Методическая разработка по русскому языку "Подготовка к итоговому сочинению" (8-9 классы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)
Работа с текстом на уроке русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._8-9_kl._rabota_s_tekstom.odt | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроке (8-9 классы)
(подготовка к итоговому сочинению)
(1)Сочинение было о мужестве. Мужество проявляется не только на войне, и некоторые ребята писали о первых целинниках, о врачах на далеком Севере. Зойка писала о войне. «Когда мы ехали из Крыма, папа на станции принес черешни в газетном пакете. В этой газете, измазанной соком, я прочитала о крымских пионерах-героях…»
(2)И Зойка рассказала про одного, про младшего брата того Орленка из гражданской войны. Ему посвящалось стихотворение. «…Этот мальчик Гурген был немного старше меня. Знал ли он, что будет героем? И другие знали ли об этом? Наверно, нет. И был он обыкновенным мальчиком. А когда пионерский отряд подпольщиков обстреляли фашисты, ребята залегли в траве. А лес был совсем рядом, рукой подать, только отползти. Но враги не давали шелохнуться.
(3)Тогда Гурген сказал: «Я сейчас поднимусь, а вы отползайте…» Да, он сказал: «Я выйду один, чтобы стать им мишенью».
Такое нашло его сердце решенье,
Чтоб выпала смерть иль мучения плена
Не Кольке, не Ваське, а только Гургену.
(4)Ребята сначала замерли, потому что это очень страшно: одному встать и прямо пойти на смерть. Одному. Никто еще не мог ничего сказать, а он… Поднялся, пошел…
Невысок он и тонок.
Взлети выше солнца,
Орленок, Орленок…
(5)Ребята отползли, а Гурген… Упал он.
Не слышал, как дрогнули горы.
Как эхо, легенду умчало в просторы… Те ребята остались живы. Это были хорошие пионеры-подпольщики. Но он был лучший. Подвиги совершают лучшие. И погибают. Война отнимает лучших. Разве это справедливо? Лучшие должны жить!»
(6)Учительница прочитала Зойкино сочинение, и на уроке говорили о войне. И потом, когда шли домой, разговор продолжался. — Я вот думаю, — сказала Зойка. — Какое счастье быть храбрым. Ну а если не хватит храбрости, что тогда? — Правда, — подхватила Люся. — Я вот ужасная трусиха. Что же мне делать? Я как увижу червяка, у меня и то просто все замирает, — и она зажмурила глаза.
(7)Оказалось, что и другие девочки боятся. Даже занозу вынуть страшно. — Это ничего не значит, — уверенно сказала Вера Белова. — Вы думаете, герои не боятся? Тоже боятся. А если бы не было страха, не было бы и героев.
(8)Вера всегда говорит что-нибудь дельное. Уж такая умная, что ли? — Если бы не было страха, все могли бы делать одинаково любое дело. Но у всех есть страх. И самое главное в том, что надо побороть его. Я так думаю. Вот кто сумеет его побороть, тот и смелый. Зойка даже рот открыла. Вот что оказывается. Молодец какая Вера. Разве кто-нибудь бы догадался? — Это как же? — удивилась Люся и остановилась среди улицы. — Значит, храбрые боятся… нет, боятся храбрые… — Ну что ты, слушай. — Зойке захотелось объяснить это подруге, а заодно убедиться, что у самой у нее теперь все правильно получается. — Слушай: герои ведь самые обыкновенные люди, и, конечно, они тоже боятся, когда страшно. И вот им страшно — вы слышите, страшно! — а они все-таки делают, что надо. Правда, Вера? Вот это и есть геройство.
(М.С. Киселева)
Вопросы по тексту:
1) Кого можно назвать настоящим героем?
2) Как связаны понятия «герой» и «подвиг»?
3) Что же такое геройство, по мнению девочек?
4) Есть ли место подвигу в мирное время?
5) Испытывают ли страх герои?
6) Приведите примеры мужественных поступков из жизни или литературы.
7) Найдите во втором абзаце фразеологизм.
8) В 6 абзаце найдите слово, относящееся к разговорной лексике
9) В первом абзаце найдите СПП с придаточным времени.
10) В пятом абзаце найдите нераспространенное приложение.
11) В первом абзаце найдите предложение с причастным оборотом, объясните правило
постановки знаков препинания.
12) По утверждению Н.С. Валгиной, «многоточие — частый и незаменимый знак.
Какова роль многоточия в 4-5 абзацах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе
Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе. На фоне отобранного дидактического материала у учащихся воспитывается уважительное отно...
Методическая разработка по теме:" Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Тема: "Великая Отечественная война". Аргументация на примере литературного произведения(поэма О.Берггольц "Февральский дневник")"
Пример сочинения по литературе на тему войны( аргументация с использованием литературного материала- О.Берггольц "Февральский дневник")....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)
Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...