АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обще интеллектуальному направлению «ТАЙНА СЛОВА»
рабочая программа (5 класс)

Колмакова Людмила Михайловна

Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Данная программа внеурочной деятельности «Тайна слова» является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа составлена на основе авторской программы Трунцевой Т. Н.. Изменения внесены в модуль «Русский язык» в разделы: «Фонетика» - 2 ч, «Графика» - 2 ч, «Орфоэпия» - 2 ч, «Орфография» - 3ч, «Морфология» - 2 ч, «Морфемика» - 2 ч. Разработан и добавлен модуль "Литература".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР  

_______ /Соболеева М.С./

«___» __________ 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _____________/Бадмаев В.М./

«____» _______________ 2019 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

«ТАЙНА СЛОВА»

для  5 о класса   на 2019-2020 учебный год

Учитель: Л. М. Колмакова

г. Улан-Удэ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности……………………………………

  1. Тематический план…………………………………………………………
  2. Содержание программы……………………………………………………
  3. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………
  4. Список литературы………………………………………………………….

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5о класса составлена с учетом следующей нормативной базы:

  1. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
  3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312).
  4. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
  5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» на 2019-2020 учебный год
  6. Учебный план ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» на 2019-2020 учебный год

        Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство литературного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Тайны литературного слова”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

        Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

        В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературе, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

        Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Данная программа внеурочной деятельности «Тайна слова» является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа составлена на основе авторской программы Трунцевой Т. Н.. Изменения внесены в модуль «Русский язык» в разделы: «Фонетика» - 2 ч, «Графика» - 2 ч, «Орфоэпия» - 2 ч, «Орфография» - 3ч, «Морфология» - 2 ч, «Морфемика» - 2 ч. Разработан и добавлен модуль "Литература".

Цель и задачи программы.

Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и теории литературы;
  • пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общеязыкового развития учащихся;
  • расширение знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • воспитание любви к родному языку и литературе.

Развивающие:

  • развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
  • повышение уровня читательского восприятия пятиклассников
  • развиие творческих способностей;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развитие умения пользоваться справочной литературой;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся.

        Содержание программы внеурочной деятельности «Тайна слова» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

        Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: очные и заочные экскурсии, лингвистические игры, конкурсы,; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир литературного слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Описание места курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, музыкальный  зал. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

        Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы и представляет собой совокупность трех типов образовательных программ: возрастных, индивидуальных и комплексных, направленных на учёт и реализацию индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. По распределению часов ВУД в течение учебного года в данной программе используется модульная модель, позволяющая распределить часы и разделы внеурочной деятельности в определенном периоде времени. В журнале часы записываются по факту их проведения, придерживаясь нормативной цифре месяца. Данная программа реализуется при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, конкурсы, очные и заочные экскурсии, проекты и т.д. Образовательная нагрузка нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 35 минут.         Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Исключением являются модули, организующие индивидуальную работу с учащимися.         Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается учителем самостоятельно.

Формы проведения занятий

  • лекции, беседы;
  • посещение театра
  • экскурсии в библиотеку, в Дом-музей А. С. Пушкина; Лицей в Царском Селе; Летний сад;
  • заочные экскурсии в Ясную Поляну, Тарханы, Пятигорск, Александро-Невскую лавру, Житомир и Ровно, Свердловск, Таганрог;
  • игры-конкурсы;
  • разыгрывание ситуаций;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • проекты;
  • краеведческая деятельность.

        Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, юмористических рассказов, инсценирование ситуаций, подбор репродукций портретов писателей, музыкальных произведений на тему художественных произведений, иллюстрирование материала.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникативная технология.
  • проектная

        Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств пятиклассника.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

        От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Личностные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
  • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
  • осознать свое место в мире;
  • оптимистически воспринимать мир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • анализировать и обобщать на основе фактов;
  • устанавливать причинные явления и их следствия;
  • представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • выполнять проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
  • - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • - расширить, систематизировать исходные представления о языке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • взаимодействовать со сверстниками;
  • совершенствовать собственную речь.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-любящий свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

        Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио», ведение читательского дневник, защита проектов, участие в Лицейских чтениях.

        Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, олимпиады, проекты.

        Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Программа "Тайна слова" является составляющей общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.

Содержание программы

1 модуль. Русский язык (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Тема 1.Сказочное царство слов.

Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.

Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

Фонетика (1ч.)

Тема 2. Звуки не буквы.

Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.

Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.

Орфоэпия (2ч.)

Тема 3.Банты и шарфы

Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

Тема 4. На сцене гласные

Роль ударения. Произносительные нормы.

Практическая часть: игра «Проставь ударение»

Графика (2ч.)

Тема 5. Как возникла наша письменность?

Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 6. Память и грамотность

Виды памяти.

Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

Морфемика (2ч.)

Тема 7-8. Поговорим обо всех приставках сразу.

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.

Лексикология (8 ч.)

Тема 9. Где же хранятся слова?

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.

Практическая часть: работа со словарём.

Тема 10. Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с разными видами словарей.

Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей

Тема 11. Добрые слова

Богатство русской лексики «добрыми словами».

Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.

Тема 12.Приготовим многослойный пирог. Многозначные слова. Омонимы и многозначные слова..

Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») и многозначными словами.

Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Разновидности омонимов

Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов

Тема 14. Слова-антонимы

Антонимы.

Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».

Тема 15. Экскурсия в прошлое

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

Тема 16.Полёт в будущее. Как и почему появляются новые слова?

Неологизмы.

Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.

Орфография (3ч.)

Тема 17-19. Кто командует корнями?

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.

Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами

Морфология (2ч.)

Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?

Самостоятельные и служебные части речи

Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

Культура речи (12ч)

Тема 22. Королевство ошибок

Виды ошибок

Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.

Тема 23. Слова уходящие. Лексические, грамматические нормы нормы употребления историзмов, архаизмов в речи.

Практическая часть. Игра «Грамматический аукцион». Создание проекта «Лингвистическое иллюстрирование устаревших слов»

Тема 24. Крылатые слова

Значения крылатых слов.

Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»

Тема 25. В Стране Сочинителей

Рифмы.

Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.

Тема 26. Паронимы. Правильное употребление паронимов в устной и письменной речи.

Практическая часть: работа с примерами. Игра «Грамматический аукцион», проект «Виды паронимов и способы их образования».

Тема 27.

Слова-антиподы. Понятие «Антонимы». Словарь антонимов. Групповая работа с пословицами и поговорками.

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов. Редактирование текстов школьных сочинений «Легко-сложно». Работа со словарём антонимов русского языка.

Тема 28-29. О фразеологизмах и фразеологических оборотах. Особенности фразеологических сочетаний. Фразеологический оборот. Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи.

Практическая часть: сочинение метаграмм, инсценирование фразеологизмов, рисунки

Тема 30. Чужие" слова. Особенности строения словарной статьи в словаре иностранных слов.

Практическая часть. Проект «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских»

Тема 31. Откуда пришли наши имена?

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».

Тема 32-33. Заочная экскурсия "По следам В. И. Даля" с целью знакомства с деятельностью выдающегося лингвиста.

Практическая часть: составление презентации. Игра «Словарь-грамотей»(составление словарной статьи в толковый словарь)

Подведение итогов (1ч.)

Тема 34. Подведение итогов

Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
  2. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
  3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
  5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
  6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
  8. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
  9. Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
  11. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  12. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
  13. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
  14. Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
  15. Литературный кружок в школе, 5-6 классы: / О. А. Ерёмина - М. : Просвещение, 2012.
  16. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор - М,: Просвещение, 2014.
  17. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
  18. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
  19. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
  20. Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
  21. Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.

2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.

3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.

4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.

5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.

6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.

7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.

8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.

9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.

10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.

11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.

12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.

13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.

14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.

15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.

16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.

17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.

18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.

19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.

20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.

21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.

22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.

26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.

Календарно-тематический планирование

№ занятия

Разделы программы

Тема занятия

Виды деятельности или формы организации занятий

Формирование УУД

Кол-во часов и дата проведения

34

Модуль "Русский язык!"

всего

план

факт

1

Введение – 1ч.

Сказочное царство слов.

Конкурс «Что я умею и могу?»

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи.

1

2

Фонетика – 1ч.

Звуки не буквы

Тренировочные упражнения на транскрибирование

1

3

Орфоэпия – 2ч.

Банты и шарфы

Игра со словами

Личностные: оптимистически воспринимать мир;

Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

Коммуникативные: формировать

навыки речевых действий, совершенствовать собственную речь.

1

4

На сцене гласные

Лингвистическая игра

1

5

Графика – 2ч.

Как возникла наша письменность?

Творческая работа

Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Коммуникативные: совершенствовать собственную речь

1

6

Память и грамотность

Заучивание отрывков произведений

1

7

Морфемика - 2ч.

Поговорим обо всех приставках сразу

Тренировочные упражнения

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

1

8

Поговорим обо всех приставках сразу

Тренировочные упражнения

1

9

Лексикология – 8ч.

Где же хранятся слова?

Работа со словарями

Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1

10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

Экскурсия

1

11

Добрые слова

Игра

1

12

Приготовим многослойный пирог. О многозначности слов

Игра

1

13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Сочинение стихотворений

1

14

Слова-антонимы

Игра

1

15

Экскурсия в прошлое

Экскурсия по виртуальному музею

1

16

Полёт в будущее. Как и почему появляются новые слова?

Игра

1

17

Орфография – 3ч.

Кто командует корнями?

Тренировочные упражнения

Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

1

18

Кто командует корнями?

Игра

1

19

Кто командует корнями?

Работа с текстами

1

20

Морфология – 2ч.

Что рассказали части речи о себе

Игра

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

1

21

Что рассказали части речи о себе?

Игра

22

Культура речи – 12ч.

Королевство ошибок

Сочинение сказок

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

1

23

Слова уходящие

Игра «Грамматический аукцион». Создание проекта «Лингвистическое иллюстрирование устаревших слов»

24

Крылатые слова

Беседа, работа с текстами

1

25

В Стране Сочинителей

Сочинение стихотворных сказок

1

26

Паронимы

Конкурс рисунков. Игра «Грамматический аукцион», проект «Виды паронимов и способы их образования».

27

Слова-антиподы

Редактирование текстов школьных сочинений"Легко-сложно"

1

28

О фразеологизмах

Сочинение метаграмм

29

Фразеологические обороты

Инсценирование фразеологизмов

1

30

"Чужие" слова

Составление логогрифов

31

Откуда пришли наши имена

Конкурс рисунков

1

32-33

Заочная экскурсия "По следам В. И. Даля"

Экскурсия

1

34

Подведение итогов –1ч.

Контроль по типу портфолио

Личностные: осознать свое место в мире;

Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью  подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 5 классов

Программа курса внеурочной деятельности может быть интересна и полезна учителям французского языка...