Эффективная модель работы социально-педагогического отдела
методическая разработка

Дошкольное детство - это не период подготовки детей к школе, а самоценный этап в развитии ребенка, ведущую роль в котором играют общение ребенка со взрослым и игра.                                                                              

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, а точнее поддержание и создание условий является одной из важнейших задач воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. Всем этим запросам и должно отвечать дополнительное образование детей дошкольного возраста. Учреждение дополнительного образования располагает значительным потенциалом для становления и развития личности  ребенка. Основной отличительной чертой при отборе программного содержания является мобильность, вариативность, разнообразие методов и форм подачи учебного материала, а так же структурирование учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Загорская Елена Владимировна

 

Москва,  2017 год

Эффективная модель работы социально-педагогического отдела  

Дошкольное детство - это не период подготовки детей к школе, а самоценный этап в развитии ребенка, ведущую роль в котором играют общение ребенка со взрослым и игра.                                                                              

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, а точнее поддержание и создание условий является одной из важнейших задач воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. Всем этим запросам и должно отвечать дополнительное образование детей дошкольного возраста. Учреждение дополнительного образования располагает значительным потенциалом для становления и развития личности  ребенка. Основной отличительной чертой при отборе программного содержания является мобильность, вариативность, разнообразие методов и форм подачи учебного материала, а так же структурирование учебно-воспитательного процесса.

В этой связи, социально-педагогический отдел ЦРТДиЮ «Лефортово», предлагает   комплекс развивающих программ для детей дошкольного возраста. Основные  цели программы деятельности  социально-педагогического отдела:                                                                                                                                1. Создание образовательной среды, организующей жизнь детей в период перехода от игровой к учебной деятельности;

2. Выявление творческих способностей каждого ребенка и помощь в выборе направлений для продолжения занятий в коллективах Центра                                        

          Программа социально-педагогического отдела составлена с целью обеспечения помощи дошкольникам при переходе на новую ступень образования без перегрузок и напряжения. Современные родители обладают разным уровнем психолого-педагогических знаний, и у многих есть уверенность в том, что центральным в образовательном процессе является количество накопленных знаний, умений и навыков, а для  педагогов, психологов, специалистов, очевидной задачей является  готовность к произвольной мыслительной деятельности, психологической и физической готовности ребенка к школе, развитие его познавательной активности.                             В 2009-2010 учебном году в отделе функционируют три программы.                    1.Комплексная программа  студии «Гармония» для детей от 4 до 5,5 лет срок реализации 2 года. Студия функционирует 20 лет. Ежегодно в студии занимаются более 80 детей. В программе обучения: развитие речи, развивающие игры, гимнастика, музыка, изотворчество, ритмика. Цель программы: Способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка.  После окончания обучения в студии «Гармония» дети переходят в студию «Дошколенок».                                                                                                                    2. Комплексная программа ст. «Дошколенок» для детей от 5,5 лет и старше, срок реализации 1 год. Студия функционирует 10 лет. В программе обучения: мир чтения и развитие речи, математика и развитие логического мышления, ритмика, изобразительное творчество. Цель программы: создание образовательной среды, организующей жизнь детей в период перехода от игровой к учебной деятельности.                                                                                               3.Программа хореографической студии для дошкольников «Веселинка» для детей от 4 лет, срок реализации-3 года. Студия функционирует с 2007 года.  Цель:  Выявление и развитие стартовых музыкально-ритмических способностей детей,  формирование и воспитание стойкого интереса  к музыкально - танцевальной культуре. Основа программного содержания - детский сюжетный танец. В том, как каждый ребенок создает,  проживает и переживает свой художественный образ.

             Все занятия проходят в форме игры в кабинетах, специально оборудованных для активных и разнообразных видов деятельности дошкольников. В дошкольном возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво, он быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Поэтому необходимы частые смены видов деятельности. Именно в игре ребенку становится доступным сравнительно длительное выполнение целенаправленных действий, которое в другой обстановке еще недоступно.                                                

             Так как наши развивающие программы комплексные, во многом это помогает решить ряд задач, активизации познавательной активности, в разных направлениях, будь то формирование интереса к родному языку, изучению литературы, интереса к физической культуре и спорту, к музыке, изобразительному искусству, танцам, интеллектуальным и математическим играм. Так же подкрепляется интерес в общении со сверстниками, совместных играх и творчестве.                                                                  

              Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса обучения. В дошкольном возрасте основным средством воспитания является детская общность. Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления опыта отношений, сотворчества. Основной способ воспитания - личный пример взрослого. Этот процесс неразделим как на занятиях, на переменах, встречах, во время взаимодействия с родителями, в идеале выработка единой линии воспитания дома и в образовательном учреждении.

