Диагностика сформированности коммуникативных способностей у учащихся.
методическая разработка

В стандарте российского образования говорится, что основной целью обучения математике в полной средней школе является формирование у выпускников коммуникативной компетенции, обеспечивающий им вхождение в разные сферы трудовой деятельности, дальнейшее образование в разных типах учебных заведений и продолжение самообразования.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции учащихся является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, и на ее решение следует обратить внимание, как преподавателям всех учебных предметов, так и математикам

Для изучения коммуникативных и организаторских склонностей своих учащихся я применила методику «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным.

Цель. определение уровня сформированности коммуникативных  способностей у учащихся.

Методика содержит 40 вопросов, все вопросы сгруппированы в две шкалы, определяющие уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Я использовала индивидуальную форму работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«Диагностика сформированности коммуникативных способностей у учащихся»

(Методика В. В. Синявского и Б. А. Федоришина)

Соловьева Галина Дмитриевна,

учитель математики

первой кв. категории

Перенка

В стандарте российского образования говорится, что основной целью обучения математике в полной средней школе является формирование у выпускников коммуникативной компетенции, обеспечивающий им вхождение в разные сферы трудовой деятельности, дальнейшее образование в разных типах учебных заведений и продолжение самообразования.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции учащихся является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, и на ее решение следует обратить внимание, как преподавателям всех учебных предметов, так и математикам

Для изучения коммуникативных и организаторских склонностей своих учащихся я применила методику «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным.

Цель. определение уровня сформированности коммуникативных  способностей у учащихся.

Методика содержит 40 вопросов, все вопросы сгруппированы в две шкалы, определяющие уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Я использовала индивидуальную форму работы.

Проведение исследованияУчащимся раздаются листы ответов. Вопросы - в письменном виде. Инструкция: «Вам будут предложены 40 вопросов, касающиеся некоторых Ваших склонностей. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из двух вариантов ответов тот, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если Ваш ответ «да», или знак «-», если Ваш ответ «нет». Над вопросами долго не думайте, правильных или неправильных ответов нет». Обращайте внимание на первые слова вопроса. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Например, как следует отвечать на вопрос «Правда ли, что Вам не нравится заниматься математикой?». Если Вам действительно не нравится

заниматься математикой, то отвечайте на этот вопрос положительно: «Да» (то есть с

утверждением Вы согласны). Но если Вам нравится заниматься математикой, то на тот же

самый вопрос «Правда ли, что Вам не нравится заниматься математикой?», отвечайте

отрицательно: «Нет» (то есть с утверждением Вы не согласны).

Желаю Вам успешной работы над тестом!».

Время выполнения методики 10-15 минут.

Вопросы

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1

5

V - очень высокий

Организаторские умения: 

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

0,81-1

5

V - очень высокий

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Каковы же результаты моих учеников?

Учебный год

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

2016-2017

низкий - 1 уч-ся

ниже среднего -3 уч-ся

средний-10 уч-ся

высокий-2 уч-ся

очень высокий-1 уч-ся

низкий-1 уч-ся

ниже среднего-2 уч-ся

средний-11уч-ся

высокий-2 уч-ся

очень высокий-1 уч-ся

2017-2018

низкий - 1 уч-ся

ниже среднего -3 уч-ся

средний-8 уч-ся

высокий-2 уч-ся

очень высокий-1 уч-ся

низкий-0 уч-ся

ниже среднего-3 уч-ся

средний-7 уч-ся

высокий-2 уч-ся

очень высокий-1 уч-ся

2018-2019

низкий - 0 уч-ся

ниже среднего-2 уч-ся

средний-7 уч-ся

высокий-2 уч-ся

очень высокий-1 уч-ся

низкий-0 уч-ся

ниже среднего-1 уч-ся

средний-7 уч-ся

высокий-2 уч-ся

очень высокий-1 уч-ся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика коммуникативных способностей педагога

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и лич...

Диагностика сформированности познавательной компетентности учащихся

В работе представлена комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности познавательной компетентности  на основе изучения входящих в нее компонентов, которая исполь...

Педагогический проект «Мониторинг и диагностика уровня сформированности системы качества знаний учащихся»

Актуальность данной темы определила проблему исследования: какова технология диагностики уровня форсированности системы качества знаний и мониторинга достижений учащихся по биологии.Цель исследо...

Диагностика сформированности специальных учебных действий учащихся 2 класса по предмету английский язык

Выявление сформированности специальных учебных действий учащихся 2 класса по предмету английский язык...

Диагностика сформированности специальных учебных действий учащихся 3 класса по предмету английский язык

Диагностика сформированности специальных учебных действий учащихся 3 класса...

Диагностика сформированности специальных учебных действий учащихся 4 класса по предмету английский язык

Диагностика сформированности специальных учебных действий учащихся 4 класса по предмету английский язык...

Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД "Групповой проект"

Источник: Российская академия образования. О.Б. Логинова. Экспериментальные материалы. 2012-2013 уч.г....