Профориентация обучающихся
методическая разработка

Иванова Мария Ивановна

Предварительный просмотр:

Анкета по профессиональному самоопределению

Инструкция:
Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2. Назовите выбранную вами профессию.

3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?

4. Ваши намерения после окончания школы:

а) Буду работать.
б) Попробую поступить в техникум.
в) Затрудняюсь ответить.

5. Назовите источники ваших знаний о профессии.

6. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?

7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

8. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду работать по этой специальности.
б) Постараюсь приобрести похожую специальность.
в) Буду учиться по родственной специальности.
г) Буду учиться по этой специальности.
д) Выберу другую специальность.
е) Затрудняюсь ответить.

9. Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

10. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Не вижу в этом необходимости.
б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.
в) Частично готовлюсь.
г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.

12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

14. Какими из этих качеств вы обладаете?

15. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?

16. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.
б) Скорее нравится, чем не нравится.
в) Отношусь безразлично.
г) Скорее не нравится.
д) Совершенно не нравится.
е) Не могу сказать.

17. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ

1. Ваши планы после окончания школы

  • поступить в техникум
  • поступить в ПТУ
  • пойти работать
  • затрудняюсь ответить

2. Какие сложности могут у Вас возникнуть при осуществлении Ваших планов после школы?

  • недостаточно знаний
  • материальные трудности
  • проблемы со здоровьем
  • никакие из перечисленных
  • затрудняюсь ответить

3. Выбрали ли Вы профессию

  • да
  • да, но возможно еще поменяю решение
  • нет
  • затрудняюсь ответить

4. Какой фактор Вы считаете наиболее важным при выборе профессии?

  • уровень заработной платы
  • возможность карьерного роста
  • полезность обществу
  • престижность
  • возможность самореализации
  • возможность дальнейшего трудоустройства
  • условия труда, характер работы

5. Кто бы мог серьезно повлиять на принятие решения о Вашей будущей профессии?

  • учителя, специалисты по профориентации
  • родители
  • друзья
  • только я сам
  • затрудняюсь ответить

6. Если Вы не поступите учиться в учебное заведение, то

  • будете обучаться на коммерческой основе;
  • пойду работать;
  • пойду работать, но буду готовиться поступать в следующем году
  • буду сидеть дома и готовиться поступать в следующем году
  • затрудняюсь ответить

7. Где, по Вашему мнению, в период обучения в школе желательно получать дополнительную специальность

  • в школе
  • на производстве
  • курсы при учреждениях профобразования
  • курсы при учебных заведениях
  • дистанционном обучении
  • вообще не нужно

8.  По какой из ниже перечисленных направлений Вы бы хотели получить знания:

  • производственная деятельность (физический и умственный труд, производство и сбыт продукции, механизация и автоматизация труда, обработка основных материалов и т.д.)
  • непроизводительная деятельность (здравоохранение, образование, искусство, наука, жилищное хозяйство, сфера услуг, страхование, СМИ и т.д.)
  •  труд человека в семье (эксплуатация и ремонт жилища, бытовая техника, домашняя экономика; хобби: шитье, вязание, кулинария, резьба по дереву; ремонт транспортных средств, уход за больными, детьми, престарелыми и т.д.)

9. Можете ли Вы о себе сказать, что Вы лидер?

  • да
  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет

10. Хотели бы Вы, чтобы в школе преподавали курс «Основы лидерства» (выработка жизненной стратегии, умение строить отношения, публично выступать, управлять своим временем, разрешать конфликты)?

  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

11. Выбрали ли Вы учебное(ые) заведение(я), куда будете поступать?

  • да
  • да, но возможно еще поменяю решение
  • нет
  • затрудняюсь ответить

12. Готовы ли Вы переехать в другой город для получения профессионального образования?

  • да
  • да, но только в пределах округа
  • нет
  • затрудняюсь ответить

13. Насколько Вы чувствуете себя самостоятельным и готовым к жизни?

  • я полностью самостоятелен, в том числе и смогу финансов себя обеспечить без поддержки родителей
  • я самостоятелен, однако нуждаюсь в  финансовой поддержке родителей
  • я пока еще не могу сказать, что я самостоятелен
  • затрудняюсь ответить

14. Что Вы будете делать, если после окончания профессионального учебного заведения не сможете найти работу по специальности?

  • не буду работать до тех пор, пока не найду достойной работы
  • устроюсь на любую работу, но буду продолжать искать другую
  • затрудняюсь ответить



Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

(подготовлен профессором В. Б. Успенским)

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора — материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

I

II

1....

2....

