Педагогические технологии
учебно-методический материал

Здесь представлены педагогические технологии, используемые на уроке географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологии на уроках географии в условиях ФГОС.

Иванова Светлана Николаевна

учитель географии

МАОУ СОШ №42

     

       ФГОС требуют нового подхода в работе самого учителя. Поэтому, основными задачами в своей работе считаю необходимость сформировать у школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные   компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности. Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, на уроках, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, открыть «книгу» познания мира. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

        Считаю, что на каждом уроке учитель ведет работу по выявлению и развитию способностей учащихся. И применение различных технологий дает возможность детям ярче проявить себя, эффективнее развиваться.

        Целью педагогической деятельности я вижу в воспитание учеников через развитие географической культуры, через работу с источниками географической информации. Считаю, что главная цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.

Будь готов в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в каждом ребёнке.

И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно, для этого необходимо:

1. Максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.

2. Нужно хвалить за правильные решения.

3. Создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника».

4. Организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

5. Заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.

        На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Главное – вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:

1. Единая логическая деятельность учителя и учащихся.

2. Рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.

3.Увеличение времени на выполнение самостоятельной учебной деятельности.

4. Умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.

        Главное здесь, поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. А преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.

        Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

        Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности на начальной стадии изучения географии,  я выбрала игру и  использую игровые технологии на своих уроках. Игра помогает мне активизировать мыслительную деятельность детей, их стремление к общению, делает учебный процесс интересным, развивает психические функции и способности учащихся. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

В своей практике я также использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Технология «критического мышления.

         Технология «критического мышления включает в себя три стадии: вызова-осмысление – размышление (рефлексия).

 Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы. Отвожу три минуты на «свободное письмо»

1 стадия – вызов – предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

 Предлагаю учащимся за три минуты написать все о климате, что вы знаете, что приходит в голову. Через три – четыре минуты даю время поразмыслить над написанным, посоветоваться с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит. Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

        Использую «Перепутанные логические цепи». Учащимся предлагается восстановить логическую цепь и объяснить ее. Учащиеся восстанавливают порядок, объясняют причинно-следственные связи.

:2 стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации. Учащиеся работают в группах, в парах.

В процессе осмысления новой темы, учащиеся в группах работают по взаимоопросу.

Вопросы формулируются по сути идеи и подтекста; по взаимообучению – в группах сильные ученики играют роль учителя:

  • суммируют содержание абзаца;
  • придумывают вопросы и просят других ответить;
  • разъясняют, что непонятно;
  • дают задание по чтению следующего абзаца;
  • дают задание учащимся прочитать дополнительный материал (работа с дополнительной литературой)

3 стадия – размышление (рефлексия, возврат). На этой стадии учащиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.

        На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям. Зачитывают таблицу (представлена обобщенная таблица), делают выводы, что нового узнали. Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или синквейном, который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме: (ученики делают образцы записи)

Технология «критического мышления» позволяет эффективно развивать географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно. Под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение.

Личностно-ориентированная технология обучения.

        Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит: самобытность ребёнка, субъективность процесса учения.

        Главное заложить в ребёнке механизмы: самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности.

        Технология помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом, получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Технология проблемного обучения.

         Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Информационно-коммуникационные технологии.

        Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.

Основные формы использования ИКТ в своей работе:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинета (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.
  5. Диагностика творческого развития детей (диаграммы, графики, таблицы), Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, участие в вебенарах).

        Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса географии. Использование ИКТ на уроках географии мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Здоровьесберегающие технологии. 

         Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки, построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся), оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, практикую физкультминутки,  помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность, соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ, принципы здоровьесбережения.

        Тестовые технологии. 

        Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

         По  темам курса географии  разрабатываю дидактический материал обучающего характера. Это позволяет развивать мотивацию к изучению предмета, познавательные интересы, способности конкретного ученика.

        Обеспечиваю развитие у обучающихся умений самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать, преобразовывать и сохранять необходимую информацию для решения учебных задач. С этой целью организовываю деятельность школьников с различными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, картами, обучаю способам работы с содержанием образовательных сайтов Интернета.

        Формирую языковую компетентность обучающихся. С этой целью на уроках организовывает разнообразные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), развиваю умение обучающихся задавать вопросы.

        Учу детей выделять главное и необходимое в информационных потоках, проводить и описывать опыты, оформлять проект, исследовательскую работу, защищать их в форме презентации с использованием текстовой, графической, звуковой, анимационной и видеоинформацией. При конструировании уроков обеспечиваю оптимальное сочетание фронтальных, парных, групповых, индивидуальных форм обучения.  Применяю методы проблемного изложения материала, метод исследования. Владею методикой организации уроков в стандартных и нестандартных формах. В методическом арсенале - лекции, зачёты, защита проектов, КВНы, виртуальные путешествия, исследования, которые отличающиеся практической направленностью, большим объёмом самостоятельной деятельностью.

        Для развития познавательного интереса, критического мышления применяю на уроках различные приёмы: синквейн, ромашка Блума, кластеры, скрайбинг. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах - свободное мыслительное действие, осуществляемое индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.

        Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

        Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении географии, повышают познавательный интерес к предмету. В школе активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение.

        Просматривается положительная динамика качества знаний учащихся.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по географии -  100%, многие учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, побеждают в конкурсах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...