять свою грудь под пули?» (Ги де Мопассан).
- «По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости» (Эрнест Хемингуэй).
- «— Что самое главное на дуэли?
— Честь?
— Чтобы тебя не убили!» (Александр Дюма).
«Дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. Только пунктуальное следование установленному порядку отличало поединок от убийства» - писал Ю.М. Лотман.
Задание 4. Начиная с Петра I, все российские императоры строго-настрого запрещали дуэли. Но число поединков, тем не менее, росло год от года.
Назовите участников известных вам дуэлей:
- Александр Пушкин - Жорж Дантес;
- Михаил Лермонтов - Николай Мартынов;
- Николай Гумилев - Максимилиан Волошин
Задание 5. Назовите произведения литературы, где представлена сюжетная ситуация дуэли:
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Швабрин и Гринёв).
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин и Грушницкий).
- И. С. Тургенев «Отцы и дети»(Базаров и Кирсанов).
- Л.Н. Толстой «Война и мир» (Безухов и Долохов).
Задание 6. Сейчас вы разделитесь на 5 групп по 4 человека. Каждой группе будет дан эпизод (отрывок из текста) из произведения. Вы обсуждаете в группе, как рассматривается честь и бесчестие в этих произведениях (поведение героев на дуэли, эмоциональное восприятие ситуации). Так же рассмотрите варианты вступления, основную мысль, аргументы.
- 1 группа - А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Онегин и Ленский.
(Глава 6.Строфы XXVI - XXXV)
2 группа - А.С. Пушкин «Капитанская дочка»_Швабрин и Гринёв.
Глава «Поединок»
- группа - М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»_Печорин и Грушницкий.
Фрагмент из романа «Герой нашего времени» (княжна Мери)
- группа - И. С. Тургенева «Отцы и дети» _Базаров и Кирсанов.
Фрагмент из романа (глава 24-25)
5 группа Л.Н. Толстой «Война и мир» Пьер Безухов и Фёдор Долохов.
(Фрагмент из Т.2, Ч. 1, гл. 4)
Свои ответы зафиксируйте в таблице:
Проверка:
Произведение | Основная мысль (ответы учеников) | Аргументы. |
1 группа - А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин и Гринёв. | Причиной дуэли Гринёва и Швабрина стали отношения Маши и Петра. Петруша влюбился в Машу. Он верил в её чувства и честность. Написал ей стихотворение и дал прочитать Швабрину. Тот же посмеялся над своим приятелем. Петруша заступается за честь девушки, это и становится причиной дуэли, он считает это своим дворянским долгом. Швабрин же пытается их разлучить, но получается всё наоборот. Признание Маши в том, что Швабрин приходил к ней свататься, она ему отказала, довершает дело, Петр окончательно влюбляется в девушку. На дуэли Пётр ведёт себя честно, он стоит за честь девушки, Швабрин же используя случай, когда Гринёв отвлекается на крик Савельича, ранит Петра, нанося ему подлый удар. Гринёв во время дуэли сражается честно, он воспитан дворянином. У него другое представление о значении дуэли, это рыцарство, долг чести дворянина, и всё это не совпадает с цинизмом Швабрина, для которого важно одержать победу над противником, а кодекс чести как таковой не важен. Это и проявилось на дуэли. | Дуэль сыграла огромную роль в раскрытии характеров двух офицеров Петра Гринёва и Алексея Швабрина. Швабрин, видя, что его возлюбленной нравится Пётр, оскорбительно о ней отзывается. Гринёв заступается за честь девушки, вызывая его на дуэль. Интересно то, что Пётр прощает своего противника, когда тот начинает сожалеть о том, что произошло. Это говорит о том, что Пётр морально превосходит циничного и лицемерного Швабрина. Он готов прощать и идти на примирение. Искреннего сожаления же у Швабрина не проявляется, так как он лживый, циничный человек. Для яркого изображения героев повести автор использует дуэль в своём произведении. |
Вывод: Дуэль в «Капитанской дочке» - это испытание чести, поединок между совестью и холодным расчетом. | ||
2 группа - А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. | Дуэль в романе считается загадочным эпизодом. В романе автор хотел сделать из Онегина убийцу поневоле. Это подчеркивается психологическим портретом его оппонента. Ленский ведёт себя взволнованно. Дуэль беспокоит его как состязание с некогда лучшим другом, которого в данный момент он просто ненавидит (искуситель) и хочет убить (называя себя спасителем Ольги). Характер Онегина раскрывается в связи с голосом молвы: он не может извиниться и прекратить дуэль, опасаясь за свою репутацию. Итог трагичен. | В Онегине воплощены черты «героя своего времени», присутствуют как положительные так и отрицательные черты характера. Его светская поза и дендизм воспринимаются как оскорбление. Не вытерпев красноречивого жеста своего друга, Ленский вызвал его на дуэль. Он был убит «приятельской» пулей. Бессмысленная месть привела к гибели друга. Онегин переживает из-за этого поступка, испытывает угрызения совести. Его месть была бессмысленна. Онегин испугался общественного мнения и позволил совершиться страшному событию. Получается, что он зависел от мнения окружающих, а это одна из причин жестоких людей. |
