"Профориентация обучающихся с ОВЗ через формирование их личностных результатов на уроке АФК"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ермилова Александра Юрьевна

Полученные на уроке АФК знания, умения, и УУД помогают ученику представить индивидуальную траекторию развития, учитывающую его сильные и слабые стороны, на основе которых  построить личную профессиональную перспективу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

"Профориентация обучающихся с ОВЗ через формирование их личностных результатов на уроке  АФК"

Понятие ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  • слепых и слабовидящих обучающихся;
  • обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
  • обучающихся с задержкой психического развития;
  • обучающихся с умственной отсталостью;
  • обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.

Помимо обучающихся с ОВЗ в нашем образовательном учреждении есть ученики, требующие организации специальных условий для освоения программы физической культуры. Это категория соматически ослабленных детей, имеющих функциональные нарушения  в состоянии здоровья, подтвержденные  документом, в котором отражена необходимость индивидуального подхода в обучении на уроках физической культуры. С этой целью проводится урок адаптивной физической культуры.

Приоритетными целями  урока АФК является

- восстановление диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, обеспечивающих адаптацию.

- ускорение периода адаптации ребёнка к школьной деятельности,

- накопление физических ресурсов, требуемых для успешной образовательной деятельности

 «Портрет выпускника» по ФГОС включает личностные, метапредметные результаты и универсальные учебные действия, необходимые для  формирования активной жизненной позиции школьника.

Приобретенные в рамках урока АФК результаты предполагают возможность обучающемуся самостоятельно создать индивидуальную траекторию развития, учитывающую собственные сильные и слабые стороны, на основании которых  он может построить личную профессиональную перспективу.

На основе ФГОС основными личностными  и метапредметными  результатами освоения программы АФК будут:

-Формирование способности к рефлексии, самооценке, анализу и самоанализу;

-формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-формирование способности определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование позиции направленной, на осознанное выполнение и пропаганду правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Особенности профориентации обучающихся с ОВЗ и отклонениями в состоянии здоровья. (Выступление школьного психолога)

Цель мастер-класса: показать возможности профориентационной работы с детьми с ОВЗ в рамках образовательного процесса на примере урока АФК.

Задачи:

  1. Определить личностные  и метапредметные результаты, способствующие верному выбору профессии
  2. Выявить основные противопоказания при выборе профессии.
  3. Сопоставить перечень профессий соответственно критериям с учетом имеющихся противопоказаний: 1) «Запретные» (по показаниям), возможные (с определенными рисками) и рекомендуемые.
  4. Определить значение физического здоровья при выборе профессии.

Противопоказания при выборе профессии (указаны в раздаточном материале). См. приложение

Перечень профессий (представлен в раздаточном материале).  См.приложение.

 Участники мастер - класса сопоставляют перечень профессий соответственно критериям с учетом имеющихся противопоказаний: 1) «Запретные» (по показаниям), возможные (с определенными рисками) и рекомендуемые.

В конце мастер-класса подводится итог: работа участников сравнивается с эталоном (правильная дифференцировка профессий соответственно индивидуальным особенностям). Дискуссия.

Таким образом нельзя недооценивать важность развития у обучающихся с ОВЗ межпредметных  и личностных компетенций, направленных на их дальнейшую социализацию.



Предварительный просмотр:

Атериа́льная гиперте́нзия или гипертония (АГ) — одно из самых распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанное со стойким повышением артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. Общепризнанной является нейрогенная теория гипертонии – это нарушение регулирующих артериальное давление центров, развивающееся в результате перенапряжения нервных процессов.

Противопоказания:                  

  • значительное нервно-психическое или физическое напряжение, негативные эмоции (гнев, тоска, страх, злость или ревность, ссоры, конфликты),
  • резкие колебания температуры и высокие температуры, условия измененного атмосферного давления,
  •  быстрые предписанные темпы,
  • работы в ночную смену, командировки, недостаточный сон,
  • работы в цехах с горячими металлами и другими опасными веществами,
  • работы на высоте, у движущихся механизмов, длительное стояние на ногах,
  • работы, связанные с воздействием явно выраженного шума и вибрации,
  • неудовлетворенность своей работой
  • неправильное питание,  малоподвижный образ жизни.

Показания:

  • ровное и доброжелательное расположение духа,         
  • виды деятельности,  обладающие успокаивающим действием (медитация, аутотренинг, прогулки,  вязание, и др.)
  • диета, насыщенная калием и магнием, витамином С
  • отказ от продуктов, возбуждающих нервную систему,
  • физическая активность – постепенно повышающаяся, аэробного характера,
  • циклические виды нагрузок (велосипед, пешие прогулки, коньки, лыжи, плавание и др.)
  • рациональный режим дня: чередование работы и отдыха, питания и движения,
  • отказ от вредных привычек,
  • работы консультативного характера

Список профессий:

Почтальон, электрик, учитель, дизайнер по интерьерам, агроном, экономист, менеджер по продажам, хирург, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, фармацевт, повар-кондитер, швея, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, искусствовед, библиотекарь, машинист крана, ветеринар, диспетчер по управлению воздушным транспортом, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, программист,  официант, переводчик, психолог.

