Я - учитель
статья

Шишова Наталья Олеговна

В статье представлены размышления о профессии, принципах моей работы, ценностях педагогической работы в условиях пенитенциарной школы, использовании образовательных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ya_-_uchitel.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

                                                             Я школяр в этом лучшем из лучших миров.

                                                                 Труд мой тяжек – учитель уж больно суров.

                                                                 До седин я у жизни хожу в подмастерьях,

                                                                 Все еще не зачислен в разряд мастеров.

                                                                                                             Омар Хайям

        Я рада тому, что в моей жизни есть школа, есть ученики, которые дают возможность «не стоять на месте», двигаться вперед, самосовершенствоваться. И этому движению нет пределов.

        Школа – это всегда искусственное, а не естественное течение жизни. Игра, в которой мы, педагоги, создаем определенные ситуации. Вопрос только в том, во что мы играем. Можно играть в науку, в учебу. Увлекательно, полезно. Но это не главное для меня. Мне нужно узнавать каждый день что-то новое, прежде всего про саму себя. В открытие себя я играю с классом. Но моя игра и для ребят равноценна. У них тоже есть возможность познавать себя и открывать друг другу. Важно, чтобы учитель не чувствовал себя мудрым автором, который заранее знает все реплики. Настоящая игра – когда никто не знает, каким будет следующий шаг. Так как нельзя заставить человека думать. Можно создать ему для этого условия – и все.

        В современном мире безнадежно устарело само понимание школы как источника информации, школа должна быть местом общения, пространством человеческих отношений.

        «Педагогика – это не инструкция, она нужна исключительно для формирования миропонимания, в котором люди с открытым мышлением, умеющие меняться, мыслить, расти. И рост этот будет не только в учении, но и в воспитании. Хотя здесь выделяется трудность: учитель может и не увидеть результата своего труда, так как этот результат может проявиться годы и годы спустя. Однако, эта проблема не является непреодолимым препятствием в деятельности педагога: он будет пытаться вновь и вновь открыть ученику самого себя и  пути совершенствования своих лучших качеств.

        Кто же не ошибается на этом пути? Школа – это единственное место, где можно научиться ошибаться. Для этого учитель должен не бояться ошибаться сам и своим примером показывать, как относиться к ошибкам: не паниковать, не скрывать их, а честно признавать, делать выводы и двигаться дальше. И ученику надо позволять совершать ошибки, для того чтобы, выйдя в жизнь, он не терялся, а воспринимал ошибку как отправную точку для саморазвития.

И в этом ему поможет учитель, главными качествами которого являются:

  • Доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику;
  • Готовность принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • Наличие собственного взгляда на окружающий мир и желания поделиться своим видением с учащимися;
  • Воздержание от роли кладезя мудрости и знания;
  • Понимание других людей, имеющих другие ценности, интересы и способности;
  • Наличие собственной позиции и своей манеры обучения;
  • Демонстрация компетентности и увлеченности своим предметом.

Кто может считаться учителем? Только тот, кто умеет сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним.

        Учитель учится всю жизнь. Это известная истина. Он находится в постоянном развитии, являясь исследователем. Эта деятельность предполагает:

1. Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин.

2. Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их.

3. Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков.

        Современность позволяет использовать разные формы повышения своего профессионального мастерства в соответствии с планируемым результатом «модель выпускника».

         Предельно обобщенный результат представлен в трех глобальных целях образования:

  • Классическая – это само образование. В конечном счете ведет к созданию условий, в которых может развиваться свободная и ответственная личность.
  • Реальная – это функциональная деятельность. Выражается в создании условий, в которых может сформироваться квалифицированный работник, профессионал в любой области.
  • Социальная – это помощь в преодолении психологических и психофизиологических трудностей, обусловленных как внутриобразовательными, так и внеобразовательными социальными и природными причинами. В конечном счете социальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться человек, ориентировнный на добро и активное социальное взаимодействие.

Границы моей педагогической деятельности на пути достижения целей образования определяются следующими ценностями:

- свобода учащегося быть самим собой;

- каждый человек обладает своим «совершенством»;

- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;

- человек учится только тому, что соответствует его способностям и интересам;

- приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

        Данные ценности определяют и применяемые мною образовательные технологии:

  • По концепции усвоения – развивающего обучения.
  • По ориентации на личностные структуры – саморазвития и эвристического подхода.
  • По организационным формам – классно-урочной и индивидуально-групповой.

Философствуя, люди всегда приобретают новые знания, и я, вне всякого сомнения,  не составляю из этого правила исключения. Но более емко и точно об этом сказал Конфуций:

        «Услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...