Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа

Байгачёва Оксана Михайловна

Данная программа нацелена на одарённых учащихся 5-8 классов. Она призвана углубить знания по орфографии, грамматике, фонетике, пунктуации, лингвистике, теории литературы, стилистике. Задача программы – познакомить учеников с теми аспектами, которые выходят за рамки школьного курса русского языка и литературы.

Курс способствует развитию творческих способностей и склонностей учащихся, формирует образное мышление, творческую инициативу. 

Программа способствует формированию навыков исследовательской деятельности, предполагает использование активных методов обучения; способствует воспитанию речевой культуры школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Средняя школа № 6»

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

2017-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

подготовила

учитель русского языка и литературы

Зенина Оксана Михайловна

г. Когалым, 2017

I. Пояснительная записка

Данная программа нацелена на одарённых учащихся 5-8 классов. Она призвана углубить знания по орфографии, грамматике, фонетике, пунктуации, лингвистике, теории литературы, стилистике. Задача программы – познакомить учеников с теми аспектами, которые выходят за рамки школьного курса русского языка и литературы.

Курс способствует развитию творческих способностей и склонностей учащихся, формирует образное мышление, творческую инициативу.  

Программа способствует формированию навыков исследовательской деятельности, предполагает использование активных методов обучения; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для выявления и развития интеллектуального потенциала, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Задачи:

  • Выявление одарённых детей с помощью различных методик;
  • Дифференцированный подход к ученикам на уроке с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • Использование современных образовательных технологий с целью развития самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков;
  • Организация разнообразной индивидуальной внеурочной и внешкольной деятельности, способствующей самореализации личности школьника;
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
  • Применение технологии портфолио для диагностики индивидуальных достижений ученика.

Принципы работы с одаренными детьми:

• максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

• индивидуализация и дифференциация обучения;

• создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• выбор учащимся формы дополнительных занятий.

Формы работы с одаренными учащимися:

- занятия с одаренными учащимися в группах и индивидуально;

- конкурсы, конференции;

- участие в олимпиадах;

-  исследовательская работа;

- творческие мастерские.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе

Подготовка к предметным олимпиадам основывается на индивидуальной работе с учеником. Для ее успешной реализации необходимо:

разработать план занятий с учетом уровня подготовки ученика;

обозначить наиболее сложные темы для изучения и составить план консультаций по ним.

С учетом индивидуальных интересов и склонностей учащихся необходимо:

 определить тему работы

разработать план изучения темы;

очертить круг литературы, изучение которой необходимо для освоения темы;

определить формы отчета.

Для подготовки к олимпиадам следует уделять внимание решению вопросов предметных олимпиад, использовать сборники олимпиадных заданий и Интернет-порталы (см.: Список литературы).  

Работа с одаренными детьми включает в себя непосредственную подготовку к олимпиадам. С этой целью необходимо:

  • развивать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся;
  • с помощью олимпиадных тренингов развивать логическое мышление;
  • формировать навыки работы с научно-популярной и справочной литературой;
  • расширять кругозор, развивать творческие способности.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие способностей учеников к осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию тематики научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Первый этап работы предполагает выработку следующих навыков:

 а) находить взаимосвязи и взаимозависимости между проанализированными данными;

б) формулировать логически правильные умозаключения и гипотезы.

Второй этап предполагает   умение исследовать проблемные ситуации,  решать понятные для ученика творческие задачи, высказывать собственное мнение по изучаемой проблеме.

Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая научная работа.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку «Учи.ру»;
  • Всероссийский конкурс «Продленка»;
  • Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»;
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ;

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию знаний обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

Практический блок

Виды самостоятельной работы учащихся

Цикл занятий по фонетике и орфографии (3 часа).

Гласные согласные звуки. Звукопись как игра звуками для усиления выразительности. Аллитерация и ассонанс.

Звукобуквенный анализ слова, транскрибирование.

Практическое занятие. Фонетическая лаборатория слова.

Работа со словарем, Интернет-ресурсами, создание ситуации проблемного диалога

II. Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (3 часа).

Слово и его лексическое значение.  Точность словоупотребления. Этимология на службе орфографии.

Диалектизмы: особенности употребления в текстах художественного стиля.

Источники фразеологизмов: а) фразеологизмы: легенды и факты античной истории; б) из речи представителей различных профессий; в) «крылатые» выражения, пословицы, поговорки как разновидность фразеологизмов; г) фразеологизмы из религиозных книг; д) ошибки в употреблении фразеологизмов: теория и практика.

Неологизмы (новые слова, которые появляются в языке в связи с развитием социальных отношений, науки. культуры).

Заимствованные слова и их употребление. Работа со словарем иностранных слов. Замена русских слов иноязычной лексикой и наоборот.

Синонимы, омонимы, антонимы. Историзмы и архаизмы. Многозначные и однозначные слова.

Орфоэпический словник на сайте ФИПИ.

Словарь паронимов. Типы лексических ошибок, связанных с употреблением паронимов.

Выполнение заданий по поиску примеров из научных статей, газет, журналов. Работа со словарем, Интернет-ресурсами, индивидуально-групповая работа.

III. Цикл занятий по словообразованию (3 часа).

Словообразовательные гнезда, словообразовательные цепочки как основа словообразовательного разбора.

Виды, способы образования слов.

Аббревиация как один способов образования новых слов.

Построение словообразовательных цепочек, определение способа образования слов.

IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа)

Морфология как раздел лингвистики. Понятие о частях речи.

Правила употребления имен существительных: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы.

