Самоанализ педагогической деятельности. Развитие творческого потенциала учащихся
презентация к уроку

Самоанализ педагогической деятельности. Развитие творческого потенциала учащихся.

*Цели  и  задачи профессиональной  деятельности.
*Описание педагогической концепции и системы работы.
*Описание используемых образовательных технологий.
*Оценка условий профессиональной деятельности.
*Анализ и оценка качества образовательного процесса.
*Анализ и оценка качества воспитательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности.

«Развитие творческого потенциала учащихся»

1.1  Цели  и  задачи профессиональной  деятельности

Концепция  модернизации  российского  образования  в  настоящее  время  предъявляет  совершенно  новые  требования  к  качеству  образования – это и новое понимание результатов образования, и новые представления о среде, в которой должны учиться дети,  изменилось и представление граждан/родителей о качестве образования, следовательно,  принципиально  меняются  цели  и  задачи. Важнейшей  проблемой в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач, стоящих перед школой, является развитие творческого потенциала школьников.

Вопросы развития  творческого потенциала школьников рассматриваются в трудах известных педагогов и психологов (Б.Т. Ананьева, П.М. Эрдниева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, С.Д. Смирнова, Л.С. Гальперина, В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, И.Я. Лернера, И. Лингарда, И.Э. Унт и др.), что само по себе уже свидетельствует  о их актуальности для современной школы.                        

Основной целью  моей педагогической деятельности является:

Воспитание личности, владеющей языком математики, приемами анализа и синтеза явлений, способной адаптироваться к изменяющимся условиям, способной к самосовершенствованию и самообразованию в течение всей жизни, отвечать на вызовы общества.

Задачами:

  • Приобретение учащимися математических знаний и умений, обобщенных способов мыслительной, творческой  деятельности;
  • Формирование таких компетенций, как учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Для достижения цели и решения поставленных задач в качестве основных направлений деятельности мною выделены:

  • интеллектуальное развитие - формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки, средства моделирования явлений и процессов;
  •  овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

1.2 Описание педагогической концепции и системы работы

Моя педагогическая система складывалась в процессе работы в качестве учителя математики и классного руководителя на протяжении почти трех десятков лет. Она предполагает:

  • диалектический взгляд на процесс обучения (стремление  привести свою работу в соответствие с требованием времени, апробация новых учебно-методических комплексов и новых педагогических технологий),  
  • сотрудничество с учащимися ( установление субъект- субъектных  отношений. В целях индивидуализации и дифференциации обучения - организация разноуровневого обучения).
  • повышение квалификации (преломление в своей работе передового опыта, творческое его  применение).
  • организацию исследовательской работы учащихся (кружки, проекты).
  • внеклассную работу (дополнительные занятия, Недели математики, интеллектуальные игры, участие в Олимпиадах и др.).
  • рефлексию. 
  •  моделирование ситуаций (моделируются ситуации, которые могут возникнуть, например, на экзамене, и отрабатываются варианты мыслительной деятельности).   
  • работу учителя как классного руководителя (осуществление сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия с различными гражданскими институтами).
  • общественную работу.

Составляющими моей  системы являются:

  • создание комфортных условий обучения, при которых уже в школе все дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
  • поэтапное формирование математического мышления учащихся на основе личностно-ориентированного подхода через систему уроков, индивидуализацию и дифференциацию работы, работу с одаренными/высокомотивированными учащимися;
  • изучение и применение инновационных методик преподавания математики.

Таким образом, создание такого образовательного пространства удовлетворяет разнообразным образовательным запросам и социума, и учащихся, соответствует  новому взгляду на понимание качества образования, рассматриваемого как компетентностное развитие (создание портфолио ученика) + объем усвоенных знаний + социальный опыт и намечает пути формирования универсальных учебных действий.

1.3 Описание используемых образовательных технологий

В своей деятельности для развития творческого потенциала учащихся, обеспечения повышения качества образования, я использую технологию уровневой дифференциации, позволяющую обучать всех учеников класса, не усредняя их уровень знаний, что дает возможность слабому ученику - видеть перспективу успеха, сильному – возможность своего творческого роста. В практической деятельности успешно апробированы и используются различные виды уровневой дифференциации (УД):

  • дифференциация по объему учебного материала.
  • дифференциация по уровню трудности.
  • дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
  • дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
  • дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При изучении новой темы выделяю этапы: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для некоторых учащихся. Часть учащихся отрабатывает материал, записанный в тетрадь, другая часть  переходит от обязательных заданий к творческим, кто-то сосредоточивается на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений.