Традиции отдела:  проведение праздников «Добро пожаловать», «Осеняя мозайка», «Зимняя фантазия», «День мимозы», музыкальные салоны «Музыка детям», «логопедические утренники».  Продолжая идею года семьи в России, считая, эту проблему актуальной, основной темой работы социально-педагогического отдела обозначили «Ты – Я – Он - Она - вместе дружная семья!» В рамках этой темы так же проводятся семейные старты «Веселая семейка», мастерские по прикладному и изобразительному творчеству «Вместе с мамой», семейные праздники в рамках клуба «Па-я-ма».

               В отделе постоянно действует методическое объединение педагогов «Дошкольник».  Проводятся мастер –классы, открытые занятия,   по обмену опытом с активным участием родителей,   в которых принимают  участие не только педагоги отдела, но и педагоги Центра и  получают практические навыки активизации творческих способностей ребенка. Так же успешно реализуется форма проблемной деловой игры.

         Особое значение для профессионального роста педагогов отдела имеют внешние связи с центрами ДТ г. Москвы.  Педагоги отдела посещают  занятия, семинары, мастер-классы.

           Посещая всевозможные конкурсы и фестивали для дошкольников, возникла идея подготовки и проведения семейного фестиваля для дошкольников, основные цели и задачи, форма проведения, которого, на наш взгляд,  полностью отвечает интересам и возможностям данной возрастной категории. Существуют интеллектуальные конкурсы, конкурсы художественной самодеятельности при подготовке к которым интерес детей полностью пропадает. Наши задачи - сделать для детей праздник, создать условия для плодотворного взаимодействия с родителями.

            С 2008 года в ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» проводится городской открытый фестиваль семей с детьми дошкольного возраста «Мы вместе». Фестиваль предполагает проведение конкурсов по различным направлениям творческой деятельности родителей с детьми дошкольного возраста, раскрытие интересного опыта работы учреждений дополнительного образования по организации работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста.  Цель фестиваля: пропаганда семейных и общечеловеческих ценностей, создание условий для развития творческих способностей детей, выявление новых интересных форм организации семейного досуга, формирование детско-взрослой общности, расширение пространства профессионального общения педагогов, учреждения дополнительного образования.  В рамках фестиваля проводятся творческие гостиные, семинары, круглые столы для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. По итогам каждого этапа фестиваля все участники награждаются грамотами, поощрительными призами.

               Невозможно строить работу, опираясь только на возможности целенаправленного педагогического воздействия в образовательном учреждении. И первыми союзниками на пути реализации задач образования и воспитания являются родители воспитанников. Родительские собрания, советы родительского актива, знакомства, выстраивание доверительных партнерских отношений - вот залог успешной работы.  

           Программа студий социально-педагогического отдела помогает ребенку и его родителям в выборе направления для продолжения занятий в творческих коллективах Центра. Является той первой, важнейшей ступенью на пути становлении, социализации личности ребенка и служит тем стартом для осознанного выбора творческой деятельности, а возможно и профессиональной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних

Социально-педагогическое сопровождение  обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  в Отделе участковых уполномоченных ...

Открытый урок по МДК 02.01. Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность)

План- конспект открытого урока на тему: "Организация и проведение КТД в разные периоды смены" проведен в соответствии с модульной технологией обучения в виде практического занятия. данный урок способс...

Контрольная работа по ботанике "отдел Моховидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные"

В контрольной представлены задания трёх типов. Тестовые зыдыния, задания на выбор трёх правильных ответов. Задания на соответсвие и на могообразие....

Социально - педагогические эффекты реализации инновационных образовательных моделей эстетического воспитания

M-learning (мобильное обучение) – технология будущего, которая должна и будет развиваться, так как ее простота и доступность использования неоспорима и призвана превращая учебный процесс в увлека...

Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение это...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ                      ...