Правила употребления имен прилагательных: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы.

Правила употребления числительных: орфоэпические нормы, грамматические нормы.

Правила употребления местоимений: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы.

Правила употребления глаголов, причастий, деепричастий: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, их роль в языке.

Культура речи, правильное употребление предлогов, союзов, частиц.

Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

Решение тестовых задач, выполнение олимпиадных заданий, составление кластеров, составление сложного плана.

V. Цикл занятий по синтаксису (4 часа)

Словосочетание, предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении.

Полное и неполное предложение. Одно и двусоставные предложения. Порядок слов в простом предложении.

Синтаксический разбор простого предложения.

Тире в неполных и эллиптических предложениях, его функции.

Однородные члены предложения. Пунктуация при них.

Сложные синтаксические конструкции: союзные и бессоюзные.

Синтаксический разбор сложного предложения, пунктуационное исследование текста.

Понятие о периоде.

Редактирование текста. Моделирование предложений по заданным схемам. Графические диктанты. Самопроверка, взаимопроверка.

VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста (8 часов).

Текст как произведение речи. Точность и логичность речи. Языковые средства выразительности в тексте.

Тема и идея текста. План комплексного анализа исходного текста.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Виды связи предложений в тексте. Сочетание различных типов речи в тексте.

Редактирование текста, создание собственного текста на заданную тему.

Решение олимпиадных задач.

VII. Участие в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (9 часов)

Выстраивание индивидуальной траектории работы с учеником: решение орфографических, пунктуационных задач; поиск ответа по вопросам морфемики, словообразованию, морфологии и синтаксису. Фестиваль «презентаций» на тему «Придумай, сформулируй и задай олимпиадный вопрос собеседнику, предлагая модель своего ответа»

Участие в заочных олимпиадах: «Русский медвежонок», «Копилка знаний», «Познание и творчество», «Эрудит» и др.Участие в очных олимпиадах различного уровня.

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

1

Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

план

Август

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование списков обучающихся

собеседование.

Сентябрь

3

Занятие «Фонетика и орфография»

Практические занятия

Сентябрь

4

Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку

.

Практические занятия

 

Сентябрь

5

Занятие «Лексика, этимология и фразеология»

Практические занятия

Октябрь, ноябрь

6

Участие школьников во Всероссийской Интернет-олимпиаде школьников по русскому языку

октябрь-ноябрь

7

Подготовка к участию в международном конкурсе «Мириады открытий» по русской и зарубежной литературе

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Сентябрь-ноябрь

8

Занятие «Словообразование»

Практические занятия

Ноябрь

9

Подготовка к конкурсу чтецов

Индивидуальные занятия

10

Занятие «Морфология»

Практические занятия

Декабрь

11

Подготовка к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ

Индивидуальные занятия

декабрь

12

Подготовка к Всероссийскому конкурсу литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»;

Индивидуальные занятия

Декабрь

13

Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе «Продлёнка»

Индивидуальные занятия

январь-март

14

Занятие «Как написать научную статью?» Начало оформления творческих работ

Лекц.-практическое занятие

Январь

15

Занятие «Синтаксис»

Практические занятия

Январь

16

Подготовка к Пушкинскому фестивалю искусств «Под сенью дружных муз»

Индивидуальные занятия

Февраль

17

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Учебное занятие

Февраль

18

Подготовка к участию в региональном конкурсе по русскому языку «Легко ли говорить просто, ясно, уместно и интересно?»

Индивидуальные занятия

январь-март

19

Занятие «Методика защиты исследовательских работ»

Учебное занятие

Март

20

 Подготовка к участию в олимпиаде по русскому языку от проекта «Мега –Талант»

Индивидуальные занятия

Апрель

21

Планирование на следующий уч. год

Создание портфолио одаренных детей

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Составление плана

Май

22

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

 

В течение года

23

Подготовка к диагностическим работам

Учебное занятие

В течение года

24

Формирование банка заданий повышенной сложности и нестандартных заданий по русскому языку и литературе (в печатной и электронной форме)

 

В течение года

Список литературы.

  1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. М., 2011.
  2. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2010.
  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс (в 2 ч.). М., 2015.
  4. Вартаньян Э. А. Из жизни слов.  М., 2009.
  5. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово.  М., 2009.
  6. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным.  М., 2008.
  7. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). М.; Л., 2010.
  8. Воронина Н.В., Егорова Т.В. 300 лингвистических задач (готовимся к олимпиаде по русскому языку). М., 2013.
  9. Егорова Н.В. Универсальные задания по русскому языку. М., 2016.
  10. Касперская О.В. Система работы с одарёнными детьми. М.,  2011 г.
  11. Матюшкина А.М., . Матюшкина А.А.  Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. М.,  2008.
  12. ОГЭ. ЕГЭ. ФГОС. Тематический контроль. /под ред. И.П. Цыбулько. М., 2016.
  13. Розенталь Д.Э. Фонетика и графика. Орфография. Лексика и фразеология. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Стилистика. М., 2012.
  14. Русский язык. Методические рекомендации /под ред. М.М. разумовской. М., 2015.
  15. Уроки русского языка: занимательно и интересно. М., 2016.
  16. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. Профильный уровень. М., 2015.

Интернет - источники

  1. http://window.edu.ru/
  2. http://school-collection.edu.ru/
  3. http://www.edu.ru/

Тренажеры:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

Программа работы с одарёнными детьми

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку

Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...

Программа работы с одарёнными детьми

Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....

программа работы с одарёнными детьми

прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...