Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОКИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА
работы с одарёнными детьми
по географии в 6 классе
Разработала: учитель географии
Федоркова С.В.
2013
Пояснительная записка.
Настоящий вариант программы по географии для 6 классов разработан в соответствии с концепцией общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми.
Обучение одаренных детей по данной программе идет синхронно с основной массой учащихся на уроке.
Главная цель курса – дать учащимся углубленные знания по географии Земли: отразить целостность и неоднородность Земли в пространстве и во времени на основе углубленного изучения нашей планеты.
Программа работы с одаренными учащимися включает в себя те же темы, что и основная программа (Программы по географии для основной школы. География. Навигатор. Материалы в помощь учителю 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.П.Дронова. М.: Просвещение, 2009):
1 тема. Изображение земной поверхности и их использование.
2 тема. Развитие географических знаний о Земле.
3 тема. Земля – планета солнечной системы.
4 тема. Литосфера – каменная оболочка Земли.
5 тема. Гидросфера – водная оболочка Земли.
6 тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
7 тема. Биосфера – оболочка жизни.
Каждая тема включает вопросы по 8 видам заданий.
- Задания на проведение сравнения.
- На проведение анализа с последующими выводами.
- Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
- Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
- Задания на группировку объектов.
- Задания на узнавание объектов и явлений.
- Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
- Задания на прогнозирование географических ситуаций.
Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.
Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.
Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.
Система заданий повышенной трудности. | 1 тема. Изображение земной поверхности и их использование. | |
1. На проведение сравнения. | Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России. Чем они отличаются, в чем их сходство? | |
2. На проведение анализа с последующими выводами. | Пользуясь физической картой мира, соотнесите площадь суши и океана и обоснуйте «правильность» или «неправильность» названия нашей планеты. | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | В 1519 году от берегов Испании, в поисках нового неизвестного океана, отплыли пять кораблей под начальством Магеллана. Его задачей было найти этот океан, проплыть по нему и вернуться сначала в Азию, а потом и в Европу. Он поехал на запад и должен был вернуться с востока. После трудного трех летнего путешествия моряки, наконец-то, вернулись на родину. Это было 6 сентября. Но на берегу, на родине, засмеялись: - Вы уже и числа перепутали; сегодня не 6, а 7 сентября. Моряки проверили свои журналы, в которых точно и аккуратно изо дня в день в течение 3-х лет велись записи – все верно. Но, на берегу настаивали, что моряки прибыли не 6, а 7 сентября. Сомнений не оставалось: пропали сутки. Действительно ли моряки потеряли сутки? Если «Да», то по какой причине? | |
4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений. | Самый простой факт на всех местах земного шара: если встать лицом к северу, то направо будет восток, налево запад, сзади – юг. А есть ли на Земле такое место, где куда не повернись – всюду юг? | |
5. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные понятия на группы, дайте название каждой группе: именованный, долгота, численный, широта, линейный. | |
6. Задания на узнавание объектов и явлений. | О каком виде съемки идет речь? При этом виде съемки наблюдатель должен находиться всегда в одной точке и фиксировать находящиеся вокруг него объекты. Необходимо умение определять азимут. | |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Как, по вашему мнению, происходило бы освоение Земли, если бы отсутствовали карты? | |
8. Задания на прогнозирование географических объектов. | Как вы считаете, у науки картографии в XXI веке есть будущее? Какое оно на ваш взгляд? | |
Система заданий повышенной трудности. | 2 тема. Развитие географических знаний о Земле. | |
1. Задания на проведение сравнений. | Сравните, чем отличается представление о Земле древних китайцев, древних греков и древних египтян. | |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | Что послужило стимулом к развитию познаний о Земле в средние века? | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Почему Х.Колумб при открытии им материка Америка, встречающих его людей назвал индейцами? | |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на двух шлюпках – «Восток» и «Мирный», отправились в экспедицию и 28 января 1820 г. Достигли точки с координатами 69022/ ю.ш. и 2015/ з.д.. Что это за место и началом чего послужило это открытие? | |
5. Задания на группировку объектов. | Кто лишний: Магеллан, Колумб, Беринг? | |
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Представь, что Америка ещё не открыта. Предложи свою модель развития мира без участия Америки. | |
