Диагностика коммуникативных способностей педагога
методическая разработка по теме
Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов.Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.
Поэтому столь необходимо проводить диагностику коммуникативных способностей педагогов, чтобы затем вовремя провести коррекцию. В программе представлено две методики, которые очень емко отражают все стороны общения между педагогом и обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ocenke_kommunikativ_sposobn.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика коммуникативных способностей учителя
Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов. оно выступает как фундаментальное условие связывания всех членов педагогического сообщества и вместе с тем как способ их развития.
Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.
Содержание труда педагога является содействие психическому развитию обучающегося, а главным «инструментом» выступает психологическое взаимодействие с обучающимся, педагогическое общение. Педагогическое общение - это гармоничное сочетание вербального и невербального поведения равноправных партнеров, понимающих, принимающих и уважающих друг друга. Педагог должен быть внимателен к поведению обучающихся, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное – за внешними проявлениями поведения и состояния обучающегося «видеть» его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности обучающихся. Целью эмпатического отношения является выявление эмоциональной окраски высказываний говорящего, их значения для других, определение его системы ценностей. Научиться эмпатически относится к людям достаточно сложно: требуется большая внутренняя работа по осознанию себя, переосмыслению своего поведения. Однако эмпатия весьма эффективна в межличностном общении. Она делает общение комфортным.
В состоянии комфортного общения две личности – педагог и обучающийся – начинают образовывать некое творческое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения учеников к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей.
Таким образом, искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон голоса в тех или иных школьных ситуациях; каким способом организует самостоятельную работу обучающихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; как использует свое воображение, интуицию и т.д.
Основными функциями педагогического общения являются:
- информационная;
- социально-перцептивная;
- самопрезентативная;
- интерактивная;
- аффективная.
На этой основе разработана методическая программа, направленная на диагностику уровня развития коммуникативных способностей педагога.
Методическая программа
оценки коммуникативных способностей педагога.
- Методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина)
Методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться одномоментно, так и для выявления динамики развития способностей учителя к общению (дважды в год)
Оценивающий показатели способностей педагога присутствует на уроке и , используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.
Бланк № 1
Методика оценки коммуникативных способностей учителя
(Л.М. Митина)
Цель: выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей педагога
ФИО педагога__________________________________________
предмет_______________________
стаж работы___________________
№ п/п | Характеристика вербального и невербального поведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Низкий уровень | Ниже среднего | средний | Выше среднего | высокий | высший | ||
1 | Речь (говорит грамотно, убедительно, содержательно, используя яркие и необычные примеры и факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте обучающихся, применяя юмор) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | Голос (с помощью голосовых интонаций и модуляций проявляет эмпатию, оптимизм и доверие к обучающемся) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | Выразительные движения (использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучающимся) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | Движения в пространстве класса ( в течение всего урока передвигается по классу, оказывается перед обучающимися, за их спиной, стоит или сидит рядом) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | Эмоции (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать « весь класс, вовлекать обучающихся в общий творческий процесс, стимулировать их интерес к познанию нового) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | Воздействия (изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации обучающихся (оптическую, акустическую, кинестетическую) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | Наблюдательность (постоянно видит и слышит каждого обучающегося, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии обучающихся) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | Форма поведения (гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы обучающиеся могли больше говорить на уроке сами, высказывая свои мысли и идеи, обмениваться взглядами) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | Виды взаимодействия (отметить по степени выраженности) А) учитель – класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы обучающихся; Б) учитель – ученик: учитель объясняет что-либо одному ученику. спрашивает его, отвечает на его вопросы; В) Ученик – ученик: учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует коллективную работу; Г) учитель – ученики: ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая нужна помощь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | Паузы (учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения и усталости) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
итого |
По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики. Десять полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, где по оси абсцисс отложены порядковые номера основных характеристик коммуникативных способностей, а по оси ординат - показатели уровней развития коммуникативных способностей. При многократном исследовании коммуникативных способностей педагога индивидуальные графики, полученные в разное время, сравниваются между собой и выявляется динамика развития способностей педагога.