Вывод: Дуэль в романе в стихах «Евгений Онегин» - это испытание нравственности, поединок между судом света и судом собственной совести. | ||
3 группа - М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий. | Поведение Грушницкого, который оклеветал Мери, стало причиной дуэли между Печориным и Грушницким. Перед поединком Печорин ждет извинений, но получает отказ. Психологически выверенным и наиболее напряженным моментом становится диалог Печорина и Грушницкого. Сила ума и природная интуиция на стороне Печорина. Узнав о заговоре, и разоблачая его, Печорин требует заряженный пистолет. В этот момент обнаруживается бесчестие его противника: Грушницкий убит еще до рокового выстрела. | В главе «Княжна Мери» имеет огромное значение раскрытие характеров героев. Грушницкий играет роль разочарованного человека, который везде хочет производить эффект. Печорин вызвал своего приятеля на дуэль за клевету. Но Печорин готов его простить, если тот извинится, настоящей злобы он на него не держит. Грушницкий слишком высокомерная личность, чтобы пойти на это. В итоге Грушницкий умирает. Дуэль ярко раскрыла характер Грушницкого, человека не готового идти на уступки, и подтверждает двуличную натуру Печорина, который сам не понимает, что же он хочет в этой жизни. |
Вывод: Дуэль в романе «Герой нашего времени» - это психологический поединок. Духовная смерть, бесчестие Грушницкого наступает еще до выстрела Печорина. | ||
4 группа – И. С. Тургенев"Отцы и дети" Дуэль Базарова и Кирсанова. | Базаров удивлён вызовом на дуэль, но отказаться от неё не может. Базаров относится к дуэли иронически, а Павел Петрович хотя ничего не может этому противопоставить, ведёт себя серьёзно. После выстрела Кирсанова следует выстрел Базарова. Он попадает в ногу Кирсанову. По правилам, должен быть ещё один выстрел, но Базаров берет на себя миссию врача. В этом и проявляется трагикомичность эпизода, который подчёркивает «феодализм», «рыцарство» и обычное благородство. Дуэль не решила конфликта. Он пожал Кирсанову руку, но остался хладнокровен, так как понимает натуру Кирсанова. | Между главными героями произведения произошёл конфликт. Причина дуэли – отношения к Фенечке, – приводит к дуэли (идеологические разногласия не менее важны, но не из-за них оппоненты встают к барьеру). Дуэль становится развязкой в истории конфликта между героями. Базаров уезжает из имения Кирсановых, дуэль ничего не решила, и каждый остался при своем мнении. |
Вывод: Дуэль в романе «Отцы и дети» - это идеологический поединок. Ни Базаров, ни Кирсанов не выдерживают дуэльного кодекса. Подлинная честь и ее защита не связаны с дуэлью. | ||
Л.Н. 5 группа Л.Н.Толстой «Война и мир» Пьер Безухов и Фёдор Долохов. | Долохов идёт медленно, улыбаясь, он не боится и чувствует превосходство. Пьер идёт быстро, как будто хочет убежать. Пьер стреляет первым, вздрагивает от выстрела и ранит соперника. Долохов же промахнулся. Пьер раскаивается в содеянном и рад, что выстрел был не смертелен. Пьер сдерживает рыдания, раскаивается и сожалеет. Пытается убежать от своего страха. Долохов не жалеет ни о чём. Глава завершается пронзительным описанием семейства бретера Долохова: ему страшно за мать, которой он причиняет страдания. | Дуэль Пьера Безухова с Фёдором Долоховым, также заслуживает внимания. Пьер Безухов никогда не служил и не держал в руках оружия. Тем не менее, он ранит на дуэли Долохова. Долохов – бретер и военный офицер, но по философской логике романа он должен промахнуться. Автор меняет фокус повествования: Пьер раскаивается и благодарит Бога за то, что не убил человека. |
Вывод: Дуэль в романе «Война и мир», как и война, - это воплощение противоречий, наитруднейшее подчинение судьбы человека законам Бога. Дуэль – это выдумка общества, а к этим выдумкам Толстой всегда относился негативно. |
Домашнее задание:
- Предложить произведения по теме честь дворянина (на выбор учащихся).
