Проект организации дистанционного обучения в школе
методическая разработка
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
«Дистанционное обучение – образование для всех» Проект внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс ОУ
|
|
Сентябрь 2019- май 2021
|
|
Цель проекта: Создание к 2021 году в ОУ условий для повышения качества и доступности обучения за счет использования дистанционных образовательных технологий. Задачи проекта:
|
|
I этап - подготовительный: 2018 г. (изучение литературы, исследований по проблеме введения дистанционного обучения, создание необходимых для реализации и внедрения проекта условий, разработка нормативно-правовой базы). II этап - основной: 2019 - 2020гг. (этап реализации проекта). III этап -2020-2021гг. заключительный (анализ проведенной работы, систематизация полученных результатов, обобщение и распространение опыта, проектирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_organizatsii_distantsionnogo_obucheniya.docx | 158.19 КБ |
iz_opyta_raboty_integirovannye_uroki.docx | 741.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анопинская средняя общеобразовательная школа»
Гусь-Хрустального района Владимирской области
«Дистанционное обучение – образование для всех»
Проект внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс ОУ
Разработчик проекта:
Лычагина Алевтина Юрьевна
заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе,
учитель математики и информатики
высшей категории
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Наименование проекта | «Дистанционное обучение – образование для всех» Проект внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс ОУ |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2019- май 2021 |
Целеполагание проекта | Цель проекта: Создание к 2021 году в ОУ условий для повышения качества и доступности обучения за счет использования дистанционных образовательных технологий. Задачи проекта:
|
Этапы проекта | I этап - подготовительный: 2018 г. (изучение литературы, исследований по проблеме введения дистанционного обучения, создание необходимых для реализации и внедрения проекта условий, разработка нормативно-правовой базы). II этап - основной: 2019 - 2020гг. (этап реализации проекта). III этап -2020-2021гг. заключительный (анализ проведенной работы, систематизация полученных результатов, обобщение и распространение опыта, проектирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов |
Результаты проекта |
|
Показатели эффективности проекта Предполагаемые риски и пути их предотвращения (минимизации) | Основанием определения показателей эффективности проекта являются: - количество обучающихся, получивших образование с применением дистанционных образовательных технологий (за весь период осуществления Проекта); - доля образовательных программ реализующихся в школе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; -количество разработанных дистанционных курсов для подготовки к ГИА - количество педагогов, принимающих участие в реализации Проекта - количество педагогов, прошедших повышение квалификации по дистанционным образовательным технологиям; - количество созданных дистанционных курсов; - созданный класс дистанционного обучения Кадровые – дефицит кадров, старение кадров, низкая мотивация. Финансовые – дефицит финансирования. Технические – переход участников образовательного процесса на новые компьютеризированные платформы и системы, возможность работы только при наличии интернета у всех участников Меры по минимизации рисков - Развитие системы повышения квалификации педагогов, в том числе по ИКТ. Поощрение педагогов, работающих в рамках проекта, из стимулирующего фонда. Создание мотивационной среды для привлечения молодых специалистов. -Поиски дополнительных средств финансирования. - Использование ресурсов учреждений – социальных партнёров. - Выбор цифровой техники, поддерживаемой различными операционными системами., организация постоянного участников проекта к ДО |
- Актуальность проекта.
Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. В свете реализации приоритетного национального проекта “Образование” по направлению “Внедрение современных образовательных технологий”, особенно актуальной становится тема дистанционного образования как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
С принятием и внедрением ФГОС изменились и требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации, и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе ИКТ и соответственно научить своих учащихся их эффективному и разумному использованию. Традиционная система образования неоднократно заявляла об индивидуальном подходе в обучении как приоритетной и ключевой. Однако на практике крайне трудно осуществить индивидуальный подход в условиях традиционной школы. Образовательные учреждения в настоящее время ставят одной из приоритетных задач работы, внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс. В процессе дистанционного обучения гораздо легче осуществлять индивидуальный подход к обучению, учитывать способности ученика, его интересы и индивидуальный распорядок дня. Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.
Актуальность данного проекта обусловлена потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе.