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Немало географических открытий сделал он, но самое большое открытие, обессмертившее его имя, - это «открытие» им человека среди «первобытных людей». Л. Н. Толстой в письме к путешественнику так оценил его научный подвиг: «Вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, общительное существо, в общении с которым можно и должно входить только добром и истиной…. И вы доказали это подвигом истинного мужества». Назовите имя этого исследователя. | |
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Составь прогноз исследования Земли, когда уже открыты и нанесены на карты все материки. | |
Система заданий повышенной трудности. | Тема 3. Земля – планета солнечной системы. | |
1.Задания на проведение сравнений. | Пользуясь физической картой России, объясните, почему летом в Санкт – Петербурге бывают «белые» ночи, а в Москве – нет. | |
2. На проведение анализа с последующими выводами. | Установите, сколько бы длился период обращения Земли вокруг Солнца, если бы расстояние от нее до Солнца было больше примерно в 10 раз. | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Истинный полдень на меридиане, проходящем через любую точку Земли, наступает ровно в 12.00. В это время тень, отбрасываемая предметами на поверхность Земли – самая короткая. Однако измерения, проведенные на местности, показывают, что в момент, когда тень от предметов самая короткая, часы показывают время, не соответствующее 12.00. Определите, в какое время тень от предмета будет самой короткой, если истинное время в данной точке опережает поясное на 30 минут. | |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | Объясните, почему на Земле происходит смена дня и ночи. | |
5. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные названия городов в соответствии со временем года (зима, лето), которое будет в них 15 января: Буэнос-Айрес, Канберра, Нью – Дели, Мехико, Якутск, Пекин, Бразилиа, Дакар. | |
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры? Обоснуйте свою точку зрения. | |
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Следствие этого явления - отклонение всех горизонтально движущихся тел в Северном полушарии – вправо, а в Южном – влево. Следствие какого явления описано? Как называется отклоняющая сила? | |
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Определите, на каких параллелях располагались бы тропики, если бы угол наклона земной оси был 450С. | |
Система заданий повышенной трудности. | 4 тема. Литосфера – каменная оболочка Земли. | |
1. Задания на проведение сравнений. | Сравните географическое положение Альп и Кавказа | |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | Можно ли спрятать самую высокую горную вершину на Земле в самой глубокой впадине? Почему? | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Известно, что литосферные плиты постоянно движутся. Объясни причину их движения и последствия. | |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | На какой равнине России больше всего городов? Почему? | |
5. Задания на группировку объектов. | На карте полушарий покажите крупнейшие горные системы каждого материка. | |
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Постройте модель развития хозяйства в вашей местности, если бы вы жили не в горах, а на низменности. | |
7. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам. | Эта низменность в древние времена была морским дном. Расположена полосой до 120 – 150 км вдоль Черного и Азовского морей от устья Дуная на западе до реки Кальмиус на Востоке. | |
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Оцените положительные и отрицательные стороны действия вулканизма. | |
Система заданий повышенной трудности. | 5 тема. Гидросфера – водная оболочка Земли. | |
1. Задания на сравнение. | Сравните природные особенности Волги и Амазон- ки (питание, режим, замерзаемость) | |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | Это море не имеет твердых берегов. Часто его называют Море водорослей. Что это за море и почему его так называют? | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Моряки говорят, что это самое жаркое и самое соленое море на Земле. Можно поверить им. Когда измерили температуру воды моря, она оказалась настолько высока, что просто не верилось: +35,5 0С. Пыльный горизонт, белесое небо. До тошноты теплая вода. Во время песчаных штормов красная пыль пустыни обоих морских берегов закрывает горизонт. В каком море побывали моряки? Что определило название моря? | |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | В каких океанах проходят: Южное пассатное течение_____________________ Течение Западных ветров______________________ Течение Гольфстрим__________________________ Перуанское течение___________________________ | |
5. Задания на группировку объектов. | Из перечисленных ниже морей и заливов выбери те, которые принадлежат к: 1) Тихому океану, 2) Атлантическому океану. * Моря: Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Карибское, Охотское, Черное, Японское, Карское, Северное, Филиппинское, Саргассово, Тасманово, Аравийское, Берингово. * Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский, Гудзонов. | |
