Практико-значимая работа по теме: «Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему
Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы "Мировой океан".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_geografii.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования
Практико-значимая работа по теме:
«Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»
Выполнил: Казакова ЛюдмилаАлександровна, учитель географии МС(К)ОУ Коробеевской школы-интерната VIII вида Научный руководитель: канд. педагогических наук Трофимова Валерия Валерьевна |
Москва 2014
- Пояснительная записка.
- Приемы, методы, технологии обучения в школе VIII вида.
- Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы.
- Анализ мероприятия.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическим преобразованием в нашей стране и мире.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные цели и задачи современного школьного курса географии:
расширение представлений детей с интеллектуальным недоразвитием об окружающем мире;
развитие познавательного интереса;
развитие и коррекция познавательной деятельности , в частности мыслительной деятельности (умений анализировать, сравнивать, понимать причинно-следственные зависимости , абстрагироваться);
расширение лексического запаса, уточнение значения слов, формирование умения правильно употреблять новые слова в связной речи;
формирование гражданской позиции жителя многонациональной страны и чувства национальной идентичности представителя определенного этноса;
развитие эстетического восприятия окружающего мира;
формирование экологических представлений и привычек поведения;
формирование целостного комплекса географических представлений об окружающем мире (географических представлений как компонента единого комплекса представлений об окружающем мире).
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и физическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, позволяет правильно употреблять им новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, чтением , русским языком, математикой, изобразительной деятельностью, историей, , социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" и "Природоведение".
Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяет от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Проведения практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе впервые опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмеченных объектов, пунктирные и цветовые подсказки.
Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам) которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениям. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).
Приемы, методы, технологии обучения в школе VIII вида
При планировании уроков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида опираются на разработанную систему принципов коррекционно-развивающего сопровождения:
- Принцип динамичности восприятия;
- Принцип продуктивности обработки информации;
- Принцип развития и коррекции высших психических функций;
- Принцип мотивации к учению.
Основанный на выделенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как с целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему раскрыть свои потенциальные возможности, решив тем самым проблему компенсации дефекта.
Используемые методы работы:
- Словесные (объяснение, рассказ, беседа работа с тетрадью, работа с печатным источником информации)
- Наглядные (демонстрация)
- Практические (упражнения, наблюдения, опыты)
- Дидактические игры (имитационные, условно-соревновательные, развивающие))
- Самостоятельные работы (направленные на коррекцию структурных элементов деятельности, развитие самостоятельности, проверку знаний и умений)
Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии: текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые ; . компьютерные (информационные); обучение в сотрудничестве; ролевая игра. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, интернет - технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся.
Проблемное обучение - для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике. Суть его в том, что перед учениками ставится проблема (учебная задача) и вместе с ними она рассматривается.
Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Учебный диалог. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы.
Тема: «Мировой океан»
Форма проведения: Игра – путешествие.
Место проведения: кабинет географии.
Цель: Закрепить изученный материал.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся; формировать интерес к предмету; расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: карта Мира, портрет Ф.Магелана, жетоны, опорные карточки, запись песни «Дорогою добра», сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова, видео – фильм «Животные морей и океанов».
Действующие лица: ведущий; три команды участников.
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Музыкальное вступление.
2. Сообщение темы занятия.
3. Объяснение правил игры.
Звучит музыка.
Ведущий: Ребята, вы слышите эту удивительную музыку? Она зовёт нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве. У нас три фрегата, и каждая команда плывёт на своём корабле.
Сначала узнаем, из какого порта мы начнём своё плавание, и кто первым возглавит регату. Это будет та команда, которая опередит всех, выполнив первое задание. Я сообщу вам несколько подсказок, которые помогут вам узнать название города, из которого нам предстоит начать путешествие.
1. Этот город находится в Европейской части материка Евразия.
2. На берегу Финского залива.
3. Впадающего в Балтийское море.
4. Город, который имеет статус города Федерального значения.
(ответ детей – Санкт – Петербург).
Ведущий: Молодцы! Возглавит нашу регату команда красных, за ними плывут синие и зелёные. Итак, ребята, в путь! Совершим кругосветное плавание. Через Финский залив переплываем Балтийское море, и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический океан. Ребята, что вы знаете о нём?
(1 ученик – краткий рассказ об Атлантическом океане).
Ведущий: Вот и первая наша стоянка – остров Мадагаскар. Но прежде чем мы отправимся в плавание дальше, выполним следующее задание. Цифровой диктант (учащимся даны контурные карты, на которых цифрами обозначены географические объекты, необходимо с помощью подсказок подписать их).
1. Небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой (2 – остров).
2. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши (7 – пролив).
3. Часть океана, более или менее отделённая от него сушей (5 – море).
4. Огромный участок суши (1 – материк).
5. Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу (6 – залив).
6. Скопление островов (4 – архипелаг).
7. Часть суши, с трёх сторон окружённая водой (3 – полуостров).
Ведущий: Вы выполнили задание. А теперь посмотрим, где будет следующая остановка. Это порт Сидней. Как называется материк, на котором находится эта остановка?
(ответ детей – Австралия).
Ведущий: Правильно! Но путь до этого порта нелёгкий. Впереди Индийский океан. На пути встали подводные рифы, и, чтобы преодолеть этот участок пути, выполним следующее задание.
Немой диктант (ведущий, молча, показывает на карте географические объекты – ребята отвечают).