Внедрение технологий ДО в образовательный процесс в ОУ объясняется следующими причинами:
- необходимость обучения для учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме (медицинские показания, карантин, низкие температуры, соревнования и конкурсы);
- необходимость индивидуального подхода в обучении с неуспевающими учащимися, необходимость восполнения пробелов в знаниях у некоторых учеников;
- необходимость работы с одаренными детьми на более углубленном уровне;
- расширение возможности профильного и предпрофильного обучения - реализация элективных курсов;
- расширение возможностей организации внеурочной и проектной деятельности;
- необходимость подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА;
- положительный опыт работы других учреждений по созданию новой системы обучения учащихся в дистанционном режиме.
Дистанционное обучение позволит активизировать педагогическую составляющую процесса обучения, уровень познавательной активности деятельности школьников на всех ступенях обучения в образовательном учреждении и повысит результативность образовательного процесса. Данный проект не нацелен на полный отказ от уже сложившейся системы образования, проект расширяет границы существующей системы и вносит разнообразие с учетом существующей информационной среды.
Предпосылки внедрения проекта в МБОУ «Анопинская СОШ»:
- Школа активно работает по организации современной образовательной среды:
- Достигнут достаточный уровень оснащения средствами ИКТ(проекторы,
интерактивные доски, беспроводная сеть, компьютерный и мобильный класс,
сканеры, документ –камеры, система голосования и др.)
- Осуществлён переход на электронные журналы
- Проводится опытная эксплуатация АИС «Электронная библиотека»
- Внедрена системы контроля и управления доступом СКУД
- В дополнительное образование введены курсы по робототехнике
- Школа является площадкой по дистанционному обучению детей с инвалидностью
в Гусь-Хрустальном районе
- Существует запрос со стороны учащихся и их родителей в разработке дистанционных курсов по углубленному изучению отдельных предметов
- Цели и задачи проекта по использованию ДО в ОУ.
Цель проекта:
Создание к 2021 году в ОУ условий для повышения качества и доступности обучения за счет использования дистанционных образовательных технологий.
Задачи проекта:
- Разработать модель организации дистанционного обучения в ОУ.
- Обеспечить повышение квалификации сотрудников, осуществляющих дистанционное обучение.
- Сформировать банк электронных образовательных модулей для учащихся.
- Апробировать разнообразные формы дистанционной поддержки в образовательном процессе.
- Разработать методические рекомендации о внедрении дистанционных образовательных технологий в практику работы ОУ.
- Создать класс дистанционного обучения.
- Сроки и этапы реализации проекта:
Подготовительный этап -.
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию ДО;
- изучение опыта работы образовательных учреждений по организации дистанционного обучения;
- изучение и анализ мнения участников образовательного пространства школы, согласование проекта с участниками образовательного процесса;
- проведение педагогического совета, родительских собраний;
- анализ готовности к реализации проекта: наличие кадрового, организационного, инфраструктурного и методического потенциала;
- курсовая подготовка учителей-предметников по разработке курсов в дистанционной системе обучения;
- создание собственных курсов для системы дистанционного обучения, с последующей публикацией на сервере школы;
- участие педагогов в конкурсах, направленных на развитие ИКТ технологий;
- подготовка технических средств обучения и улучшение материально-технической базы ОУ;
- обеспечения доступа к ресурсам курсов участников проекта.
Основной этап -.
- реализация основных мероприятий плана действий;
- информационное, научно-методическое, кадровое обеспечение настоящего проекта;
- апробация и совершенствование дистанционного обучения;
- осуществление контроля реализации проекта;
- мониторинговые исследования в области определения уровня эффективности реализации проекта с целью организации коррекционной работы.
Заключительный этап —
- подведение итогов реализации проекта;
- анализ разработанных моделей дистанционного образования в ОУ;
- обобщение опыта инновационной деятельности;
- разработка рекомендаций по организации дистанционного обучения;
- проектирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.
- Участники проекта.
