Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"
материал
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelnitsa_zhenilo.docx | 249.11 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В. И. Сухомлинский
Детское творчество - актуальная потребность детства, сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. В современном быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством, заглянуть в прошлое. Народное творчество в фантазии и выдумке не знает границ. Испокон века славились на Руси мастера-выдумщики, удивляя народ своим филигранным искусством.
Декоративно-прикладное творчество объединяет множество направлений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество» предполагает изучение следующих направлений: аппликация из фетра, картины в технике кинусайга, изготовление поделок из фоамирана, лепка в технике тестопластики, поделки из джутового материала, аксессуары из ленты, игрушки из ткани и шерстяных ниток. Занятия прикладным творчеством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, дают представление об особенностях православной культуры, кубанских традиций, природно-экологического своеобразия. Полученные знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, организуя выставки своих работ.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» объединения «Рукодельница» имеет художественную направленность. Программа способствует развитию фантазии, заставляет работать мысль, расширяет кругозор. Воспитывает эстетический и художественный вкус, позволяет выразить себя путем создания чего-то конкретного, материального.
Новизна программы заключается в сочетании новых видов творческой деятельности для данного объединения - изготовление поделок в технике кинусайга, выполнение объемной вышивки, изготовление кукол.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес к изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Приобщение детей и подростков к занятиям декоративно-прикладным творчеством предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации (знакомство с профессиями швеи, декоратора, дизайнера, оформителя), эстетического, художественного нравственного воспитания средствами декоративно-прикладного творчества.
Одна из ведущих идей программы - творческое развитие личности учащихся. Особое внимание уделяется развитию его воображения, фантазии и нестандартного мышления. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что применяемые формы, методы и средства образовательной деятельности, их взаимосвязь позволяют детям научиться практическим приёмам работы по созданию предметов декоративно–прикладного творчества. Степенью реализации воспитательного аспекта учебного материала программы становятся результаты личностных изменений, происходящих в процессе обучения: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности; способность к самостоятельной творческой работе; формирование художественного вкуса и интересов; высокий уровень коммуникативной культуры.
Программа способствует формированию высокого интеллекта, духовности через приобретаемое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней можно выделить:
• преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий работы с различными материалами, предполагающая их сочетание и совместное применение;
• не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла учащихся;
• процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, у учащихся развиваются творческие начала.
Занятия в детском объединении «Рукодельница» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Адресат программы. Возраст учащихся, на который ориентирована программа, имеет большой диапазон: 8 - 14 лет. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей детей, уровня формирования их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.
Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно-прикладного творчества. Состав детского объединения - постоянный. Набор учащихся в группы – свободный, осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья в течение всего учебного года.
В объединение могут обучаться как девочки, так и мальчики без требований к предварительной подготовке, но имеющих желание овладеть технологиями различного видов творчества.
Количественный состав объединения – не менее 10 человек (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПин 2.4.4.3172-14).
Основанием для отчисления являются: длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации.
Реализация программы ведется на ознакомительном уровне, в очной форме, рассчитана на 144 часа, на 1 год обучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю. Итого 144 часа в год. Перерыв между занятиями 15 минут. В течение занятия проводятся физкультминутки.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-мнутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические сведения, практические занятия, принцип построения занятий – от простого и доступного к более сложному и необычному. При этом используются беседы, дискуссии, учебные игры, конкурсы, выставки, самостоятельная работа, и др. Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта учащимися делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Применяется дифференцированный подход через выполнение индивидуальных заданий упрощенной или усложненной формы.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, активность, и т.д.