Противопоказаны

Имеются риски для здоровья

Предпочтительные



Предварительный просмотр:

Бронхиальная астма это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья. Это происходит из-за того, что дыхательные пути чрезмерно реагируют на разные раздражители. В ответ на раздражение они сужаются и вырабатывают большое количество слизи, что нарушает нормальный ток воздуха при дыхании. Хроническое воспаление, которое наблюдается у больных бронхиальной астмой, делает дыхательные пути чувствительными к аллергенам, химическим раздражителям, табачному дыму и т.д. При их воздействии возникают отек и спазм бронхов, в этот момент бронхиальная слизь вырабатывается в большом количестве. Это затрудняет нормальное прохождение воздуха по дыхательным путям во время дыхания. Бронхиальная астма имеет аллергическую природу, поэтому навредить могут любые внешние условия, снижающие защитные функции организма.

Как и при других заболеваниях органов дыхательной системы, людям с бронхиальной астмой

 Противопоказаны:

  • значительные физические и нервно-эмоциональные нагрузки,
  • неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы,
  • пыль,
  • токсические вещества,
  • контакт с веществами-аллергенами,
  • натуживание, задержка дыхания.

Показаны:

  • дыхательная гимнастика,
  • пение,
  • плавание,
  • пешие прогулки,
  • аутотренинг, медитация,
  • аэробная нагрузка,
  • постепенность нагрузки.

Список профессий:

Дизайнер по интерьерам, менеджер по продажам, летчик-испытатель, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, фармацевт, воспитатель ДОУ, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, реставратор, машинист электропоезда, ветеринар, диспетчер по управлению воздушным транспортом, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, налоговый инспектор, пилот гражданской авиации,  официант, врач-стоматолог.

Противопоказаны

Имеются риски для здоровья

Предпочтительные



Предварительный просмотр:

ДЦП — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.

Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач-невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

В связи с тем, что церебральный паралич — нарушение или порок развития мозга, другие симптомы, которые связаны с мозговой дисфункцией, могут появиться у детей с церебральным параличом. Например, сниженная способность к обучению, косоглазие, нарушения слуха, плохая речь, нарушение глотания, слюнотечение и нарушение моторной координации. Примерно, у трети всех пациентов с церебральным параличом бывают припадки. Дети с церебральным параличом часто с трудом набирают вес и растут. Зачастую появляется целый комплекс других проблемных состояний, не связанных непосредственно с мозгом, но очень осложняющих жизнь человеку: проблемы с дыханием, остеопорозом и другие.

Противопоказания:

  • значительные физические и нервно-эмоциональные нагрузки,
  • удержание привычных положений мышц и поз,
  • работа с потенциально опасными механизмами,
  • повышенные зрительные нагрузки,
  • ритмичные звуковые и зрительные сигналы.

Показания:

  • физические упражнения, стретчинг, массаж,
  • аэробная нагрузка,
  • релаксация, аутотренинг, медитация,
  • тренировка выпрямления и равновесия,
  • развитие мелкой моторики, предметно-манипулятивной деятельности,
  • развитие зрительно-моторной координации.

Список профессий:

Биолог, дизайнер по интерьерам, экономист, агроном, менеджер по продажам, летчик-испытатель, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, фармацевт, швея, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, библиотекарь, машинист крана, искусствовед, ветеринар, диспетчер по управлению воздушным транспортом, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, налоговый инспектор, программист,  официант, переводчик.

Противопоказаны

Имеются риски для здоровья

Предпочтительные



Предварительный просмотр:

Миопия заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость. Различают три степени близорукости:

  • слабую,
  • среднюю,
  • высокую.

Миопия высокой степени – это серьезное заболевание, приводящее к патологическим изменениям в сосудистой и сетчатой оболочках глаза, предрасполагающим к таким осложнениям, как отслойка сетчаткиглаукома, что может привести к полной потере зрения. Несмотря на катастрофическое распространение миопии в мире, методов лечения этого заболевания на данный момент не существует, поэтому в настоящее время близорукость входит в число важнейших социально-биологических проблем человечества.

Противопоказания:

  • упражнения вниз головой,
  • избыточное напряжение, натуживание,
  • длительное напряжение зрительного анализатора,
  • значительные нервно-эмоциональные нагрузки,
  • тяжелая атлетика, прыжки, отжимания.

 

Показания:

  • тренировка мышц глаза,
  • правильный режим работы и отдыха с чередованием умственной и физической нагрузок,
  • упражнения с переключением внимания,
  • пребывание на свежем воздухе,
  • аутотренинг, медитация,
  • теннис, пинг-понг, бадминтон,
  • закаливание, контрастный душ

Список профессий:

Почтальон, хирург, визажист, менеджер по продажам, летчик-испытатель, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, дефектолог, пожарный, фармацевт, воспитатель ДОУ, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, реставратор, машинист электропоезда, ветеринар, инспектор ГИБДД, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, налоговый инспектор, журналист,  официант, врач-стоматолог.

Противопоказаны

Имеются риски для здоровья

Предпочтительные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики

Итоговая работа  по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...

Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.

Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....

Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»

Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов (личностные результаты)

Личностные результаты обучающихся: учебная мотивация, коммуникабельность, воспитанность....

Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Доклад по теме "Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения"...