- Привести вступления, связав их с основной мыслью и аргументами.
- Оформить в таблицу.
Урок 3
Тема: Направление «Честь и бесчестие».
Дворянская честь в произведениях русской литературы
Ход урока:
Русский аристократ – это абсолютно определённый образ личности XIX века. Его манера жизни и поведения, в том числе и внешний вид – внесли свой вклад в культурную традицию.
Высочайшее достояние дворянина в обществе – честь – обязывает его быть образцом и примером. «Кому больше дано, с того больше и спросится». Согласно дворянской этике, «честь» не даёт человеку никаких преимуществ, а делает его более уязвимым, чем иных. В эталонном представлении честь считалась самым главным в кодексе поведения дворянина, абсолютно и неоспоримо доминирующим над какими-либо соображениями, будь это выгода, триумф и элементарная рассудительность.
По словам С. Н. Глинки: «В малолетнем возрасте нас приучали ко всем воздушным переменам и, для укрепления телесных наших сил, заставляли перепрыгивать через рвы, влезать и карабкаться на высокие столбы, прыгать через деревянную лошадь, подниматься на высоты».
К девочкам в этом смысле было куда меньше требований, но и у них физическая изнеженность отнюдь не культивировалась. Как замечает А. П. Керн, каждый день после завтрака девочек вели гулять парк «несмотря ни на какую погоду», гувернантка заставляла их лежать на полу, чтобы «спины были ровные».
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, как проявляется дворянская честь в произведениях 19 века.
Дома вы должны были подумать, в каких произведениях просматривается дворянская честь. Назовите их.
Дворянская честь |
|
У вас у каждого на парте лежат квадратики красного и синих цветов. Сейчас, поделитесь на 2 группе по цветам. Подойдите по 1 человеку от команды и вытянете листок с данными произведениями. Итак, 1 группа рассматривает дворянскую честь в произведениях А.С. Пушкина, 2 группа рассматривает дворянскую честь в произведениях М.Ю. Лермонтова, 3 группа – в произведениях Л.Н. Толстого. Свои ответы фиксируете в таблицу. Приступаем к работе.
Проверка работы:
Дворянская честь
Произведение | Основная мысль | Аргументы. |
А.С. Пушкин «Дубровский» | Свою честь и честь своего отца Владимир Дубровский пытается защитить, нарушив дворянскую и воинскую присягу. После поджога имения и ограблений на большой дороге он не может быть прежним. По мнению учеников, Дубровский – это русский Робин Гуд. Он честен, независим, похож на своего отца, честь для него превыше всего, он так воспитан, это кодекс дворянина. | Владимир Дубровский - человек с достоинством, его так воспитал отец он человек чести, он защищает честь своего отца. Выходя на тропу разбойничества, он остаётся благородным человеком, не терпит подлости и жестокости. Влюбившись в Машу, он отказывается от мести Троекурову, который довёл его отца до смерти. По дороге из церкви Владимир пытается освободить Машу от князя Верейского, так как она поневоле вышла за него замуж, но она тоже верна своему слову, она уже дала клятву перед Богом. Такие качества как достоинство, благородство души, великодушие, за деньги не купишь, они даются человеку при рождении, их нельзя купить за деньги. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ. Для дворянина честь – это часть личности, ключевое и главное понятие. Офицер припоминает отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи великодушие и преданность. Честь и обязанность для российского офицера считаются значением всей жизни. Он категорически отказался служить Пугачёву, присягать ему или признать в нем умершего императора. Гринев пояснил это тем, что дал присягу государыне-императрице. Пётр Андреевич держится откровенно, ведёт себя достойно. Пугачёв расценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что дорога чести довольно сложная, но верная в жизни. | Эпиграф к книге Пушкина «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду». Именно такой наказ дал отец Петра, отправляя сына на службу. Этот урок понадобился Петру, так как он сумел сохранить собственную честь во время «русского бунта – бессмысленного и беспощадного», когда почти все люди не выдерживали трудностей. Эталоны чести и мужества несомненно помогли герою выбирать правильный путь. Он сохранил честь офицера, остался верен присяге, хотя и рисковал жизнью. |
