Открытый урок по МДК 02.01. Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность)
план-конспект занятия по теме

План- конспект открытого урока на тему: "Организация и проведение КТД в разные периоды смены" проведен в соответствии с модульной технологией обучения в виде практического занятия. данный урок способствовал формированию профессиональных и общих компетенций студента, развитию навыков практической деятельности студентов. на уроке использовались такие методы обучения, как методы организации и осуществления учебной деятельности (практические , проблемные); методы стимулирования и мотивации обучающихся; методы контроля и самоконтроля (фронтальный, устный и письменный опрос). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Организация и проведение КТД в разные периоды смены.

Образовательная технология: модульная технология обучения.

Методы обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности: практические, проблемные; методы стимулирования и мотивации обучающихся (познавательные игры); методы контроля и самоконтроля: (фронтальный, устный и письменный контроль).

Вид занятия: практическое занятие.

Задачи: 1) развивать навыки практической деятельности студентов по организации и проведению коллективно- творческих дел в лагере;

                2) формировать профессиональную грамотность, профессиональные и общие компетенции.

Оборудование: 1) раздаточный материал: бланки с заданиями №1, №2, №3; схемы анализа оргпериода и смены; мнемокарта; листы награждения; контрольный лист; буклеты;

2) сигнальные карточки (красный, зеленый, желтый);

3) материал для проведения практических заданий: ножницы, клей, цветная бумага, журналы, ватманы (3 штуки), картон (3 штуки), нитка разной длины, таз с водой, смайлики, сердечки, названия станций с заданиями, скотч;

4) ноутбук, проектор, экран, колонки.

Ход урока

  1. Организационно- мотивационный момент.
  1. Проверка готовности группы к уроку.

СЛАЙД У.- Здравствуйте! 
Я рада приветствовать Вас! 
Как много светлых улыбок 
Я вижу на лицах сейчас! 

Наш урок уже начинается, 
И мы отправляемся в путь! 


Сегодня у нас урок

Лагерной смены. 

У.- Группа к открытию лагерной смены готова? Шагом марш!

(Под музыку и речевку в учебную аудиторию входит группа, разделенная на подгруппы. Произносят название отряда и девиз. Рассаживаются на свои места).

1.2. Мотивация.

У.- Уважаемые, студенты, гости! Отряды прибыли в наш условный лагерь «Вожатское ремесло». Заняли свои места. Я поздравляю вас с открытием нашего урока, урока- лагерной смены, на котором мы попытаемся создать атмосферу лагеря, и где вам придется быть в качестве детей и в качестве вожатых и студентов- курсантов.  Желаю вам проявить все свои самые лучшие способности, пополнить знания и приобрести полезные умения в вожатском мастерстве.

СЛАЙД (вожатый, лагерь) У.- А все- таки вожатство неизменно!

Сравнения, упреки- ерунда!

За годом –год, за пересменкой- смена,

А на отрядах молодость всегда!

Идет с детьми за голубые дали,

И учится искать, дерзать, творить,

И каждому кусочек сердца дарит…..

А что дороже можно подарить?

(Звучит отрывок из песни «Вожатское сердце»)

У.- Действительно, а что еще дороже может быть у вожатого? Наверное, это методические знания, с помощью которых каждый вожатый делает жизнь ребенка в лагере яркой, незабываемой, творческой. Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по свои законам. Очень тяжело бывает в лагере вожатому, который работает в первый раз. Хорошая работа вожатого- это не только полная физическая отдача, но и огромное моральное удовлетворение. И от того, насколько грамотно вожатый сможет построить свою работу, зависит многое.

Вожатый- это некое призвание, состояние. Ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в летний месяц. Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое и обязан этому учиться. И учиться очень быстро.

1.3. Сообщение темы и задач урока.

СЛАЙД (тема урока) У.- И вот сегодня мы с вами продолжим учиться вожатскому мастерству и рассмотрим вопрос организации и проведения КТД в разные периоды смены. Сегодня на уроке у нас будет осуществляться рейтинговая система оценивания, которую будет реализовывать экспертный совет: (представляется присутствующая комиссия). Но прежде, чем перейти к работе по теме урока, давайте вспомним материал прошлых занятий, который потребуется нам для работы на уроке.

СЛАЙД Рейтинговая система оценивания будет предполагать: оценивание вашей деятельности по критериям:

  1. владение теоретическим материалом,
  2. активность при выполнении заданий,
  3. проявление навыков самостоятельной деятельности,
  4. проявление творческих способностей,
  5. профессиональная компетентность (умение систематизировать и оценивать педагогический опыт; анализировать процесс и результаты деятельности),
  6. общая компетентность (умение работать в коллективе; организовывать собственную деятельность; осуществлять поиск, анализ и оценку информации).

