Практика обучения разноуровневого класса коррекционной школы
статья
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 10 декабря 2019 г.
Ссылка на программу конференции: https://nsportal.ru/blog/vuz/obshchevuzovskaya-tematika/2020/02/26/programma-konferentsii
Ссылка на информационное письмо конференции: https://na-konferencii.ru/conference/vserossijskaja-nauchno-prakticheskaja-konferencija-aktualnye-voprosy-psihologii-i-pedagogiki-inkljuzivnogo-obrazovanija
(Итоговый выпуск печатного издания организаторами задерживается в связи с режимом удаленной работы.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konfnapravlenie_3_chernyaeva_1.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.1
ББК 74.26
ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РАЗНО УРОВНЕВОГО КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Т.В. Черняева
учитель
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко», Москва, г.Троицк
Аннотация: В классе, где по уровню успеваемости учащиеся значительно различаются, учителю приходится прилагать больше усилий и времени, разно уровневый класс требует от учителя тщательной подготовки к урокам и внимательного контроля. Но такой опыт может быть полезным для учителя. Преимущества заключаются в освоении новых подходов и методик преподавания, профессиональном росте педагога.
Ключевые слова: инклюзивное среднее образование, коррекционная школа, учащиеся с ОВЗ, технология разно уровневого обучения.
Abstract: In classes which contain mixed ability children, teachers have to put more effort and time. Mixed class demand careful preparing for the lessons and class managing. But such experience can be useful for teachers. Benefits are the development of new approaches, teaching strategies and professional growth.
Keywords: inclusive school, correctional classes, students with disabilities, mixed ability classes.
В каждом классе есть разные по успеваемости ученики, «отличники» и «троечники». Но в некоторых классах эта разница настолько велика, что мешает обучению. Такое наблюдается, например, при обучении иностранному языку, так как многие дети занимаются дополнительно по этому предмету и опережают программу.[1] Так же часто встречаются разно уровневые классы при инклюзивном обучении.
Даже в такой непростой ситуации всех детей необходимо включить в учебный процесс, учитывая их склонности, возможности и потребности, обеспечивая комфортную среду принятия и понимания, необходимую детям.
В моем 6-м классе собраны настолько различающиеся по успеваемости учащиеся, что обычные приемы обучения не позволяли достигать поставленные учебные цели. Привычная форма обучения в школе - фронтальное обучение, в моем классе была совершенно неэффективна, слабые ученики ничего не понимали, а сильные скучали и отвлекались. Страдала и дисциплина, и учебный процесс. К счастью, в настоящее время уже разработаны различные формы и технологии преподавания, некоторые из них дали хорошие результаты в данном случае. В ситуации более подходящими оказались парная и групповая формы обучения, с переменным составом пар и мини-групп учеников.[3]
Для учителя парный и групповой вид обучения представляет некоторые сложности. Задания для разных групп выдавались разные, что требовало дополнительной подготовки к уроку накануне. Объяснение нового материала также проводилось для каждой группы отдельно, с использованием разных формулировок, в вариантах более сложной\более простой, с целью вовлечь всех детей в единый поток, пусть и с разной скоростью.
Класс разбивался на пары или небольшие группы (по 3-4 человека) одним из двух способов: либо по сходному уровню учеников, либо наоборот - по контрасту. Периодически группы переформируются, объединяя имеющих сходный уровень успеваемости, или, наоборот, включая разных по успеваемости учеников. При использовании обоих способов разбиения класса на мини-группы результат обучения был положительным, хотя и различным по типу.
Каждый ученик при таком виде обучения получал свою выгоду. В слабых группах проявлялись новые лидеры в группе, из ребят, которые ранее не проявляли инициативы. В сильных группах ученики успевали освоить более сложный материал, чем остальные. В смешанных группах сильные ученики помогали более слабым, объясняли, делились опытом, и сильным это давало чувство уверенности в себе, а отстающим- чувство дружеской поддержки. В целом, ученики были более активны и показывали большую мотивацию к обучению.