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Герой романа Лермонтова не обычный персонаж (эта необычность заключена уже в самом названии романа). Герои редкостны и необыкновенны. Вследствие этого, и честь Печорина не стоит считать честью в классическом осознании. Его честь иная. Печорин получил великолепное воспитание и довольно рано понял, собственно, что людьми можно играть, как шахматными фигурами. Именно это Печорин и осуществляет. Его не сдерживают принятые нормы, а к себе он, несмотря на показную строгость, довольно снисходителен. | Зная о намерениях своего противника, Печорин не желает ему зла. Этот поступок заслуживает уважения. В отличие от Печорина, Грушницкий совершает бесчестный поступок, он предлагает ему незаряженный пистолет. Оба героя - представители дворянского рода, но у каждого своё понятие о чести. Печорин похищает дикарку, становится свидетелем бегства честных контрабандистов и заключает довольно странное пари с Вуличем. Многие эпизоды романа направлены на изменение привычного представления о чести. |
Л.Н. Толстой «Война и мир». | Семья Болконских - это яркий пример чести в романе. У них на первом месте стоят честь, достоинство, разум. Их фамилия вызывает уважение и почёт. Николай Андреевич передаёт свои качества сыну – честь и благородство. У Андрея благородство проявляется и по отношению к Наташе, перед ней он сдерживает своё слово. После разрыва с Ростовыми и начала Отечественной войны он сражается не ради наград, а за свою Родину. Пьер Безухов тоже показан в романе как человек чести. Андрей считает его своим другом, не смотря на то, что презирает светское общество, а его считает «живым» человеком. Пьер не гонится за деньгами, служит своей стране. В горящей Москве он помогает людям и спасает из огня ребёнка. Честь является настоящей красотой человека, это одно из лучших качеств человека. И в романе показано, что человек, обладающий честью, прекрасен. | Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – герои романа, которые честны. Каждый совершил свой подвиг. Андрей в сражении, Пьер – желанием быть с народом, победить Наполеона, Наташа – в помощи раненым. Эти персонажи чести, достоинства, они красивы душой. Так же автором показаны патриоты страны, это Кутузов, Александр I, Багратион. Их качества привели к победе. Автор показывает народ, который чист душой, понимает свой долг. Это артиллеристы, капитан Тушин, капитан Тимохин, партизаны Денисова и многие другие. Россия обязана своей победой людям чести, совести, патриотам страны. |
*После выступления каждой группы ученики самостоятельно формулируют свои выводы.
Домашнее задание:
- Предложить произведения по теме честь девичья (на выбор учащихся).
- Привести вступления, связав их с основной мыслью и аргументами.
- Оформить в таблицу.
Урок 4
Тема: Направление «Честь и бесчестие».
Девичья честь в произведениях в произведениях русской литературы
Ход урока:
На прошлом занятии мы рассмотрели с вами честь дворянина. Сегодня мы рассмотрим, как же проявляются сюжеты о девичьей чести в произведениях. Что же такое девичья честь?
Ответы:
- Целомудрие,
- Скромность,
- Женственность,
- Стыдливость,
- Гордость,
- Выдержка.
Чувство собственного достоинства, самоуважения неразрывно связаны с понятием девичьей части. Репутация, судьба девушки зависит от того, насколько это чувство воплощено в поступках и решениях.
Дома вы должны были подумать, в каких произведениях проявляется сюжеты о девичьей чести. Работать с вами мы будем по вариантам. Первый вариант работает с произведениями А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вторая группа работает с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и драмой А.Н. Островским «Бесприданница».
