Подготовка к ГИА в форме ЕГЭ и анализ типичных ошибок при решении КИМ по физике
статья
Выступление на заседании Районного методического обьединения учитилей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_v_forme_ege.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный старшеклассник относится к ЕГЭ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
В настоящее время проблема подготовки обучающихся к ЕГЭ очень актуальна. Можно смело утверждать: идеального варианта подготовки обучающихся к ЕГЭ – нет. Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки обучающихся к Единому Государственному Экзамену.
Для получения полного представления об условиях изучения физики и затратах на подготовку к итоговой аттестации необходимо сказать о количестве часов учебного плана . Курс физики начинается с 7 класса и изучается по 2 часа в неделю. Получается , что ученик изучает физику на протяжении 70 часов в год и 350 часов за весь период обучения.
На мой взгляд, основная трудность в подготовке к ЕГЭ состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учитель должен найти в 10 - 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала. Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач. А контрольно-измерительные материалы ЕГЭ состоят именно из задач. Это значит, что совершенствовать и приобретать навык решения задач обучающиеся могут только во внеурочное время.
Большая трудность при подготовке к ЕГЭ по физике заключается в том, что обучающиеся обладают недостаточными знаниями по математике : не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат.
Те знания КИМ, которые понадобятся обучающимся выпускных классов на ЕГЭ, закладываются в основном только в 10-11 классах, когда начинается изучение разделов физики более углубленно. Поэтому к процессу подготовки к Единому Государственному Экзамену по физике необходимо подходить очень серьёзно. Ведь нужно решать одновременно две задачи: дать новое и повторить старое.
Работа с обучающимися . Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция . Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Нужно не просто выучить формулы и законы, а уметь применять их при анализе различных физических процессов, описывать характер изменения физических величин, представлять изменение величин в виде графических зависимостей . Особого внимания заслуживают закон сохранения импульса, закон сохранения энергии в применении к различным механическим и электромагнитным процессам, первой закон термодинамики, принцип суперпозиции сил.
Высокий балл на экзамене можно получить только, если научиться решать задачи по физике: анализировать условие задачи, обосновывать выбор физической модели, которую можно использовать для решения, верно использовать все необходимые законы и формулы, проводить математические преобразования и расчеты.
«Не нужно пытаться прорешать как можно больше заданий ЕГЭ прошлых лет: это потребует больших временных затрат и не даст нужного эффекта. Основным пособием при подготовке к экзамену должен быть школьный учебник и задачник по физике. Систематическое изучение теоретического материала, освоение различных способов решения задач в сочетании с постоянной самооценкой своих достижений – важнейшие элементы подготовки к экзамену», - отмечает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике Марина Демидова .
Глубокое знание материала школьного курса и умение решать задачи – главное условие успешной сдачи экзамена по физике.
Проверкой готовности обучающихся к итоговой аттестации служат результаты пробного тестирования Чтобы владеть картиной готовности к ЕГЭ каждого обучающегося и выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике . Для этого провожу диагностику и мониторинг по результатам пробных экзаменов, проводимых по подготовке обучающихся к ЕГЭ.
Для подготовки обучающихся к ЕГЭ использую: Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач. На консультациях часть времени отвожу на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с обучающимися ), а часть времени посвящаю отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий.
На консультациях , проводимых 1 раз в неделю решаем задачи различного уровня сложности из демоверсией КИМов ЕГЭ. Для решения КИМов рекомендую обучающимся приобрести печатные пособия по подготовке к ЕГЭ. Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами: http ://phys.reshuege.ru/ http://fipi.ru/view/sections/154/docs/ http://www.ege.edu.ru/
Составляем опорный конспект (своего рода, это «шпаргалка ») Каждый обучающийся составляет конспект самостоятельно , индивидуально, включая тот материал, который считает необходимым для себя. Я лишь могу порекомендовать составлять её в форме граф-схем, так как графика лучше запоминается.
Домашнее задание- вариант ЕГЭ Даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения.
Тренировочные работы –важный элемент в подготовке обучающихся . Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Обучающиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.
Контроль Контроль можно провести в различных формах: при опросе у доски, во время фронтальной беседы, с помощью физического диктанта, с помощью теста.
Структура КИМ ЕГЭ 2017 года В 2017 году программа экзамена остается без изменений. Б ольшие изменения произошли в части 1 вариантов ЕГЭ по физике. Часть 2 полностью сохранится в своем нынешнем виде ( 3 задания с кратким ответом + 5 заданий с развернутым решением)
Задания по разделам в части 1 распределены практически так же, как и раньше: Механика 7 заданий Молекулярная физика 5 заданий Электродинамика 6 заданий Квантовая физика 3 задания (было 4) Методология 2 задания Всего: 23 задания (было 24)
Внутри раздела задания расставлены в зависимости от их формы. Механика № задания Форма задания Балл 1 краткий ответ 1 2 краткий ответ 1 3 краткий ответ 1 4 краткий ответ 1 5 выбрать 2 верных ответа из 5 2 «увеличится – уменьшится, не изменится» 2 7 Соответствие « график – величина» или «величина – формула» 2
Молекулярная физика № задания Форма задания Балл 8 краткий ответ 1 9 краткий ответ 1 10 краткий ответ 1 11 выбрать 2 верных ответа из 5 2 12 « увеличится – уменьшится, не изменится» или соответствие «график – величина» или «величина – формула» 2
Электродинамика № задания Форма задания Балл 13 краткий ответ (определение направления) 1 14 краткий ответ 1 15 краткий ответ 1 16 выбрать 2 верных ответа из 5 2 17 «увеличится – уменьшится, не изменится» 2 18 Соответствие «график – величина» или «величина – формула» 2
Квантовая физика № задания Форма задания Балл 19 краткий ответ (структура атома или его ядра) 1 20 краткий ответ 1 21 «увеличится – уменьшится, не изменится» или соответствие «график – величина» или «величина – формула» 2
Методология № задания Форма задания Балл 22 краткий ответ ( результат измерения с погрешностью) 1 23 краткий ответ 1
Общая сумма баллов в части 1: 10 + 7 + 9 + 4 + 2 = 32 Общая сумма баллов в части 2: 3 + 5⋅3 = 18 Общая сумма первичных баллов в варианте: 32 + 18 = 50
Результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"
Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...
Анализ типичных ошибок в ЕГЭ 2012 года.
Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися в разделе "Письмо" в ходе ЕГЭ 2012 года....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ
Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...
Семь типичных ошибок подготовки к ЕГЭ по физике
Семь типичных ошибок подготовки к ЕГЭ по физике...
Лексика и грамматика в формате ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.Стратегия выполнения.
Данная статья рассматривает типичные ошибки учащихся при выполнении раздела ЕГЭ "Грамматика.Лексика" за период 2009-2015 уч. года. Анализирует ошибки, допущенные при выполнении Демоверсии 2016. Предла...
Подготовка к ГИА по истории на основе анализа типичных ошибок участников ГИА в 2018 году. Работа над ошибками
Данный материал преднаначен для педагогв, работающих в старших классах. В данной презентации проанализированы типичные ошибки, совершаемые выпускниками на экзамене. Представлен собственный опыт по под...
2019 Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016-2018 годов при решении задач в разделе "Молекулярная физика" (В помощь учителю физики).
Мировоззренческое значение раздела «Молекулярная физика» трудно переоценить. При его изучении происходит углубление понятия материи. Молекулы и атомы являются вещественной формой...