развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии
статья по теме

Казюкина Ольга Александровна

 

Развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии

"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА

В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(К.С. Станиславский - актер, режиссер, теоретик театра).

 

     Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.

     Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

3Развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии

"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА

В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(К.С. Станиславский - актер, режиссер, теоретик театра).

     Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.

     Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.

     Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник - Его Величество Театр.

     У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я заметила что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Ведь одна из задач школы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь - показатель культуры человека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей, служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения и общения в школе.

     В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов, психологов, дефектологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 51% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 49% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 50% - недоразвитие речи, 26% с фонематическим недоразвитием, 24% с нарушением звукопроизношения. Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры,  использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Я строю обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете. Новые знания на уроке преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и меня совместных активных поисков. Так ход урока характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Основным принципом моей развивающей деятельности является расширение взаимодействий учеников, работа в “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театральной деятельности и использование элементов театральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Я считаю, что чем меньше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

     Каждый из нас знает - развитие речи в начальных классах - одно из главных направлений работы. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников. Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основе развития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменной речи. А это один из законов обучения русскому языку. Работая 15 лет учителем начальных классов я давно обратила внимание, что учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

      Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому для меня важно в 1 классе развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

ЦЕЛЬ: оказание помощи детям по преодолению трудностей в обучении, решение проблемы опережающего усвоения устной речи перед письменной с помощью речевых разминок и грамматических разминок средствами театральной педагогики.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Совершенствование звуковой культуры речи (работа над дикцией, интонацией, темпом речи);
  3. Обогащение активного словаря школьников;
  4. Развитие интереса к звучащему слову, меткости и выразительности речи;
  5. Развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, памяти;
  6. Развивать творческие способности;
  7. Воспитывать зрительскую культуру, творческие способности, эмоционально-волевую сферу.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Повышение познавательной активности и успеваемости.
  2. Повышение уровня развития мелкой моторики.
  3. Формирование четкой, грамотной речи.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Формирование самостоятельности.
  6. Формирование навыков эффективного общения.
  7. Улучшение способности к концентрации внимания.
  8. Улучшение памяти.
  9. Формирование навыков зрительской культуры.

     Мои уроки главным образом направлены на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, формирование четкой, грамотной речи через кукольную театральную деятельность, то есть через ведущую деятельность ребёнка - игру.

     Каждый учитель - режиссер. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему", надо на ее основе придумать свою". Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через введение в урок, внеклассные мероприятия - театрализации. Работа с театральными куклами не требует каких - либо специальных знаний в области театра, театрального искусства. Она доступна любому педагогу начальных классов.

      В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету обучения. С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели:  

  1. погружают детей в присущую им стихию игры,
  2. сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память);
  3. придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

     С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе. Театральные куклы приветствуют малышей, знакомят с правилами поведения в школе, рассказывают о волшебных словах. Они мои помощники в первом классе: помогают объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки театральной куклы. Их вовсе не смущает тот факт, что она говорит моим голосом. Я внимательно приглядываюсь к ребятам, стараюсь подметить у каждого, пусть даже маленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить.


Структурные компоненты занятий

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

     Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. Занятия начинаются с разминки, на которой я разучиваю с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции. За материалом обращаюсь к книгам по логопедии. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе дает возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.


Разработка тембрального диапазона


     Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Во время произнесения “кричалки" верхнее небо должно приобретать форму купола, что обеспечит хорошую звучность.

     Говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом - эти упражнения голосом и речью служат для тренировки воображения.

     Такие речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.


Работа над мимикой и жестом


     Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожу различные игры, упражнения и этюды.

Пальчиковая гимнастика


   
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры". Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр" дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.


Интонационная выразительность


    Все упражнения не только способствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, но и помогают отработать интонацию - самую важную и самую сложную составляющую речи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее его интонации. Не стоит забывать, что кукла не способна передавать настроение мимикой или жестами. Эту роль выполняет речь маленького актера. Поэтому эмоции, мысли актера должны быть "пропущены через руку". Для выработки хорошей дикции и выразительности речи использую набор скороговорок, пословиц, стишков.

     Играть так, чтобы тебе поверили, трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делаю на игры со словом (где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место), с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

     В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Элементы театра вносят в уроки радостную и непринужденную атмосферу, материал усваивается легче и быстрее, дети до конца занятий бывают активными, сообразительными и что немаловажно - веселыми.

     На коротких переменах дети любят разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса, произносят целые диалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества, который боюсь неосторожно задуть. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. Я очень люблю эти необычайно трогательные минуты. В это время, осторожно наблюдая за игрой, подмечаю в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. В плане развития мелкой моторики рук, концентрации внимания, для развития фантазии, образного мышления, точных и скоординированных движений, через уроки ручного труда и изобразительную деятельность использую изготовление кукол своими руками. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. Для пальчиковой гимнастики мастерим головки из папье-маше. Куклам необходима сцена-ширма. Старшекласники на уроках столярного дела сконструировали ширму так, чтобы высоту можно было регулировать по мере роста юных артистов. Наша ширма разборная, портативная, потому что выступаем с детьми не только у себя в школе, но и в детских садах, в детской библиотеке. К себе в гости приглашаем детей из детского сада «Золотой ключик». Такие встречи учат детей не бояться простора сцены, а ловко придумывают выразительные движения для себя и зрителя.

     Мы ходим на спектакли, которые можно увидеть в нашем городе на сцене Дворца культуры. Вернувшись в класс, обсуждаем постановку, отмечая игру артистов. Рисуем иллюстрации к постановкам. Так я формирую грамотного зрителя и критика. К родительским собраниям и утренникам готовим небольшие премьеры. Родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей.

     В начале учебного года я в классе провести беседу с родителями на родительском собрании по теме "Искусство - прекрасный воспитатель". Обратила внимание, что искусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, не теряющегося в потоке современной жизни.

        Мои дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. Чему же способствует использование элементов театральной педагогики? Появляется устойчивый интерес как к искусству, так и к проектно-исследовательской деятельности; формируются навыки самоорганизации труда; эмоциональный климат в детском коллективе становится более теплым. А классический текст словно оживает: становится объемным, вступает в диалог с юными читателями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе  элементы ТРИЗ. Материал  предстваляет собой обобщение  ...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Развитие творческих способностей и воображения дошкольников по средствам арт – терапии

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адапт...

Развитие творческих способностей с применением ИКТ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей являютс...

АРТ-ТЕРАПИЯ как развитие творческих способностей у детей с аутистическим спектором развития.

Статья посвящена актуальной проблеме детей с аутизмом и способам творческого развития таких детей.Арт -терапия способствует снижению эмоционального напряжения и появленю чувства спокойствия и комфорта...