Обучающиеся 5- 11 классов | Все обучающиеся школы, обучающиеся принимающие участие в спортивных соревнованиях различного уровня, дети с ограниченными возможностями здоровья, длительно болеющие дети, неуспевающим по отдельным предметам, обучающиеся в форме экстерната, дети, имеющие повышенный интерес к изучению отдельных предметов и дети с медицинскими ограничениями для получения регулярного образования, находящиеся на домашнем обучении. |
Администрация | Проведение подготовительной работы по организации дистанционного обучения. Информационная поддержка реализации проекта, создание и укрепление материально-технической базы. Заключение договоров с партнерами по реализации проекта. |
Педагогический коллектив | Учителя предметники, разрабатывающие курсы, уроки, в соответствии с требованиями ФГОС. Социальный педагог и педагог-психолог, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, занимающихся дистанционно. Классные руководители, выполняющие функцию тьютора. |
Родители | Родители своевременно получают полную информацию о ходе реализации проекта, промежуточных и итоговых результатах, принимают активное участие в реализации проекта. |
- Механизм реализации проекта.
Специалисты | Виды деятельности |
Директор ОУ | Организация работы ОУ, представляет его интересы и несет ответственность за его деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Укрепление материально-технической базы. Заключение договоров с партнерами по реализации проекта. |
Заместитель директора по УВР, руководитель проекта | Общее руководство проектом, координация действий в рамках проекта, консультация всех участников по вопросам, связанным с реализацией проекта. Организация учебного процесса. Проведение подготовительной работы по организации дистанционного обучения. Информационная поддержка реализации проекта. Осуществления контроля за исполнением проекта. Организация внеурочной деятельности; Организация конкурсов. |
Педагоги- предметники | Освоение новых электронных учебно-методических комплексов, с пакетами интерактивных тестов по различным темам и курсам образовательных программ. |
Классные руководители | Организационные вопросы, взаимодействие с родителями, курирование обучающихся. |
Социальный педагог и педагог психолог | Психолого-педагогическая диагностика, сопровождение обучающихся и педагогов. |
Библиотека школы (информационно-библиотечный центр) | Обеспечение участникам образовательного процесса свободного доступа к библиотечно-информационным ресурсам. |
Системный администратор | Работы по техническому обслуживанию (настройка, наладка и ремонт) технического электронного, сетевого оборудования ОУ. |
- План реализации проекта.
Направление | Сроки | Содержание мероприятия |
Подготовительный этап: | ||
Создание нормативно правовой базы ОУ. | Сентябрь 2019 | Разработка: - дополнения и изменения в Устав условиях внедрения дистанционного обучения; - положения о введении дистанционного обучения в образовательном учреждении; - приказа о введении дистанционного обучения в образовательном учреждении; - должностных инструкций; - приказа об утверждении нагрузки сетевых преподавателей и тьюторов; - положения об оценивании учебных достижений обучающихся в условиях дистанционного обучения; - внесение изменений в имеющиеся локальные акты. |
Анализ мониторинга ОУ по реализации проекта. | Сентябрь 2019 | Мониторинг: -кадрового обеспечения; -материально-технического обеспечения; -мониторинг наличия в ОУ цифровых образовательных ресурсов; -программного обеспечения; -возможностей участников образовательного процесса работать с ДО. |
Изучение и формирование социального заказа на образовательные услуги. | Сентябрь 2019 | - Анкетирование среди учащихся 5-11 классов с целью выявления их интересов, склонностей и способностей, которая позволит определить потребности обучающихся. - Родительские собрания с целью информирования родителей о возможностях ДО. - Определение классов, которые примут участие в реализации проекта. |
Работа с педагогическими кадрами. | Ноябрь 2019 В течении года | - Проведение педагогического совета с целью презентации проекта и отчета о готовности к реализации проекта. - Создание рабочей группы по реализации проекта. - Организация курсовой подготовки. - Повышение уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов школы, их информационной культуры. - Проведение заседаний методических кафедр по организации проекта. - Освоение новых электронных учебно-методических комплексов и разработка педагогами учебных материалов. - Участие педагогов в ИКТ-конкурсах. |
Оснащение материальнотехнической базы. | 2019 год | -Оборудование учебных кабинетов, кабинета дистанционного обучения. -Включение компьютеров (используемых в системе ДО) в единую локальную сеть. -Внедрение активного использования программы skype. |