Оцениваться  данные критерии будут по традиционной системе: от 2 до 5 баллов. В результате баллы каждого из вас будут суммироваться и в зависимости от набранного общего количества выставляться комлексная оценка.

СЛАЙД Оценка     «5»- от 70- 75 баллов

                             «4»- от 65-70 баллов

                             «3»- от 60- 65баллов

1.4. Актуализация опорных знаний и навыков.

У.- Понятие «летний отдых в лагере» включает в себя систему множества компонентов. А если исходить из того, что управление- это упорядочение системы, последовательное воздействие на систему воспитания и образования, при которых достигаются поставленные цели, то из этого вытекает потребность в механизмах и средствах управления, в том числе и в комплекте документов по организации и функционированию летнего оздоровительного лагеря. Внимание, задание!

У.- У вас на столах лежат бланки с заданием 1. Вы должны привести в соответствие перечень нормативных документов, определяющих порядок деятельности лагеря в соответствии с их ключевым признаком. На выполнение задания 3 минуты.

  1. Нормативная документация Федерального значения (5 правильных ответов)

№___________________  1, 3, 5, 7, 10

  1. Нормативная документация внутреннего значения (7 правильных ответов)

№________________________ 2, 4, 6, 8, 9 ,11 ,12

Перечень документов:

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Разрешение на открытие лагеря
  3. Трудовой кодекс РФ
  4. Медицинские книжки
  5. Конституция РФ
  6. Правила внутреннего распорядка
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  8. Положение о лагере
  9. Должностные инструкции сотрудников
  10. Санитарно- гигиенические правила и нормы
  11. Заявление от родителей о приеме в лагерь
  12. Дневник воспитателя (вожатого)

У.- Проверяем выполнение задания.  

СЛАЙД (с правильными ответами).

У.- Поднимите зеленые карточки те, кто выполнил задание верно, желтые- допустил ошибки, красные- не выполнил задание совсем.

У.???- КТД. Вам знакома данная абривиатура. Расшифруйте ее.

?- Кто разработал методику коллективно- творческого дела?

-? Какие идеи заложены в данной методике? (Что означает коллективное, творческое, дело?)

?- Сформулируйте определение понятия «коллективно- творческое дело».

?- Какова роль КТД в деятельности лагеря?

?- От чего зависит успех КТД?

У.- А сейчас выполните задание 2: допишите недостающие элементы. На выполнение задания 5 минут.

2 Задание: Заполните таблицу.

Название этапа

Характеристика деятельности на данном этапе

1 этап- предварительная работа

?

?

На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты КТД. Один вариант отбирается для осуществления.

?

?

?

Приготовление перед началом КТД. Проведение КТД и его завершение.

5 этап- коллективный анализ

?

?

?

У.- Обменяйтесь работами для взаимопроверки.

СЛАЙД с правильными ответами.

У.- Проанализируйте выполнение данного задания с помощью сигнальных карточек: зеленый- выполнено без ошибок, желтый- допущены ошибки, красный- задание не выполнено совсем.

У.- Коллективно- творческие дела, реализуемые в лагере бывают разных видов. Перечислите виды КТД.

У.- Хорошо. Следующее задание будете выполнять в парах. На выполнение задания 3 минуты.

3 Задание: из предложенного списка форм работы, выберите те, которые соответствуют указанному в задании виду КТД.

№1

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют общественно- политическому виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

№2

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют трудовому виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

№3

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют познавательному виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

№4

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют экологическому виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

№5

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют спортивному виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

№6

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют художественному виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

№7

Из предложенного списка форм работы, вберите те, которые соответствуют досуговому виду КТД. Охарактеризуйте предложенный вид КТД.

Формы работы: агитбригада, аукцион трудовых сюрпризов, профессиональные праздники календаря, академия веселых наук, аукцион цветов, веселые старты, Олимпиада народных игр, бал цветов, ателье карнавальных мод, аукцион забав, базар головоломок, анкета общественного мнения, вечер поколений, благоустройство лагеря, «Что? Где? Когда?», экологический фестиваль, зарядка, выставка картин, игродискотека, день фантазера, кукольный театр, туристическая эстафета, час почемучек, КВН, «фабрика игрушек», стенгазета.