Проверка усвоения изученного материала проводится дифференцированно с  использованием заданий различного уровня сложности (см. Приложение 1, Приложение 2). При затруднении допускается  использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию.

При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты, делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются разные задания, например:

  • "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку";
  • "назовите правило, которое применили"; "закончите решение";
  • "поясните причину допущенной  ошибки"; "сформулируйте определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение".

В дифференцированной домашней работе предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения, более сложные задачи из учебника (отмеченные точкой, или упражнения ниже черты)  или из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ).

Самостоятельные и контрольные работы (контроль знаний ) содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу; выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких; работа с дополнительным материалом. Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня сложности. Использование при проведении контрольных работ заданий на несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику. Зачёты предусматривают: полноту проверки обязательного уровня подготовки;  открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;  оценку методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);  двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт — незачёт);  повышенные оценки за достижения сверх базового уровня; «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача). 

Обобщая вышесказанное, могу отметить, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у учащихся 

  • Самостоятельность; 
  • Коммуникативность; 
  • Нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 

Данная технология предоставляет возможность учителю помогать слабому, уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными/неординарными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

           Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые  дети  получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Важно отметить, что я не делю детей по уровню развития – это  негуманно. Учащиеся в классе садятся по принципу психологической комфортности-дети часто работают в парах, микрогруппах, консультируют друг друга.

Конечно, технология УД не является совершенной и стопроцентно эффективной. В практической деятельности успешно использую элементы современных образовательных технологий, включая информационные, цифровые образовательные ресурсы и средства. (таблица №1)

Наименование технологии

Уровень использования

Дифференцированное  обучение

Системное использование на всех уроках

Технология проблемно-исследовательского обучения

  • уроки с элементами исследования;
  • системная работа с одаренными детьми над исследовательскими проектами;
  • участие школьников в НПК республиканского, муниципального,  школьного уровней.  

Метод проектов

На уроках обобщения и систематизации знаний, внеклассных занятий. 

Игровые технологии

Элементы технологии применяются для активизации мыслительной деятельности на первичном этапе обучения; дидактические, сюжетно-ролевые игры, внеклассные занятия.

Информационные  технологии

В кабинете создана медиатека по основным разделам содержащая:

видеоуроки, архив презентаций MS PowerPoint; ЦОРы , Online тесты.

Тестовые технологии

Разработаны тесты по курсу математики. Использование Online тестов

Здоровьесберегающие  технологии

 Системное использование на всех уроках

Применение технологии  уровневой дифферециации,  элементов современных образовательных технологий  в моей педагогической деятельности  способствует развитию творческого потенциала учащихся, что позволяет добиваться определенных положительных результатов в обучении подрастающего поколения.

1.4 Оценка условий профессиональной деятельности

Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и учеников. В настоящий момент кабинет отвечает современным требованиям: установлено мультимедийное оборудование, компьютер, оборудовано рабочее место ученика.

В кабинете математики имеется различная научно–популярная литература, библиотека по предмету, которой пользуются учащиеся и коллеги. Ребятам это дает возможность самостоятельного поиска нужной информации в научно-популярной, справочной литературе.

За время работы в кабинете создана достаточно полная дидактическая база по предмету: самостоятельные и контрольные работы, тесты, опорные конспекты, разработки уроков, соответствующие современным требованиям к уроку, разработки уроков–презентаций, материалы к уроку. Раздаточный материал классифицирован по темам, классам. Постоянно пополняется учебное оборудование. Для обеспечения плодотворного учебного процесса используется:

Учебная литература:

  • Мордкович А.Г.  Алгебра 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина, 2010 г.
  • Мордкович А.Г.  Алгебра 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина, 2010 г.
  • Мордкович А.Г.  Алгебра и начала анализа 10-11  класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина, 2011 г.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Москва «Просвещение», 2009 г.

Пособия для учителя:

  • Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 класс: Методическое пособие для учителя. М.:Мнемозина, 2010 г.
  • Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра 7-9 класс: Тесты. М.:Мнемозина, 2007 г.
  • Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс: Контрольные работы для общеобразовательных учреждений. М.:Мнемозина, 2007г.
  • Математика в школе. Научно-теоретический и методический журнал.
  • Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». для учащихся:
  • Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 9 класс: Дидактические материалы. М.:Просвещение, 2003 г.
  • Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. М., «Просвещение», 2007 г.
  • Кузнецов Л. В. Алгебра 9 класс: Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М.:Дрофа,2004 г.