3....

4....

6....

5....

7....

9....

8....

10....

11....

13....

12....

15....

16. ...

18. ...

17....

21....

19....

24. ...

20. ...

22. ...

23. ...

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором — сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0—6 баллов — неготовность;

7—12 баллов — низкая готовность;

13—18 баллов — средняя готовность;

19—24 балла — высокая готовность.



Предварительный просмотр:

План мероприятий по профориентации

Содержание работы

Дата

Ответственные

Работа с обучающимися

1.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

9-12 классов

постоянно

(по мере необходимости)

Педагог-психолог

2.

Заседание по ПМПК по определению Индивидуального Образовательного Маршрута вновь прибывших обучающихся

сентябрь

Педагог-психолог

3.

Оформление информационных стендов

постоянно

(по мере необходимости)

Педагог-психолог

4.

Изучение профессионального интереса и склонностей обучающихся

9-12 классов

сентябрь

 (по мере необходимости)

апрель

Педагог-психолог

5.

Содействии организации занятости обучающихся

постоянно

(по мере необходи-мости)

Педагог - психолог

Классные руководители

6.

Проведение экономической выставки – ярмарки творческих работ обучающихся «Город мастеров – 2019»

апрель

Учителя, классные руководители

Зам.  директора по УВР Н.А. Шапошникова

Педагог - психолог

Учитель - логопед

7.

Информирование об обучении в профессиональных учебных заведениях

постоянно

(по мере необходимости)

Классные руководители

Педагог-психолог

8.

Коррекционно-развивающие за-нятия:   «Мои профессиональные намерения»

октябрь,

ноябрь

Педагог-психолог

9.

Индивидуальная беседа: «Профориентация. Выбор профессии»

январь-март

Педагог-психолог

10.

Психолого-педагогические групповые консультации на темы «В мире профессий»

апрель-май

Педагог-психолог

Классные руководители

Работа с родителями (законными представителями)

1.

 Консультация для родителей «Прием на работу несовершеннолетних »

октябрь, ноябрь

Педагог-психолог

2.

Информационные листы и памятки для родителей (законных представителей)

 

Педагог-психолог

4.

Мониторинг готовности учащихся к профессиональному самоопределению через анкетирование родителей

постоянно

(по мере необходи-мости)

Педагог-психолог

5.

Оформление информационного стенда

1 раз в квартал

Педагог-психолог

6.

Информирование об обучении в профессиональных учебных заведениях

постоянно

(по мере необходимости)

Классные руководители

Педагог-психолог

9.

Экспертиза работы с привлечением родительской общественности (анкета «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»)

апрель-май

Педагог-психолог

Классные руководители

Работа с педагогами

1.

Консультирование по вопросам профориентации.

в течение года (по запросу)

Педагог-психолог

2.

Информационные листы и памятки для педагогов и классных руководителей.

постоянно

(по мере необходимости)

Педагог-психолог

3.

 Помощь классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся

январь

Педагог-психолог



Предварительный просмотр:

Рабочая программа психологических занятий по профориентации в 8-9 классах

на 2018 – 2019 год

 

1 цикл «Введение в мир профессий»

 

2 цикл «Профессиональное самоопределение»

 

Педагог-психолог

Иванова М.И.

 

Пояснительная записка

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни - подростковый и ранний юношеский возраст. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления. Задача психолога (в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом) - способствовать социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.

Для воспитанников детских домов и интернатов с интеллектуальной недостаточностью проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Но, тем не менее, каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанникиинтернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии.  У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает. Согласно статистическим данным, в центры по трудоустройству обращаются 70% выпускников вузов и лишь 15% выпускников ПТУ и техникумов. Более 70% свободных вакансий на рынке труда сегодня — рабочие и технические специальности.

Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т. к. некоторые из них являются доступными для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот с легким интеллектуальным недоразвитием, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Кроме того, дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Целью программы по профориентации  является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся с проблемами в развитии за счет специальной организации их деятельности, развитие способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 Достаточно широко работа по профориентации проводится в  8 классе.  С требованиями, предъявляемые профессиями к человеку, учащиеся (специальной) коррекционной школы 8 вида знакомятся  в ходе выполнения  конкретных упражнений в рамках программы групповых занятий «Введение в мир профессий» и беседы. Целью  данного цикла не является осуществление выбора профессии ребенком.

Посредством занятий решаются следующие задачи:

         формирование общего представления о профессии,

         расширение представлений о себе,

         формирование адекватной самооценки, навыков рефлексии, позитивный настрой в отношении своего ближайшего будущего,

         формировании представлений о способах реализации профессионального выбора.

