АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обще интеллектуальному направлению «ТАЙНА СЛОВА»
рабочая программа (5 класс)
Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Данная программа внеурочной деятельности «Тайна слова» является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа составлена на основе авторской программы Трунцевой Т. Н.. Изменения внесены в модуль «Русский язык» в разделы: «Фонетика» - 2 ч, «Графика» - 2 ч, «Орфоэпия» - 2 ч, «Орфография» - 3ч, «Морфология» - 2 ч, «Морфемика» - 2 ч. Разработан и добавлен модуль "Литература".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АРП по внеклассной деятельности обще интеллектуального направления | 56.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _______ /Соболеева М.С./ «___» __________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор _____________/Бадмаев В.М./ «____» _______________ 2019 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
«ТАЙНА СЛОВА»
для 5 о класса на 2019-2020 учебный год
Учитель: Л. М. Колмакова
г. Улан-Удэ
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………..
- Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности……………………………………
- Тематический план…………………………………………………………
- Содержание программы……………………………………………………
- Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………
- Список литературы………………………………………………………….
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5о класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312).
- Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» на 2019-2020 учебный год
- Учебный план ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» на 2019-2020 учебный год
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство литературного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Тайны литературного слова”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературе, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Данная программа внеурочной деятельности «Тайна слова» является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа составлена на основе авторской программы Трунцевой Т. Н.. Изменения внесены в модуль «Русский язык» в разделы: «Фонетика» - 2 ч, «Графика» - 2 ч, «Орфоэпия» - 2 ч, «Орфография» - 3ч, «Морфология» - 2 ч, «Морфемика» - 2 ч. Разработан и добавлен модуль "Литература".
Цель и задачи программы.
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
- способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и теории литературы;
- пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общеязыкового развития учащихся;
- расширение знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- воспитание любви к родному языку и литературе.
Развивающие:
- развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
- повышение уровня читательского восприятия пятиклассников
- развиие творческих способностей;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие умения пользоваться справочной литературой;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Тайна слова» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: очные и заочные экскурсии, лингвистические игры, конкурсы,; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир литературного слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, музыкальный зал. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы и представляет собой совокупность трех типов образовательных программ: возрастных, индивидуальных и комплексных, направленных на учёт и реализацию индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. По распределению часов ВУД в течение учебного года в данной программе используется модульная модель, позволяющая распределить часы и разделы внеурочной деятельности в определенном периоде времени. В журнале часы записываются по факту их проведения, придерживаясь нормативной цифре месяца. Данная программа реализуется при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, конкурсы, очные и заочные экскурсии, проекты и т.д. Образовательная нагрузка нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 35 минут. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Исключением являются модули, организующие индивидуальную работу с учащимися. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается учителем самостоятельно.
Формы проведения занятий
- лекции, беседы;
- посещение театра
- экскурсии в библиотеку, в Дом-музей А. С. Пушкина; Лицей в Царском Селе; Летний сад;
- заочные экскурсии в Ясную Поляну, Тарханы, Пятигорск, Александро-Невскую лавру, Житомир и Ровно, Свердловск, Таганрог;
- игры-конкурсы;
- разыгрывание ситуаций;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- проекты;
- краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, юмористических рассказов, инсценирование ситуаций, подбор репродукций портретов писателей, музыкальных произведений на тему художественных произведений, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология.
- проектная
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств пятиклассника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
- чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
- приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
- осознать свое место в мире;
- оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- анализировать и обобщать на основе фактов;
- устанавливать причинные явления и их следствия;
- представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- выполнять проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- - расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- взаимодействовать со сверстниками;
- совершенствовать собственную речь.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио», ведение читательского дневник, защита проектов, участие в Лицейских чтениях.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Программа "Тайна слова" является составляющей общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.
Содержание программы
1 модуль. Русский язык (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1ч.)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2ч.)
Тема 3.Банты и шарфы
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
Графика (2ч.)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2ч.)
Тема 7-8. Поговорим обо всех приставках сразу.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Лексикология (8 ч.)
Тема 9. Где же хранятся слова?
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 10. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.Приготовим многослойный пирог. Многозначные слова. Омонимы и многозначные слова..
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») и многозначными словами.
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полёт в будущее. Как и почему появляются новые слова?
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3ч.)
Тема 17-19. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами
Морфология (2ч.)
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (12ч)
Тема 22. Королевство ошибок
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 23. Слова уходящие. Лексические, грамматические нормы нормы употребления историзмов, архаизмов в речи.
Практическая часть. Игра «Грамматический аукцион». Создание проекта «Лингвистическое иллюстрирование устаревших слов»
Тема 24. Крылатые слова
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»
Тема 25. В Стране Сочинителей
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 26. Паронимы. Правильное употребление паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: работа с примерами. Игра «Грамматический аукцион», проект «Виды паронимов и способы их образования».
