Проблема двигательной активности младших школьников
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме
Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема двигательной активности младших школьников
Падерин Александр Федорович,
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №67 Г.Томска
Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и др. Поэтому основными задачами учителя физической культуры являются: научить детей сознательно относиться к своему здоровью, к выполнению тех или иных физических упражнений и знать свой организм.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает функционировать всем системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее действие. Под воздействием движений улучшаются функции сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, может привести к эмоциональной напряженности, к нарушению обмена веществ, а так же к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательных систем и, следовательно, к снижению работоспособности.
К сожалению, современные младшие школьники мало двигаются. Это связано с интенсивным учебным трудом, с большим объемом домашних заданий, дополнительными занятиями после школы и др. Времени не хватает на прогулку и участие в подвижных играх со сверстниками. Именно поэтому в оздоровительных целях в школах должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движениях. Для реализации этой потребности учащиеся должны активно двигаться в течение дня на менее двух часов. Такой объем двигательной активности складывается из участия в комплексе мероприятий дня МАОУ СОШ №67: в проведении утренней гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на перемене, трех уроков физкультуры в неделю, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
Именно уроки физкультуры отличаются от общеобразовательных эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья. На уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами.
Одним из действующих рычагов активизации учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке физической культуры в начальной школе является соревновательно - игровой метод. Это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста и полового различия.
Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач повышения двигательной активности, если будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого ребенка.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М «Просвещение» 2010
- Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М. Айрис пресс 2004
- Смирнов Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М Чистые пруды 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-169534-1357380947.jpg)
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-76189-1382459067.jpg)
Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "
ØОпыт возник в условиях базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой расположены 2 спортивных зала, на территории 1 спортивная площадка, 1 иг...
Двигательная активность младших школьников
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/05/picture-807742-1733391824.jpg)
Двигательная активность младших школьников (методические рекомендации)
Методические рекомендации "Двигательная активность младших школьников" содержат теоретическую базу по вопросам физического развития и двигательной активности у...
«Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»
laquo;Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-929437-1498029613.jpg)
"Урок- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников"
Конспект урока для обучающихся 3 классов с ОВЗ. Раздел"Подвижные игры"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-929437-1498029613.jpg)
Технологическая карта открытого урока «Игра- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников»
Использование игровых заданий, подвижных и сюжетных игр помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде, пр...