У.- Закончили выполнение задания. Проверяем.

СЛАЙД с правильными ответами.

У.- Оцените работу, используя сигнальные карточки.

У.- Молодцы. В целом вы достаточно хорошо усвоили изученный материал. А теперь переходим непосредственно к теме урока. Я напоминаю, что тема сегодняшнего урока: «Организация и проведение КТД в разные периоды смены». Запишите тему урока в тетрадь.  Работать будем по плану:

СЛАЙД (план урока)

1. Особенности организации и проведения КТД в организационный период смены.

2. Особенности организации и проведения КТД  в основной период смены.

3. Особенности организации и проведения КТД в заключительный  период смены.

II. Организация учебной деятельности обучающихся по вопросам темы урока.

У.- Лагерная смена- это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.

У.-  При подготовке к уроку вы были разделены на три подгруппы (отряда). Каждый отряд должен был подготовить мини- проект к представлению  в соответствии с определенным периодом лагерной смены. По ходу, как каждая подгруппа будет презентовать материал, вы должны делать записи в тетради

У.- Итак, пожалуйста, первый период смены- организационный. В чем особенности данного периода? Каковы основные характеристики оргпериода? Какие основные коллективно- творческие дела должны быть организованы в первые дни пребывания детей в лагере? (Расселение, организационный сбор, знакомство с территорией лагеря, знакомство детей, оформление отрядного уголка, огонек). Вам расскажет первая подгруппа.

(РАССКАЗ СТУДЕНТОВ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

У.- Что еще можно провести с детьми в организационный период?

СЛАЙД 1. Конкурс болтунов «Как меня собирали в лагерь».

2. Операция «Вперед, спасатели!»- по спасению территории вокруг корпуса от мусора.

3. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок.

4.Знакомство с отрядным уголком и его оформление.

5. Выпуск газеты аппликации «Это мы!» или рекламного стенда «Посмотрите, вот мы какие!»

6. Музыкальный час по разучиванию новых песен.

7. «Загадочный вечер», т.е. вечер по отгадыванию загадок и т.п.

У.- И сейчас я предлагаю вам, используя журналы, клей ножницы, изготовить рекламный стенд на тему: «Посмотрите, вот мы какие!»

Задание: подобрать вырезки из журналов и газет так, чтобы как можно интереснее, точнее и остроумнее рассказать о себе. На выполнение задания 10 минут. (Во время подготовки задания звучат лагерные песни).

У.- Время вышло. Закончили выполнение задания. Представьте свои работы. У.- Обязательным и достаточно волнительным мероприятием бывает проведение первого огонька знакомств. Существует большое многообразие различных форм проведения таких огоньков. С одной из них и о том, как правильно это делать, вас  познакомят представители первой подгруппы.

(Подгруппа обыгрывает огонек и рассказывает методику его проведения).

У.- Важной составляющей деятельности педагога и вожатого является анализ проведенной работы. Вот и в конце организационного периода необходимо проанализировать деятельность прожитых дней. У вас на столах лежат схемы анализа оргпериода. Внимательно изучите ее и ответьте на вопрос: что дает данный анализ вожатому? И необходимо ли вожатому проводить именно такой анализ?

У.- Итак, пожалуйста. Что дает данный анализ вожатому?

- Необходимо ли проводить такой анализ?

У.- Уважаемые отряды, оцените работу первого отряда, используя сигнальные карточки.

???- Что понравилось? Что не понравилось? Что на ваш взгляд у них получилось, а что не удалось? Что вы взяли себе на заметку? Каковы особенности первого огонька?

У.- Спасибо. Переходим к рассмотрению особенностей организации коллективно- творческих дел основного периода.

У.- Пожалуйста, второй отряд. В чем особенности данного периода? Его основные характеристики? Какие формы работы реализуются в этот период смены?

(Ответы студентов второй подгруппы с презентацией).

СЛАЙД У.- Возможные отрядные дела основного периода.

У.- Игры занимают важное место в жизни ребенка и, соответственно, в организации деятельности отряда. Игры, которые могут быть проведены в лагере являются разными по- своему содержанию, характеру и направленности. В основной период смены могут быть проведены подвижные игры, подвижные народные игры, сюжетно- ролевые игры, игры на внимание, развивающие, игры на выявление лидера и сплочение отряда. Подробнее мы остановимся на них на следующих играх.

У.- В основной период смены активно реализуются все виды коллективно- творческих дел, о которых мы говорили в начале урока. И сейчас второй отряд  представит нам одно из таких мероприятий.

