"Опыт создания и применения системы психолого-педагогического сопровождения самоактуализации учащихся"
статья
Система психолого-педагогического сопровождения самоактуализации (далее СиППССАУ) учащихся (самых разных, тревожных, с дефицитом внимания и с гиперактивностью, одаренных и имеющих проблемы в общении) создана в гимназии, применяется и направлена на обеспечение устойчивого развития и самореализации учащихся, сформированности их психологической готовности к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_statya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Опыт создания и применения системы психолого-педагогического сопровождения самоактуализации учащихся
Малютина Лариса Геннадьевна, методист ГБОУ гимназии№628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Александринская гимназия»
Система психолого-педагогического сопровождения самоактуализации (далее СиППССАУ) учащихся (самых разных, тревожных, с дефицитом внимания и с гиперактивностью, одаренных и имеющих проблемы в общении) создана в гимназии, применяется и направлена на обеспечение устойчивого развития и самореализации учащихся, сформированности их психологической готовности к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Является результатом деятельности слаженного, профессионального коллектива учеников и учителей, методистов и научных консультантов, администрации и службы сопровождения.
Основные цели на этапе разработки СиППССАУ:
- Проектирование работы гимназии в режиме постоянного сопровождения со стороны учебной, психолого-педагогической и медицинской служб на основе мониторинга достижений, как индивидуальных, так и класса в целом;
- Проектирование психологически комфортной вариативной образовательной среды с использованием здоровьесберегающих технологий и индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Реализация системы ППССАУ предполагает решение следующих задач:
- способствовать формированию ценностно-смысловой сферы учащихся и коррекции их эмоционально-волевой сферы;
- оказывать помощь учащимся в преодолении трудностей в учебной деятельности, во внутришкольных отношениях, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- создать условия для установления прочных связей между системой основного и дополнительного образования, стремиться к разработке новых образовательных и учебных программ на интегративной основе;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности учителей, родителей и учащихся.
Основные принципы реализации системы ППССАУ
Принцип «Все способны!» - создание психолого-педагогических условий для развития способностей всех и каждого, а не только выявление одаренных и талантливых детей. Безусловно, уровень развития способностей у детей будет различным, разными будут и задачи, которые предстоит решать педагогам и психологам по отношению к каждому ребенку в создании условий в контексте деятельностной парадигмы для его самоактуализации.
Принцип педагогического оптимизма – подход к каждому ученику с оптимистических позиций в отношении возможностей развития его личностного потенциала. Главным при организации работы с детьми является создание условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.
Принцип расширения образовательного пространства учащихся на основе учета их способностей, интересов и склонностей.
Принцип персонализации – четкое понимание, кого диагностируем, с какой целью, для кого (кто адресат – учителя, родители, администрация, психологи…).
Принцип равнозначности процессов самореализации разных учащихся и равной значимости для самоопределения и самоактуализации каждого школьника содержания учебных дисциплин и системы досуговой деятельности.
Разработка и реализация СиППССАУ обусловлена приоритетными направлениями деятельности образовательных учреждений, среди которых:
- создание равных условий получения качественного образования каждым ребенком при разных стартовых возможностях;
- обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава;
- разработка инструментария для выявления образовательных потребностей учащихся;
- разработка обоснованных нормативно-правовых механизмов становления и развития спектра образовательных услуг для предоставления каждому учащемуся права выбора своей образовательной траектории сообразно потребностям, способностям и возможностям;
- разработка программ внеурочной деятельности;
- введение в практику электронных паспортов здоровья, способствующих формированию новой культуры отношения к своему здоровью, пониманию зависимости собственного благополучия и успешности от здоровья и навыков его сохранения;
- создание внутренних оценочных систем, программ внутреннего аудита, оценки качества, позволяющих управлять процессом повышения качества образования по показателям ресурсов, процессов и результатов;
- разработка нестандартных вариантов оценки результатов, достигаемых учащимися (надпредметных и личностных достижений), и нормативной основы для расширения использования других форматов учета достижений учащихся.
Идея психолого-педагогического сопровождения не является новой для нашего образования. Однако сегодня такое сопровождение более детально выстроено по отношению к дошкольному образованию, инклюзивному обучению, сопровождению особых, одаренных детей или детей группы риска. В нашем случае сопровождение предполагается обеспечивать в отношении самых разных учащихся. Необходимость этого подчеркнута и в основных государственных документах, регламентирующих деятельность нашего образования. В частности, в ФГОС второго поколения (Пояснительная записка «Примерных программ начального общего образования») названы особенности современных детей в связи с изменившейся социальной ситуацией, среди них: расширение кругозора, рост эрудиции, с одной стороны, но и увеличение объема бессистемной информации, часто агрессивного характера, представляющей прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностного развития, с другой стороны; ограниченность общения со сверстниками, что затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости; поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития; с ростом количества одаренных и способных детей все больше учащихся попадают в группу риска – детей «со специальными нуждами», «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей; снижение доверия к миру: дети чаще испытывают чувства враждебности, тревоги, неуверенности.
Сегодня, по сути, каждый ребенок нуждается в особом педагогическом внимании и психологическом сопровождении.
С другой стороны, мы сталкиваемся со снижением мотивации учащихся к обучению, и как следствие, снижением качества образования. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число детей с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 5,6 до 16,4%.
Содействовать созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психолого-педагогические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса и призвана наша система психолого-педагогического сопровождения самоактуализации учащихся.
Оптимизация личностного развития учащихся может быть реализована только, когда достигнута «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к каждому ребенку.
Начальная цель взаимодействия с ребенком — определение (и формирование — в случае необходимости) его готовности к школе через интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, поведенческие характеристики, выявление его индивидуальных особенностей как основы поиска оптимальной для данного ребенка области знания или сферы деятельности для самоактуализации.
