Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов
статья по физике на тему

Козаченко Елена Олеговна

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_aspekty_uroka_fiziki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Козаченко Елена Олеговна

                                  учитель физики МБОУ СОШ№18

                                 г.Армавир Краснодарский край

Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик.

                                                                 Л.Д. Ландау

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширяет границы человеческого знания. Физика лежит в основе многих дисциплин, играет большое значение в различных областях деятельности человека. Многие учителя зададут вопрос: «Как можно на уроках физики не только обучать и развивать, но ещё и воспитывать?»

Использование литературных произведений позволяет организовать на уроке работу, направленную на достижение личностных и метапредметных  результатов.

Давайте обратимся к первому уроку физики в 7 классе. Уверена, каждый учитель трепетно готовится к этому уроку, подбирает эпиграфы, демонстрационные опыты, чтобы заинтересовать ребенка в своем предмете, убедить в его значимости. Вспомним слова О.Бальзака: «Ключ к каждой науке - вопросительный знак».

-Одно из чудес - вот что такое физика. Она хранит отгадки многих тайн.

-Полюбившему и избравшему физику средь других наук радость принесет кропотливый труд.

-Этот путь прошли сотни мудрецов, нам оставив знания, что приобрели. Назову я их, вы запомните эти имена (перечисляю, показывая портреты ученых физиков).

-Были среди них светлые умы, что за преданность свою истине мракобесами были сожжены (называю Дж.Бруно, указывая на портрет). Их сегодня мы славим и чтим, их учения озаряют путь.

Изобразительное искусство хранит богатейшие возможности для эстетического воспитания в процессе преподавании физики. Часто способные к живописи ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются им в виде свода законов и формул. Задача учителя - показать, что людям творческих профессий знания по физике профессионально просто необходимы, поскольку «...художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего - его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться». Кроме того, очень часто интерес к предмету начинается именно с интереса к учителю, и учитель обязан знать хотя бы основы живописи и быть художественно образованным человеком, чтобы между ним и его учениками зародились живые связи.

Использовать эти сведения можно по-разному: иллюстрировать художественными произведениями физические явления и события из жизни физиков или, наоборот, рассматривать физические явления в технике живописи и технологии живописных материалов, подчеркивать использование науки в искусствах или описывать роль цвета на производстве. Но при этом необходимо помнить, что живопись на уроке физики не цель, а лишь помощница, что любой пример должен быть подчинен внутренней логике урока, ни в коем случае не следует сбиваться на художественно- искусствоведческий анализ.

Ученик встречается с искусством уже на первых уроках физики. Вот он открывает учебник, видит портрет М.В.Ломоносова и вспоминает знакомые по урокам литературы слова А.С.Пушкина, что Ломоносов «сам был нашим первым университетом». Здесь можно рассказать об экспериментах ученого с цветным стеклом, показать его мозаичное панно «Полтавская битва» и зарисовки полярных сияний, прочитать его поэтические строки о науке, о радости, которая приходит с приобретением новых знаний, очертить сферу интересов ученого как физика, химика, художника, литератора, привести слова академика И.Артоболевского: «Искусство для ученого — не отдых от напряженных занятий наукой, не только способ подняться к вершинам культуры, а совершенно необходимая составляющая его профессиональной деятельности».

Особенно выигрышным в этом отношении является раздел «Оптика»: линейная перспектива (геометрическая оптика), эффекты воздушной перспективы (дифракция и диффузное рассеяние света в воздухе), цвет (дисперсия, физиологическое восприятие, смешение, дополнительные цвета). Полезно заглянуть и в учебники живописи - там раскрыто значение таких характеристик света, как сила света, освещенность, угол падения лучей. Рассказывая о развитии взглядов на природу света, учитель говорит о представлениях ученых древности, о том, что они объясняли свет какие течение с величайшей скоростью тончайших слоев атомов от тел: «Эти атомы сдавливают воздух и образуют отпечатки образов предметов, отражаемых во влажной части глаза. Вода является посредником видения, и потому влажный глаз видит лучше сухого. Но воздух есть причина, почему неясно видны удаленные предметы».

Различные ощущения света и цвета можно описать при изучении глаза, рассмотреть физическую основу оптических иллюзий, самой распространенной из которых является радуга. Первым понял «устройство» радуги И.Ньютон, он показал, что «солнечный зайчик» состоит из различных цветов. Очень впечатляющим является повторение в классе опытов великого ученого, при этом хорошо процитировать его трактат «Оптика»: «Зрелище живых и ярких красок, получившихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие». Позднее физик и талантливый музыкант Томас Юнг покажет, что различия в цвете объясняются различными длинами волн. Юнг является одним из авторов современной теории цветов наряду с Г.Гельмголыдем и Дж.Максвеллом. Приоритет же в создании трехкомпо- нентной теории цветов (красный, синий, зеленый - основные) принадлежит М.В. Ломоносову, хотя гениальную догадку высказывал и знаменитый архитектор эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти.

