Выступления на ШМО
статья
Конспекты выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗОЖ | 15.49 КБ |
Роль физической культуры | 16.7 КБ |
Актуальные вопросы | 20.29 КБ |
Игровой метод | 15.5 КБ |
Социализация школьника | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся
Щукин О.В. , учитель физкультуры
Самое драгоценное, что может дать природа человеку – это здоровье. В народе есть прекрасная поговорка: «Здоровому человеку все здорово!.
Никогда не стоит забывать, что именно сам человек создатель своего здоровья, поэтому нужно заботиться о своем самочувствии всегда. Только вместо того, чтобы искать какие-то чудотворные эликсиры и лекарства нужно вести правильный и активный образ жизни, следить за тем, чтоб питание было правильным и рациональным, а также ответственно относится к правилам личной гигиены. Именно благодаря этим несложным правилам можно добиться полной гармонии в здоровье. Ведь здоровье в 70% зависит именно от образа жизни, который ведет человек.
Ведение здорового образа жизни позволяет реализовывать все свои цели, ведь хорошее здоровье, которое человек постоянно поддерживает, несомненно, приведет к долгой и радостной жизни.
Правила ведения здорового образа жизни очень просты, главное их нужно ежедневно придерживаться:
Длительность сна не менее 7 часов в день;
Питание:
- не рекомендуется за один прием пищи смешивать много ее разновидностей;
- как можно меньше употреблять сладкое, воздерживаться от перееданий;
- употреблять любые фрукты не менее получаса до еды;
- после приема пищи и до него час не рекомендуется пить воду;
- отказаться от приема пищи после 7 вечера;
- чай либо кофе не рекомендуется пить более двух чашек;
- употребление фруктов и овощей в большом количестве в течение дня, из расчета около 60 процентов от всего рациона, рассчитанного на день;
- не рекомендуется употреблять много мяса;
- отказаться от приема вредных продуктов (газированные напитки, чипсы и другие);
- отказаться от алкоголя;
- не употреблять консервантов;
- не рекомендуется принимать пищу до и после физических нагрузок минимум двух часов;
- не стоит сильно разогревать блюда для приема в пищу, для этого лишь достаточно уровня теплая, чем больше температура ее разогрева, тем меньше в ней полезных веществ попадет в организм человека.
Важно постоянно следить за правилами личной гигиены и отказаться от пагубной привычки курения.
Нужно вести активный образ жизни, много ходить пешком, делать гимнастику, постоянно следить за осанкой, после длительного сидения обязательно разминать спину и шею.
Очень большое влияние на здоровье организма человека влияет его эмоциональный настрой, поэтому очень важно научиться его контролировать.
Вариант 2
ЗОЖ - это совокупность правильного питания и физического тонуса организма. Говоря простым языком, минимум вредных веществ, максимум движения в повседневной жизни, ведь "движение - жизнь".
Как начать заниматься спортом?
Для этого нужно иметь:
- силу воли;
- немного свободного времени;
- энтузиазм.
Сила воли
Сила воли важное требование в этом нелёгком, как может показаться на первый взгляд, труде. Без неё что-то сделать - невозможно, так как не будет постоянства. А постоянство отвечает за здоровье спортсмена наравне с самим спортом.
Что делать, если силы воли практически нет? Для этого нужно попросить друга, чтобы он наблюдал за своим приятелем в плане здорового образа жизни. Так пропускать зарядку не очень легко. Также стоит ввести систему штрафов, а именно ограничений, с помощью которых можно справиться без друга. Пропуск пробежки или зарядки один день - отказ от телевизора или интернета на два дня; либо штраф 500 рублей.
Свободное время
Этот пункт не представляет для кого-либо сложности. Достаточно составить своё собственное расписание, где нужно втиснуть фитнес или же обычную зарядку - утро подойдёт отлично.
Энтузиазм
Будь у человека хорошая сила воли, масса свободного времени - без энтузиазма ничего не получится. Воодушевление спортом очень важно.
