Двигательная активность младших школьников (методические рекомендации)
методическая разработка по теме

Мигонькина Зиля Раисовна

           Методические рекомендации "Двигательная активность младших школьников" содержат теоретическую базу по вопросам физического развития и двигательной активности учащихся начальной школы, а так же практические рекомендации по оптимизации двигательной активности учащихся через занятия в туристко-краеведческом кружке, описывая опыт работы педагогов Станции юных туристов г.Анжеро-Судженска.
           Рекомендации содержат разделы: Критерии оценки двигательной активности; Физическая подготовка воспитанников; Специальная физическая подготовка. В разделе Приложения: тесты по оценке индивидуального уровня физического развития учащихся, примеры упражнений специальной физической подготовки и комплексов утренней гимнастики.
К методическим рекомендациям приложен файл презентации, который поможет педагогам приготовить выступление по вопросу двигательной активности школьников на МО или пед.совете в школе, в УДО. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двигательная активность младших школьников в рамках дополнительной образовательной программы «Оздоровительно-познавательный туризм» Мигонькина Зиля Раисовна Педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных туристов» г. Анжеро-Судженск

Слайд 2

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

Слайд 3

Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организма необходима активность.

Слайд 4

Современное состояние государства, высочайшие темпы развития предъявляют все новые требования к человеку и его здоровью. «Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья» ( из заключения специального международного исследования ВОЗ)

Слайд 5

В современном мире, со сложившимся в нем образом жизни наблюдается прогрессирующая тенденция к сокращению объемов двигательной активности ( гипокинезия ) и мышечной работы ( гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Слайд 6

каждый взрослый: родитель, воспитатель, учитель, педагог, хочет видеть своих воспитанников здоровыми, бодрыми и веселыми.

Слайд 7

Занятия на «Станции юных туристов» позволяют восполнить недостаток двигательной активности младших школьников предлагая обучающимся программу дополнительного образования детей Д.В. Смирнова «Оздоровительно-познавательный туризм», решая следующие задачи:

Слайд 8

Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды Формирование координационных функций

Слайд 9

Цель работы педагогов Изучение влияния некоторых форм организации занятий по двигательной активности на физическое оздоровление организма воспитанников

Слайд 10

Задачи: Выявить уровень физической подготовленности школьников Развивать двигательную активность воспитанников, используя на занятиях комплексы специализированной зарядки, подвижные игры, физминутки, комплексы утренней гимнастики Определить уровень физических способностей воспитанников в результате работы по развитию двигательной активности

Слайд 11

В настоящее время не известно более естественного метода стимуляции различных систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность.

Слайд 12

Здоровье, в значительной мере определяется уровнем привычной двигательной активности.

Слайд 13

ПРИВЫЧНАЯ ДВИГАТЕЛЬНА АКТИВНОСТЬ - ТАКАЯ АКТИВНОСТЬ, КОТОРАЯ УСТОЙЧИВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 14

Факторы, влияющие на привычную двигательную активность Биологические Социальные возраст пол пропаганда физкультуры и спорта образ жизни семьи, ее двигательный режим Формирование мотива осознанной потребности в активной двигательной деятельности

Слайд 15

Критерии оценки двигательной активности (по А.Г. Сухареву) Продолжительность Объем в условных шагах (локомоциях) за 24 часа.

Слайд 16

Допустимые границы колебаний возрастной нормы суммарных локомоций Возраст, лет Число шагов, тыс / сут девочки мальчики 7 14 - 18 14 - 18 8 16 - 20 16 -20 9 16 - 20 16 - 20 10 16 - 20 17 -21

Слайд 17

Примерный объем двигательной активности обучающихся классы ежедневный объем времени,ч Культурно-оздоровительные мероприятия уроки физкультуры, ч/нед. Внеклассные формы занятий: спот .кружки. и секции, группы ОФП, ч/нед. Общие меропиятия для обучающихся Самостоятельные занятия физкультурой, мин, не менее гимнастика для учебных занятий, мин Физкультминутки на уроках Подвижные перемены, мин спортивный час в продленном дне Участие в соревнованиях, раз в год Дни здоровья и спорта 1 2 5-6 5 15-20 1 2 1,10 6-8 ежемесячно 10-15 2 2 5-6 5 1 5-20 1 2 1,30 6-8 15-20 3 2 5-6 5 15-20 1 2 1,30 6-8 15-20 4 2 5-6 5 15-20 1 2 1,30 6-8 15-20