Данный цикл состоит из  18 занятий по 40 минут, которые проводятся 1 раз в неделю  с подростками,  имеющими интеллектуальное снижение.

Цикл занятий по профессиональному самоопределению подготовлен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида на материале Л. М. Митиной, занятия видоизменены с учетом возможностей детей. Цикл состоит из 18 развивающих занятий.   Используемые на занятиях, задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда. Занятия являются средством коррекции профессиональных намерений, установок на последующее самоопределение.

Занятия позволяют  решать следующие задачи:

        Развитие критичности мышления. Помощь детям в осознании того, что не каждой профессией они могут овладеть,  помощь в соотнесении  своих возможностей с реальными условиями их реализации. Формирование адекватного восприятия себя.

        Развитие самосознания, расширение представлений о себе, своем внутреннем мире. 

        Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Формирование позитивных установок относительно профессионального будущего: если я буду стараться, то смогу работать по профессии, которая нравится; если не смогу, то буду работать по другой специальности. Задается оптимистичный настрой в отношении своего будущего, поисков работы после училища.

        «Строительство» профессиональной перспективы.

        Развитие навыков саморегуляции.

Поскольку дети с  ограниченными интеллектуальными возможностями быстро утомляются, то важно иметь четкую структуру каждого занятия. Структура занятия позволяет детям держаться в рамках занятия, способствует преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре  из занятия в занятие лучше организует детей. Важна частая смена видов деятельности.

      Структура:

1.    Приветствие

2.    Упражнения на доверие, сплочение группы, эмоциональное объединение. Основное  содержание образуют психотехнические упражнения.

3.    Упражнения, направленные на  расширение представлений о мире профессий, активизацию процесса самопознания. Повышение собственной значимости. Формирование мотивации самовоспитания, саморазвития (Профориентационные игры).

4.    Анализ актуального состояния каждого члена группы. Подведение итогов.

5.    Упражнения на саморегуляцию.

6.    Прощание.

В работе по профориентации используются  методы:

1.    методы изучения школьников в целях профориентации,

2.    наблюдение, беседа,

3.    анкетирование,

4.    рассказ, объяснение, проблемное изложение,

5.    профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания,

6.    игровые профориентационные упражнения и микроситуации, бланковые игры с классом,

7.    активизирующие опросники,

8.    схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.

Часто  при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В группе подростки получат возможность высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся выражать свои мысли. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально – психологической активности учащихся в создании профессиональной перспективы.

 

Специфика работы по программе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

1.     Дозированность информации.

2.     Повторяемость (структуры, упражнений на закрепление приобретенных навыков).

3.     Работа над понятиями, т. к. часто дети не знают, какой смысл стоит за предъявленным словом.

4.     Коррекционно – развивающая направленность (через занятие добиваться снятия эмоционального напряжения, отреагирование эмоций, развитие когнитивных процессов)

5.     Повышение уровня социальной адаптации, совершенствование коммуникативных навыков (умение жить в группе, встраиваться в модели ситуаций, понимать других людей).

6.     Формирование адекватной самооценки (критичность мышления, оценить себя и других)

Ожидаемые результаты:

         адекватная система представлений учащихся с проблемами в развитии о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

         наличие у учащихся с проблемами в развитии навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, возможностей.

                 Способы проверки ожидаемых результатов:

         анкетирование учащихся по завершению цикла

         практические задания в ходе реализации занятий

         задания на рефлексию по итогам каждого занятия

 

Введение в мир профессий (18 ч)

 

Тема

Содержание

Часы

Мир профессий

 

1.                    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.                    Приветствие «Имя-профессия»

3.                    Упражнение «Самая-самая»

4.                    Упражнение «Волшебный мешочек»

5.                    Упражнение «Профессия на букву»

6.                    Упражнение «Кто есть кто»

7.                    Упражнение «Угадай профессию»(предлагаются характеристики-подсказки)

8.                    Завершение занятия, рефлексия

9.                    Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

10.                Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Что такое профессия, специальность, должность

 

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие «Профессия на букву …»

3.      Упражнение «Профессия, специальность, должность»

4.      Упражнение «Профессии в нашей школе»

5.      Упражнение «Угадай профессию по жестам»

6.      Работа с таблицами «Деление профессий по характеру труда, уровню квалификации»

7.      Упражнение «Пессимисты, оптимисты»

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

10.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

1

Современный рынок труда.

