конспект открытого урока по Истории и Культуре СПб для ученика индивидуального обучения 9 класса коррекционной школы 8 вида
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Архитектура и памятники Санкт - Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_dlya_uchenitsy_9.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока для ученицы 9-го класса
индивидуального обучения (на дому)
по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» 12.05.2015г.
Учитель индивидуального обучения: Зиновьева Наталья Анатольевна
Тема: Архитектура и памятники Санкт – Петербурга
Цели и задачи урока:
ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значимыми памятниками Санкт-Петербурга;
привить интерес к отечественному и историческому наследию; воспитывать патриотизм и гордость за достижения своего народа;
развивать художественно-эстетический вкус учащихся.
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающими миру через объекты культурного наследия Санкт-Петербурга.
Оборудование урока:
видеозаписи, слайды, фотографии архитектурных памятников Санкт-Петербурга , наборы открыток, музыкальное сопровождение, настольная игра «МЕМО Санкт-Петербург», пазлы .
Ход урока:
Организационный момент.
Используя настольную игру «МЕМО Санкт – Петербург», выполним с тобой задание на внимание и память: перед нами лежат карточки изображением вниз; по очереди будем переворачивать карточки ; если найдем пару, обе карточки забираем себе, если карточка не парная, вновь переворачиваем изображением вниз; необходимо запомнить карточки. У кого из нас будет больше карточек, тот и выиграл.
Работа по теме урока.
Вводная беседа об архитектуре и памятниках:
Сегодня мы будем говорить об архитектурных памятниках, находящихся в Санкт-Петербурге.
- А что же такое архитектура?
Давай обобщим, систематизируем и закрепим наши знания об архитектуре как виде изобразительного искусства.
Немецкий философ Шеллинг метко назвал архитектуру «застывшей музыкой». Гармония и соразмерность линий архитектурных шедевров сродни строгой выверенности и ритмичности лучших музыкальных творений. Облик крупнейших городов мира – Парижа, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга – определяется архитектурными памятниками, придающими неповторимость городскому ландшафту.
Архитектура (лат. «architecture», греч. «archi» - главный и«tektoc» - строить, возводить) – зодчество, искусство проектировать и строить.
Архитекторы– люди, разрабатывающие проекты, художественную часть, внешний облик здания, связывая его с техническими характеристиками, по которым затем строятся здания, ансамбли, города.
Архитектура отражает художественный стиль эпохи. Всемирно известные архитектурные сооружения запоминаются как символы стран и городов.
Задание: Вспомни уроки географии и угадай страну по упоминанию её архитектурной достопримечательности:
Пирамиды (Египет); Акрополь (Афины, Греция); Колизей (Рим);
Эйфелева башня (Париж, Франция); Небоскрёбы (Нью-Йорк, США);
Кремль и Красная площадь (Москва, Россия).
Па́мятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.
Словесно-иллюстративный рассказ о памятниках Санкт-Петербурга.
- А теперь представим себя совершающими экскурсионное путешествие по этому прекрасному городу нашей страны. И помогут нам в этом фотографии, которые мы сделали, когда гуляли по Санкт - Петербургу.
Санкт-Петербург — город, знаменитый изумительными архитектурными ансамблями, не перестающий удивлять торжественностью строений, давно ставших не только символами Северной столицы, но и достоянием общемирового значения.
За свою недолгую жизнь Санкт-Петербург вырос во много-много раз. Сейчас он гигант! А сердцем его является старинная часть, где улицам, домам и площадям по 100, 200 и более лет. И все эти архитектурные памятники хранят память об эпохе, когда родились; о событиях, свидетелями которых были; о людях, которые их строили и в них жили…
Недалеко от того места, где Нева разделяется на два рукава – Большую и Малую Неву, находится небольшой островок, на котором 16 (27) мая 1703 года была заложена крепость, названная Санкт-Петербургом.
Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных местах мощные укрепления. Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных людей" крепость строилась с "большим поспешением". В центре крепости стояла деревянная, крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла.