Слайд 18

Принципы организации оздоровительной деятельности Учет индивидуальных возрастных и половых особенностей воспитанников Учет индивидуальной степени подвижности воспитанников Дифференцированный подход к определению физической нагрузки

Слайд 19

Формы организации занятий физической культурой урок гигиеническая гимнастика специализированная зарядка самостоятельные занятия индивидуальные занятия с учащимися физкультминутка физкультпауза подвижная перемена спортивный час спортивная секция спортивные соревнования по отдельным видам спортивный праздник туристский поход, слет день здоровья

Слайд 20

Занятия по ОФП и СФП обучающие тренирующие реализующие дают понятие о новых движениях, технике выполнения, технике безопасности обеспечивают адаптацию организма к новым видам физической нагрузки, позволяют довести технику его выполнения до автоматизма связаны с состязанием или систематическим выполнением хорошо освоенной двигательной задачи

Слайд 21

Степень подвижности детей большая средняя малая неуравновешенное поведение быстрые, частые резкие движения, часто бесцельны отсутствие саморегулируемости активности спокойное, плавное поведение подвижность ритмична, движения развиты, уверенны, четки, целенапрвлены активность саморегулируема ранимость, боязнь большого пространства вялость, пассивность, быстрая утомляемость активность обусловлена необходимостью Требует особого внимания педагога Не требует особого внимания педагога Требует особого внимания педагога

Слайд 22

Физическая подготовка обучающихся ( в рамках программы «Оздоровительно-познавательный туризм) Общая физическая подготовленность Специальная физическая подготовленность Закаливание организма

Слайд 23

Общая физическая подготовленность - Основа специальной физ. подготовки, позволяет развивать основные физические качества: гибкость, выносливость, силу, быстроту

Слайд 24

закаливание Сопротивляемость организма заболеваниям при переохлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода. Достигается путем длительного, постепенного и систематического приспособления к необычным условиям

Слайд 25

Соблюдение режима – неотъемлемая часть подготовки юного туриста Основные требования к режиму: Умелое сочетание работы и отдыха Выполнение правил гигиены Ежедневная утренняя гимнастика Строгое соблюдение расписания тренировок

Слайд 26

Утренняя гимнастика Проводится ежедневно, в любую погоду, преимущественно на открытом воздухе. Комплекс упражнений постепенно усложняется. Дыхание – ритмичное, глубокое, без задержек, через нос.

Слайд 27

Тренировочные занятия Проводятся в залах, на площадках, стадионах, на местности. Включают в себя: гимнастику, легкую атлетику, плавание, лыжи, спортивные игры.

Слайд 28

Выработать свой рациональный ритм движения – цель тренировок во время учебных прогулок, походов выходного дня.

Слайд 29

Специальная физическая подготовленность Обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-либо определенного вида туризма, преодоления препятствий различного характера Принципы построения занятий по СФП аналогичны занятиям по ОФП (систематичность, степенность, последовательность, учет индивидуальных возрастно-половых особенностей)

Слайд 30

Движения, физические упражнения обеспечивают эффективное решение задач повышения двигательной активности, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого ребенка.

Слайд 31

Главный девиз педагогов, занимающихся увеличением двигательной активности воспитанников – НЕ НАВРЕДИ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 32

Список литературы Аппенянский А.Н. Методика врачебно - педагогического контроля в туризме. – М.: ЦРИБ «Турист», 1990. Аппенянский А.Н. Физическая тренировка в туризме: Метод, рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1988. Бабенка Т. П., Каминский П.П. Экспресс – оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рекомендации. – Ростов-н/Д, 1995. Велитченко В.К. Физкультура без травм. – М.: Просвещение, 1993. – ( Б-ка учителя физ.культуры ). Вакулов А.Д., Бутин П.М. Развитие физических способностей детей: Кн. Для малышей и их родителей. – Ярославль, 1996. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2000 Русский турист. Нормативные акты по спортивно- оздоровительному туризму в России на 1998-2000гг. – Вып. 2 – М.,1998. Сборник официальных документов по детско - юношескому туриз му, краеведению и летнему отдыху детей / Сост. Ю.С.Константинов. – М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема двигательной активности младших школьников

Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях жела...

Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.

Этот материал  поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....

Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

«Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»

laquo;Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»...

"Урок- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников"

Конспект урока для обучающихся 3 классов с ОВЗ. Раздел"Подвижные игры"...

Технологическая карта открытого урока «Игра- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников»

Использование игровых заданий, подвижных и сюжетных игр помогает развивать  у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде, пр...