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Найди конец пословицы»

4.      Работа над понятиями рынок труда, рабочая сила, спрос, предложение, зарплата, безработица (схем «Рынок труда», диаграмма «Занятость по отраслям»)

5.      Проблемная ситуация «Русский и японец»

6.      Кроссворд

7.      Упражнение «Пересядьте те, кто…»

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

10.  Прощание «Аплодисменты»

  

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Беседа «Ваши ресурсы на рынке труда», «Востребованные профессии»

4.      Упражнение «Придумай меню»

5.       Игра «Испечем пирог»

6.      Упражнение «Самый лучший портной»

7.      Диалог «Прием заказа»

8.      Упражнение «Мышеловки» (варианты заманчивых предложений)

9.      Завершение занятия, рефлексия

10.  Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

11.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Профессиональные интересы и склонности

 

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие «Дары профессий»

3.      Работа со схемой «Надо, хочу, могу»

4.      Упражнение «Азбука профессий»

5.      Беседа «Что такое склонность, интерес». Работа со схемой «Дерево»

6.      Методика ДДО (Е. Климова)

7.      Завершение занятия, рефлексия

8.      Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

9.      Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

1

Требования, предъявляемые профессией к человеку

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Ящики, хрящики, спички»

4.      Работа со схемой «Дерево» (ПВК, состояние здоровья)

5.      Методика «Мое состояние здоровья»

6.      Упражнение «Расшифруй»

7.      Завершение занятия, рефлексия

8.      Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

9.      Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

1

Темперамент и профессия

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Беседа «Что такое темперамент. Типы темперамента»(на примерах выдающихся личностей). Работа со схемой «Дерево».

4.      Определение темперамента. Работа с таблицей «Профессия и темперамент».

5.      Упражнение «Пересядьте те, кто…»

6.      Завершение занятия, рефлексия

7.      Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

8.      Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

1

Человек - техника

Водитель

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.        Характеристика  профессий Ч-Т. Упражнение «Профессии Ч -Т» (сюжетные картинки)

4.      Упражнение «Какое у тебя внимание» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

5.      Упражнение «Виды транспорта» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.      Упражнение «Зрительно – двигательная координация» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.      Упражнение «Качества, необходимые для успешного овладения профессией водителя» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

10.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

1

Швея

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Самый внимательный» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

4.      Упражнение «Предметы для шитья» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

5.      Упражнение «Глазомер» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.      Упражнение «Зеркало»

7.      Упражнение «Качества, которые необходимы для успешного овладения профессией швея»

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

10.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

1

Повар

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.       Упражнение «Дополни предложение»

4.      Упражнение «Кусок пирога» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

5.      Упражнение «Что хранится в банках»(анаграммы)(на доске)

6.      Упражнение «Задачки» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.      Упражнение «Цвет и вкус»

8.      Игра «Отгадай продукт»

9.      Упражнение «Рецепты необычных блюд»

10.  Завершение занятия, рефлексия

11.  Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

12.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

1

 

Человек-человек

Продавец

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Настройка пианино»

4.      Характеристика  профессий Ч-Ч. Упражнение «Профессии Ч -Ч» (сюжетные картинки)

5.      Упражнение «Отыщи все овощи» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.      Упражнение «Считай без ошибок» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.      Упражнение «Конфликтная ситуация» (найди правильные высказывания)

8.      Упражнение «Забывчивый покупатель» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.      Упражнение «Сдача» (проблемная ситуация)

10.  Завершение занятия, рефлексия

11.  Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

12.  Прощание «Слова прощания»

 

 

 

 

1

Парикмахер

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие (слова, жесты) (бланк, дети оценивают выполнение задания)

3.       Упражнение «Егорки»

4.      Упражнение «Комплимент» (выбери из списка нужные слова)

5.      Проблемная ситуация «Не понравилась стрижка» (ролевое проигрывание)

6.      Беседа «способы предотвращения конфликта»

7.      Упражнение «Глазомер» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

8.      Упражнение «Круги» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.      Завершение занятия, рефлексия

10.  Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

11.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Человек – знак*

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Передай другому»

4.      Характеристика  профессий Ч-З. Упражнение «Профессии Ч -З» (сюжетные картинки)

5.      Упражнение «Печатаю на компьютере»

6.      Упражнение «Выяви закономерность» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.      Упражнение «Графический диктант» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

8.      Упражнение «Лабиринт» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.      Упражнение «Хороший библиотекарь»

10.  Упражнение «Построй»

11.  Завершение занятия, рефлексия

12.  Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

13.  Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Человек – художественный образ*