Диета
Неправильная пища - вред метаболизму и здоровью человека. Из рациона следует убрать жирное и фастфуд: чипсы, колу и бургеры. Здоровый человек в день должен потреблять 2000 килокалорий, но эти 2000 понятие растяжимое, ведь таким количеством можно, как помочь организму, так и навредить. Но чтобы не стать жертвой стоит соблюдать соотношение БЖУ:
- 45-65% калорийности из углеводов;
- 20-35% калорийности из жиров;
- 10-25% калорийности из белков.
Но составлять себе диету в одиночку не стоит, лучше проконсультироваться со специалистом.
Предосторожности
Предосторожность в спорте никогда не помешает, нужно соблюдать несколько правил:
1. Нельзя создавать большую нагрузку - это может привести к разрыву мышц или межпозвоночной грыже. У каждого нормальная нагрузка разная, ведь у всех разные физиологические особенности.
2. Нельзя относиться халатно к технике безопасности. Например, при беге: следует надеть свободную одежду или способствующую потовыделению; наколенники пригодятся, как при падении, так и для циркуляции крови - если они сильно утягивающие.
3. Нельзя нарушать свои же установленные правила - это может привести к некоторому "сбою" в организме, что будет не очень комфортно для человека.
У сторонника ЗОЖ всегда тело в тонусе, весёлое настроение и хороший метаболизм.
2018 г.
Предварительный просмотр:
Тема:
«Роль физической культуры в формировании личности современного школьника»
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Ж.Ж. Руссо
В настоящее время физическая культура стала одним из важнейших направлений государственной политики России. Одна из причин этого –снижение уровня здоровья населения. В связи с этим первоочередная задача– поиск более эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания подрастающего поколения. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Огромное влияние занятия физическими упражнениями оказывает на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие и развитие духовности. Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.
К таким полезным результатам можно отнести:
∙полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;
∙способность быстро овладевать новыми движениями, развитую входе занятий;
∙возросшую физическую работоспособность;
∙пропорционально развитое телосложение и осанку;
∙нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека;
∙волю к жизни и активной деятельности;
∙способность преодолевать трудности, как физические, так умственные;
∙желание и стремление самореализоваться в своей жизни. Термин «физическая культура личности» можно определить, как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом и духовном само совершенствовании. Личностное развитие физической культуры человека предполагает наличие двух моделей самореализации. Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности. Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы
самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности. Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования ,физическая культура личности как деятельностная категория проявляется в трех основных направлениях :Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает ее стремление к творческой «самореализации», самосовершенствованию. Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения индивида, проявлением творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда .В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе деятельности в физкультурно-спортивной, общественной, профессиональной, рекреационной, реабилитационной и других сферах жизни. Занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности— медлительной, слабой, ленивой, трусливой. Входе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени. Для воспитания личности средствами физкультуры целесообразно использовать игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более целесообразно для детей, а соревновательного— для более старших школьников и взрослых. Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Главная черта соревновательного метода— сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение победы. Соревнования ставят человека перед необходимость ю предельного выявления своих возможностей и требуют в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях .Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости ,способности преодолевать трудности, самообладании очень велико. Фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера(эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия). Соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. Таким образом, роль физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются— переносятся на вне спортивную жизнь. Физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально формированная и научно управляемая деятельность обеспечивает
2019 г.
Предварительный просмотр:
Тема:
«Актуальные вопросы развития личности учащихся на уроках физической культуры»
Щукин О.В. учитель физкультуры
Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.
Начало ХХI века – это качественный скачок в развитии новых технологий и резко возросшая потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Наша задача помочь каждому школьнику стать полноценной личностью,уметь оценивать свои возможности, и быть полезным для общества.
Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода и к преподаванию физической культуры. Основной целью физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного развития личности.
Особое место здесь занимает укрепление здоровья школьников.
Урок физической культуры должен выполнять свое прямое и главное назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний.
Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. В соответствии с этим изменилась цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.
В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия е жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание.
Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения
внутренних противоречий. Развитие личности невозможно без формирования нравственных ценностей.
Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся и включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) развитие познавательной и творческой активности организуется посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.
Закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. Решение одной из главных задач начального образования - формировать комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий потенциал младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь социума.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать умения и навыки, необходимые
для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На данном этапе решаются задачи – формировать устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные умения, совершенствовать навыки научного труда, проектирования, творческой деятельности. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, об общечеловеческих ценностях, формируются образовательные потребности, умение ставить творческую цель.
Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его
социальная ориентация, выбор жизненного и профессионального пути. Задача этого этапа
состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали
готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Формирование нравственных ценностей происходит в совместной деятельности школьника и взрослого. Воспитать личность может только тот педагог, который сам является личностью. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и учителя. В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных
форм в работе с детьми. Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим – мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения и развития.
Воспитание культуры здоровья - важной и неотъемлемой составной части общей культуры человека - в большей степени относится к компетенции учителя физической культуры. Это включает в себя формирование установки на ведение здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, овладение навыками психологической гармонизации
своего душевного состояния, разумное, без фанатизма, отношение к укреплению здоровья
и многие другие жизненно важные умения и навыки. Физическая культура становится радикальным средством обеспечения жизнедеятельности. Поэтому всё большее значение приобретают научные знания, современные системы и технологи.
У учителей физкультуры есть возможность наблюдать школьников в деятельности, приближенной к реальной жизни.
Преодоление трудностей, командное общение, выражение своих чувств и эмоций в ситуациях успеха и неудач - всё это проявляется на уроках физической культуры.
Выход за пределы класса, из статичного положения за партой, сам по себе раскрепощает ученика не только физически, но и психологически, делает его поведение более естественным.
Для того чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, надо использовать технологии личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
-реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у
учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры,
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных
занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное
обучение основам здорового образа жизни.
Но самое главное, на уроке физической культуры – двигательная активность. Ведь ни для кого не секрет, что школьник умеющий подтянуться на турнике вызывает не меньшее, а порой, и большее восхищение одноклассников, чем тот, кто безошибочно может решить пример. Вот и надо давать возможность каждому проявить себя там, где это возможно. Ведь наша жизнь состоит из очень разных аспектов. Лично я, проработав 21 год в школе учителем физической культуры, могу уверенно, сказать школьник физически не развитый становится замкнутым, не общительным.
Но есть и «обратная сторона медали». Проходящая в нашей стране модернизация структуры и содержания образования во многом вызвана значительным ухудшением здо- ровья учащихся. В школах, лицеях и гимназиях всё больше появляется учеников с ослабленным здоровьем, относимых к подготовительной и специальной медицинским группам. В некоторых учебных заведениях число таких учащихся составляет 20 - 30 %.
В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание или имеют слабые физическое развитие и физическую подготовленность. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физическим
воспитанием. Согласитесь трудно стать полноценной личностью, когда три раза в неделю
ты вынужден «просидеть» на скамейке в спортивном зале, иногда испытывая косые взгляды одноклассников. Конечно, хорошо когда есть возможность и с такими ребятами
занимается специалист ЛФК. Но такая возможность есть, увы, далеко не в каждой школе.
В нашей гимназии, увы, такой возможности нет.
Именно с такими ребятами мы нашли интересный выход: не скучные рефераты ради оценок, а составление различных проектов и презентаций. Учащиеся основной группы здоровья также участвуют в этих работах. Между учениками уже начинает развиваться своеобразное соревнование. Лучшие проекты могут участвовать в научно- практических конференциях, выходить на районный и республиканский уровень.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс позволяет сделать урок
физкультуры более интересным. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре. Или ещё пример: обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, сейчас мы совместно с детьми старших классов, разрабатываем в форме презентаций.