Форма обучения – очная. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Цель программы: развитие личности учащихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
образовательные:
- познакомить с видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, панно в технике тестопластики, изготовление поделок из фоамирана и др;
- познакомить с алгоритмом выполнения изделий в разных техниках;
- познакомить с идеями оформления изделий;
- научить разбираться в материалах, тканях, нитках, лентах;
- научить объемной вышивке пейзажа;
- научить различать и экономить при крое основных и дополнительных материалов, необходимых для изготовления поделок;
- научить планировать предстоящую работу, выполнять ее до конца;
личностные:
- воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству, чувства радости и удовлетворения от процесса и результатов своего труда;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, активной гражданской позиции;
- стремление к завершению начатой работы (достижения цели);
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе;
- самостоятельно и без напоминаний убрать своё рабочее место;
метапредметные:
- развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие; моторику рук;
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности; образовательных областей, умения и навыки в жизни;
- находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети Интернет;
- формулировать мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Содержание программы направлено на знакомство с декоративно-прикладным творчеством, приобретение основных навыков работы в декоративно прикладном творчестве, применения различных техник и приемов. Даёт базовую подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе и занятиях по другим программам углубленного уровня художественной направленности.
Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2 | Поделки из джутового материала | 16 | 2 | 14 | собеседование |
3 | Игрушки из шерстяных ниток | 16 | 2 | 14 | наблюдение и анализ работ |
4 | Картины в технике кинусайга | 8 | 2 | 6 | тестирование |
5 | Новогодние украшения | 10 | 2 | 8 | мини выставка |
6 | Поделки из дисков | 4 | - | 4 | наблюдение и анализ работ |
7 | Аксессуары для кухни | 6 | 2 | 4 | наблюдение и анализ работ |
8 | Украшения из фоамирана | 16 | 2 | 14 | наблюдение и анализ работ |
9 | Аппликация из фетра | 18 | 2 | 16 | наблюдение и анализ работ |
10 | Аксессуары к одежде из ленты | 12 | 2 | 10 | наблюдение и анализ работ |
11 | Обереги – сувениры для дома | 8 | 2 | 6 | мини выставка |
12 | Объемная вышивка пейзажа | 8 | 2 | 6 | наблюдение и анализ работ |
13 | Игрушки - сувениры | 10 | 2 | 8 | мини выставка |
14 | Панно в технике тестопластика | 8 | 2 | 6 | наблюдение и анализ работ |
15 | Итоговое занятие | 2 | 2 | мини выставка | |
16 | ИТОГО | 144 | 25 | 119 |
Содержание учебного плана
ТЕМА 1.Вводное занятие – 2 часа
Теория. Содержание и направленность работы объединения, знакомство с учащимися, с Уставом ДДТ, правилами поведения в кабинете. Знакомство с историей вышивки, игрушек, с новыми технологиями. Знакомство с укладом жизни на Кубани и культурными особенностями, видами труда. Организация рабочего места, необходимого оборудования, кабинета, материалов, приспособлений, инструментов: иглы №1, №2, наперсток, ножницы, пяльцы, лента, нитки, ткань, карандаш, копировальная бумага и калька, фоамиран, пластиковые трубочки, диски, шерстяные нитки, джутовый материал, пенопласт, фетр, нитки мулине, краски гуашь и другие материалы. Техника безопасности на занятиях. Наглядные пособия: альбом готовых работ. Согласованность между декоративными и конструктивными линиями. Перегрузка изделий вышивкой или декором при оформлении.
Практика. Игры на знакомство, выявление коммуникативных качеств, интереса к виду деятельности. Просмотр работ выпускников, игрушек - сувениров, изделий из ткани, шерстяных ниток, фоамирана, фетра. Первые пробы работы с шерстяными нитками. Инструктаж по технике безопасности труда.
ТЕМА 2. Поделки из джутового материала - 16 часов
Теория. Происхождение, свойства, виды джутового материала. Демонстрация готовых работ. Применение различных видов шпагата в промышленности и в быту. В работе с поделками отслеживаются профессиональные нотки дизайнера. Аккуратность и безопасность при работе с клеем. Художественное оформление изделия. Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами.