  1. Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
  2. Приветствие
  3. Характеристика  профессий Ч-Х. Упражнение «Профессии Ч -Х» (сюжетные картинки)
  4. Упражнение «Делай как я»
  5. Упражнение «Внимательный проверяющий» (бланк, дети оценивают выполнение задания)
  6. Упражнение «Кто длиннее»
  7. Упражнение «Разноцветный мир»
  8. Упражнение «Кто оригинальнее» (бланк, дети оценивают выполнение задания)
  9. Упражнение «Ноты»
  10. Упражнение «Догадайся, кто пришел»
  11. Упражнение «Волшебная кисточка»
  12. Завершение занятия, рефлексия
  13. Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»
  14. Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

1

Человек-природа*

 

  1. Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
  2. Приветствие
  3.  Характеристика  профессий Ч-П. Упражнение «Профессии Ч -П» (сюжетные картинки)
  4. Упражнение «Найди два одинаковых листочка»
  5. Упражнение «Сколько птиц»
  6. Упражнение «Сколько яблок» (бланк, дети оценивают выполнение задания)
  7. Упражнение «Бабочки и цветы» (лабиринт)
  8. Упражнение «Гуляем по саду» (бланк, дети оценивают выполнение задания)
  9. Упражнение «Садоводы и овощеводы»
  10. Игра «Кто быстрее ответит»
  11. Упражнение «Травяные законы»
  12. Завершение занятия, рефлексия
  13. Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»
  14. Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Пути получения профессии

 

  1. Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
  2. Приветствие
  3. Упражнение «Продолжи фразу»
  4. Беседа «Пути получения профессии» (схема)
  5. Работа над стихотворением Р. Сефа «Странное дело».
  6. Анализ притчи «Два приказчика»
  7. Упражнение «Мостик»
  8. Завершение занятия, рефлексия
  9. Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»
  10. Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

1

Биржа труда

 

  1. Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
  2. Приветствие «Слова - приветствия»
  3. Упражнение «Вступление в диалог»
  4. Список документов, необходимых для приобретения статуса безработного
  5. Заполнение анкеты
  6. Игра «Башня»
  7. Завершение занятия, рефлексия
  8. Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»
  9. Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Итоговое занятие

 

  1. Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
  2. Приветствие
  3. Упражнение «Самый внимательный»
  4. Бланк с контрольными заданиями
  5. Упражнение «Советы Феи мастерства»
  6. Анкета (по окончанию курса)
  7. Завершение занятия, рефлексия
  8. Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»
  9. Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

 

* занятия носят ознакомительный характер

 

 

Профессиональное самоопределение (18 ч)

 

Тема

Содержание

Часы

Что Я знаю о себе?

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.       Упражнение «Автобус»

4.      Упражнение «Ассоциации» Анн 50

5.      Тест «10 слов о себе»  (оценивание «+»и «-») Смирнова 20 (Петрусинский 123)

6.      Упражнение «Незаконченные предложения» Смирнова 171

7.      Тест на самоопределение (Анн 51)

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию

10.  Прощание

 

 

 

1

Мои сильные и слабые стороны.

 

1.                    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.                    Приветствие

3.                    Упражнение «Что моя вещь знает обо мне» (КРП 85)

4.                    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (КРП 85)

5.                    Упражнение «Закончи предложение»(КРП 86)

6.                    Упражнение «Список: быть уверенным в себе- это значит…» Петрусинский127

7.                    Упражнение «Скульптура» Анн 72(легко, тяжело по жизни)

8.                    Завершение занятия, рефлексия

9.                    Упражнение на саморегуляцию

10.                Прощание

 

 

 

 

 

1

Моя неповторимость

1.                    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.                    Приветствие

3.                    Упражнение «Мостик»

4.                    Упражнение «Скажи о себе что - то хорошее» Смирнова 29

5.                    Упражненение «Личное пространство» (диагностика МЛО)

6.                    Упражнение «Пять добрых слов»Смирнова 30

7.                    Упражнение «Так могу только я»

8.                    Завершение занятия, рефлексия

9.                    Упражнение на саморегуляцию

10.                Прощание

 

 

 

1

Каким меня видят окружающие меня люди

1.                    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.                    Приветствие

3.                    Упражнение «Ритм»

4.                    Тест «Приятно ли со мной общаться» Гущина 85

5.                    Упражнение «Какого я цвета» Анн 92

6.                    Методика «Самооценка» Слободяник 198

7.                    Тест «Твой стиль общения» (миролюбивость-агрессивность) (Петрусинский 130)

8.                    Завершение занятия, рефлексия

9.                    Упражнение на саморегуляцию

10.                Прощание

 

 

1

Самооценка и уровень притязаний

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Кто я»

4.      Упражнение «Какой я»

5.      Упражнение «Самый - самый»

6.      Обсуждение проблемных ситуаций

7.      Упражнение «Змея»

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию

10.  Прощание

 

 

 

 

1

 

Чувства и эмоции

 

1.      Упражнение «Готовность к занятию»

1.      Приветствие

2.      Упражнение «Доверительное падение»

3.      Беседа «Способы выражения чувств (слово, мимика, жесты, внешний вид)». Проблемные ситуации.