Возможно, что учащиеся с интересом воспримут ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.
По физической культуре можно предложить детям составить небольшие сообщения, иллюстрированные доклады, учебные проекты, учебные презентации,учебные исследования по темам:
· История Олимпийских игр.
· Олимпийские чемпионы
· Олимпиада Сочи-2014.
· Зачем гибкость школьнику?
· Кто самый гибкий среди нас?
· Кому нужна зарядка?
· Сила нужна всем?
· Чем измеряется выносливость?
· Можно ли прыгнуть выше головы?
· Что такое здоровый образ жизни?
· Развитие внимания на уроках физической культуры.
· Влияние занятий физической культурой на организм.
· Лечебная физкультура и её роль.
· Мир футбола «профессия или увлечение?».
· Детский спорт
Такой подход приучает детей работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом. Он развивает у школьников критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности. Формирующиеся исследовательские уменияспособствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность,внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает коммуникативные навыки. А самое главное, что все ученики развиваются как личность через формирование общекультурных и исследовательских компетенций.
1. Киселев П. А., Киселева С. Б. Настольная книга учителя физической культуры:
(подготовка школьников к олимпиадам всероссийским, региональным,
городским, районным, школьным). Методическое пособие / М.: Глобус, 2008.
2. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей
и подростков. Дрофа 2009.
3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным
здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано
Учёным советом Государственного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования .
4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для
вузов. - М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
5. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.
6. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике
учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011.
7. http://www.effecton.ru/775.html. sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm
Предварительный просмотр:
Тема:
Подвижная игра на уроках физической культуры как средство повышения познавательной активности учащихся
Щукин О.В., учитель физкультуры
Современные методы обучения многогранны и разнообразны, в данном докладе хотелось бы обобщить и охарактеризовать методы обучения применяемые на уроках физической культуры.
- Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
- Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
- Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.
- Репродуктивный метод обучения — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.
- Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.
- Практический метод учения предполагает практические и физические навыки учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов: обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения; деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.
- Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается ученикам в виде проблемных задач, вопросов, заданий, ролевых игр для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
- Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
- Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.
- Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
Учителю физкультуры предоставляется широкая возможность разнообразно применять следующие методы: методы использования слова – подсчёт, команда, описание, объяснение, указание, разбор, беседа, рассказ; методы наглядного восприятия – показ, демонстрация плакатов, схем, рисунков, звуковые сигналы и т.д.; практические методы – строго регламентированного упражнения, разучивание по частям, в целом, частично-регламентированного упражнения, соревновательно-игровой метод, который позволяет большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Он в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности учащихся как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счёт подключения эмоций учащихся.
Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Соревновательно – игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование.
Он вызывает у детей радость, способствует движению к обучению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для "закомплексованных" детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – это обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий.
Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод, на мой взгляд, помогает ребенку полностью раскрыться.
2018 г..
Предварительный просмотр:
«Социализация личности младшего школьника на занятиях по физической культуре»
Щукин О.В., учитель физкультуры
Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека.
По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
С этим трудно не согласиться. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей, низкий уровень знаний о ребёнке родителей и педагогов. Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё более актуальной. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а следовательно и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Здоровье детей зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения. Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает вооружение здоровьесберегающими знаниями и умениями. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение ребёнка к культуре здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Педагогический коллектив большое значение уделяет формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и осуществляет выполнение следующих функций:
1. здоровьесберегающей – оптимизации здоровья;
2. развивающей – всестороннее развитие личности;
3. социально-педагогической – работа с семьёй.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за собственным телом;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.
Формирование осознанного отношения детей к своему здоровью ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, в повседневной жизни с помощью наглядных пособий, книг и практической деятельности. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому детей знакомят с его внешним и внутренним строением, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, влиянием физических упражнений на их работу, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма.
