Программа воспитательной работы
материал
Программа воспитательной работы на 10 -11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы
10-11 класс
«Старшеклассник»
Г. Когалым, 2019
Воспитательная система класса «Старшеклассник».
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего –люди.
Из них на первом месте –родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательной работы в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества во всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной работы класса на третьей ступени обучения могут обеспечить только объединенные усилия всех участников образовательного процесса: администрации школы, классного руководителя, психолога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, самих обучающихся и их родителей, а также представителей общественности.
Последние школьные годы (10 и 11 классы) –самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
Пояснительная записка.
Ко мне в 10 класс учащиеся пришли уже подростками, со своими взглядами на жизнь в целом и на отношения в коллективе. В связи с переменами в количественном отношении произошли изменения и в коллективе класса. Класс сформирован их 5-х девятых классов. Поэтому возникла проблема с формированием целостного классного коллектива. Первоочередной задачей на является формирование классного коллектива через участие в различных коллективных мероприятиях.
Основной целью воспитательной работы является развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни.
Задачи воспитательной работы:
- ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы
- научить старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
- помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений
- развивать коммуникативную культуру старших школьников
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся
- совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
- воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу
- активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями –предметниками, школьным психологом, социальнымработником
- взять под особый контроль детей и семьи, находящиеся в социально –опасном положении
- контролировать досуговую деятельность учащихся
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе
Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
- Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
- Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
- Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
- Формирование у детей установки на ЗОЖ.
- Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
- Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
- Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Основные направления воспитательной работы.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Программа воспитательной работы «Старшеклассник» включает в себя 7 разделов, соответствующих основным направлениям воспитательной работы в школе: «Нравственность», «Патриотизм. Гражданственность», «Интеллект», «Здоровье», «Досуг», «Семья», «Профориентация»
направление | Цель работы | Задачи |
1.Нравственность | Помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила | Формировать нравственное отношение к окружающим людям; осознание ценности человеческой жизни |
2.Патриотизм. Гражданственность . | Прививать знания о праве, об отношениях между личностью и государством | Формировать правовую культуру, свободное и ответственное поведение в сфере правовых отношений с обществом; гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей |
3.Интеллект | Оказывать помощь в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде | Определить круг реальных возможностей каждого ученика; создать условия интеллектуального развития; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования |
4.Здоровье | Использовать педагогические технологии и методические приёмы для демонстрации обучающимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения | Знакомить с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; формировать культуру сохранения и совершенствования общественного здоровья |
5.Досуг | Создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развивать интерес к внеклассной деятельности | Использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей; изучать индивидуальные интересы и потребности обучающихся во внеурочной деятельности; консультировать в выборе кружков , секций; демонстрировать их достижения, способности родителям, сверстникам и развивать способность адекватно реагировать и быть справедливым к чужим достижениям; организовывать совместное проведение досуга детей и родителей. |
6.Семья | Максимально сближать интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности | Организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей; создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родители» |
7.Профориентация | Помочь обучающимся в выборе своей будущей профессии | Выявить склонности обучающихся к какому-либо роду деятельности; создать условия для благоприятного выбора профессии. |
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
Целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования- исследования учителя, которое даёт ему информацию об уровне воспитанности класса в целом и каждого воспитанника в отдельности.главная задача здесь- установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса (отдельных школьников, школьного коллектива, педагогического процесса целиком) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.
Анализируя учебно – воспитательный процесс и приступая к планированию, использую технологию личностно – ориентированного обучения и воспитания ( автор И. С. Якиманская), постоянно опираюсь на различные виды диагностики:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- ранжирование;
- социометрия;
- тест;
- анкета;
- ролевая игра;
- сочинение и др.
Основная цель диагностики в 10 – 11 классах:
- дальнейшая корректировка уровней воспитанности;
- выявление мотивов учения и уровня осознанности;
- степень сформированности индивидуальных свойств личности;
- выявление уровней подготовки к выбору профессии;
- уровень социального становления детей и социальная адаптивность, социальная активность и социальная устойчивость личности;
- уровень отношения между участниками педагогического процесса, между учащимися, учителями и родителями;
- уровень самоуправления в классном коллективе.
План классных часов и мероприятий 10 класс.
Дата проведения | Мероприятие | Направление воспитательной работы | ответственные |
1 четверть | |||
День здоровья | Здоровье | ||
Убеждения. Как они складываются? | Нравственность | ||
День города | Досуг | ||
Поведение и культура | Нравственность | ||
| Патриотизм. Гражданственность. | ||
Самовоспитание как «расширение» сознания. | Нравственность | ||
На пороге нанореволюции | Интеллект | ||
Посещение кружков и секций | Досуг | ||
Поход в кино | Досуг | ||
«Твои профессиональные планы» | Профориентация | ||
Родительское собрание | Семья | ||
2 четверть | |||
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | Дорога и ты | ||
Участие в конкурсах, олимпиадах по предметам | Интеллект | ||
Жестокость, равнодушие и сочувствие. | Нравственность | ||
Посещение кружков и секций | Досуг | ||
Дискуссия на тему «Нужны ли людям правила общения» | Патриотизм. Гражданственность | ||
Искусство слушать собеседника | Нравственность | ||
«Готовность к профессиональной карьере» | Профориентация | ||
Родительское собрание | Семья | Кл.рук. | |
Новогодний праздник. | Досуг | ||
3 четверть | |||
«Одиночество как одна из причин жизненных затруднений | Нравственность | ||
«Своя игра». Интеллектуальное шоу. | Интеллект | ||
«Самооценка и её роль в самовоспитании» | Патриотизм. Гражданственность | ||
Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты) | Здоровье | ||
«Как преодолеть сресс» | Здоровье | ||
Брейн-ринг между командами 10-х классов | Интеллект | ||
23 февраля посвящается… | Досуг | ||
«Толерантность-норма жизни» | Патриотизм. Гражданственность | ||
8 марта посвящается… | Досуг | ||
Семья, отношения в ней взрослых и детей. | Нравственность | ||
«Пути получения образования» | Профориентация | ||
Родительское собрание | Семья | Кл.рук | |
4 четверть | |||
День космонавтики | Интеллект | ||
Урок мужества | Патриотизм. Гражданственность | ||
Истории той войны | Нравственность | ||
Бритогловая Россия (Молодежный экстремизм) | Нравственность | ||
Современная наука и задачи охраны природы (конференция) | Интеллект | ||
Подведение итогов года. | Досуг | ||
«Как подготовиться к экзаменам» | Профориентация | ||
Родительское собрание | Семья | Кл.рук. |
Индивидуальная работа с учащимися
Ф И обучающегося | Цели и причины индивид. работы | Способы достижения результатов |
Работа с родителями
Форма работы | Сроки выполнения |
Родительское собрание «Особенности адаптации школьников» Общешкольное собрание | Сентябрь |
Индивидуальные беседы об успеваемости детей | |
Родительское собрание | ноябрь |
Посещение семей | 1 полугодие |
Литература
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995
Черноусов Е.В. Система воспитания как условие становления личности.М., 1995
Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. М., 2000
Щуркова Н.Е. Программа вопитания школьника. М.,1998
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...