Создание сайта ДО. | До декабря 2019 | Создание на школьном сайте страницы ДО, состоящей из разделов (количество разделов в дальнейшем планируется увеличить): - сайты учителей; - видеоуроки; - конкурсы; - подготовка к ЕГЭ и ГИА; - полезные ссылки для читателей. |
Основной этап: | ||
Организация образовательного процесса с использованием ДО | 2019-2021 | Апробация и совершенствование дистанционного обучения при организации: - элективных курсов дистанционно; - консультации по подготовке к ЕГЭ И ОГЭ с использованием ДО; - предпрофильное и профильное обучение; - проектная и исследовательская деятельность обучающихся; - работа с одаренными детьми; - работа с неуспевающими детьми; - обучение на дому по медицинским показаниям, карантин, низкая температура. |
Работа с педагогическими кадрами | 2019-2021 | -Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений. -Организация постоянно действующего семинара по проблематике проекта. -Проведение педагогических советов и методических семинаров. -Курсовая подготовка учителей-предметников по разработке курсов в дистанционной системе обучения Moodle. -Методическая поддержка учителей в области дистанционного образования. -Обучение педагогических кадров базовым технологиям сетевого взаимодействия. -Публикация материалов в различных изданиях. -Участие учителей в дистанционных конкурсах, вебинарах, конференциях. -Создание авторских мультимедиа-материалов методического и учебного характера. |
Мониторинг эффективности реализации проекта | Ежегодно | Мониторинговые исследования в области определения уровня эффективности реализации проекта с целью организации коррекционной работы: - активность педагогов и учащихся; - количество педагогов, принимающих участие в реализации проекта; - количество учащихся получивших образование с применением технологий дистанционного обучения (ДО) (за учебный год, за весь период осуществления проекта); - степень востребованности предметов при ДО; - доля образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях с использованием ДО; - количество созданных учебно-методических материалов для организации ДО в ОУ. |
Совершенствование материально-технической базы ОУ | (ежегодно) | -Увеличение мобильных рабочих мест учителя предметника (ноутбук, проектор) в предметных кабинетах школы. -Техническая поддержка, администрирование локальной сети. -Обновление программного обеспечения для надежного функционирования информационной сети школы. -Расширение медиатеки. -Формирование банка учебно-методических материалов по предметам ДО. |
Заключительный этап: 2021г. | ||
Подведение итогов реализации проекта | Апрель –май 2021 | -Анализ разработанных моделей дистанционного образования в ОУ. -Проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе реализации проекта, с целью соотнесения результатов с целями проекта, рефлексия. -Проектирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов. |
Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности | Апрель 2021 | -Представление материала в печатных изданиях, на официальных сайтах, порталах. -Разработка рекомендаций по организации дистанционного обучения; -Подготовка и проведение муниципального семинара по результатам реализации проекта. |
7. Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации негативных последствий в ходе реализации проекта.
Проблема | Решение |
Отсутствие достаточных знаний у заинтересованных групп участников проекта | Организация семинаров, педагогических советов, заседаний МО, консультаций, круглых столов, мастер-классов, родительских собраний, классных часов. |
Возможность работы только при наличии интернета у всех участников | Организация постоянного доступа участников проекта к ДО. |
Сложность с финансированием проекта | Поиск и привлечение дополнительных источников финансирования. |
Недостаточное технологическое обеспечение | Установка необходимого и достаточного |
Низкий навык работы на компьютере у обучающихся. | Проведение обучающих занятий для обучающихся и родителей. |
Нежелание отдельных учителей предметников менять сложившиеся виды профессиональной деятельности на инновационные | Индивидуальная работа администрации ОУ с учителями, материальное стимулирование, оказание методической помощи, ознакомление пед.коллектива с примерами положительного опыта реализации ДО. |
Нарушение гигиенических норм при работе с компьютером | Регламентировать время работы, объем информации в соответствии с возрастными особенностями обучающихся |
8.Ожидаемые результаты реализации проекта.
Реализация данного проекта позволит обеспечить обучающихся более качественным образованием, увеличит число образовательных услуг, предоставляемых ОУ, повысит мотивацию обучения, создаст условия для развития познавательных способностей, творческого потенциала обучающихся. Обеспечит возможность изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне. Позволит обучать школьников с ограничениями в здоровье.
