Рекомендации к проведению урока с применением педагогической технологии проектно-исследовательской деятельности
проект (5 класс)
Урок-проект в 5б классе по теме "Сказки А.С.Пушкина - уроки нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_po_skazkam_pushkina.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект по литературе в 5б классе
Сказки А.С.Пушкина – уроки нравственности
- Дидактические цели проекта:
освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.
- Методические задачи проекта:
знакомство учащихся с произведениями А.С.Пушкина, а также с работой на компьютере для оформления письменной части проекта (навыки печатания, форматирования текста, выделение заголовков) и создания презентации (освоение компьютерной программы); развитие навыка анализа художественного текста.
Тип проекта
- Монопредметный: литература
- Внутриклассный: 5б класс
- Краткосрочный: 3 недели
- Групповой:
- формирует навыки сотрудничества;
- позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в работе, которая ему лучше всего удается;
- создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных детей;
- способствует групповому сплочению;
- Исследовательский:
- Цель проекта: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
- Проектный продукт: результат исследования, оформленный установленным способом.
- Тип деятельности: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.
-Формируется мыслительная компетентность.
Этапы работы над проектом:
1. Представление проблемы проекта учащимся.
- Учащимся были предложены проблемные вопросы:
- Как сказка может повлиять на поступки человека?
- Что в сказках осуждается, а что одобряется?
- Почему Пушкин обратился к русскому фольклору, к сказкам?
- Перед учениками ставились задачи:
- Узнать, чему учат сказки А.Пушкина?
- Подумать, какие персонажи в сказках Пушкина добрые, а какие злые? Почему?
- Подумать, что можно узнать о жизни русского народа из сказок А.С.Пушкина?
- Учащиеся должны были сформулировать цель проекта:
- Изучить наследие А.С.Пушкина (цикл из 5 сказок), выявить жизненные уроки, оставленные поэтом потомкам.
2. Цели проекта
- Ученики 5 класса правильно поняли цель своей работы:
- изучить сказки А.С.Пушкина (прочитать, составить план, знать главных и второстепенных героев, дать им характеристики, проанализировать поступки героев);
- выявить «уроки добрым молодцам», оставленные в наследство А.С.Пушкиным.
Предполагалось создать проектный продукт, который бы являлся оптимальным способом решения проблемы проекта. Результатом работы могла стать презентация по каждой сказке, «слабые» учащиеся могли нарисовать иллюстрации к сказкам.
3. План работы над проектом
Этапы работы | Учитель | Ученики |
Погружение в проект | Предлагает проблему проекта | Присваивают проблему проекта, наделяют ее личностным смыслом |
Намечает цели и задачи | Уточняют и конкретизируют цели и задачи | |
Организация деятельности | Предлагает создать группы с конкретными задачами; контролирует этот процесс, учитывая пожелания детей | Разбиваются по группам |
Предлагает распределить обязанности членов групп | Распределяют обязанности (что нравится, что умеют делать) | |
Предлагает разработать планы работы групп | Планируют работу группы (самостоятельно) | |
Предлагает обдумать формы презентации результатов | Выбирают форму презентации результатов работы (слайд-шоу или иллюстрации к сказке) | |
Осуществление деятельности | Консультирует учащихся по их запросу | Самостоятельно реализуют собственный план работы |
Корректно контролирует и стимулирует при необходимости | Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим | |
Предоставляет необходимую информацию по запросу учащихся | Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта | |
Оказывает помощь при подготовке презентации | Готовят и репетируют презентацию | |
Презентация результатов работы | Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги. | Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта |
Оценивает приобретенные предметные знания, проектные навыки, умение работать в группе | Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы. |
4. Реализация проекта
1. Прочтение текстов сказок А.С.Пушкина – каждый учащийся самостоятельно готовится к заданию.
2. Устный пересказ содержания сказок, составление планов (кратких и подробных) – контролирует учитель этот этап работы.
3. Беседа о поступках героев сказок, характеристики добрых и злых персонажей в сказках – помощь со стороны учителя.
4. Анализ всей собранной информации, обобщение выводов по теме проекта (совместно с учителем).
5. Написание отчета о работе над проектом (по группам) – самостоятельная подготовка. (Учителем был предложен шаблон отчета.)
6. Защита проекта и презентация проектного продукта (самостоятельная подготовка; помощь учителя во время репетиции презентации).
5. Рефлексия и самооценка работы учащимися
Критерии оценивания:
- Критерий 1. Исследование.
Ученики в основном четко определили проблему проекта, нашли нужную информацию из нескольких источников.
- Критерий 2. Дизайн.
Учащиеся воспользовались готовыми шаблонами презентаций, нашли нужные картинки к сказкам. Не все ученики грамотно и правильно подобрали текст к слайдам. Не во всех презентациях были точные заголовки к текстам.
- Критерий 3. Планирование.
Не все ученики своевременно выполняли свои задания, не придерживались общего плана работы.
- Критерий 4. Создание.
Все учащиеся представили свои работы: презентации, иллюстрации к сказкам. Также были написаны отчеты творческих групп.
- Критерий 5. Оценивание.
Дети попробовали сами оценить работы одноклассников, старались никого не обидеть. Обязательно отметили лучшие работы, им поставили высокий балл.
- Критерий 6. Отношение к работе.
Все учащиеся работали, выполнили свои задания. Были отмечены самые активные, кто умеет сотрудничать с другими, помогать. Не все были активны, но старались и хотели работать многие.
6. Заключительный этап работы.
На последнем этапе работы были просмотрены презентации учащихся и иллюстрации к сказкам; детям было интересно работать в группах, рассказывать о своей работе. И хотя они были не всегда самокритичны, учащиеся постарались объективно оценить работы одноклассников. Учителем были внесены нужные коррективы и оценена каждая работа ученика в соответствии с критериями оценивания.
7. Итоги работы над проектом
- Дидактические цели достигнуты: ученики вместе с учителем провели небольшое исследование проблемы, ознакомились со всем проектным циклом.
- Методические задачи решены: прочитаны и проанализированы художественные произведения; самостоятельно созданы презентации по теме, проведена большая работа с текстовым материалом.
- Воспитательный эффект был на протяжении всей работы, т.к. учащиеся учились сотрудничать друг с другом, уважать чужое мнение, помогать «слабым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.
использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....
"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка
1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...
Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...
Уроки с применением педагогических технологий
Уроки с применением педагогических технологий...
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»...
Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на уроках Технологии
Работая по учебнику под ред. И.А. Сасовой, в конце каждого раздела идёт разработка творческого проекта. Формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию творческой активност...
Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...