4.      Упражнение «Нарисуй эмоцию»

5.      Упражнение «Покажи эмоцию»

o       Обида. Губы.

o       Грусть. Лицо.

o       Огорчение. Лицо.

o       Радость. Ноги.

o       Удивление. Глаза.

o       Любопытство. Голова.

o       Злость. Руки.

o       Гордость. Спина.

o       Страх. Глаза.

o       Высокомерие. Голова.

o       Страх. Зубы.

o       Усмешка. Губы.

o       Недовольство. Поза.

o       Интерес. Походка.

o       Самодовольство. Походка.

o       Огорчение. Губы.

o       Стыд. Поза.

6.      Упражнение «Чувства, которые мешают и помогают жить»

7.      Тест «Эмоции»

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию

10.  Прощание

 

 

 

1

 

 

Что такое стресс

1.      Упражнение «Готовность к занятию»

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Часы»

4.      Упражнение «Что провоцирует и что препятствует конфликту»

5.      Упражнение «Оцени поведение»

6.      Упражнение «Оценка школьных ситуаций»

7.      Упражнение «Я могу»

8.      Завершение занятия, рефлексия

9.      Упражнение на саморегуляцию

10.  Прощание

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Покажи себя с хорошей стороны

 

 

1.      Упражнение «Готовность к занятию»

2.      Упражнение «Улыбка»

3.      Упражнение «Личное пространство»

4.      Упражнение «Говори правильно»

5.      Упражнение «Погрузи на баржу»

6.      Завершение занятия, рефлексия

7.      Упражнение на саморегуляцию

8.      Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

Помечтаем о будущей профессии

1.                    Упражнение «Готовность к занятию»

2.                    Приветствие

3.                    Пересадка по общим интересам.

4.                    Упражнение «Несколько предложений о себе»

5.                    «Табун в загоне». Ребята письменно по определенному плану готовят представление о себе, затем при прочтении группа должна угадать, о ком идет

6.                    Мечты о профессиональном будущем.  К чему я стремлюсь? Дальняя профессиональная цель.

7.                    Завершение занятия, рефлексия

8.                    Упражнение на саморегуляцию

9.                    Прощание

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Достоинства и недостатки

1.      Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Делай как я»

4.      Упражнение «Комплимент» (связанный с профессиональным будущем)

5.      Достоинства и недостатки. (Ребята сначала отмечают свои достоинства и недостатки, выбирая из списка. Затем называют качества, способствующие и препятствующие овладению выбранной профессией).

6.      Упражнение «Молекулы и атомы».

7.      Завершение занятия, рефлексия

8.      Упражнение на саморегуляцию

9.      Прощание

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Мое видение будущей профессии

 

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Барьер».

4.       Работа со словарем (профессия, специальность, должность, вакансия). Практические задания - карточка.

5.       Ближние профессиональные цели как этапы и пути достижения дальней цели. Пути получения профессии. Способы достижения дальней профессиональной цели.

6.       Упражнение «Ищу работу»

7.       Завершение занятия, рефлексия

8.       Упражнение на саморегуляцию

9.       Прощание

 

 

 

 

 

1

 

 

Профессии на языке тела или ни слова о профессиях.

1.        Упражнение «Готовность к занятию»

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Мое внутреннее состояние»

4.        Упражнение «Стража».

5.        Упражнение  «Что  у меня там на спине? Покажи».

6.        Мои ресурсы, мои союзники в достижении дальней профессиональной цели. Работа над понятиями.

7.        Упражнение «Разговор через стекло»

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию

10.    Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

Ваши мнения о профессиях

1.        Упражнение «Готовность к занятию»

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Анабиоз».

4.        Упражнение «Хвастовство».

5.        Упражнение «Диалог о профессиях».

6.        Упражнение «Силачи».

7.        Упражнение «Я через 10 лет» (самоописание позволяет определить социально – ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой хотел бы отнести), ориентацию человека на свои признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими, способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в жизненном контексте человека).

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию

10.    Прощание.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

У меня все получится.