В подтверждение огромного влияния на впечатления о мире силы цвета можно привести слова известного специалиста по технической эстетике Жака Вьено: «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу». Необходимо упомянуть, что свойствам цвета можно дать «физические» характеристики: теплые (красный, оранжевый) - холодные (голубой, синий); легкие (светлые тона) - тяжелые (темные). Цвет можно «уравновесить».

Хорошей иллюстрацией физиологического восприятия смешения цветов может послужить картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»: снег на ней не просто белый, он небесный. При близком рассмотрении можно увидеть множество цветных мазков, которые издали, сливаясь воедино, и создают нужное впечатление. Этот эффект увлекал и художников- импрессионистов, создавших новый стиль - пуантилизм: живопись точками или мазками в форме запятых. «Оптическая смесь» - решающий фактор в технике исполнения, например, Ж.П.Сера, позволяла ему добиваться необыкновенной прозрачности и «вибрации» воздуха. Ученики знают результат механического смешения «желтый+синий = зеленый», но неизменно удивляются эффекту, возникающему при наложении рядом на холст мазков дополнительных цветов, например зеленого и оранжевого, - каждый из цветов становится ярче, что объясняется сложнейшей работой сетчатки глаза.

Много иллюстраций можно подобрать на законы отражения и преломления света. Например, изображение опрокинутого пейзажа на спокойной поверхности воды, зеркала с заменой правого на левое и сохранением размеров, формы, цвета. Иногда художник вводит зеркало в картину с двойной целью. Так, И.Голицын в гравюре с изображением В.А.Фаворского, во-первых, показывает лицо старого мастера, вся фигура которого обращена к нам спиной, а во-вторых, подчеркиаает, что зеркало здесь - еще и инструмент для работы. Дело в том, что офорт или гравюру на дереве или линолеуме режут в зеркальном отражении, чтобы оттиск получился нормально. В процессе работы мастер проверяет изображение на доске по отражению в зеркале.

Известный популяризатор науки физик М.Гарднер в своей книге «Живопись, музыка и поэзия» заметил: «Симметрия отражения - один из древнейших и самых простых способов создавать изображения, радующие глаз».

Художественные тексты прекрасно расширяют кругозор учащихся и их представления о физических явлениях. После изучения некоторых тем школьники сами пытаются творить. К заключительному уроку по теме "Световые явления" ученики готовят творческую работу, состоящую из пяти заданий. Это могут быть рисунки с различными световыми явлениями, репродукции картин, иллюстрации из старых журналов, поэтические строки, описывающие какое-либо световое явление. Желающие готовят сообщения об одном из таких замечательных явлениях, как молния, северное сияние, радуга, мираж и др. Ребята от этой работы получают огромное удовлетворение, т.к. она несет в себе творческое начало, и с удовольствием представляют ее на зачетном уроке.

Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова. Его называют «отцом новой русской литературы» и создателем русского литературного языка. По обилию талантов - он был физиком, химиком, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, историей, драматургией, поэзией, филологией - Ломоносова сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения. Ломоносов был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в литературе. Его строки («Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут»), его трепет и восторг перед необъятной Вселенной ночного неба («Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна») и гордое утверждение - «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» - довольно часто используются как на уроках литературы, так и на уроках физики.

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также и искусству, но направлена она преимущественно на познание духовного мира человека. Однако искусство выполняет и множество других. Тот же процесс в живописи можно проиллюстрировать одним из остроумных футу- рологических рассказов блестящего физика середины XX века Сцилларда. В нём он рассказывает, как после всемирной ядерной войны и гибели человечества на Землю прилетают инопланетяне и стараются восстановить её историю. Исследуя картинные галереи, они приходят к выводу, что сначала Землю населяли человекоподобные существа в белых одеждах и с белыми крыльями, а также черные с рогами и хвостами, но потом они вымерли и остались обычные люди.

Кооперирование усилий педагогов различных учебных предметов в формировании у школьников навыков самообразования - одно из перспективных направлений реализации межпредметных связей в общеобразовательном учреждении. Важным фактором для осуществления таких связей имеют взаимные контакты учителей-предметников, обмен опытом, коллективное решение общих для них вопросов, проведение интегрированных уроков и другие мероприятия.

Литература

  1. http://iroipk.ykt.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.ppt#331,1,   ФГОС  общего среднего образования:  традиции и инновации
  2. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. Владос, 2007
  3. Гарднер М. Этот правый, левый мир. - М.: Мир, 1997.
  4. Синякин Е.В. Неизвестные факты о великих – как средство пробуждения интереса к физике//Физика в школе. 2001. №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Содержание Цель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 6класс.

СодержаниеЦель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  средней  ш...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.

Содержание             1.    Цель, задачи разработки.            2.    Актуальность  изучения  ...