Практика. Поделки: «Ваза», «Рамка для фото», «Подкова на счастье», «Держатель для штор». Соблюдение технологии выполнения, аккуратность, индивидуальность в оформлении готовых изделий. Работы более высокого уровня сложности выполняются одаренными и талантливыми детьми. Безопасность и аккуратность при работе с клеем. Оформление и декорирование поделок. Гимнастика для глаз. Контроль соблюдения техники безопасности во время проведения занятий.
ТЕМА 3. Игрушки из шерстяных ниток – 16 часов
Теория. Происхождение, виды, свойства, технологическая обработка материала. Применение ниток в промышленности и в быту, знакомясь с ткатской профессией.
Основные понятия: сматывание, наматывание, круг, шар. Технология изготовления сувениров, цветов из шерстяных ниток при изготовлении помпонов. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иглами.
Практика. Изготовление игрушек: «Цыпленок», «Цветы», «Яблоко», «Фиалки». Подбор ниток по цветовой гамме. Выполнение помпонов из ниток с помощью шаблонов. Создание композиции из помпонов. Работа с иглой при сшивании помпонов. Уход за готовыми изделиями. Проводится пальчиковая гимнастика.
ТЕМА 4.Картины в технике кинусайга - 8 часов
Теория. Знакомство с техникой кинусайга, работами, выполненными в этой технике. Подбор цвета и свойства ткани, правила кроя. Алгоритм выполнения работы. Знакомство с профессиями – художник и оформитель. Здесь нужен художественный взгляд в оформлении изделия. Дается сложное задание талантливым детям, проявить художественное видение, в цветовой гамме выполняя работу над цветами. Повторение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практика. Изготовление картин «Цветы в вазе», «Букет роз». Подготовка рисунка, материала и основы для изготовления картины. Перевод рисунка на основу. Прорезывание контура на основе и заправка ткани в прорези. Оформление в рамку. Уход за готовыми изделиями. Контроль над работой, во время занятий. Гимнастика для спины.
ТЕМА 5. Новогодние украшения – 10 часов
Теория. История праздника Новый год. Техника безопасности при работе со швейными иглами, ножницами.
Практика. Изготовление игрушек: «Дед Мороз», «Колокольчики», «Швейная машина», «Символ года». Изготовление объемных игрушек, новогодних персонажей из различных материалов. Зарядка для глаз. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
ТЕМА 6. Поделки из дисков - 4 часа
Теория. Показ новых работ, выполненных учащимися. История развития художественного плетения и их разновидность. Применяемые приспособления, и материалы. Подготовка основы для создания орнамента из ниток. Положение рук, спины, освещение при работе. Упражнения для разгрузки глаз, зарядка для шеи и спины.
Практика. Изготовление поделки «Подставка под горячее». Подготовка основы для создания орнамента из ниток. Алгоритм выполнения современного орнамента для подставки под горячее. Выработка средней плотности переплетения. Уход за готовым изделием. Упражнения для спины, шеи.
ТЕМА 7. Аксессуары для кухни- 6 часов
Теория. Знакомство с современными сувенирами, разных видов, стилей для кухни. Изготовление выкроек, подбор цвета и свойства ткани, ниток, игл, правила кроя. Знакомство с видами используемых швов: (вперед иголка, назад иголка, шов через край). Художественное оформление изделия. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
Практика. Изготовление работы «Кармашек для записи». Подбор, подготовка материала для изготовления сувениров. Изготовление выкройки. Сметывание, пошив, набивка деталей изделия. Изготовление головы и туловища, соединение деталей. Художественное оформление (изготовление аксессуаров). Исправление ошибок в ходе работы, Уход за готовыми изделиями. Зарядка для уставших глаз.
ТЕМА 8. Украшение из фоамирана – 16 часов
Теория. Знакомство с современным материалом фоамиран, его разновидностью, цветовой гаммой. Свойства фоамирана в тепловой обработке. Изготовление выкроек. Алгоритм выполнения, хранение готовых работ, оформление. Демонстрация выполненных работ. Повторение правил техники безопасности при работе с клеем и острыми предметами.
