Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа
Данная программа нацелена на одарённых учащихся 5-9 классов. Она призвана углубить знания по орфографии, грамматике, фонетике, пунктуации, лингвистике, теории литературы, стилистике. Задача программы – познакомить учеников с теми аспектами, которые выходят за рамки школьного курса русского языка и литературы.
Курс способствует развитию творческих способностей и склонностей учащихся, формирует образное мышление, творческую инициативу.
Программа способствует формированию навыков исследовательской деятельности, предполагает использование активных методов обучения; способствует воспитанию речевой культуры школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Средняя школа № 6»
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
2023-2027 УЧЕБНЫЙ ГОД
подготовила
учитель русского языка и литературы
Байгачёва Оксана Михайловна
г. Когалым, 2023
I. Пояснительная записка
Данная программа нацелена на одарённых учащихся 5-9 классов. Она призвана углубить знания по орфографии, грамматике, фонетике, пунктуации, лингвистике, теории литературы, стилистике. Задача программы – познакомить учеников с теми аспектами, которые выходят за рамки школьного курса русского языка и литературы.
Курс способствует развитию творческих способностей и склонностей учащихся, формирует образное мышление, творческую инициативу.
Программа способствует формированию навыков исследовательской деятельности, предполагает использование активных методов обучения; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для выявления и развития интеллектуального потенциала, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
Задачи:
- Выявление одарённых детей с помощью различных методик;
- Дифференцированный подход к ученикам на уроке с учетом индивидуальных особенностей детей;
- Использование современных образовательных технологий с целью развития самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков;
- Организация разнообразной индивидуальной внеурочной и внешкольной деятельности, способствующей самореализации личности школьника;
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
- Применение технологии портфолио для диагностики индивидуальных достижений ученика.
Принципы работы с одаренными детьми:
• максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
• индивидуализация и дифференциация обучения;
• создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• выбор учащимся формы дополнительных занятий.
Формы работы с одаренными учащимися:
- занятия с одаренными учащимися в группах и индивидуально;
- конкурсы, конференции;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская работа;
- творческие мастерские.
Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе
Подготовка к предметным олимпиадам основывается на индивидуальной работе с учеником. Для ее успешной реализации необходимо:
разработать план занятий с учетом уровня подготовки ученика;
обозначить наиболее сложные темы для изучения и составить план консультаций по ним.
С учетом индивидуальных интересов и склонностей учащихся необходимо:
определить тему работы
разработать план изучения темы;
очертить круг литературы, изучение которой необходимо для освоения темы;
определить формы отчета.
Для подготовки к олимпиадам следует уделять внимание решению вопросов предметных олимпиад, использовать сборники олимпиадных заданий и Интернет-порталы (см.: Список литературы).
Работа с одаренными детьми включает в себя непосредственную подготовку к олимпиадам. С этой целью необходимо:
- развивать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся;
- с помощью олимпиадных тренингов развивать логическое мышление;
- формировать навыки работы с научно-популярной и справочной литературой;
- расширять кругозор, развивать творческие способности.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
- развитие способностей учеников к осмыслению основных проблем исследования;
- координацию тематики научно-исследовательской деятельности;
- подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Первый этап работы предполагает выработку следующих навыков:
а) находить взаимосвязи и взаимозависимости между проанализированными данными;
б) формулировать логически правильные умозаключения и гипотезы.
Второй этап предполагает умение исследовать проблемные ситуации, решать понятные для ученика творческие задачи, высказывать собственное мнение по изучаемой проблеме.
Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая научная работа.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:
- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
- определение темы и цели исследования;
- формулирование и отбор полезных гипотез;
- систематизация фактов, явлений;
- интерпретация данных;
- использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
- установление аналогий;
- формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
- решение задачи в новой ситуации;
- написание творческого сочинения, реферата.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
- Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку «Учи.ру»;
- Всероссийский конкурс «Продленка»;
- Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»;
- Всероссийский конкурс исследовательских работ;
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию знаний обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.
Практический блок | Виды самостоятельной работы учащихся |
Цикл занятий по фонетике и орфографии (3 часа). | |
Гласные согласные звуки. Звукопись как игра звуками для усиления выразительности. Аллитерация и ассонанс. Звукобуквенный анализ слова, транскрибирование. Практическое занятие. Фонетическая лаборатория слова. | Работа со словарем, Интернет-ресурсами, создание ситуации проблемного диалога |
II. Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (3 часа). | |
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Этимология на службе орфографии. Диалектизмы: особенности употребления в текстах художественного стиля. Источники фразеологизмов: а) фразеологизмы: легенды и факты античной истории; б) из речи представителей различных профессий; в) «крылатые» выражения, пословицы, поговорки как разновидность фразеологизмов; г) фразеологизмы из религиозных книг; д) ошибки в употреблении фразеологизмов: теория и практика. Неологизмы (новые слова, которые появляются в языке в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры). Заимствованные слова и их употребление. Работа со словарем иностранных слов. Замена русских слов иноязычной лексикой и наоборот. Синонимы, омонимы, антонимы. Историзмы и архаизмы. Многозначные и однозначные слова. Орфоэпический словник на сайте ФИПИ. Словарь паронимов. Типы лексических ошибок, связанных с употреблением паронимов. | Выполнение заданий по поиску примеров из научных статей, газет, журналов. Работа со словарем, Интернет-ресурсами, индивидуально-групповая работа. |
III. Цикл занятий по словообразованию (3 часа). | |
Словообразовательные гнезда, словообразовательные цепочки как основа словообразовательного разбора. Виды, способы образования слов. Аббревиация как один способов образования новых слов. | Построение словообразовательных цепочек, определение способа образования слов. |
IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа) | |
Морфология как раздел лингвистики. Понятие о частях речи. Правила употребления имен существительных: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы. Правила употребления имен прилагательных: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы. Правила употребления числительных: орфоэпические нормы, грамматические нормы. Правила употребления местоимений: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы. Правила употребления глаголов, причастий, деепричастий: орфоэпические нормы, грамматические нормы, лексические нормы. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, их роль в языке. Культура речи, правильное употребление предлогов, союзов, частиц. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. | Решение тестовых задач, выполнение олимпиадных заданий, составление кластеров, составление сложного плана. |
V. Цикл занятий по синтаксису (4 часа) | |
Словосочетание, предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении. Полное и неполное предложение. Одно и двусоставные предложения. Порядок слов в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения. Тире в неполных и эллиптических предложениях, его функции. Однородные члены предложения. Пунктуация при них. Сложные синтаксические конструкции: союзные и бессоюзные. Синтаксический разбор сложного предложения, пунктуационное исследование текста. Понятие о периоде. | Редактирование текста. Моделирование предложений по заданным схемам. Графические диктанты. Самопроверка, взаимопроверка. |
VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста (8 часов). | |
Текст как произведение речи. Точность и логичность речи. Языковые средства выразительности в тексте. Тема и идея текста. План комплексного анализа исходного текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Виды связи предложений в тексте. Сочетание различных типов речи в тексте. | Редактирование текста, создание собственного текста на заданную тему. Решение олимпиадных задач. |
VII. Участие в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (9 часов) | |
Выстраивание индивидуальной траектории работы с учеником: решение орфографических, пунктуационных задач; поиск ответа по вопросам морфемики, словообразованию, морфологии и синтаксису. Фестиваль «презентаций» на тему «Придумай, сформулируй и задай олимпиадный вопрос собеседнику, предлагая модель своего ответа» | Участие в заочных олимпиадах: «Русский медвежонок», «Учи.ру», «Фоксфорд», «Эрудит» и др.участие в очных олимпиадах различного уровня. |
№ п/п | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе | план | Август |
2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование списков обучающихся | собеседование. | Сентябрь |
3 | Занятие «Фонетика и орфография» | Практические занятия | Сентябрь |
4 | Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку . | Практические занятия
| Сентябрь |
5 | Занятие «Лексика, этимология и фразеология» | Практические занятия | Октябрь, Ноябрь |
6 | Участие школьников во Всероссийской Интернет-олимпиаде школьников по русскому языку | Октябрь-Ноябрь | |
7 | Подготовка к участию в международном конкурсе «Мириады открытий» по русской и зарубежной литературе | Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад | Сентябрь-Ноябрь |
8 | Занятие «Словообразование» | Практические занятия | Ноябрь |
9 | Подготовка к конкурсу чтецов | Индивидуальные занятия | |
10 | Занятие «Морфология» | Практические занятия | Декабрь |
11 | Подготовка к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ | Индивидуальные занятия | Декабрь |
12 | Подготовка к Всероссийскому конкурсу литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»; | Индивидуальные занятия | Декабрь |
13 | Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе «Продлёнка» | Индивидуальные занятия | Январь-Март |
14 | Занятие «Как написать научную статью?» Начало оформления творческих работ | Лекционно-практическое занятие | Январь |
15 | Занятие «Синтаксис» | Практические занятия | Январь |
16 | Подготовка к Пушкинскому фестивалю искусств «Под сенью дружных муз» | Индивидуальные занятия | Февраль |
17 | Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований | Учебное занятие | Февраль |
18 | Подготовка к участию в региональном конкурсе по русскому языку «Легко ли говорить просто, ясно, уместно и интересно?» | Индивидуальные занятия | Январь-Март |
19 | Занятие «Методика защиты исследовательских работ» | Учебное занятие | Март |
20 | Подготовка к участию в олимпиаде по русскому языку от проекта «Мега –Талант» | Индивидуальные занятия | Апрель |
21 | Планирование на следующий уч. год Создание портфолио одаренных детей Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями | Составление плана | Май |
22 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
| В течение года |
23 | Подготовка к диагностическим работам | Учебное занятие | В течение года |
24 | Формирование банка заданий повышенной сложности и нестандартных заданий по русскому языку и литературе (в печатной и электронной форме) |
| В течение года |
Список литературы.
- Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. М., 2011.
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2010.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс (в 2 ч.). М., 2015.
- Вартаньян Э. А. Из жизни слов. М., 2009.
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.
- Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. М., 2008.
- Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). М.; Л., 2010.
- Воронина Н.В., Егорова Т.В. 300 лингвистических задач (готовимся к олимпиаде по русскому языку). М., 2013.
- Егорова Н.В. Универсальные задания по русскому языку. М., 2016.
- Касперская О.В. Система работы с одарёнными детьми. М., 2011 г.
- Матюшкина А.М., . Матюшкина А.А. Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. М., 2008.
- ОГЭ. ЕГЭ. ФГОС. Тематический контроль. /под ред. И.П. Цыбулько. М., 2016.
- Розенталь Д.Э. Фонетика и графика. Орфография. Лексика и фразеология. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Стилистика. М., 2012.
- Русский язык. Методические рекомендации /под ред. М.М. разумовской. М., 2015.
- Уроки русского языка: занимательно и интересно. М., 2016.
- Хлебинская Г.Ф. Русский язык. Профильный уровень. М., 2015.
Интернет - источники
Тренажеры:
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
- http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
- http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
- http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
- Культура письменной речи - http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языкуhttp://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку
Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...
Программа работы с одарёнными детьми
Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....
программа работы с одарёнными детьми
прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...
Программа работы с одарёнными детьми
Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...