Девичья честь |
|
Произведение | Основная мысль | Аргументы. |
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Ключевой идеей произведения «Бедная Лиза» считается неиспорченный, незапятнанный человек («…и крестьянки любить умеют»), который сталкивается с другой моралью. Горожанин Эраст, состоятельный человек, оказался во власти мира меркантильности и отказался от любви из-за выгоды. | К данной повести можно провести несколько аргументов: В беседе с возлюбленным Лиза дала понять ему, что они не сумеют пожениться: крестьянка — не чета барину. Но Эраст сделал возражение ей, так как ему значимее всего была незапятнанная и невинная душа. После падения возлюбленной Эраст стал смотреть на нее иначе и, наконец, оставил ее. Именно Эраст виновен в смерти Лизы. Самоубийство героини — прямое последствие ее раскаяния. В старину связь с мужчиной до брака являлась для девицы неприемлемой. В крестьянской среде этот грех был тем более постыдным и стыдным. |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». | Татьяна признаётся Евгению в любви, отправляя ему письмо. Такой поступок для девушки был недопустим и немыслим. Но она это делает ради своего счастья с возлюбленным, и говорит это о том, что собственное счастье для нее было дороже чести. Но она выходит замуж за другого. Через несколько лет она снова встречается с Онегиным, и тут уже он признаётся ей в любви. Сейчас уже она не отвечает ему взаимностью, так как является замужней женщиной. У неё своё понимание чести, об этом говорят её два противоположных поступка. Она слушает своё сердце, не совершает безнравственного поступка. Она верна себе, честь для неё - это её внутренний мир, ее религия, ее нравственные основы. | После дуэли Онегин уезжает из деревни, но чувства Татьяны не утихают. На балу через какое-то время они встречаются. Теперь он уже признаётся ей в своих чувствах, но она уже замужняя женщина, остаётся верна своему мужу. Именно в этой ситуации Татьяна сохраняет свою честь. Своё достоинство. Она сохранила высокие нравственные принципы, а не собственные желания. |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | В предоставленном произведении студент Родион Раскольников убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету (учитель: вспомним о «Бедной Лизе»). Не умея раскаяться он находит собеседника из мира униженных и оскорбленных. Когда он признается Соне Мармеладовой в содеянном, он говорит, что «убил не старушонку, а себя убил…». Люди, которые идут на преступление, наказывают в первую очередь себя. Это наказание приходит к нему после убийства: блудница и преступник только вместе, только силой любви могут пережить это страдание. | Лишь только Соня способна соболезновать Раскольникову. Соня морально стоит выше своего собеседника, выше богача Лужина и шулера Свидригайлова. Перед Соней, как и перед Раскольниковым, вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и отвергла. Такая смерть, в ее положении, была бы очень эгоистическим выходом – она освободил бы ее от стыда, от мучений. Утратив последнюю надежду спасти семью от нужды и голода, она готова пожертвовать личным благополучием и заниматься «непристойным ремеслом». Стоимостью унижения и страданий она зарабатывает средства, нужные для того, чтобы прокормить собственных родных. Именно в ней залог будущего воскресения героя |
А.Н. Островский «Бесприданница» | В оставшееся время ученики самостоятельно сравнивают Ларису Огудалову с Бедной Лизой, Катериной Кабановой и Соней Мармеладовой. |
Домашнее задание:
Подготовиться к написанию сочинения по направлению «Честь и бесчестие».
Урок 5
Тема: Направление «Честь и бесчестие».
Итоговое занятие по направлению «Честь и бесчестие».
Ход урока:
Результатом наших занятий и плодотворных обсуждений станет письменная работа в форме итогового сочинения. Письменная работа над сочинением покажет, насколько умело вы умеете пользоваться речью, как можете поддерживать интеллектуальную беседу. Ваша работа должна быть самостоятельно написана и представлять собой развернутое монологическое высказывание (рекомендуемый объем – 250 слов). Это 2 основных критерия, которые должны быть выполнены.
Давайте вспомним сейчас алгоритм написания сочинения:
- Прочитать название темы, соотнести его с известными содержательными единицами (концептами);
- Найти ключевое слово или фразу, в которой заключается основной смысл;
- Работа над вступлением: придумать идею для вступления, ключевое слово или сентенцию. Можно использовать цитаты, рассуждения о значении ключевого слова, можете указать литературный материал, который берёте за основу;
- Основная часть вашей работы должна раскрыть тему на основе текста произведения (можно нескольких). Сформулируйте тезис, который передаст основную мысль вашей работы;
- Подберите 2-3 аргумента для доказательства вашего тезиса. Чтобы доказать правильность своего решения, используйте текст произведения, литературную критику, факты и т.д.
- В заключении: ваше вступление – это идея на уровне выхода. Делаете вывод и обобщаете. Помните, что все части вашей работы должны быть подчинены теме. Это связанные между собой части сочинения.