Для оздоровления детей очень важен психологический климат в группе, эмоциональное состояние ребёнка. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие во многом зависят от среды, в которой он живет и воспитывается. Коллектив учреждения ориентирован в своей работе на ребёнка, его самочувствие, нужды и интересы.
Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, соответствующей личностно-ориентированной модели воспитания, позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Преподавателями осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей. Для объективной оценки состояния здоровья детей ежегодно узкими специалистами детской поликлиники проводятся профилактические осмотры детей. Врач-педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям, педагогам.
Преподаватели заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие. Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребёнка, содействующий сохранению и формированию здоровья.
Положительная динамика показателей здоровья и физического развития произошла за счет проведения системы оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, элементов самомассажа, ОФП на воздухе.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура детей начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей.
Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию: утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных игр, двигательных разминок, спортивных упражнений, гимнастики пробуждения, закаливающих мероприятий, индивидуальной работы в режиме дня, праздников, развлечений.
Исследования мотивов двигательной активности и эмоционального отношения дошкольников к физической культуре
Исследование 1.
Детям предлагают индивидуально ответить на следующие вопросы:
«Почему ты ходишь на физкультурные занятия и выполняешь физические упражнения?»
«Ты занимаешься физической культурой, потому что хочешь стать сильным, выносливым крепким, ты хочешь развить себя физически и воспитать характер?»
«Или тебе просто нравятся занятия физическими упражнениями?»
«Или ты ходишь на физкультурные занятия, потому что хочешь быть вместе с друзьями, хочешь показать себе и другим, на что ты способен?»
Полученные данные оформляются в таблице.
Возраст | Мотивы, лежащие в сфере физической культуры | Мотивы, лежащие вне сферы физической культуры | |
Хочу стать сильным, выносливым, крепким | Просто нравятся занятия физическими упражнениями | Нравится быть с друзьями, показывать всем, что умею делать | |
5-6 лет | 10% | 70% | 20% |
6 - 7 лет | 15% | 65% | 20% |
Из данного исследования видно, что опрошенные дети имеют стабильность в третьем вопросе. 20% детей остаются равнодушными к физическим упражнениям. Зато 80% остальных, в зависимости от возраста, меняют свои взгляды и отношение к физкультуре.
Исследование 2.
Изучение эмоционального отношения к занятиям физической культурой.
Подготовка исследования. Подготовить 16 карточек с прилагательными-антонимами (хороший - плохой, чистый - грязный, пассивный - активный, грустный - весёлый, быстрый - медленный, сильный – слабый, большой – маленький, решительный – робкий); две коробочки с наклеиными на них картинками (на одной – мальчик и девочка в спортивной форме выполняют физические упражнения, на другой – мальчик и девочка в обычной одежде).
Перед ребёнком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Это – юные спортсмены, они выполняют физические упражнения, а эти дети не любят физкультуру. Сейчас я прочту тебе разные слова на карточках, а ты клади карточки в коробочки – кому они больше подходят: детям, которые любят физкультуру, или ребятам, которые не выполняют физических упражнений».
Обработка данных. Подсчитывается число положительных ( ) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих ребят, занимающихся и не занимающихся физкультурой. Полученные данные заносятся в таблицу, делаются выводы об общем эмоциональном отношении ребят к занятиям физическими упражнениями.
Возраст | Характеристика | |||||
Дети, занимающиеся физкультурой | Дети, не занимающиеся физкультурой | |||||
| - | Отказ |
| - | Отказ | |
5-6 лет | 80% | 10% | 10% | 20% | 70% | 10% |
6-7 лет | 80% | 20% | - | 20% | 80% | - |
Из данной таблицы видно, что у детей эмоциональное отношение к занятиям физкультурой начиная с дошкольного возраста практически сложившееся в положительную сторону. Они понимают, что занятия физическими упражнениями необходимы, для привлекательного вида, чтобы показать себя решительным, ловким, смелым, сильным.
Хотелось бы отметить, что проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе развития общества весьма значима. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества. Главная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям, где формируется как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества.
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...