Организация выполнения заданий в мини-группах или парах учеников
- При разбиении класса по принципу одинакового уровня учеников в паре\мини-группе учителю необходимо:
- при подготовке к уроку подбирать для разных групп разные упражнения: для более успешных пар\групп учащихся - сложные задания, для слабо успевающих - более простой вариант задания
- при использовании одного и того же упражнения для разных групп менять формулировку задания. Например, сильная группа самостоятельно читает в учебнике задание и выполняет его, а слабой группе учитель объясняет задание дополнительно и приводит примеры его выполнения
- некоторые упражнения можно адаптировать для разных групп.
- При разбиении класса на контрастные группы\пары в одну компанию попадают лидеры и отстающие. В такой ситуации от учителя требуется:
- инициирование и налаживание коммуникации между учащимися по принципу сотрудничества, совместного выполнения задания.
- для таких групп подходят проектные типы заданий, или задания «Ответьте на вопросы», «Викторина», «Отгадайте кроссворд», а также задания типа «Анкетирования», когда ученики задают остальным вопросы и записывают ответы в общую таблицу
- Для того, чтобы участвовали все дети, необходимо формулировать задания особым образом: «напишите по два предложения», или «задайте вопросы по очереди»
Примеры адаптации заданий:
- В задании по русскому языку «вставьте пропущенные слова» можно выдать список слов для выбора.
- Тип задания «найдите ответ» можно заменить на «выберите правильный ответ из предложенных»
- Сократить объем задания: выполнить только первый столбик вычислений, в то время как другие группы выполняют задание до конца.
- Дать задание одной группе написать сочинение, а другой - краткий пересказ текста из учебника. В то же время оба задания объединены одной темой урока.
- Выписать опорные слова на доске, использовать иллюстрации для привлечения внимания к теме. Обсудить название текста перед выполнением задания.
- Разбить текст на куски разного размера и выдать его разным группам.
- Дать задание писать на черновике и затем исправить ошибки вместе, перед переписыванием в тетрадь
- Дать прочитать пример сочинения, прежде чем писать своё
- Дать ученикам дополнительное время на подготовку ответа
- Вызвать отвечать отлично успевающего ученика, а затем попросить ответить на этот же вопрос остальных
- Выдать задание паре учеников, для подготовки общего ответа
- Повторить формулировку задания четко и более коротко, или попросить сильных учеников объяснить задание остальным
Регулируя сложность задания, можно быть уверенным, что у каждой группы есть поставленная задача, с которой она успешно справится.
Педагогические приемы при устном опросе в разно уровневом классе
Опрос можно организовать также двумя способами - либо вызывая сначала учеников из сильной части класса, либо наоборот. Учителю нужно учитывать сложность вопроса, так, чтобы слабые ученики не попадали в ситуацию, когда их вызвали отвечать, а они не смогли ответить.
Если вопрос сложный, вначале лучше вызвать сильного ученика, а после его ответа задать тот же самый вопрос более слабым ученикам, чтоб те повторили уже прозвучавший ответ.
Если учитель предполагает, что на вопрос сможет ответить любой ученик, то начинать опрос нужно с отстающих учеников, обращаясь к ним адресно: «Миша, ответь на данный вопрос», чтобы сильные ученики не выскочили вперед с готовым ответом.
Из личной практики:
Мой шестой класс можно разделить на 3 группы по обучаемости, с учетом степени проявления трудностей в познавательной деятельности (разбивка класса на группы по сходному уровню учеников).
- 1 группа: учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом.
- 2 группа: учащиеся, в ходе обучения испытывающие трудности в усвоении учебного материала.
- 3 группа: учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал.
Фрагмент плана урока «Природоведение» для разно уровневого класса:
Тема: «Строение растений».