Конечная цель взаимодействия со школьником — формирование его готовности к жизненному самоопределению, включающему самоопределение личностное, социальное, профессиональное.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения на старшей ступени проверяется тем, насколько психологически готовыми к взрослой жизни оказываются старшеклассники. Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Результаты исследований позволяют утверждать, что в старшем школьном возрасте (на этапе ранней юности) формируется не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире — жизненное), а психологическая готовность к этому самоопределению.
Поэтому основным новообразованием старшего школьного возраста мы считаем именно психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает:
- сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников;
- развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
- становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности. Для достижения этого результата мы считаем важным заменить традиционную ориентацию на «среднего» ученика индивидуально-личностным подходом, созданием возможностей для самораскрытия каждому.
В плане структуры система может включать в себя три взаимосвязанные блока: диагностический, формирующий и блок сопровождения. Название каждого из блоков определяет их основное функциональное назначение.
Диагностический блок
В процессе самореализации учащихся осуществляется комплексный анализ целостного поведения ребенка в конкретных условиях проектирования педагогической ситуации развития, т.е. организуется процесс измерения психических процессов, состояний и свойств личности; выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Результаты фиксируются в индивидуальной карте развития ученика, начиная с начальной школы, в средних и старших классах в условиях предметного обучения и дополнительного образования. Диагностику и наблюдения ведут психологи, учителя начальных классов, предметники, классные руководители, которые профессионально отвечают за их содержание, условия использования.
Учителя систематически наблюдая за самореализацией каждого ученика в предметной деятельности, постепенно создают его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. При этом обучение обретает дополнительный смысл. По своей сути он перестает быть только информационным, а становится в большей степени собственно развивающим, поскольку учитель организует образовательный процесс с учетом тех или иных выявленных личностных проявлений учащихся. Эту работу мы адресуем и учителю, и школьному психологу. Педагог видит ребенка комплексно, в реальной, привычной для него школьной жизни.
Углубленная психолого-педагогическая диагностика
В начальной школе – преимущественная диагностика сферы познавательных процессов и учебной мотивации.
В средней школе – дополняется диагностика личностных качеств, нарушений межличностных отношений, проблем общения и самоутверждения.
В старшей школе – особое внимание к диагностике профессиональной направленности.
Формирующий блок
В рамках данного блока решаются следующие задачи: просвещение и обучение как формирование знаний и умении в области самореализации и самоактуализации; профилактика как формирование знаний, умений, навыков и отношений, которые помогут предупредить возникновение каких-либо отрицательных проявлений человека); развитие и коррекция как компенсация того, что западает в личностном развитии, помощь и поддержка в развитии тех новообразований, которые уже должны быть сформированы к определенному возрастному этапу, а также ликвидация барьеров, мешающих ребенку получить качественное образование ввиду разных стартовых возможностей, ухудшения здоровья, психологического дискомфорта.
Основные формы работы: ндивидуальные и групповые занятия с учащимися и учителями; Тренинги; семинары и педсоветы; тематические дни и недели; работа с семьей
Блок сопровождения
Для создания ситуации устойчивого развития каждого ученика и его движения в соответствии с индивидуальной «траекторией» развития необходима вариативная среда, где каждый может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными возможностями. Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.
Создание среды для самоактуализации требует совместных усилий разных участников образовательного процесса: администрации, педагогов, родителей. Центральное место в этом взаимодействии отдано ученику
По отношению к учащимся психолого-педагогическое сопровождение идет с учетом разных типов самоактуализации. Практика показала необходимость и достаточность выделения шести типов самоактуализации: интеллектуальный «умники», академический (научный), творческий «оригинал», социальный «лидеры», художественный «артист», психомоторный «мастера».
В отношении взрослых участников процесса (учителей, классных руководителей, родителей) осуществляется психолого-андрагогическое сопровождение.
Основные формы сопровождения определяются его направленностью:
Для родителей – это родительские собрания, семинары, психолого-медицинские консультации.
Для педагогов – семинары, консультирование, конференции, аттестационные процедуры.
Для учащихся – организация проектной и исследовательской деятельности; музейная педагогика и экскурсионная работа; социальная практика, разнообразие возможностей в среде дополнительного образования.
Ожидаемые результаты реализации СиППССАУ
Психолого-педагогическое сопровождение, целостно организованное в образовательном процессе создает условия для актуализации и развития у учащихся познавательной мотивации. У них вырабатывается чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля учащихся, снижается тревожность и агрессивность в поведении. Создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех этапах образования.
Образовательный процесс происходит в тесном сотрудничестве всех его участников. В образовательном учреждении поддерживается личностно ориентированная среда, которая обеспечивает всем участникам учебно-воспитательного процесса психологически и эмоционально комфортную развивающую среду.
Организуется комплексное, объективное и последовательное отслеживание индивидуально-личностного становления и формирования готовности учащихся к самоопределению. Повышается психолого-педагогическая компетентность педагогов и родителей (в плане диагностики, сопровождения, поддержки процессов самоактуализации учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по созданию системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС
Документ создан на основании методических рекомендаци Департамента образования Владимирской области и содержит направления деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению и ...
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.
1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...
Модель организационной системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения старшеклассников
Организация системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения старшеклассников на диагностической основе...
Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является еди...
«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»
laquo;Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»...
Создание электронного банка данных психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе: Инструкция по созданию и методические рекомендации
Представленная в брошюре инструкция и методические материалы по созданию в школе электронного варианта психолого-педагогической характеристики учащихся, позволит создать в школе единую электронную баз...