Практика. Изготовление работ «Браслет», «Ободок», «Брошь», магнит «Мороженое». Обучение перевода и вырезания по выкройкам деталей из фоамирана и их соединение с основой. Алгоритм выполнения изделий. Оформление и декорирование поделок. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий. Зарядка для шеи и спины.
ТЕМА 9. Аппликация из фетра - 18 часов
Теория. Происхождение и свойства фетра. Демонстрация готовых швов. Изготовление выкроек, Зарисовка эскиза изделия. Подбор ткани, ниток, правила кроя, виды швов (вперед иголка, французский узелок). Алгоритм выполнения аппликации. Художественное оформление изделия. Повторение правил техники безопасности при работе.
Практика. Изготовление работ «Портрет», «Подставка под чашку», «Божья коровка». Перевод рисунка на основу. Аккуратное вырезание деталей из фетра и пришивание их к основе, используя швы. Оформление. Зарядка для уставших глаз. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
ТЕМА 10. Аксессуары к одежде из ленты – 12 часов
Теория. Сведения из французской моды. Изготовление шаблонов (цветов и листьев) из бумаги. Демонстрация готовой работы, подбор ниток, игл, лент. Последовательность выполнения работы. Повторение правил техники безопасности при работе со свечой.
Практика. Изготовление работ «Заколка», «Ободок», «Браслет». Вырезание и прижигание свечой срезы лепестков и листьев, сборка цветов и крепление их на основу (клеем «Секунда»). Оформление с применением декора. Уход за готовыми изделиями. Зарядка для шеи.
ТЕМА 11. Обереги-сувениры для дома – 8 часов
Теория. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Знакомство с традициями и обрядами на Кубани. Использование различных материалов для изготовления оберегов – сувениров. Подбор ткани, цвета, правила кроя, виды швов. Художественное оформление изделия, подбор ниток. Последовательность выполнения швов. Показ готовых работ. Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами.
Практика. Изготовление оберегов – сувениров «Домовой», «Баба Яга». Выбор ткани. Раскрой, сметывание, пошив. Раскрой туловища, головы, рук, ног. Сметывание, пошив швами (вперед иголка, назад иголка). Исправление ошибок в ходе работы, набивка деталей изделия. Изготовление головы и оформление лица куклы соединение деталей. Оформление игрушки (пошив одежды и изготовление аксессуаров), Просмотр и оценка, анализ выполненной работы. Зарядка для глаз. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
ТЕМА 12. Объемная вышивка пейзажа – 8 часов
Теория. Фото пейзажей из интернет-ресурса, подбор ниток, игл, лент. Основы построения пейзажа. Рассказ о линии горизонта (низкая, высокая). Основные правила перевода рисунка на ткань. Последовательность выполнения швов (обратить внимание на плавный переход цветовой гаммы травы, неба, цветов). Правильное крепление в рамку. Повторение правил техники безопасности при работе вышивальщицы.
Практика. Изготовление работы «Одуванчик полевой». Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Вдевание лент в иглу, крепление их на изнанке вспомогательной нитью. Применяемые швы: петля, прямой, французский узелок; стебелёк, и другие комбинации стежков. Обработка готовой вышивки: отпаривание, оформление в рамку. Информация по уходу за готовым изделием. Зарядка для глаз под фонограмму.
ТЕМА 13. Игрушки - сувениры – 10 часов
Теория. Беседа о роли игрушки в жизни взрослых и детей. История кукол, любимые куклы в доме. Подбор ткани, цвета, правила кроя, виды швов. Художественное оформление изделия, подбор ниток. Последовательность выполнения швов. Показ готовых работ. Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами.
Практика. Изготовление игрушек-сувениров: «Сапожок - брелок», «Чехол для ножниц». Кукла: «малыш». Выбор ткани. Ознакомление с правилами кроя, Раскрой, сметывание, пошив. Раскрой туловища, головы, рук, ног куклы. Сметывание, пошив швами (вперед иголка, назад иголка). Исправление ошибок в ходе работы, набивка деталей изделия. Изготовление головы и оформление лица куклы соединение деталей. Оформление игрушки (пошив одежды и изготовление аксессуаров), просмотр и оценка, анализ выполненной работы. Зарядка для глаз. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
ТЕМА 14. Панно в технике тестопластика– 8 часов
Теория. Из истории тестопластики. Секреты приготовления солёного теста. Значение, свойства и применение соленого теста. Материалы и инструменты для работы. Алгоритм выполнения работы. Окрашивание изделий, сушка, склейка, хранение. Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами.