Давайте сейчас поработаем в группах, каждая группа будет делать определённую часть сочинения.
1 группа. Сочиняют тезисы к сочинению. Придумайте вопрос по теме сочинения. Ответьте на него. Придумайте идею сочинения, это будет ваша главная мысль, которую нужно будет доказать. Наравне с проблемой, которая для вас интересна, придумайте ещё тезис для основной части сочинения. Работайте самостоятельно.
Проверка (возможный вариант):
Высокая духовная сила, способная удержать человека от лжи, трусости, подлости, нравственное, моральное качество человека, всё это называется одним словом - честь.
Тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь с другими людьми, с обществом, называется утратою чести.
Настоящей жизни без чести нет.
2 и 3 группа. Вы работаете над основной частью содержания вашей работы. Вы должны раскрыть тему, составить первый тезис и привести литературные аргументы. Придумать второй тезис, подобрав аргументы из литературы. Помните, что пересказ не нужен, нужны ваши мысли, ваши рассуждения, опираясь на литературу. Вы должны определиться с произведениями, что вы будете использовать для своих доказательств. Работаете самостоятельно, потом слушаем.
Проверка (возможный вариант):
В мировой художественной литературе есть много произведений, в которых представлены герои, у которых понятие чести и достоинства своё. Особое внимание проблеме чести уделяет А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Два офицера Гринёв и Швабрин. Гринёв – человек чести, Швабрин же нет. Жизнь часто ставит людей перед выбором, часто испытывает людей. Почему так происходит, никто не знает. Но что делать в таких ситуациях, как поступить по чести или бесчестию?
Провожая Петра на службу, отец дал ему совет, чтобы тот служил честно и достойно. Пётр это запомнил. Он придерживался этой заповеди «Береги честь смолоду». Пётр человек благородства и верности. Смыслом жизни для русского офицера являются долг и честь. Он давал присягу государыне – императрице, и поэтому отказался служить Пугачёву. Именно Пётр показывает нам, что тяжёлый, но верный путь в жизни – это путь чести.
У Швабрина отсутствуют такие качества как долг и человеческое достоинство. Он является полной противоположностью Гринёву. Нарушает присягу, переходит на сторону Пугачёва, предаёт Родину. Это настоящее бесчестие. К краху человеческой личности ведёт бесчестие.
В другом своём произведении Пушкин нам показывает двух старых друзей, помещиков – Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Но друзья поссорились, у обоих вспыльчивый характер. Троекуров богат и при власти, Дубровский же беден, но осознаёт древность своего рода, дворянскую честь. Троекуров же своими действиями довёл друга до разорения, болезни и смерти, а такие поступки разрушают личность человека. В романе показано, что выше всех над нашими поступками стоит совесть, которая является спутником всей нашей жизни.
4 группа. Вы пишете заключение к сочинению. Помните, что нужен будет вывод, а делая выводы, вы должны их обобщить. Не забудьте, что все три части сочинения должны быть подчинены теме. Работайте самостоятельно.
Проверка (возможный вариант):
Рассуждая о проблеме чести и бесчестия, я прихожу к выводу, что именно честь помогает жить человеку, жить по совести, помогает сделать правильный, верный выбор. Следовательно, это понятие никогда не устареет. Это очень важно в современном мире, потерявшем ориентиры и утратившем принципы. Мне бы очень хотелось, чтобы люди не теряли осознания значимости этого качества.
Домашнее задание:
Дома вы напишите сочинение по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система подготовки к итоговой аттестации
из опыта подготовки к ЕГЭ и ГИА...
Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)
Материал урока - семинара может понадобиться учителю, ведущему подготовку к итоговой аттестации в 9 классе...
« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »
В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации....
Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе как подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе
Обмен опытом о проведении промежуточной аттестации по литературе в 10 классе в качестве подготовки к итоговому выпускному сочинению...
"Подготовка к итоговым экзаменам в старших классах" на примере УМК «Спотлайт».
Формат единого государственного экзамена предполагает наличие заданий по четырем разделам: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо. В каждом из разделов есть задания разли...
Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»
Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешеств...
Методические рекомендации «Система подготовки учащихся к написанию сочинения (9.3) в формате ОГЭ по русскому языку»
Аннотация: в данной работе содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в формате ОГЭ, представлена система работы по формированию навыков на...