1.                    Упражнение «Готовность к занятию»

2.                    Приветствие

3.                    Упражнение «Настройка пианино».

4.                    Приемная комиссия. Ролевая игра.

5.                    Заявление на работу.

6.                    Беседа с  работодателем (заранее готовятся слова).

7.                    Упражнение «Бип»

8.                    Завершение занятия, рефлексия

9.                    Упражнение на саморегуляцию

10.                Прощание

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Нет проблем!

1.      Упражнение «Готовность к занятию»

2.      Приветствие

3.      Упражнение «Передай по кругу».

4.      Упражнение «Внутреннее минное поле»

5.      Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»

6.      Завершение занятия, рефлексия

7.      Упражнение на саморегуляцию

8.      Прощание

 

 

 

 

 

1

 

 

Поговорим о жизненных ценностях.

1.        Упражнение «Готовность к занятию»

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Тропинка».

4.        Упражнение «Конверт откровений»

5.        Анкета голубых воротничков

6.        Упражнение «Бип».

7.        Завершение занятия, рефлексия

8.        Упражнение на саморегуляцию

9.        Прощание

 

 

 

 

 

 

1

 

 

На пути к цели

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Василий сказал…»

3.        Упражнение «Угадай, чье это мнение»

4.        Упражнение «Железное алиби»

5.        Упражнение «Клубок проблем»

6.        Упражнение «Рукопожатие»

7.        Завершение занятия, рефлексия

8.        Упражнение на саморегуляцию

9.        Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

Пожелайте мне доброго пути

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Сплоченность»

3.        Упражнение «Сбор чемодана в дорогу»

4.        Завершение занятия, рефлексия

5.        Упражнение на саморегуляцию

6.        Прощание

 

 

 

1

 

 

Список использованной литературы:

1.      Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. М., 1991.

2.      Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 2003.

3.      Резапкина Г. В.Психология и выбор профессии. Методическое пособие. М., 2008.

4.      Фопель К. На пороге взрослой жизни. Цели и ценности, школа и учеба, работа и досуг. М. 2008.

5.      Шевченко М. Ф. Как стать успешным. СПБ., 2007.

 



Предварительный просмотр:

Заместителю директора по

 учебно – воспитательной работе

Шапошниковой Н.А.

Анкетирование профессиональных предпочтений обучающихся 9, 12 классов

Цель: выявление профессиональных интересов обучающихся 9, 12 классов

В мониторинге принимали участие обучающиеся 9, 12 классов.

9  класс

Индивидуальная беседа

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Какие профессии тебе нравятся? Почему?
  4. Кем бы ты хотел(а) работать? Почему?
  5. Давно ли тебе нравится эта профессия?
  6. Мог(ла) бы ты освоить эту профессию?
  7. Может ли твоё мнение об этой профессии измениться? Почему?
  8. Кем работают твои родители?
  9. Тебе нравится профессия твоих родителей? Почему?
  10. После школы ты хочешь продолжать обучение или сразу хочешь пойти работать? Если продолжить обучение, то где? Почему?

Профессиональные предпочтения обучающихся: повар – 20 % (2 человека), сварщик –  10 % (1 человек), маляр  – 10 % (1 человек), озеленитель  – 10 % (1 человек), электрик  – 10 % (1 человек), 40 % обучающихся не определились с выбором профессии.  Большинство обучающихся неадекватно подходят к выбору профессии.

Результаты ДДО (Дифференциально – диагностический опросник)

Цель: определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

При проведении диагностики использовалась методика ДДО (Дифференциально – диагностический опросник) автора Е.А. Климова.

В опроснике приняли участие  10 человек.

Класс (кол-во ч-к)

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек - художественный образ

9  (10)

2

20%

4

40%

4

40%

0

-

0

-

Вывод: анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности обучающихся  9 класса показал, что 40% предпочитают профессиональную область человек – техника, 40%  – человек – человек, 20% - человек-природа (девушки предпочитают профессии типа «человек-человек» (40%), а это значит, все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (40%), то есть все технические профессии).

Результаты определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности обучающихся 9 класса показывают, что ученики предпочитают профессиональную область 40% – человек – техника, человек – человек - 30%. Данные результаты говорят о том, что ученики правильно выбрали профиль обучения.

Анкета по профессиональному самоопределению

Инструкция:
Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2. Назовите выбранную вами профессию.

3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?

4. Ваши намерения после окончания школы:

а) Буду работать.
б) Попробую поступить в техникум.
в) Затрудняюсь ответить.

5. Назовите источники ваших знаний о профессии.

6. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?