Практика. Изготовление панно «Корзина с грибами», «Сыр и мышка». Выбор рисунков, простейших сюжетов для работы. Подготовка теста к лепке. Техника безопасности при работе с соленым тестом. Составление сюжета по шаблонам. Разметка заготовок, подбор цветовой гаммы, нанесение краски гуашь, и лака на изделия. Оформление работ. Проведение выставок работ учащихся. Техническое описание изготовления изделий. Сушка, окрашивание работ. Проветривание кабинета. Зарядка для спины. Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
ТЕМА 15. Итоговое занятие – 2 часа
Практика. Выставка детских работ. Анализ. Оценка. Подведение итогов за год.
Планируемые результаты освоения программы: главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного творчества может каждый желающий ребенок.
Предполагаемые результаты:
образовательные:
- получены основные знания о видах декоративно-прикладного творчества;
- приобретены навыки работы выполнения изделий в разных техниках;
- получено умение разбираться в материалах, тканях, нитках, лентах;
- приобретены навыки выполнения объемной вышивки пейзажа;
- приобретены навыки и умения при крое различных деталей, необходимых для изготовления поделок;
- умение планировать предстоящую работу, выполнять ее до конца;
личностные:
- приобретен интерес к декоративно-прикладному творчеству, имеется чувство удовлетворения от процесса и результатов своего труда;
- приобретена осмысленная гражданская позиция;
- сформирована мотивация к завершению начатой работы (достижения цели);
- сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе;
метапредметные:
- развиты память, внимание, мышление, воображение, восприятие, моторика рук, уверенность в себе;
- освоен навык находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети Интернет;
- достигнуто умение формулировать мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций.
2.Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 02.09. 2019- 31.05. 2020 | |
Место проведения занятия | СОШ №2, ДДТ, каб №26 | |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 2 часа | |
Форма занятий | групповая | |
Сроки контрольных процедур | Начало, конец учебного года | |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | Праздники, посвященные, дню учителя, дню матери, дню защитника Отечества, новый год, 8 марта, Каникулярные мероприятия и др. |
Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу.
Условия реализации программы
Педагогу в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.
1.Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
2.Материально - техническое оснащение
№ п/п | Наименование |
1. | Кабинет |
2. | Столы, стулья |
3. | Шкафы |
4. | Доска |
5. | Мультимедиа |
6. | Учебно-методическое обеспечение: методическая литература, планы, разработки занятий, сценарии мероприятий, готовые работы,, наглядные пособия и дидактический материал: образцы, рисунки, схемы, фото, диагностические карты, материалы для работы, презентации по обучению, технике безопасности, охране здоровья, видео и аудиозаписи, инструкции по ТБ, мультимедийные презентации по декоративно-прикладному творчеству, аудио, фото, видеоматериалы, интернет - источники; научно-популярные журналы по творчеству. |
7. | Ножницы (большие, маленькие) |
8. | Иглы - булавки |
9. | Сантиметровая лента |
10. | Лента разной ширины и цвета |
11. | Набор цветных ниток (швейных), мулине, ирис |
12. | Ткань: лен, х/б, шелк, специальные материалы и т. д. |
13. | Клей (дракон, титан) |
14. | Ручка, карандаш, тетрадь, цветные мелки, краски, кисточки №. |
15. | Кружева, тесьма, лента, шнуры, шерстяные нитки |
16. | Бусы, пуговицы, кнопки, липучки, бисер, пайетки |
17. | Пяльцы (большие и маленькие) |
18. | Калька, копировальная бумага |
19. | Рамка для картин, картон, пластик и т.д. |
20. | Уголок по технике безопасности |
Формы аттестации
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть результаты общего труда. Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования. При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование, открытые занятия, наблюдения, тестирования и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Методические материалы
По программе «Декоративно-прикладное творчество» с целью активизации образовательного процесса используются методы, направленные на формирование положительной мотивации к обучению. Это создание ситуации успеха, изучение нового материала с опорой на полученные знания; создание положительного эмоционального настроя через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества на занятии; рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других ребят.