В период реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
- включение в систему дистанционного обучения до 50 % обучающихся школы 5-11 классов;
- оптимизация уровня учебной нагрузки обучающихся в классах за счет переноса части учебных курсов в режим дистанционного обучения;
- повышение успешности сдачи выпускниками ЕГЭ и ОГЭ;
- увеличение числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов;
- включение в исследовательскую и проектную деятельность не менее 40 % учащихся;
- повышение уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов школы, их информационной культуры: обеспечение использования технологии дистанционного обучения;
- создание виртуальных школьных объединений педагогов-предметников на основе дистанционного обучения;
- ежегодная публикация своего опыта в электронных, методических, психолого-педагогических изданиях педагогами школы;
- развитие информационного пространства школы и укрепление материально-технической базы;
- подключение к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам всех учебных кабинетов;
- вовлечение в реализацию проекта учреждений и организаций;
- ежегодное увеличение привлеченных средств в образовательный процесс за счет целенаправленной работы с партнерами социума.
9. Список используемых источников:
1. Федеральный Закон РФ №11 от 01.01.01 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
2. Государственная Программа РФ «Информационное общество 2011-2020 годы».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования.
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N137. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
5.Варданян, Н. А.Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе.-ttp://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciva-razvitie-distantsionnogo-obucheniva-v-obscheobrazovatelnov-shkole
7.К вопросу о применении систем многомерного представления предметной области в образовании. http://www.intelin.ru/index.php?p=3
8. - Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения.- http://www.ieducation.ru/2 2009/60.html
9.Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по модернизации общеобразовательных учреждений путем организации в них систем дистанционного обучения - http://ko.mmc-pytyach.org/doki/proekt modernizacii EOR.doc
10. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ- /text/77/129/150.php
11. - Доклад: «Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования: теоретическое осмысление проблемы и пути их реше-ния»http://bank.orenipk.ru/Text/uch-201103.htm
12.Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
13., Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика.— 2000.— №5.—С. 7-13.
14.Полат Е.С, , Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. - М.: Академия, 2006.http://www.twirpx.com/file/484494/
15. Модели сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе web- сервиса. http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2011/2011 3Z12.pdf
Приложение 1
Данная модель позволяет совмещать очную форму обучения учащихся (урочную систему) и дополнительное обучение учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья (домашнее обучение), учащихся, для которых разработана индивидуальная образовательная траектория обучения, направленная на углубленное или расширенное изучение школьных программ, либо в случае неблагоприятны метеоусловий.
Модель дистанционного обучения позволяет для обучения учащихся использовать возможности образовательной части сети Интернет, проводить очные или заочные консультации по вопросам учебной деятельности, вызывающие затруднения у учеников. Одной из положительных сторон данной модели является возможность создания коллективных учебных проектов и исследовательских работ с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки как один из способов повышения мотивации учащихся
Лычагина А.Ю. ,учитель математики и информатики
МБОУ Анопинской СОШ
На сегодняшний день особую актуальность в образовании приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Математика является одним из трудных предметов в школе, так как требует большой умственной нагрузки на всех этапах уроках и это заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к данному предмету в течение всего урока. Поэтому вопрос мотивации очень важен именно для учителей математики.
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.
В моей работе мотивация является важнейшим компонентом структуры учебной деятельности. Я осуществляю её через самостоятельность и активность, через игровую и поисковую деятельность на уроке и дома, через современные информационно-коммуникационные технологии, через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, собственное отношение к обучающимся.
Наиболее удачно процесс мотивации осуществляется через интегрированные уроки, на которых создаются условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на:
- установлении межпредметных связей, проведении систематизации понятий и явлений;
- формировании естественно - научного метода исследований;
- расширении кругозора учащихся;
- повышении интереса к практической значимости предмета;
Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует меньшей утомляемости учащихся и переключению внимания.
Когда возможна интеграция предметов?
- объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Признаки интегрированного урока:
- специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
- цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:
а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б) повышения интереса учащихся к предметам;
в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Навыки необходимые педагогу для организации интегрированных предметов:
- знание содержания и структуры смежных курсов;
- согласование по времени изучения смежных предметов;
- обеспечение преемственности в формировании общих понятий, изучении законов и теорий;
- использование общих подходов к формированию умений и навыков;
- раскрытие взаимосвязи различных явлений природы, изучаемых смежными предметами;
- постановка конкретных учебно-воспитательных задач
Формы интегрированных уроков
- Урок обмена знаниями (ребята делятся по группам и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов)
- Урок творческого поиска (дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.)
- Урок - издание газеты или научного альманаха. (группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты.)
- Контрольные работы по курсу (могут проходить или как защита творческой работы, или как зачёт-конкурс или аукцион)
- Урок решения задач проблемного характера
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью,
- взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Схема построения интегрированного урока может быть следующей:
- Проблемное задание, вопрос или ситуация мотивирующая к изучению данного явления
- Определение понятия (явления), общее представление
- Специально подобранные проблемные задания, в которых заложены свойства, признаки объекта
- Введение новых сведений об объекте
- Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств
- Проблемное задание из другого предмета, на выявление других свойств этого же объекта
- Ввод новых свойств объекта
- Задания на усвоение, закрепление введённого понятия и его свойств
- Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний.
При планировании и организации таких уроков учителю, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов, которые необходимы для ее реализации.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и проводятся двумя или более учителями совместно. Развивающая функция, при этом реализуется тем успешнее, чем шире интеграция, позволяющая переносить и систематизировать знания.
Такие уроки хороши при условии, если они объединены общей проблемой, если они доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда может получиться интересная школа содружества.
Только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей к процессам происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Интеграция математики и информатики
Взаимосвязь математики и информатики в современной школе продолжает усиливаться. Так, в программе по математике для общеобразовательных учреждений говорится: «Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики и информатики»
Интеграция уроков математики и информатики необходима, ведь информатика выросла из математики, и активно использует математический аппарат. Благодаря интеграции материал, который в настоящее время изучается в информатике, не является оторванным от жизни: учащиеся приобретают навыки применения тех или иных программных средств на практике.
С другой стороны, интеграция информационных технологий в образование позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования, а интеграция информационных технологий в математику дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным.
Наиболее близкие и благоприятные для интеграции темы
- основы математической логики;
- системы счисления;
- элементы теории вероятностей и математической статистики;
- теория алгоритмов;
- основы математического моделирования.
Важнейшей чертой современного образования становится использования в учебном процессе электронных учебников и учебных пособий. Материал, содержащийся на этих электронных носителях, дает автору возможность использовать компьютер не только на уроке, но и при проведении различных мероприятий во внеурочное время. Применяя электронные издания на уроках математики и информатики, автор дифференцирует учебные задания, предлагает ученикам самостоятельно выбирать различные уровни заданий.
Что же касается наиболее интересных возможностей, которые дает использование ИКТ при изучении школьного курса математики и информатики, то их можно свести к следующим:
- компьютер как инструмент для проведения математических экспериментов: интерактивные конструкторы, лаборатории;
- компьютер как инструмент для обработки больших массивов информации;
- компьютер как средство коммуникации: локальные сетевые проекты на уровне школы, глобальные Интернет - проекты;
Интеграцию предметов я начинаю с 5 класса. На интегрированных уроках в 5-6 классах учащиеся при помощи компьютера учатся решать логические задачи, развивают память, внимание, выполняют тесты, строят точки, отрезки, прямые, углы, проводят необходимые вычисления. Так при изучении темы: «Координатная плоскость» в 6 классе каждый учащийся работает с электронным практикумом. Эта программа - тренажер для развития и закрепления навыков работы с координатной плоскостью. Применение этой программы позволяет выработать прочные навыки построения точки по ее координатам и решить обратную задачу, создав собственный рисунок по клеткам, указать координаты построенных точек). Используя эту программу, учащиеся отрабатывают также навыки работы с мышью, с файлами (открыть, сохранить на жестком диске).