7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

8. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду работать по этой специальности.
б) Постараюсь приобрести похожую специальность.
в) Буду учиться по родственной специальности.
г) Буду учиться по этой специальности.
д) Выберу другую специальность.
е) Затрудняюсь ответить.

9. Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

10. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Не вижу в этом необходимости.
б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.
в) Частично готовлюсь.
г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.

12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

14. Какими из этих качеств вы обладаете?

15. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?

16. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.
б) Скорее нравится, чем не нравится.
в) Отношусь безразлично.
г) Скорее не нравится.
д) Совершенно не нравится.
е) Не могу сказать.

17. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

Вывод: девятиклассников привлекают рабочие профессии: сварщик, повар, озеленитель, мебельщик, электрик.

Заключение: анализ профессиональных намерений показал, что большинство учащихся после окончания 9-го класса планируют продолжить обучение в школе.

12  класс

Индивидуальная беседа

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Какие профессии тебе нравятся? Почему?
  4. Кем бы ты хотел(а) работать? Почему?
  5. Давно ли тебе нравится эта профессия?
  6. Мог(ла) бы ты освоить эту профессию?
  7. Может ли твоё мнение об этой профессии измениться? Почему?
  8. Кем работают твои родители?
  9. Тебе нравится профессия твоих родителей? Почему?
  10. После школы ты хочешь продолжать обучение или сразу хочешь пойти работать? Если продолжить обучение, то где? Почему?

Профессиональные предпочтения обучающихся: повар – 14 % (1 человек), швея –  14 % (1 человек), столяр – строительный – 28 % (2 человека), 42 % обучающихся не определились с выбором профессии.  Большинство обучающихся неадекватно подходят к выбору профессии.

Результаты ДДО (Дифференциально – диагностический опросник)

Цель: определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

При проведении диагностики использовалась методика ДДО (Дифференциально – диагностический опросник) автора Е.А. Климова.

В опроснике приняли участие  7 человек.

Класс (кол-во ч-к)

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек - художественный образ

12  (7)

0

-

4

56%

3

44%

0

-

0

-

Вывод: анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности обучающихся  12 класса показал, что 56% предпочитают профессиональную область человек – техника, 44%  – человек – человек (девушки предпочитают профессии типа «человек-человек» (44%), а это значит, все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (56%), то есть все технические профессии).

Результаты определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности обучающихся 12 класса показывают, что ученики предпочитают профессиональную область 56% – человек – техника, человек – человек - 44%. Данные результаты говорят о том, что ученики правильно выбрали профиль обучения.

Анкета по профессиональному самоопределению

Инструкция:
Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2. Назовите выбранную вами профессию.

3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?

4. Ваши намерения после окончания школы:

а) Буду работать.
б) Попробую поступить в техникум.
в) Затрудняюсь ответить.

5. Назовите источники ваших знаний о профессии.

6. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?

7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

8. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду работать по этой специальности.
б) Постараюсь приобрести похожую специальность.
в) Буду учиться по родственной специальности.
г) Буду учиться по этой специальности.
д) Выберу другую специальность.
е) Затрудняюсь ответить.

9. Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

10. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Не вижу в этом необходимости.
б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.
в) Частично готовлюсь.
г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.

12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?

а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.

13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

14. Какими из этих качеств вы обладаете?

15. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?

16. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.
б) Скорее нравится, чем не нравится.
в) Отношусь безразлично.
г) Скорее не нравится.
д) Совершенно не нравится.
е) Не могу сказать.

17. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

Вывод: анализ показывает, что двеннадцатиклассников привлекают рабочие профессии: столяр - строительный, повар, швея.

Заключение: анализ профессиональных намерений показал, что большинство учащихся после окончания 12-го класса планируют работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»...

Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики

Сегодня выпускники коррекционных школ вынуждены конкурировать со школьниками из общеобразовательных школ при поступлении в средние учебные заведения,...........

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"

Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учё...

Профориентация обучающихся

В данном разделе размещены материалы для проведения профориентационной работы с подростками: тесты, тренинги, презентации....

"Профориентация обучающихся с ОВЗ через формирование их личностных результатов на уроке АФК"

Полученные на уроке АФК знания, умения, и УУД помогают ученику представить индивидуальную траекторию развития, учитывающую его сильные и слабые стороны, на основе которых  построить личную профес...

Система работы по профориентации обучающихся.

Наиболее благоприятные возможности для проведения профориентационной работы среди учебных дисциплин в школе имеет профессионально-трудовое обучение. Теоретическую часть уроков трудового обучения можно...