- Методика оценки работы учителя – МОРУ (Л.М. Митина)
Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) педагогом на уроке педагогических способностей (компетентностей). Она может применяться одномоментно, так и для выявления уровня динамики развития (дважды в год). Изменение показателей (индикаторов) анализируемых данной методикой дает либо прирост значений (возрастание уровня владения компетентностью), либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).
Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ:
- получение учителем информации о запросах обучающегося и его продвижении в обучении; демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального письменного);
- организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ;
- общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке;
- демонстрация учителем соответствующих методов обучения;
- поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы;
- поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучающихся.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя
Педагогические компетентности | Индикаторы компетентностей | |
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении | 1. Оценивание продвижения ученика на уроке: А) контролирует отдельные слабые (сильные) стороны обучающихся; Б) требует ответ от конкретных обучающихся для оценивания; В) обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; Г) ищут причины трудностей и непонимания в работе обучающихся | |
2. демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала | 2. Использование приемлемого вербального объяснения: А) записи обучающихся четкие; Б) прочтение записей правильное; В) Техника языка правильная; Г) Использование языка правильное 3. Использование приемлемого вербального объяснения: А) дикция способствует пониманию речи учителя; Б)Подача материала (объем/скорость) нормальная; В) устная речь правильная; Г) произношение правильное. 4. Демонстрация владения учебным предметом: А) демонстрация материала (информация ) точна, своевременна; Б) комментарии и реакция на вопросы обучающихся точны, адекватны; В) Содержание материала предъявляется в логической последовательности; Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала. | |
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ в целях обучения 4.Общение, взаимодействие учителя с обучающимися | 5. Уделение времени рутинным задачам: А) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала; Б) исходные указания по плану урока ясные, полные; В) учебные пособия и средства обучения легко доступны для обучающихся; Эффективность работы класса стимулируется передачей обучающимся функций учителя. 6. Эффективное использование времени урока: А) обучение начинается с началом урока; Б)Нет ненужных задержек на уроке; В) нет нежелательных отступлений на уроке; Г) обучение продолжается до конца урока. 7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: А) классная комната в порядке, чистоте; Б) учебная активность совместима с окружающими условиями; В)Стенды благоприятствуют обстановке (условиям обучения); Г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обучающихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете 8. Объяснения, связанные с содержанием урока: А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; Б) общение адекватно, ошибок в общении мало; В) используемые примеры иллюстрируют содержание; г) основные, наиболее трудные моменты материала, выделены. 9. Разъяснения при непонимании материала обучающимися:
10. Использование реакций, вопросов обучающихся при изложении содержания материала учителем:
11. Предъявление информации обучающимся об их прогрессе:
| |
5.Демонстрация учителем соответствующих методов обучения 6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке | 12. Приемлемое использование методов обучения:
13. Адаптация обучения к обучающимся:
14. Использование средств обучения и учебных материалов:
15. Осуществление активности в логической последовательности:
16. Передача личного энтузиазма:
17. Стимуляция интереса обучающихся:
18. Демонстрация теплоты и дружелюбия:
19. Помощь обучающимся в выработке позитивной самооценки:
20. Поддержание включенности обучающихся в урок:
21. Руководство обучающимися, не включенными в учебную работу:
22. Соблюдение обучающимися определенных ожиданий относительно их поведения:
23. Воздействие на нарушение дисциплины:
| |
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников | ||
Итого баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методики для диагностики коммуникативных способностей обучающихся
данный материал содержит методики для изучения коммуникативных способностей обучающихся 5 - 9 классов...
методики для диагностики коммуникативных способностей воспитанников
данный материал содержит тесты для изучения коммуникативных способностей и особенностей обучающихся 5 - 9 классов...
Диагностика коммуникативной компетентности учеников 5-11 классов
Диагностика коммуникативной компетентности учеников 5-11 классов...
Диагностика сформированности коммуникативных способностей у учащихся.
В стандарте российского образования говорится, что основной целью обучения математике в полной средней школе является формирование у выпускников коммуникативной компетенции, обеспечивающий им вхождени...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Профессиональное мастерство учителя и педагогические способности. Диагностика педагогических способностей.
Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профе...