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Вы попали в джунгли. Несмотря на довольно влажный климат, в джунглях человек может погибнуть от потери влаги. Вопрос водообеспечения – один из важнейших. Как ты его будешь решать? | |
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | О каком природном явлении идет речь? «Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо, И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале, и в Ниле, И в Танганьике, и в нашей квартире». | |
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Как болота могут повлиять на хозяйственную деятельность людей? | |
Система заданий повышенной трудности. | 6 тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | |
1. Задания на проведение сравнений. | В чем сходство и различие тумана и облака (росы и инея)? | |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над сельской местностью. Как это можно объяснить? | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Объясните причины изменений атмосферного дав- ления с изменением t °С и высоты места. | |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | Почему в полярных широтах всегда низкая t °С воздуха? | |
5. Задания на группировку объектов. | Выберите условия, способствующие выпадению осадков: а) близость моря, б) внутренние силы Земли, в) теплые течения, г) наличие подземных вод, д) удаленность от океана, е) ветер с моря, ж) холодные течения. | |
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Какие последствия для природы Земли вызовет остановка ее вращения вокруг своей оси? | |
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Определите, о каком виде облаков идет речь в стихотворении русского поэта А. Фета «…Вот там, на заре растянулся Причудливый хор облаков. Все будто бы кровли да стены, Да ряд золотых купалов…» | |
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Какие облака являются признаком изменения погоды? | |
Система заданий повышенной трудности. | 7 тема. Биосфера – оболочка жизни. | |
1. Задания на проведение сравнений. | Установите соответствие между живыми организмами и условиями их обитания: 1. нектон а. обитают на дне океана 2. планктон б. движутся самостоятельно 3. бентос в. движутся с током воды | |
2. На проведение анализа с последующими выводами. | Почему большинство африканских антилоп и львы имеют желтоватую окраску, а слоны, бегемоты и носороги – серую? | |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Развитие человеческой цивилизации сопровождается бурным развитием производства. Какие последствия для биосферы может иметь этот процесс? | |
4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений. | В какой части материка Евразия находится основная область распространения представителей монголоидной расы? | |
5. Задания на группировку объектов. | Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительный и животный мир в своей местности. Ответ обоснуйте. | |
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Объясните, почему происходит смена растительного и животного мира при подъеме в горы. | |
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | О какой группе живых организмов идет речь? «Это мелкие организмы: растения и животные, которые перемещаются с током воды и населяют верхнюю часть водной толщи. Они служат основной пищей для многих морских животных». | |
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Пользуясь картой «Заселение планеты человеком», предположите в какой последовательности в древности люди заселяли материки. |
Список использованной литературы:
- Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе/ В.Н. Андреева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Аржанов С.П. Занимательная география / Науч. Редактирование и комментарии К.С.Лазаревича. –М.: Московский лицей, 1998
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь – тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/А.А.Лобжанидзе; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2008
- Лобжанидзе А.А. География: Планета Земля: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Лобжанидзе; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2006
- Лобжанидзе А.А. География: планета Земля. Тетрадь – экзаменатор для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Лобжанидзе; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2008
- Сборник разноуровневых заданий по географии. 6–9 классы / На-
учный редактор Е. Ю. Ногтева. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку
Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...
Программа работы с одарёнными детьми
Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....
программа работы с одарёнными детьми
прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...
Программа работы с одарёнными детьми
Основные пункты прграммы: категории одаренных детей;отличительные особенности одаренных детей;принципы работы с одаренными детьми;цель и задачи программы;цели и задачи работы с одаренными детьми;ожида...