Система работы по профориентации обучающихся.
статья по теме
Наиболее благоприятные возможности для проведения профориентационн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g._a._doklad_po_proforientatsii_1.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный
Учитель трудового обучения: Кияткина Галина Александровна Система работы по профориентации обучающихся.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.
Наиболее благоприятные возможности для проведения профориентационной работы среди учебных дисциплин в школе имеет профессионально-трудовое обучение. Теоретическую часть уроков трудового обучения можно использовать для ознакомления обучающихся с отраслями народного хозяйства, а также для знакомства обучающихся с профессиями в основном материального производства. Ведь программа профессионально-трудового обучения по профилю «Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство» рассчитана на подготовку обучающихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих бригад, на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов и к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Уже на первом занятии с детьми объясняю, зачем в нашей школе введен такой предметы как «Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство». Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. В беседе с ребятами выясняю, у кого есть подворье, какие работы выполняют ребята дома. Некоторые учащиеся, у которых семья не имеет участка, не всегда проявляют интерес к беседам. Для таких ребят провожу несложные расчеты (сколько нужно овощей для семьи на год). Переводим на деньги. Дети видят, какая получается экономия семейного бюджета, если семья имеет земельный участок. У ребят появляется интерес, а это залог успеха в обучении. Они понимают, что материал, изученный на уроках пригодится им в самостоятельной жизни.
При объяснении нового материала стараюсь использовать жизненный опыт обучающихся, их запас знаний и представлений по изучаемой теме. После сообщения темы и цели занятия, спрашиваю ребят:
- Нужно ли нам изучать темы, пригодятся ли они вам в будущей самостоятельной жизни?
При проведении практических работ (в чем и заключается особенная ценность уроков труда) на пришкольном участке, а также при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми рабочими профессиями, развивая при этом свои профессиональные интересы и способности и проверяя тем самым свою готовность к выбору той или иной профессии. Ведь именно труд самих обучающихся является той огромной воспитательной силой, без которой невозможна истинная профориентация. А любовь к труду можно привить только в труде. Поэтому не случайно в программах по трудовому обучению основная часть учебного времени отводится на практическое обучение.
К моменту выпуска из школы у обучающихся происходит формирование практических навыков по технологии выращивания растений. У каждого выпускника сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они в состоянии проводить посев семян и посадку рассады в грунт, производить уход за выращиваемой культурой.
Количество профинформации от класса к классу надо постоянно увеличивать и расширять. Например, в V классе обучающимся даются общие понятия о профессии, такие, как: название профессии, что делают люди данной профессии и какими основными инструментами пользуются в работе, какая польза от их труда нашему обществу. В VI-VII классах уже рассказывается о содержании труда по данной профессии, о том, в какой отрасли работают люди этой профессии, о предметах и орудиях их труда, о выпускаемой ими продукции, о значении профессии в современном производстве, приводятся исторические сведения о развитии профессии, рассказывается о ее перспективах. Для учащихся VIII-IХ классов, кроме упомянутых сведений, дается следующая информация: условия труда, какими специальными, общетрудовыми умениями и навыками должен владеть рабочий данной специальности, гигиеническая характеристика профессии, психофизические требования, предъявляемые профессией к человеку, система оплаты труда, система подготовки и повышения квалификации по данной профессии.
При выполнении обучающимися практических работ привожу примеры новой техники; отмечаю преимущества механизации и автоматизации в растениеводстве и животноводстве, но в то же время не умаляю значения и ручного труда; демонстрирую условия труда рабочих ведущих профессий на современной технике во время экскурсий на промышленные предприятия. Ведь экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся школы с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Это организованный урок по профориентации, задача которого помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, различных видах трудовой деятельности, структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.
Такой «урок – экскурсия» был организован и проведен для обучающихся 7, 8 и 9 классов на сельскохозяйственное предприятие Похвистневского района: 20 ноября ребята посетили животноводческую ферму ЗАО «Северный Ключ», с целью ознакомления с организацией работы на животноводческом комплексе, с системами и способами содержания коров.
В ходе экскурсии ребята ознакомились с технологией доения коров, процессом раздачи кормов, условиями содержания скота.
Обучающимся показали разнообразное сельскохозяйственное оборудование, современные машины и технику. Подробно и интересно рассказали о каждой машине: ее назначении, как используется в хозяйстве.
Мальчишек заинтересовала современная техника, на которой стало гораздо легче работать, машины сами считают нормы высева, выработку, сами рулят с помощью установленных навигаторов, в кабинах стоят кондиционеры, поэтому работать летом не жарко и не пыльно.
Работа по профессиональной ориентации в школе включает в себя проведение предметной недели по профессионально-трудовому обучению. Она отражает подготовку обучающихся по школьной программе трудового обучения, развивает интерес к предмету, мышление, пространственное воображение, ответственность, помогает определиться в будущей профессии. В этом году с обучающимися 7-8 классов запланированы следующие мероприятия:
- Конкурс рисунков: «Моя будущая профессия».
- Игра-знакомство с миром профессий «Путешествие по профессиям».
- Конкурс мастерства «Лучший по профессии» - экологическая акция «Зеленый сад».
У обучающихся VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда). В 8 классе были запланированы следующие тематические классные часы: «Я и мир профессий», «Здоровье и выбор профессии», «Словарь профессий». Данные мероприятия очень полезны для подростов, которые стоят на пути выбора в своей жизни.
Организовано анкетирование обучающихся 8 класса, для того чтобы выявить их проблемные стороны и строить работу профориентации с учетом полученных сведений. Согласно данным анкеты по предварительному профессиональному самоопределению, обучающиеся уже определились с выбором профессии; расширили свои знания о различных профессиях. В большинстве ребята правильно оценили свои возможности.
В заключение хотелось бы сказать, что приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Литература
1. Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. - К., 1991.
2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981.
3. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3.
4. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990.
5. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду//Дефектология, 1986. – №6.
6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М., 1999.
7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.– М., 1969.
8. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.
9. Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни.//Дефектология, 1976. – № 5.
10. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида//Дефектология, 2006. – №5.
11. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология, 1989. – № 3.
12. Павлютенкова Е.И. Профориентация учащихся. – К., 1983.
13. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология, 1996. – № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие
Разработка по системе профориентационной работы в школе...
«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»
Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...
Система работы со слабоуспевающими обучающимися
Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися....
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...
«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема н...
«О системе работы по профориентации в школах Курортного района»
О системе работы по профориентации в школа Курортного района...
Статья "Система работы по профориентации в школе"
Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров и др. Особенностью всех ...