Тема 27.
Слова-антиподы. Понятие «Антонимы». Словарь антонимов. Групповая работа с пословицами и поговорками.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов. Редактирование текстов школьных сочинений «Легко-сложно». Работа со словарём антонимов русского языка.
Тема 28-29. О фразеологизмах и фразеологических оборотах. Особенности фразеологических сочетаний. Фразеологический оборот. Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи.
Практическая часть: сочинение метаграмм, инсценирование фразеологизмов, рисунки
Тема 30. Чужие" слова. Особенности строения словарной статьи в словаре иностранных слов.
Практическая часть. Проект «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских»
Тема 31. Откуда пришли наши имена?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 32-33. Заочная экскурсия "По следам В. И. Даля" с целью знакомства с деятельностью выдающегося лингвиста.
Практическая часть: составление презентации. Игра «Словарь-грамотей»(составление словарной статьи в толковый словарь)
Подведение итогов (1ч.)
Тема 34. Подведение итогов
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
- Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
- Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
- Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
- Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
- Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
- Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
- Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
- Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
- Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
- Литературный кружок в школе, 5-6 классы: / О. А. Ерёмина - М. : Просвещение, 2012.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор - М,: Просвещение, 2014.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
- Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
- Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.
17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.
19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.
21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.
26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.
Календарно-тематический планирование
№ занятия | Разделы программы | Тема занятия | Виды деятельности или формы организации занятий | Формирование УУД | Кол-во часов и дата проведения | ||
34 | Модуль "Русский язык!" | всего | план | факт | |||
1 | Введение – 1ч. | Сказочное царство слов. | Конкурс «Что я умею и могу?» | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. | 1 | ||
2 | Фонетика – 1ч. | Звуки не буквы | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | |||
3 | Орфоэпия – 2ч. | Банты и шарфы | Игра со словами | Личностные: оптимистически воспринимать мир; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, совершенствовать собственную речь. | 1 | ||
4 | На сцене гласные | Лингвистическая игра | 1 | ||||
5 | Графика – 2ч. | Как возникла наша письменность? | Творческая работа | Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные: совершенствовать собственную речь | 1 | ||
6 | Память и грамотность | Заучивание отрывков произведений | 1 | ||||
7 | Морфемика - 2ч. | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
| 1 | ||
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | 1 | ||||
9 | Лексикология – 8ч. | Где же хранятся слова? | Работа со словарями | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 1 | ||
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Экскурсия | 1 | ||||
11 | Добрые слова | Игра | 1 | ||||
12 | Приготовим многослойный пирог. О многозначности слов | Игра | 1 | ||||
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Сочинение стихотворений | 1 | ||||
14 | Слова-антонимы | Игра | 1 | ||||
15 | Экскурсия в прошлое | Экскурсия по виртуальному музею | 1 | ||||
16 | Полёт в будущее. Как и почему появляются новые слова? | Игра | 1 | ||||
17 | Орфография – 3ч. | Кто командует корнями? | Тренировочные упражнения | Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | ||
18 | Кто командует корнями? | Игра | 1 | ||||
19 | Кто командует корнями? | Работа с текстами | 1 | ||||
20 | Морфология – 2ч. | Что рассказали части речи о себе | Игра | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | 1 | ||
21 | Что рассказали части речи о себе? | Игра | |||||
22 | Культура речи – 12ч. | Королевство ошибок | Сочинение сказок | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | 1 | ||
23 | Слова уходящие | Игра «Грамматический аукцион». Создание проекта «Лингвистическое иллюстрирование устаревших слов» | |||||
24 | Крылатые слова | Беседа, работа с текстами | 1 | ||||
25 | В Стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок | 1 | ||||
26 | Паронимы | Конкурс рисунков. Игра «Грамматический аукцион», проект «Виды паронимов и способы их образования». | |||||
27 | Слова-антиподы | Редактирование текстов школьных сочинений"Легко-сложно" | 1 | ||||
28 | О фразеологизмах | Сочинение метаграмм | |||||
29 | Фразеологические обороты | Инсценирование фразеологизмов | 1 | ||||
30 | "Чужие" слова | Составление логогрифов | |||||
31 | Откуда пришли наши имена | Конкурс рисунков | 1 | ||||
32-33 | Заочная экскурсия "По следам В. И. Даля" | Экскурсия | 1 | ||||
34 | Подведение итогов –1ч. | Контроль по типу портфолио | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «БИОКОМ» общее интеллектуальное направление
Планируемые результаты внеурочной деятельности ...
Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 4 – 5 классов
Материал может быть полезен учителям французского языка...
Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 5 классов
Программа курса внеурочной деятельности может быть интересна и полезна учителям французского языка...