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Верфь была построена буквой «П». Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с земляными бастионами и глубоким рвом. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышкас образцами монет, отчеканенных в Петербурге.
У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского.
С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России. СОБЕРИ ПАЗЛЫ.
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге – старейший архитектурный памятник города. В начале 18 века после победы над шведами в Северной войне необходимо было защитить завоеванные земли и построить крепость. До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались без суда (только по царскому решению) особо опасные государственные преступники. Одним из первых узников стал царевич Алексей, сын Петра I. Здесь побывали Радищев, декабристы, братья Бестужевы, Чернышевский.
Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления - бастионы. Между бастионами построены стены. В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы и в стенах - тайные ходы.
С одного из бастионов в 12 часов стреляет пушка. Ее выстрел - один из символов Петербурга.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости. Это самое красивое здание ансамбля.
Петропавловский собор – самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота - 122,5 метров, высота шпиля - 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела.
С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых. СОБЕРИ ПАЗЛЫ.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.
Самое красивое и самое старейшее здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дом. Сегодня трехэтажный Зимний дворец - памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко. Главным фасадом Дворец обращен в сторону Дворцовой площади.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией картин, древностей и является одним из самых посещаемых музеев мира.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.
Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Среди подобных ему равных нет.
Архитектор Монферран создал её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном. СОБЕРИ ПАЗЛЫ.
Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес его – ни много ни мало 600 тонн.
Александровскую колонну венчает фигура ангела. Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге расположен в самом центре Северной столицы. Величественный дворец причудливой формы напоминает постройки средневековой Европы. Дворец является символом эпохи императора Павла I. Часто говорили, что Михайловский дворец - крепость царя Павла I.
Как известно – Михайловский дворец - это главное здание Русского музея. Предназначался дворец для Павла I. В создании внутреннего убранства и интерьера Михайловского замка принимали участие одни из выдающихся скульпторов, художников, живописцев, резчиков, столяров, паркетчиков, лепных мастеров, и многих, многих других. Павел I не жалел денег на это дело. В итоге Санкт-Петербург получил великолепный, красивый и внешним и внутренним своим видом дворец, имя которому – Михайловский замок. Таким образом, побывав в Михайловском замке, вы сможете узнать, как развивалось искусство в России с древних времен до нашего времени.
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей. СОБЕРИ ПАЗЛЫ.
Медный всадник – памятник Петру1 на Сенатской площади. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А.С.Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Почти год ушёл на поиски гигантского валуна, на котором стоит фигура Петра. Открытие памятника Петру 1 Екатерина приурочила к 20-летию своего правления и 100-летнему юбилею воцарения Петра. СОБЕИ ПАЗЛЫ.
Обобщение изученного на уроке.
- Настя, посмотри на открытку, что здесь изображено? (Петропавловская крепость).
- А теперь перейди по этому импровизированному мостику и посмотри на открытку, где ты оказалась? (На Дворцовой площади).
- Пройди по лабиринту «улочек» и посмотри на открытку, где ты оказалась? (Адмиралтейство).
- Поднимись по этим «ступенькам», посмотри на открытку, где ты? (Исаакиевский собор).
- Прочитай стихотворение. О каком памятнике здесь говорится? (Медный всадник).
- Слышишь звон колоколов? Посмотри, где звонят колокола? (Казанский собор). Позвони и ты в колокольчики.
Итог урока:
- Вот и закончилась наша небольшая экскурсия по Санкт-Петербургу.
К следующему уроку запиши в тетрадь названия памятников Санкт – Петербурга и «проведи» экскурсию по городу для своего племянника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...
Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:«Применение здоровьесберегающих технологий...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".
Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Модифицированная (авторизованная) программа "История и культура родного края. Кубановедение» 10 - 11 класс коррекционной школы.
Программа содержит целостное представление об историческом пути территории Кубани и судьбах населяющих её народов, основных этапах, событиях, происходивших на кубанской земле, а также роли крупных дея...