План работы по самообразованию
проект

Муравьёва Ирина Николаевна

Тема: «Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта

в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

(Тюменская область)

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

План работы по самообразованию

Учителя: Муравьевой Ирины Николаевны

на 2015-2021 учебные годы

Тема: «Дифференцированное обучение

как обеспечение психологического комфорта

в соответствии с индивидуальными потребностями

и способностями обучающихся»

г. Нефтеюганск-2015г.

Обоснование плана работы по самообразованию

Тема школы-интерната на 2015-2016 учебный год: Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, допрофессиональной, методологической).

Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
  2. Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда). Психологической коррекции и практической деятельности.
  3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
  4. Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.

Цель моей педагогической деятельности: обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе обязательных результатов и особенностей его субъективного опыта.

Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

  • обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи уровневой дифференциации;
  • повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов, учащихся;
  • создание системы дидактических материалов, ориентированных на реализацию в условиях внутригрупповой дифференциации.

Объект исследования –   профессиональный уровень педагога.

Предмет исследования – умение систематизировать личный педагогический опыт на основе работы с учебно-методическим комплексом.    

Гипотеза — системный анализ личностных особенностей, обучающихся дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений развития. Если я разработаю и внедрю в практику средства учебно-методического комплекса с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, воспитанников, то повысится мой профессиональный уровень в области формирования ЗУН в социально-трудовом аспекте.

Новизна работы состоит:

        В разработке учебно-методического комплекса на основе уровневой дифференциации для индивидуального обучения, направленного на развитие самостоятельности у обучающихся, воспитанников, так как в настоящее время учебно-методический комплекс отсутствует.

        В приобретении личного педагогического опыта на основе разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионально – трудовое обучение (занимательного и ручного труда).

Теоретическая значимость состоит в разработке учебно-методического комплекса с учетом уровневой дифференциации для индивидуального обучения. Дифференцированное обучение - это:

  1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  2. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

      Этому способствует технология дифференцированного обучения как

частная личностно-ориентированная технология, осуществляющая принцип учения без принуждения, гуманного отношения к ребенку.

Дифференциация адаптирует учебный процесс к особенностям обучающегося, темпу его продвижения, специфике памяти, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности обучающегося. Все это должно способствовать удовлетворенности обучающегося (а также его родителей) учебным процессом, что я и выбрала в качестве одного из показателей.

Целью дифференциации является создание условий успешного усвоения содержания образования.

Учитывая мотивацию и интеллектуальное развитие каждого обучающегося, группа мною разделена на несколько подгрупп, каждая из которых имеет свой уровень.

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений обучающихся.

Практическая значимость состоит в разработке и предоставлении в распоряжение школы учебно-методического комплекса с дифференцированными заданиями, которые позволяют регулировать усвоение знаний в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся, воспитанников.

Ожидаемый результат работы по самообразованию

Ученик

Учитель, образовательное учреждение

Овладение ключевыми компетенциями в соответствии с задачами школы-интерната (повышение ЗУН на 50%)

Повышение профессиональной компетентности на 10%.

ПЛАН РАБОТЫ

1этап - формирующий

Задачи:

  • Мониторинг ЗУН, ОУУН
  • Определить основные направления деятельности
  • Изучить научно-методическую литературу по теме;
  • Разработать УМК

Содержание работы

2015-2016 учебный год

05

06

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Проведение самоэкспертизы

+

2

Проведение диагностики ЗУН по предмету

+

+

3

Планирование работы

+

+

+

4

Изучение опыта коллег

+

+

+

+

5

Изучение литературы по данной теме

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Участие в сетевом взаимодействии

+

+

+

+

+

+

7

Изучение компьютерных программ

+

+

+

8

Систематизация материала

+

+

+

9

Создание УМК:

-оформление

-условные обозначения

-обратная связь

-контроль ЗУН

+

+

2 этап – апробирующий

Задачи:

  • Апробировать УМК в практике педагогической деятельности
  • Мониторинг ЗУН, ООУН

Содержание работы

2016-2017 учебный год

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Использование УМК в педагогической практике

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Изучение мнения коллег

+

+

3

Изучение мнения родителей

+

+

4

Диагностика ЗУН, ООУН

+

+

3 этап – корригирующий

Задача:

  • Совершенствовать и корригировать содержание УМК

Содержание работы

2017-2018

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Внесение дополнений и изменений

+

+

+

+

+

+

+

2

Корректировка УМК

+

+

+

+

+

3

Проведение диагностики

+

+

+

+

4 этап – стабильного функционирования

Задача:

  • Внедрить УМК в педагогическую деятельность

Содержание работы

2019-2020

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Разработка тематического и поурочного планирования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, воспитанников, родителей

+

+

+

+

+

5 этап – обобщение

Задача:

  • Обобщить и распространить педагогический опыт в рамках профессионального сообщества

Содержание работы

2020-2021

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Проведение открытых уроков, мастер-классов

+

+

+

+

2

Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

+

+

+

+

+

+

3

Публикации

+

+

+

+

+

+

4

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ЛИСТ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Дата

Ф.И.О.