В 7-11 классах я провожу интегрированные уроки с использованием офисных программ. Часто применяю электронные таблицы на уроках математики при изучении программных тем с целью рассмотрения различных подходов к решению задач. Электронные таблицы применяет при построении графиков функций, решении уравнений, приближенных вычислений и т. п. Использую редактор электронных таблиц при изучении темы «Решение квадратных уравнений по формулам». При изучении тем: «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Нахождение приближенных значений корней квадратных уравнений» авторы учебников предлагают воспользоваться калькулятором, но эффективность выполнения подобных заданий на компьютере будет гораздо выше. У учащихся будет возможность не только найти значение корня с помощью функции КОРЕНЬ, но и проверить результат округления приближенных чисел до требуемого числа знаков.
Помогают электронные таблицы при решении различных уравнений, систем уравнений графическим способом, при построении графиков различных функций. Весьма несложно с помощью EXCEL решить задачу на вычисление площади любой криволинейной трапеции.
На интегрированных уроках алгебры и информатики использую также программу Advanced Grapher - программа для построения и обработки графиков. В считанные секунды можно получить несколько разноцветных графиков, на получение которых “вручную” необходимо потратить немало времени. У учащихся появляется возможность самостоятельно проанализировать изменение вида графика от коэффициентов, т.е. выполнить небольшую исследовательскую работ. В дальнейшем на уроках математики учащиеся строят графики в тетрадях, а с помощью программы проверяют себя. С помощью программы строят также графики уравнений, неравенств, уравнений с параметром. Advanced Grapher не только облегчает объяснение материала, но и позволяет ученикам быстрее усвоить трудные места материала.
Особенно важна интеграция данных предметов при изучении геометрии. Решение геометрических задач — процесс творческий и обучить ему учеников — дело трудоемкое, требующее больших временных затрат. Вследствие этого отсутствие интереса к предмету, низкий уровень развития пространственного мышления, низкий уровень развития логического мышления, низкий уровень умений решать задачи и т.д.
Одним из способов решения обозначенных проблем является внедрение в процесс обучения геометрии информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в обучении геометрии дает возможность:
• реализовать личностно - ориентированный подход в обучении;
• повысить качество наглядного учебного материала;
• автоматизировать контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• повысить мотивацию к изучению геометрии;
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому интегрированные уроки с применением интерактивных досок, интерактивных материалов по стереометрии, построение геометрических чертежей при изучении графических пакетов, призваны помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а их использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.
В условиях, когда математические способности у учащихся развиты не одинаково и разброс здесь очень велик, интегрированный подход в обучении позволяет дать каждому учащемуся возможность работать в том темпе, при котором он наилучшим образом усваивает учебный материал. Таким образом, можно говорить о том, что интеграция информационных технологий в математику позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования и процессу мотивации учащихся.
Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие устойчивые положительные результаты в своей педагогической деятельности:
-создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
-формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;
-повышение познавательного интереса детей;
-усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся;
-снижение утомляемости, усталости и перенапряжения;
-повышение уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук;
- включение обучающихся в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы).
Список литературы:
- Омульченко С.В. «Понятие интеграции в педагогическом процессе»
- Кречетникова К.Г. «Интеграция дисциплин в учебном процессе»
- Шилина Л.Л. «Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и ИКТ»
- Брыксина О.Ф. «Интегративный характер курса информатики: содержательные и методические аспекты»
- Архипова И.В. «Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс»
- Захарова И.Г. «Особенности интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс»
- Копылова Л.Ю. «Интеграция уроков в средней школе как средство повышения качества образования»
- Сокурская И.Ю. «Вопросы интеграции информатики в курсы школьных учебных дисциплин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация сетевого проекта по организации дистанционного обучения
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ«Организация дистанционного обученияв среде Moodleв рамках Лузского школьного округа»...
Организация дистанционного обучения по физике в школе
дистанционное обучение по физике в школе...
ПОЛОЖЕНИЕ (ПРОЕКТ) О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 49 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Проект положения «О порядке организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии № 49 приморского района» Санкт-Петербурга» регулирует применение технологий дистанционного...
Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"
Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"...
Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....
Организация дистанционного обучения математике в школе. Из опыта работы
В данной статье описываются основные способы эффективной организации дистанционного обучения математике из моего личного опыта работы....
Актуальные проблемы в организации дистанционного обучения в школе
дистанционное обучение ; успехи и проблемы....