1. Северный Ледовитый океан.
2. Южная Америка.
3. Атлантический океан.
4. Северная Америка.
5. Тихий океан.
6. Австралия.
7. Индийский океан.
8. Африка.
9. Евразия.
Ведущий: Пока вы выполняли задание, корабли переплыли экватор. Находимся в водах Тихого океана. Он на удивление спокойный и дружелюбный. Что вы знаете о нём?
(2 ученик – краткий рассказ о Тихом океане).
Ведущий: Мы доплыли до берегов Северной Америки. Перед нами тёплый Калифорнийский полуостров, порт Лос – Анжелис. Есть возможность подзаправиться, набрать пресной воды и отправиться дальше. Где же нам бросить якорь? Это порт Рио – Де – Жанейро. На каком он находится материке?
(ответ детей – Южная Америка).
Ведущий: Правильно! Чей же фрегат доплывёт до стоянки? Я предлагаю вам викторину.
Викторина (задание на скорость, кто быстрее ответит, тот больше заработает баллов).
1. На каком материке располагается наш областной центр?
2. Самый холодный материк.
3. Самый холодный океан.
4. Самый большой остров на земле.
5. Какой пролив разделяет Северную Америку и Евразию?
6. Самый большой океан.
7. Самый маленький материк.
Ведущий: Вот мы и на финишной прямой. Но чтобы вернуться обратно домой, необходимо выполнить последнее задание.
Каждый видит во сне, как в волшебном кино,
Океаны и дальние страны,
Но на мостик не каждому встать суждено
И не каждому быть капитаном!
Последнее задание для вас, капитаны! Помните, капитаны: «Только смелым покоряются моря». Выходите к доске. Перед вами карточки с названиями материков (Евразия, Африка, Австралия) – выбирайте. А теперь вам предстоит составить рассказ о материке, который вы выбрали.
В это время идёт показ видео – фильма «Животные морей и океанов» и работа по вопросам после просмотра со зрителями.
Звучит музыка (рассказ капитанов).
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие, и занятие подошло к концу. Подсчитаем жетоны и определим победителей. В качестве приза вручается географическая игра.
Анализ мероприятия.
Занятие было рассчитано на закрепление ранее изученного материала для учащихся 8-х классов. В занятии участвовали три команды по пять человек. Мотивом стремления к победе был приз, который победившая команда получила в конце занятия. Ребятам было предложено 5 заданий различных по форме. Отгадать город с помощью подсказок, цифровой диктант, немой диктант, викторина (выполнение заданий на скорость), конкурс капитанов. Время выполнения одного задания было ограничено работой со зрителями. Для зрителей был приготовлен видео – фильм и вопросы различной тематики, рассчитанные на детей разного возраста, что способствовало заинтересованности со стороны зрителей. Кроме того, за правильный ответ они получали сладкий приз. С чем они и справились.
Работа в команде интересна тем, что она сплачивает коллектив и учит работать сообща. Это можно было наблюдать, когда команды выполняли задание направленное на работу с физической картой Мира. В этом заключалась одна из поставленных мною задач. Для того, чтобы ребята видели, кто из них лидирует – на доске были вывешены три таблицы, в которые заносились результаты после каждого конкурса. Это было дополнительной мотивацией для ребят. В итоге с перевесом в один балл выиграла команда «Красных», она получила главный приз. Команды соперников – поощрительные призы.
Поставленные мною задачи: развитие логического мышления, памяти, внимания, обогащение словаря, умение самостоятельно работать с физической картой, умение работать в коллективе, воспитание бережного отношения к природе и животному миру – имели место в этом занятие.
Рекомендации.
- По возможности использовать мультимедийную презентацию.
- Время просмотра фильма сократить до 1,5-2 минут.
- Использовать поощрительные призы.
Список литературы.
- К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
- 2. И.И.Баринова. Современный урок географии. Ч.6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. – М.: Школьная Пресса, 2003. 1.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников. – М. : Просвещение, 1987. –57с.
- Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование .
Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. –68с.
- .Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) . – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
- Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.
- Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 7 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2011.-176 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)
- Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 8 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 20011.-208 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта+
- Маркин В.А. Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. -М.: ООО Фирма издательство АСТ, 1998.
- Д.О. Хвостова. Большой универсальный атлас мира . – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг ЗУН по природоведению, географии учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида
Мониторинг, отражающий общеучебные ЗУН по природоведению и географии в 5 - 9 классах коррекционной школы VIII вида...
Олимпиада по географии для учащихся 8-9 классов коррекционной школы VIII вида
Олимпиадные задания по географии (II тур) для учащихся 8-9 классов....
рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....
календарно-тематическое планирование по географии для обучающихся 6,7 классов коррекционной школы VIII вида
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Учебники: 1)...
Тесты по географии для учащихся 6 - 9 классов коррекционной школы
Тестовые задания по географии предназначены для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся 6- 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Содержание тестовых заданий опира...
Внеклассное занятие "Устами младенца" по математике (геометрии) для учащихся 6-8 классов коррекционных школ с презентацией..
Предлагаемое внеклассное занятие по математике проводится в виде игры "Устами младенца". Содержит вопросы из геометрии: линии,виды линий,фигуры,геометрические тела.Позволяет не т...
Занятие с учащимися 6-10 классов коррекционной школы « Два мира – преступность и социум»
Целью занятия является ознакомление с негативными формами отклонений норм поведения в обществе.Задачи занятия - формировать отри...