проверяющего

Рекомендации

Подписи

проверяющий

проверяемый

Приложение 1

Анкета «Профессиональная компетентность»

Инструкция: внимательно прочтите предложенные вопросы, оцените свои возможности дать полный ответ на вопрос.

«5» - готов (а) дать полный ответ;

«4» - готов дать неполный ответ;

«3»- затрудняюсь ответить, необходимо актуализировать знания;

«2»- необходима методическая помощь

№п.п

Параметр

Балл

Правовая компетентность

Что такое дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом РФ?

В чем заключается различие опеки и попечительства по объектному составу в соотвсоответствии с Гражданским кодексом РФ?

За счет каких средств проводится обязательное периодическое медицинское обследование педагогических работников?

Кто несет ответственность за уровень профессиональной квалификации работников образовательного учреждения?

Имеет ли право педагог как частное лицо оказывать платные образовательные услуги обучающимся (воспитанникам) с целью получения дополнительного дохода?

Как Закон «Об образовании» определяет понятие «дисциплина»?

Кто является работодателем для педагога образовательного учреждения?

Какой продолжительности рабочая неделя определена для педагога образовательного учреждения?

В каком случае родители могут быть лишены родительских прав в соответствии с Семейным Кодексом РФ?

Кто не допускается к педагогической деятельности в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса?

Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?

Что такое совместительство?

Какое учреждение в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательным?

Итого по блоку

Что включает в себя понятие «Информационная технология»?

Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при работе с персональным компьютером?

Что понимается под электронным учебником?

Что называется телекоммуникацией?

Какую последовательность действий нужно выполнить для корректного выключения компьютера?

Какие типы выравнивания применимы к абзацу?

Что можно передавать с помощью электронной почты?

Какие меры следует принять при получении большого количества спама?

ЧтЧто понимается под компьютерным вирусом?

Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций?

Что необходимо сделать, чтобы не нарушить авторское право при использовании в своей публикации материалов, скачанных из сети Интернет?

С помощью какого специального авторского знака можно защитить свои исключительные авторские права при публикации в Интернете своих учебно-методических материалов?

Итого по блоку

Коммуникативная компетентность

Определите название следующего стиля педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся».

Как называется механизм межличностного взаимодействия, характеризующийся следующими особенностями: «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы»?

Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется...

В каком возрастном периоде ведущей деятельностью является интимно-личностное общение?

Как называется непосредственное, честное и решительное выражение другому человеку своей позиции, чувств, мыслей и желаний с уважением чувств, позиции, мыслей, прав и желаний другого человека?

Как называется первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося, распространяющееся на весь его образ, а затем общее впечатление о нем, переносящееся на оценку его отдельных качеств?

Как называется переходный этап возрастного развития, возникающий на стыке двух возрастов, связанный с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, который может протекать в конфликтной форме?

Как называется способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка, и, обозначив чувства ребенка,  оказывать ему ненавязчивую помощь в решении проблемы?

Для каких детей характерны следующие особенности общения: его трудно вызвать на разговор, ответы обычно односложны, не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, иногда совсем замолкает; для него также  характерна боязнь предпринять что-либо на людях?

Как называется один из приёмов педагогического воздействия на ребёнка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния?

Как называется способ вызвать положительные эмоциональные переживания у ребенка с помощью неречевых средств: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, приобнять?

Одной из причин нарушения дисциплины на уроке является мотив избегания неудачи. Какой способ педагогического воздействия  необходим в данном случае?

Итого по блоку

Профессиональная компетентность: «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального

коррекционного образования)

Дайте определение понятия «коррекция».

Дайте определение понятия «компенсация».

Назовите принципы коррекционно-развивающей работы.

Дайте определение понятию «индивидуальный образовательный маршрут»

Что означает понятие социальная реабилитация?

Перечислите принципы построения личностно ориентированной модели обучения

Дайте понятие интегрированного обучения.

Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка?

Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию?

Что означает понятие социальная адаптация?

Дайте определение понятию «коррекционное обучение».

Дайте определение понятию «коррекционное воспитание».

Дайте определение понятию «коррекционное развитие».

Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Дайте определение понятию «абилитация»  

Что такое  «сензитивный период развития»?

 Дайте определение понятию «девиантное поведение».

Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л.С.

Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта.

Назовите характерную особенность  мышления умственно отсталого ребёнка.

Итого по блоку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шал...

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...

План работы по самообразованию

В работе с детьми, имеющими ОВЗ,  развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную...

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Занятия лепкой из соленого теста и их влияние на развитие мелкой моторики рук"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...