Цели:
- Образовательная. Знакомство учащихся с особенностями строения растений. Знать, какая часть растений находится в земле, по какой части вода и питательные вещества попадают в листья и другие части растения.
- Коррекционная. Коррекция произвольного внимания. Развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.
- Воспитательная. Помогать взрослым сохранять природу. Умение работать в команде.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Оборудование: Учебник, ресурсы электронной школы, рисунки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Наверняка вы видели по дороге в школу разнообразие растений. Тема урока: «Строение растений».
II. Актуализация знаний.
- 1 группа. Ответить на вопросы. Назовите:
-луговые растения
-растения сада и огорода
-растения водоемов
- 2 группа. По внешнему виду определить, какое это растение:
-луговое растение
-растение сада и огорода
-растения водоемов
- 3 группа. Выбери правильный ответ.
На лугу растут:
-помидоры,
-колокольчики,
-кувшинки.
III. Освоение новых знаний.
Практическая работа: изучение строения цветкового растения.
Возьмите цветковое растение в руки:
-какое это растение?
-рассмотрите его форму, цвет,
-найдите корень, стебель, листья, цветок.
-покажите и назовите части цветкового растения.
IV. Динамическая пауза.
V. Закрепление темы урока.
- 1 группа. Учащийся выходит к доске, по плану рассказывает о строении цветковых растений.
- 2 группа. Зарисовать в тетради цветковое растение и подписать его части.
- 3 группа. Записать слова: корень, стебель, лист, цветок.
Домашнее задание.
- 1 группа. Прочитать текст на странице 12-14, ответить на вопросы.
- 2 группа. Прочитать вывод на странице 14, ответить на вопросы.
- 3 группа. Прочитать вывод на стр.14.
Комбинирование форм обучения
Самым удобным построением урока оказалось комбинирование фронтального и группового\парного обучения. Новый материал разбирается всем классом вместе с учителем, а затем класс разбивается на группы и выполняют самостоятельные задания, иногда разные в разных группах, соответствующие способностям учащихся. Урок при таком планировании получается более сбалансированным, учитывающим потребности всех детей.
Для самых сильных учеников требуется большая сложность заданий. Такие задания можно задать на дом, как дополнительную домашнюю работу, в то время как отстающим можно задать на дом просто закончить то, что не успели в классе.
Дополнительные трудности преподавания в разно уровневом классе
Обучение в разно уровневом классе может вызывать беспокойство родителей, которые волнуются об успеваемости своих детей. Учителю нужно быть готовым ответить на вопросы родителей по поводу полноты охвата программы, рассказать об учебном плане и включенных в него темах, о методике преподавания и ожидаемых результатах.
Список литературы
- Бухаркина М. Ю. Технология разно уровневого обучения. Статья. Иностранные языки в школе. //Научно-методический журнал, 2003 №3, 11-12. https://www.books.ru/books/sovremennye-pedagogicheskie-i-informatsionnye-tekhnologii-v-sisteme-obrazovaniya-585510/
- Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018 – 119 с.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: ИЦ Академия, 2010 - 368 с.
- Работаем по ФГОС основного общего образования. - М.: Перспектива, 2015. - 88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимая работа по теме: «Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»
Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы "Мировой океан"....
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Причины, требующие организации разноуровневого обучения в специальной коррекционной школе 8 вида.
В данной статье говорится о причинах, требующих организации разноуровневого обучения детей с нарушением интеллекта....
Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида
В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
конспект открытого урока по Истории и Культуре СПб для ученика индивидуального обучения 9 класса коррекционной школы 8 вида
Архитектура и памятники Санкт - Петербурга....
Программа для индивидуального обучения (9 класс коррекционной школы VIII вида ).
Программа для индивидуального обучения (9 класс коррекционной школы VIII вида )....
План-конспект урока по речевой практике во 2 классе коррекционной школы
Разработка урока по речевой практике во 2 классе...