(Проводят КТД «Круглый год»).

У.- Основной период смены также как и организационный обязательно заканчивается вечерним огоньком. Основная цель этих огоньков: укрепление взаимоотношений, анализ деятельности отряда в течение дня. Продолжительность огоньков 15-20 минут. В этот период могут проводиться огоньки анализа дня, тематические, конфликтные. В практике деятельности вожатых используются разные виды огоньков «Эстафета»,  «Микрогруппа», «Черно- белый и цветной кадр дня», «Китайская стена».  А я вам предлагаю проанализировать и оценить деятельность второго отряда с помощью такого вида огонька, как «Ниточка».

У.- Возьмите, пожалуйста, кусочек нитки той длины, который хотите. Наматывая его на палец, расскажите: что на ваш взгляд у них получилось? Что не получилось? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы было лучше?

У.- Спасибо. Но вот и подходит к логическому завершению наша лагерная смена. И мы переходим к  заключительному периоду смены. Пожалуйста, третий отряд вам слово.

 (Ответы студентов третьей подгруппы с презентацией).

У.- Какие коллективно- творческие дела необходимо провести в этот период? (Гала- концерт, награждение детей по номинациям, музыкальные вечера, прогулки по любимым местам, итоговый сбор, анкетирование, прощальный отрядный вечер «Я оставляю вам на память»,  костер, итоговые огоньки).

У.- Я предлагаю вам коллективно- творческое дело «Скоро лагерю скажем: «Прощай!». Это игра по станциям. Станции обозначены и там же даны задания. Ходить по станциям будете по маршрутному листу. Выполнять задания быстро, не задерживаясь. (10 минут на игру).

У.- Закончили. Возвращаемся на свои места. А сейчас, используя схему анализа смены, давайте проанализируем деятельность нашей лагерной смены.  (Анализ по схеме)

У.- Кого вы хотели бы и могли отметить среди своих товарищей?

СЛАЙД (костер+ текст песни) (Подгруппа обыгрывает итоговый огонек с награждением. В заключении, когда вся группа выстраивается вокруг «костра» со свечами виде сердца,  исполняется песня «Ты, да, я, да мы с тобой»).

У.- Спасибо. Используя сигнальные карточки, оцените работу третьей подгруппы.

III. Подведение итогов учебной деятельности. Рефлексия.

3.1. Заполнение листа контроля.

У.-  Вот и закончилась наша лагерная смена, в течение которой мы старались проникнуться в атмосферу творчества, вожатского задора и приобрести определенные знания и умения. А вот что вы усвоили, мы сейчас проверим. У вас на столах лежат мнемокарты (листы контроля), заполните их. Время на выполнение задания- 5 минут. Листы подпишите и передайте для анализа в экспертный совет.

3.2 Оценка результатов деятельности.

У.- А сейчас, используя технику синквейна, выразите свое отношение к сегодняшнему уроку. 5 минут.

СЛАЙД Синквейн — пятистрочная нерифмованная стихотворная форма.

- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

 (Зачитывают синквейны, составленные подгруппами)

У.- Спасибо. А сейчас слово для подведения итогов предоставляется членам экспертного совета.

(Анализируют деятельность, выставляю оценки)

У.- Я хотела бы обратить ваше внимание на выставку литературы. Эти учебные и методические пособия помогут вам в работе с детьми в лагере (далее представляются методические и учебные пособия с выставки).

3.3. Итог урока.

У.- Как не хотелось нам прощаться!

Увы. Час этот наступил

И в бликах солнечного братства,

И в красках радужных светил.

Вы творчеством своих сердец

Строили мир чудес,

Созвездье сказок,

Радости дворец.

У.- Спасибо всем за работу. Я желаю вам педагогического поиска!

                                                 Вожатской дружбы!

                                                 Полета творчества, фантазии

                                                 И новых ярких идей!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы социально-педагогической деятельности

Презентация для лекции "Основы социально-педагогичекой деятельности"...

«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»

Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...

Профилактическое занятие по ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в группе обучающихся 7-х классов «Как работает телефон доверия»

Тема занятия: «Телефон доверия».Дата проведения: 25.01.2022 г.Состав группы: 25 обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет.Цель занятия: Профилактика суицидальных настроений путем предост...

Открытый доклад на XXXIII конференции ИТО-2022 "Организация проектной работы с использованием 3D принтера во внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ"

Открытый доклад "Организация проектной работы с использованием 3D-принтера во внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 30.06.2022....