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их эффективность и мотивацию. В реализации данной программы в зависимости от темы, цели, задач занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение, практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем; демонстрация презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка вопроса перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
3. Репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу.
4. Метод игры – познавательные, путешествия, на развитие воображения, конкурсы.
5. Использование средств искусства – изделия декоративно-прикладного искусства.
Теоретическая часть программы имеет целью ознакомление со специальной терминологией, видами декоративно-прикладного искусства, их особенностями. Практическая часть предусматривает овладение навыками изготовления изделий в разных техниках, видах декоративно-прикладного творчества с разными видами тканей.
Для формирования эстетического восприятия окружающего мира, развития художественного вкуса важно использование межпредметных связей: заочные, виртуальные путешествия по странам в разные времена, беседы о народном творчестве, современных направлениях декоративно-прикладного искусства.
Дидактический и лекционный материал (примерный):
1Демонстрация готовых работ:
разных видов изделий в разных техниках; готовых изделий в ассортименте;
специальных приспособлений и инструментов.
2. Дидактический раздаточный материал: выкройки, схемы, узоры;
4. Копилка декоративных элементов, разнообразной фурнитуры, конструктивных деталей.
5. Теоретические сведения по всем разделам программы (журналы, научно-популярная литература, материалы сети Интернет).
6. Материал для диагностики усвоения программы (тесты, игры, перечни вопросов).
Накопленный методический материал позволяет результативно использовать учебное время, учитывать интересы учащихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Примерная схема построения типового занятия:
1. Организационный момент (приветствие, создание психологического настроя, мотивация на учебную деятельность, подготовка рабочего места, сообщение темы и цели занятия).
2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний (проверка усвоения материала предыдущего занятия – опрос, творческие задания).
3. Ознакомление с новым материалом (устный рассказ, демонстрация презентаций, фото- и видеоматериалов и других дидактических средств обучения, мотивирующих к познанию).
4. Физминутка.
5. Осмысление и закрепление материала (использование тренировочных упражнений, творческих заданий, самостоятельная работа, коррекция ошибочных представлений).
6. Подведение итогов занятия (анализ и оценка достижения цели, причин некачественной работы, определение перспектив деятельности, уборка рабочего места).
- Одной из ведущих технологий является технология обучения в сотрудничестве, в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и педагога, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
- Также применяется технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося, на познание себя как личности, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения. На первом плане - развитие учащихся в различных видах деятельности, формирование познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности. Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом. К развивающей технологии я отношу игровую деятельность, которая создаёт доброжелательный настрой на восприятие воспитательно-образовательного материала.
- Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность.
Применение мультимедиа в работе с детьми даёт возможность подать информацию нетрадиционно. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей степени добиться поставленных целей и задач на занятиях, повышали мотивацию детей, привлекали внимание. - Технология проблемного обучения применяется с целью развития
творческого мышления (работа над новым рисунком, иллюстрацией, эскизом для вышивки). Проблемное обучение связано с применением личностно-ориентированных технологий, направленных на познавательное и личностное развитие учащихся: технологиями свободного воспитания (развитие самостоятельности, воспитание самомотивации детей), гуманно - личностными технологиями, (уважение к ребенку, оптимистическая вера в его потенциал, всесторонняя поддержка развития личности).
