Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
статья на тему
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетических навыков обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
Народная мудрость
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 годы говорится: «Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно - нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации».
Сфера дополнительного образования детей – это педагогически – организованное пространство, где современный ребенок проводит большую часть свободного времени: проходит обучение по дополнительным общеобразовательным программам, участвует в мероприятиях различной направленности, заполняет свободное от учебы в школе время здоровьесберегающей деятельностью. Учреждения дополнительного образования исторически отличаются от общеобразовательных школ приоритетностью воспитательных задач; их деятельность тесно связана с процессами духовно-нравственного, гражданско-патриотического, культурно - этнографического развития личности.
В современном мире информационной насыщенности, школьник не всегда избирательно относится к тому, что видит и слышит на улице, по телевизору, в сети Интернет. По причине занятости на работе, ослаблен контроль со стороны родителей. Все это приводит к тому, что ребенок теряет четкие духовно-нравственное ориентиры, оказывается один на один с потоком разнообразной информации, особенно в свободное от учебы время. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В этой ситуации возникает необходимость в консолидации социума для создания для ребенка такой воспитательной - образовательной среды, где основным ориентиром должно стать духовно-нравственное воспитание.
Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей.
Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремёсел всегда имело важное значение для преемственности поколениями всего лучшего и наиболее ценного.
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетических навыков обучающихся.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства, декоративно-прикладного творчества. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.
Художественно-эстетическое воспитание является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.
Данное направление деятельности ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна; воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся; развитие творческих способностей; формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; приобщении детей к труду; воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
В муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» Малмыжского района Кировской области работают несколько объединений художественно-эстетической направленности. В 2015 году совместно с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа разработан и реализуется проект по духовно-нравственному воспитанию «Свет». Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно-эстетической направленности по работе с природным материалом вошла в данный проект.
Тот факт, что общение с природой необходимо для любого человека, особенно для формирующейся личности ребенка, очевиден. Занятия по работе с природным материалом позволяют лучше познать мир природы, продолжить общение с ней в условиях городской среды, развивают фантазию, творческие способности, наглядно-образное мышление, учат любить и ценить красоту и незащищённость природы, формируют экологическое сознание детей. Ребёнок растёт духовно, становится добрее, отзывчивее, забывает свои тревоги и заботы.
Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Одной из отличительных особенностей программы «Кладовые природы» является то, что в содержание включены темы, знакомящие детей с традиционными православными праздниками. В ходе подготовки к которым, дети изготавливают различные поделки, сувениры, украшения, подарки. В частности, в раздел «Рождественские украшения» включены темы: «Рождественские венки», «Рождественские деревья», «Восковые свечи», «Ароматический шарик»; в раздел «История и традиции праздника Пасхи» включены темы: «Крашение яиц растительным орнаментом», «Пасхальное дерево», «Пасхальный венок», «Картины из яичной скорлупы».
Сохранению традиций православного декоративно-прикладного творчества способствует интеграция с изучением культурно-исторического наследия. Каждая тема сопровождается знакомством с православными праздниками, традициями. Этот материал в доступной форме преподносится детям сотрудниками воскресной школы. В результате учащиеся овладевают навыками декоративно-прикладного творчества и приобщаются к истокам духовного наследия.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.
Творческий труд с использованием природных материалов – одна из форм приобщения детей к искусству и воспитания любви к природе. Приобретая практические умения и навыки, дети приобщаются к прекрасному: учатся понимать красоту природы родного края, познают истоки народного декоративно-прикладного творчества; у них формируется чувство патриотизма, любви к своему народу, его культуре, которое должно начинаться с детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.
Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
Семинар-практикум«Диагностика развития УУД в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»
Презентация к семинару-практикуму. Определение эффективных методов и средств диагностики результатов освоения образовательной программы....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»
Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербург...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....
Выступление «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»
Выступление на тему: «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвиваю...