Эффективная модель работы социально-педагогического отдела
методическая разработка
Дошкольное детство - это не период подготовки детей к школе, а самоценный этап в развитии ребенка, ведущую роль в котором играют общение ребенка со взрослым и игра.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, а точнее поддержание и создание условий является одной из важнейших задач воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. Всем этим запросам и должно отвечать дополнительное образование детей дошкольного возраста. Учреждение дополнительного образования располагает значительным потенциалом для становления и развития личности ребенка. Основной отличительной чертой при отборе программного содержания является мобильность, вариативность, разнообразие методов и форм подачи учебного материала, а так же структурирование учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Загорская Елена Владимировна
Москва, 2017 год
Эффективная модель работы социально-педагогического отдела
Дошкольное детство - это не период подготовки детей к школе, а самоценный этап в развитии ребенка, ведущую роль в котором играют общение ребенка со взрослым и игра.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, а точнее поддержание и создание условий является одной из важнейших задач воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. Всем этим запросам и должно отвечать дополнительное образование детей дошкольного возраста. Учреждение дополнительного образования располагает значительным потенциалом для становления и развития личности ребенка. Основной отличительной чертой при отборе программного содержания является мобильность, вариативность, разнообразие методов и форм подачи учебного материала, а так же структурирование учебно-воспитательного процесса.
В этой связи, социально-педагогический отдел ЦРТДиЮ «Лефортово», предлагает комплекс развивающих программ для детей дошкольного возраста. Основные цели программы деятельности социально-педагогического отдела: 1. Создание образовательной среды, организующей жизнь детей в период перехода от игровой к учебной деятельности;
2. Выявление творческих способностей каждого ребенка и помощь в выборе направлений для продолжения занятий в коллективах Центра
Программа социально-педагогического отдела составлена с целью обеспечения помощи дошкольникам при переходе на новую ступень образования без перегрузок и напряжения. Современные родители обладают разным уровнем психолого-педагогических знаний, и у многих есть уверенность в том, что центральным в образовательном процессе является количество накопленных знаний, умений и навыков, а для педагогов, психологов, специалистов, очевидной задачей является готовность к произвольной мыслительной деятельности, психологической и физической готовности ребенка к школе, развитие его познавательной активности. В 2009-2010 учебном году в отделе функционируют три программы. 1.Комплексная программа студии «Гармония» для детей от 4 до 5,5 лет срок реализации 2 года. Студия функционирует 20 лет. Ежегодно в студии занимаются более 80 детей. В программе обучения: развитие речи, развивающие игры, гимнастика, музыка, изотворчество, ритмика. Цель программы: Способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка. После окончания обучения в студии «Гармония» дети переходят в студию «Дошколенок». 2. Комплексная программа ст. «Дошколенок» для детей от 5,5 лет и старше, срок реализации 1 год. Студия функционирует 10 лет. В программе обучения: мир чтения и развитие речи, математика и развитие логического мышления, ритмика, изобразительное творчество. Цель программы: создание образовательной среды, организующей жизнь детей в период перехода от игровой к учебной деятельности. 3.Программа хореографической студии для дошкольников «Веселинка» для детей от 4 лет, срок реализации-3 года. Студия функционирует с 2007 года. Цель: Выявление и развитие стартовых музыкально-ритмических способностей детей, формирование и воспитание стойкого интереса к музыкально - танцевальной культуре. Основа программного содержания - детский сюжетный танец. В том, как каждый ребенок создает, проживает и переживает свой художественный образ.
Все занятия проходят в форме игры в кабинетах, специально оборудованных для активных и разнообразных видов деятельности дошкольников. В дошкольном возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво, он быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Поэтому необходимы частые смены видов деятельности. Именно в игре ребенку становится доступным сравнительно длительное выполнение целенаправленных действий, которое в другой обстановке еще недоступно.
Так как наши развивающие программы комплексные, во многом это помогает решить ряд задач, активизации познавательной активности, в разных направлениях, будь то формирование интереса к родному языку, изучению литературы, интереса к физической культуре и спорту, к музыке, изобразительному искусству, танцам, интеллектуальным и математическим играм. Так же подкрепляется интерес в общении со сверстниками, совместных играх и творчестве.
Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса обучения. В дошкольном возрасте основным средством воспитания является детская общность. Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления опыта отношений, сотворчества. Основной способ воспитания - личный пример взрослого. Этот процесс неразделим как на занятиях, на переменах, встречах, во время взаимодействия с родителями, в идеале выработка единой линии воспитания дома и в образовательном учреждении.
Традиции отдела: проведение праздников «Добро пожаловать», «Осеняя мозайка», «Зимняя фантазия», «День мимозы», музыкальные салоны «Музыка детям», «логопедические утренники». Продолжая идею года семьи в России, считая, эту проблему актуальной, основной темой работы социально-педагогического отдела обозначили «Ты – Я – Он - Она - вместе дружная семья!» В рамках этой темы так же проводятся семейные старты «Веселая семейка», мастерские по прикладному и изобразительному творчеству «Вместе с мамой», семейные праздники в рамках клуба «Па-я-ма».
В отделе постоянно действует методическое объединение педагогов «Дошкольник». Проводятся мастер –классы, открытые занятия, по обмену опытом с активным участием родителей, в которых принимают участие не только педагоги отдела, но и педагоги Центра и получают практические навыки активизации творческих способностей ребенка. Так же успешно реализуется форма проблемной деловой игры.
Особое значение для профессионального роста педагогов отдела имеют внешние связи с центрами ДТ г. Москвы. Педагоги отдела посещают занятия, семинары, мастер-классы.
Посещая всевозможные конкурсы и фестивали для дошкольников, возникла идея подготовки и проведения семейного фестиваля для дошкольников, основные цели и задачи, форма проведения, которого, на наш взгляд, полностью отвечает интересам и возможностям данной возрастной категории. Существуют интеллектуальные конкурсы, конкурсы художественной самодеятельности при подготовке к которым интерес детей полностью пропадает. Наши задачи - сделать для детей праздник, создать условия для плодотворного взаимодействия с родителями.
С 2008 года в ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» проводится городской открытый фестиваль семей с детьми дошкольного возраста «Мы вместе». Фестиваль предполагает проведение конкурсов по различным направлениям творческой деятельности родителей с детьми дошкольного возраста, раскрытие интересного опыта работы учреждений дополнительного образования по организации работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Цель фестиваля: пропаганда семейных и общечеловеческих ценностей, создание условий для развития творческих способностей детей, выявление новых интересных форм организации семейного досуга, формирование детско-взрослой общности, расширение пространства профессионального общения педагогов, учреждения дополнительного образования. В рамках фестиваля проводятся творческие гостиные, семинары, круглые столы для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. По итогам каждого этапа фестиваля все участники награждаются грамотами, поощрительными призами.
Невозможно строить работу, опираясь только на возможности целенаправленного педагогического воздействия в образовательном учреждении. И первыми союзниками на пути реализации задач образования и воспитания являются родители воспитанников. Родительские собрания, советы родительского актива, знакомства, выстраивание доверительных партнерских отношений - вот залог успешной работы.
Программа студий социально-педагогического отдела помогает ребенку и его родителям в выборе направления для продолжения занятий в творческих коллективах Центра. Является той первой, важнейшей ступенью на пути становлении, социализации личности ребенка и служит тем стартом для осознанного выбора творческой деятельности, а возможно и профессиональной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных ...
Открытый урок по МДК 02.01. Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность)
План- конспект открытого урока на тему: "Организация и проведение КТД в разные периоды смены" проведен в соответствии с модульной технологией обучения в виде практического занятия. данный урок способс...
Контрольная работа по ботанике "отдел Моховидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные"
В контрольной представлены задания трёх типов. Тестовые зыдыния, задания на выбор трёх правильных ответов. Задания на соответсвие и на могообразие....
Социально - педагогические эффекты реализации инновационных образовательных моделей эстетического воспитания
M-learning (мобильное обучение) – технология будущего, которая должна и будет развиваться, так как ее простота и доступность использования неоспорима и призвана превращая учебный процесс в увлека...
Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение это...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ...