Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Моментов развития творческих способностей на уроках математики встречается много, например. поиск решения задачи разными способами и овладение способами решения задач, уравнения рациональными способами (квадратные уравнения, или неравенства например), решение задач на проценты, поиск площади фигуры или ее объема, решение нестандартных задач, или, наоборот, решение стандартных задач нестандартными способами.(например, про гусей и телят, когда надо узнать, сколько тех и других, по известному общему количеству голов и ног). Дети иногда предлагают решение задачи оригинальным способом. Да и простое, казалось бы, занятие по решению примера или задачи требует сосредоточенности, умения анализировать, сопоставлять, составлять план решения, умения сделать проверку решения, т.е. элементарные навыки самоконтроля, и даже усидчивости, настойчивости.  

 Необычность проведения урока, оригинальные задания позволяют развивать креативность, вариативность мышления. Например, во время прохождения темы «Виды симметрий» в 5 классе, а потом на геометрии в 8 классе, прошу учащихся помимо приведенных в учебнике примеров, рисунков, придумать свои. Некоторые, конечно, приносят рисунки примитивные, хотя и правильные с точки зрения определения симметрии (осевой или центральной). Но некоторые дети радуют своим творческим подходом к заданию, дают волю своей фантазии и заслуживают похвалы или высокой отметки.

На кружке знакомимся с биографиями ученых-математиков, углубляем те темы, которые проходим на уроке (а иногда выходим за страницы учебника). Решаем, как стандартные задачи, так и конкурсные. В 5-6 классах интерес вызывают старинные задачи, «неправильные» с педагогической точки зрения задачи Г.Остера.                  

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы с одарѐнными детьми. Цель работы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей. Можно выделить следующие формы внеурочной работы с одаренными учащимися:

  групповые занятия с одаренными учащимися;

 факультативы;

  конкурсы и викторины;

  курсы по выбору, элективные курсы;

  предметные олимпиады;

 работа по индивидуальным планам;

  интеллектуальные марафоны ;

  индивидуальные творческие задания;

  проекты по различной тематике.

 Особое внимание уделяется учащимся 5-6 классов т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени предлагается участие в Общероссийских конкурсах по математике «Кенгуру», « Олимпус»,» Альбус» Учащиеся нашей школы имеют неплохие результаты. Для учащихся 7-8 классов продолжаем развитие устойчивого интереса к своему предмету с помощью факультативных занятий, дети принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, успешно участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Олимпус», городских и республиканских олимпиадах: «МИД» и «МИФ». Для учащихся 9 классов большая роль отводится занятиям на спецкурсах, где учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. С этой целью помимо основного цикла олимпиад, мои ученики участвуют в олимпиадах различного рода и уровня, в научно-практических конференциях.

 Результативность внеклассной работы с одарѐнными детьми выявляется на различных математических турнирах: олимпиадах, конкурсах, турнирах. Очевидно, что успешность участия обучающихся напрямую зависит прежде всего от профессионализма учителя, который необходимо постоянно совершенствовать. Возможности для профессионального роста педагогов особенно в настоящее время велики.

В 2011 году я стала одним из авторов инновационного проекта, который называется «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети» (далее сокращенно ЛОЦ «Одаренные дети»). Проект представлял собой комплексную программу по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей школ №37, №54,№8, №44, №61. Проект был представлен на городской конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350-летию вхождения Бурятии в состав России. На конкурсе проект занял I место, получив, таким образом, высокую оценку в профессиональном сообществе.

В настоящее время в рамках реализации ЛОЦ «Одаренные дети» регулярно

проводятся внеклассные мероприятия: олимпиада «Горизонты успеха» для 5-8 классов, научно-практические конференции для 5-11 классов, интеллектуальная игра «Математическое кафе» (10-11 классы) для учащихся левобережных школ№37, №54, №8, №44 Советского района города Улан-Удэ. Для организации внеурочной деятельности в рамках ЛОЦ были разработаны следующие положения:

1.Положение о проведении математической олимпиады среди школ Левобережья

2.Положение о проведении внеклассного мероприятия «Математическое кафе» для учащихся10 классов левобережных школ №37, №54, №8, №44, №61 Советского района города Улан-Удэ.

3.Положение о научно-практической конференции по математике учащихся 5-11 классов школ Левобережья.

На основании данных положений были изданы приказы Комитета по образованию о проведении данных мероприятий: №988 от 19.11.14; №1377 от 30.11.15; №333 от 23.03.16; №495 от 25.04.16

Результаты, которые были достигнуты в процессе реализации данного проекта:

-Активизация участия учащихся школ №37,54,8,44,61 в исследовательской деятельности в рамках проекта «Одаренные дети» (рост числа учащихся, увеличение количества проектных мероприятий):

Год

Олимпиада по линии ЛОЦ

Для 5-8 кл

Метапредметное

мероприятие

«Математическое

кафе»

10 класс

Метапредметное

мероприятие-научно-

практическая

конференция

5-11 кл

2012-2013

22.11.12

79 уч-ся

2013-2014

23.11.13

81 уч-ся

15.04.14

21 уч-ся

2014-2015

22.11.14

85 уч-ся

20.04.15

28 уч-ся

2015-2016

05.12.15

90 уч-ся

20.05.16

28 уч-ся

09.04.16

17 уч-ся

2016-2017

06.12.16

95 уч-ся

29.04.17

30 уч-ся

15.04.17

20 уч-ся

2017-2018

16.12.17

I городская олимпиада

«Горизонты успеха»

127 уч-ся

15.05.18

30 уч-ся

2018-2019

08.12.18

II городская олимпиада

«Горизонты успеха»

160 уч-ся

29.04.19

30 уч-ся

2019-2020

14.12.19

III городская олимпиада

«Горизонты успеха»

200 уч-ся

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...