«Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»
методическая разработка
«Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В Масленникова ст. Архонская»
Методическая разработка по физической культуре
ТЕМА: «Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»
Учитель физической культуры:
Журавлева Елена Николаевна
РСО - Алания 2019 год
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и, особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека.
При значительной и ежедневной умственной нагрузке, хронической усталости большинства школьников, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в настоящее время, когда возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм. Влияние ряда экзогенных и эндогенных факторов, таких как низкий уровень социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация,
расширение школьной программы, высокая заболеваемость, гиповитаминозы, наличие очагов хронических инфекций, резкие перепады температуры и атмосферного давления в равной мере отрицательно сказывается на процессах роста и общего развития ребенка, и проявляется в снижении адаптационных возможностей растущего организма.
Существующая потребность практиков (учителей, педагогов, тренеров) повышать двигательную активность детей и отсутствие дифференцированных и избирательных методов, направленных на решение этой проблемы, позволила сформулировать тему исследования: "Педагогические условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания". В настоящее время весьма актуальными являются вопросы поиска эффективных форм и методов физического воспитания учащихся, оптимизации их двигательной деятельности.
Цель работы: определить педагогические условия повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.
2. Определить уровень двигательной активности учащихся младшего школьного возраста.
3. Разработать систему игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры и определить её эффективность.
Гипотеза нашего исследования базировалась на предположении о том что : повышение двигательной активности детей младшего школьного возраста будет результативнее, если будут выявлены, отобраны и систематизированы средства физического воспитания и внедрены различные режимы двигательной активности в процесс физического воспитания.
В ходе исследовательской работы нами использовались следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), математическая обработка результатов.
Работа состоит из введения, двух глав. заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены психолого-педагогические аспекты проблемы повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания |
Значение двигательной активности для роста и развития ребенка Во второй главе непосредственно в рамках эксперимента рассмотрены Основные направления повышения двигательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры Уровень двигательной активности младших школьников Система игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности учащихся младших классов |
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1ст. Архонская
В эксперименте приняли участие 39 человек. Из них 20 человек составили контрольную группу (4 "Б" класс), и 19 - экспериментальную группу (4 "В" класс). Возрастной и половой состав школьников в обоих классах идентичный.
На констатирующем этапе нашего исследования перед нами стоит задача провести эксперимент по выявлению уровня двигательной активности младших школьников, поэтому для этого нам необходимо определить общий уровень развития двигательных качеств ребят. Мы воспользуемся определением индекса Шаповаловой (ИШ). Индекс характеризует развитие силы, быстроты, скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса, по данному индексу мы и будем определять общий уровень двигательной активности учащихся младшего школьного возраста. Сначала у ребят были измерены необходимые параметры для нахождения ИШ, это масса тела, длина тела и количество подъемов туловища из положения лежа за 60 сек. После чего, произвели подсчет ИШ по формуле:
ИШ = (масса тела (г) : длина тела (см)) * (подъемы за 60 сек : 60)
После этого по таблице Индекса Шаповаловой (Приложение 6) определили количество баллов, а затем по баллам - уровень двигательной активности.
После проведения в контрольном 4 "Б" классе диагностики на констатирующем этапе эксперимента, были получены следующие результаты ИШ: ТАБЛИЦА №1
Из данной таблицы видно, что преобладающим в классе является средний уровень двигательной активности - 40% (8 чел.),
35% класса уровень двигательной активности ниже среднего (7 чел.),
15% учеников уровень выше среднего,
и по 5% (по 1 чел.) набрали высокий и низкий уровни двигательной активности
полученные результаты в экспериментальном 4 «в»классе
ТАБЛИЦА №2
Для большинства детей характерен также средний уровень двигательной активности - 47,4 % (9 чел.),
26,3% класса уровень двигательной активности ниже среднего (5 чел.),
10,5% учеников уровень выше среднего
низкий (2 чел.) и 5,3% учащихся
(1 чел.) набрал высокий уровень двигательной активности.
Из данных результатов можно сделать следующий вывод: если мы сравним показатели, то увидим, что различия между наблюдаемыми группами на констатирующем этапе эксперимента не существенны. В обоих классах имеются большие перспективы для работы по развитию двигательной активности.
Повторная работа по диагностики двигательной активности была проведена в тех же классах спустя 3 месяца после констатирующего этапа эксперимента.
В течении этого времени на уроках физической культуры в экспериментальном классе осуществлялся разработанный нами комплекс игр и упражнений, направленный на развитие двигательной активности. В контрольном же классе проводились уроки по типовой программе. И снова для определения уровня двигательной активности мы использовали ту же методику ИШ
ТАБЛИЦА №3
Высокий и низкий уровни двигательной активности остался прежним по 5% выше среднего у 25% (5 чел.),
средний у 45% (9 чел.),
уровень ниже среднего у 20% (4 чел.).
Полученные результаты контрольного эксперимента в экспериментальном
4 "В" классе были следующие:
ТАБЛИЦА №4
Выявляем процентное соотношение уровня двигательной активности учеников класса –
высокий уровень двигательной активности - 15,8% учащихся (3 чел.), уровень выше среднего также стал выше - 21% (4 чел.),
средний уровень двигательной активности - 42,1% класса (8 чел.),
15,8% учащихся класса (3 чел.) уровень ниже среднего,
а показатели с низким уровнем двигательной активности равен 5,3% учащихся (1 чел.).
Исходя из выше изложенного, можно сравнить уровень двигательной активности учащихся контрольного класса и экспериментального класса на контрольном этапе. Хорошо видна разница - у ребят экспериментального класса все показатели уровней двигательной активности значительно выше, чем у учащихся контрольного класса
ВЫВОДЫ: Можно с уверенностью сказать, что у ребят экспериментального класса наблюдались улучшения в развитии двигательной активности по средствам игр и различных упражнений, направленных на развитие общей двигательной активности, как в учебном процессе, так и во всех видах их деятельности.
Выдвинутая нами в начале работы гипотеза о том, что повышение двигательной активности детей младшего школьного возраста будет результативнее, если будут выявлены, отобраны и систематизированы средства физического воспитания (игры, различные виды гимнастических упражнений, дополнительные занятия спортом, туризмом, соблюдение всех гигиенических норм), и внедрены различные режимы двигательной активности в процесс физического воспитания.
Наша гипотеза подтвердилась, что видно по результатам нашего исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема двигательной активности младших школьников
Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях жела...
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "
ØОпыт возник в условиях базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой расположены 2 спортивных зала, на территории 1 спортивная площадка, 1 иг...
Двигательная активность младших школьников
Презентация...
Двигательная активность младших школьников (методические рекомендации)
Методические рекомендации "Двигательная активность младших школьников" содержат теоретическую базу по вопросам физического развития и двигательной активности у...
"Урок- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников"
Конспект урока для обучающихся 3 классов с ОВЗ. Раздел"Подвижные игры"...
Технологическая карта открытого урока «Игра- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников»
Использование игровых заданий, подвижных и сюжетных игр помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде, пр...