Создание мной проблемной ситуации (проблема - подобрать цвет для вышивки или игрушки) - это и есть начало ее мышления в процессе постановки и решения вышеобозначенных проблем, побуждает ребенка искать свой способ самовыражения или действия, развивает его креативные качества (способности), что в результате дает новый, иногда непредсказуемый результат, интересные решения детей в ходе работы над изделиями, проявление индивидуальности. Групповая организация работы учащихся в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, учащиеся получают навыки коллегиального решения поставленных проблем, развивает взаимодействие в учебном микросоциумме.
- Применение здоровьесберегающих технологий способствует сохранению здоровья учащихся. Важным пунктом является контроль санитарного состояния помещения (влажная уборка, проветривание, освещение). Проведение инструктажей по технике безопасности, при чрезвычайных ситуациях. Регулярное использование технологий улучшает психологический климат в объединении, снижает количество пропусков занятий по болезни и приобщает детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на занятиях, и это положительно сказывается на усвоение ими программы, качество знаний повышается. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.
Использование данных технологий в комплексе позволяют получить положительные и эффективные результаты в обучении.
ИКТ открывают мне новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания учащихся, позволяют совершенствовать учебный процесс, повышают эффективность и улучшают уровень владения полученной информацией. Применение компьютера позволяет значительно повысить качественный уровень работы как педагога, расширить возможности работы с детскими объединениями.
Используются компьютерные технологии для накапливания и хранения фото и видеоматериалов прикладного творчества. Периодически применяются ИКТ в работе при проведении воспитательных мероприятий с родителями и детьми, подбираю материалы для проведения бесед «За здоровый образ жизни». «Родителям о правах ребенка», «Роль семьи в предупреждении и профилактики правонарушений и негативных явлений». Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с ребятами, сделать их творческими.
Формы организации учебного занятия: лекции, беседы, дискуссии, самостоятельная работа, собеседование, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, встреча с интересными людьми, мастер-класс, открытое занятие, наблюдение, посиделки, праздник, практическое занятие и т.д.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности,
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов,
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятии по темам.
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого обучающегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов и рефлексией, частей.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда учащихся находят в оформлении кабинета, и др. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела, полугодия, года, итоговой аттестации. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
При планировании занятий учитываются возрастные особенности детей. На занятиях обязательно используются дидактический материал, схемы и образцы изделий. Декоративно-прикладной вид творчества требует индивидуального подхода к каждому ребенку независимо от способностей и одаренности. Поэтому при групповой форме обучения присутствует индивидуальный подход к каждому учащемуся при изготовлении каждого нового изделия. Все дети развивают свою индивидуальность, творчество и фантазию, получая дополнительные знания по виду деятельности, глубже знакомиться с историей этого вида творчества, выполнять более сложные по уровню работы, композиции, сувениры, и т.д. Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов, в основу, которых ложатся дух патриотизма, активной гражданской позиции.
Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
Законодательная база:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196;
- постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
- устав МБУ ДО ДДТ ст. Калининской;
- локальные акты ДДТ.
Список литературы:
для педагога:
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz- shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnaja-fantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
dzhinsymoda.ru›ukrasheniya-iz-dzhinsovoy-tkani/
bookvoed.ru›book?id=6690633
1. Денцова Ю.В. «Фигурки, игрушки, сувениры из бумаги» Академия развития 2014г.
2. Лянгина Ю. К. «Ниткография. Рисуем картины нитками» Феникс 2015г.
3. Нестерова Д.В. «Лоскутные фантазии» АСТ. Астрель2016г.
4. Локальные акты ДДТ.
- для учащихся:
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz- shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnaja-fantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
журналы:
1.«Ксюша», «Лена» - для любителей рукоделия», Минск, а \я 67, 2015.
2. «Мастерица» - для любителей рукоделия, Минск 2014-2015.
3. «Рукоделие» - для любителей рукоделия, Минск 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет самостоятельно разработана Берш...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа и творчество»
Экологическое образование и воспитания на современном этапе является приоритетным направлением дополнительного образования учащихся. Разработан ряд нормативно-правовых и программных документов, которы...
Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»
Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества»
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества»...