Материалы интернет–ресурсов:

  • Министерство образования РФ - http://www.informika.ru/, http://www.ed.gov.ru/, http://www.edu.ru/ 
  • Тестирование online: 5 - 11 классы  , http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  • Единая коллекция образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое ,http://teacher.fio.ru
  • Новые технологии в образовании , http://edu.secna.ru/main/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия , http://mega.km.ru.

Собрана медиатека не только по математике, но и по другим образовательным областям:

Электронные издания учебного назначения

  • Живая школа – живая геометрия
  • 1С: Репетитор Математика (часть 1)
  • 1С: Репетитор Математика (часть 2)
  • Единый Государственный Экзамен. Математика. Готовимся к ЕГЭ.
  • Семейный наставник. Математика. 5 класс.
  • Семейный наставник. Математика. 6 класс.
  • Семейный наставник. Математика. 7 класс.
  • Единый Государственный Экзамен. Математика. Тренажер.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • Решебник по математике
  • Алгебра 7-11. Электронный учебник-справочник

Электронные ресурсы по другим предметам

  • Энциклопедия классической музыки
  • Эрмитаж (искусство западной Европы)
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
  • Шедевры русской живописи
  • От Кремля до Рейхстага.

За межаттестационный период

  • Мною составлены рабочие программы по УМК А.Г.Мордкович в соответствии с требованиями Государственного образовательного  стандарта, которые получили внешнюю рецензию
  • Программы по геометрии «Геометрия 7-9 кл» под редакцией Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов. «Геометрия 10-11» под редакцией Л.С.Атанасян. 
  •  Программы по  элективным курсам «Избранные вопросы математики» для занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

Созданы также учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание  обыкновенных и десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей»; зачётных материалов по геометрии - «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Пополняется коллекция материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на бумажных и электронных носителях.

            Материально-техническая база, содержание и методический аппарат учебных материалов способствуют формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования.

Таким образом, оснащение кабинета способствует всестороннему развитию творчества учащихся.

2.1. Анализ и оценка качества образовательного процесса

Отслеживая динамику успеваемости и уровень обученности школьников по математике, можно сделать вывод, что качество знаний выпускников основной и средней школы находится на оптимальном уровне, требования, предъявляемые учащимся, соответствуют их возрастным особенностям. Показатели  внешней оценки и внутренней почти совпадают.

          Стабильные показатели уровня обученности математике свидетельствуют о наличии системной работы над развитием творческого потенциала учащихся, становлением у них математического мышления , оптимальном  выборе УМК,  методики обучения учащихся.

         Развитию личностных качеств обучающихся способствует применение  различных форм и методов во внеклассной работе: кружков,математических игр, викторин, вечеров, КВН, математических недель, олимпиад, факультативных и элективных курсов. Все это активизирует их мыслительную деятельность, поддерживает и развивает творчество учащихся.  Так, систематически решая задачи повышенной трудности, выполняя проектно-исследовательские работы, учащиеся накапливают определённый запас математических фактов и сведений вне программного материала, углубляют знания, приобретаемые на уроках, и, как правило,  принимают участие в  олимпиадах,  конкурсах и конференциях различного уровня, что дает возможность повышения их самооценки, проектирования перспективы деятельности.

Классная и внеклассная работа с одаренными учащимися показывает  положительную динамику результативности и сложившуюся систему успешной деятельности.

3.1. Анализ и оценка качества воспитательной деятельности

Я являюсь классным руководителем 7 «а» класса, в котором обучаются дети с разным уровнем отношения к учебе, психофизического развития, материальной обеспеченности, разных национальностей (русские, буряты, киргизы, узбеки, якуты, украинцы) и вероисповеданий.  

Цель работы классного руководителя по воспитанию и социализации учащихся, на мой взгляд, заключается в создании условий для проявления и развития творческого потенциала в каждом своем ученике, успешной реализации, нахождении механизмов его актуализации.

Социальная успешность возможна на основе присвоения культурных образцов и ценностей, умения действовать и ориентироваться в культуре и во времени. Социализация, на мой взгляд, – ключевая задача системы образования, и качество образования определяется в данное время именно тем, насколько ребенок успешно себя реализовал здесь и сейчас, и сможет в будущем. Это должно проявляться в осознании каждым учеником, т.е. создании «Я-концепции»:

  • Я умею учиться;
  • Я умею взаимодействовать;
  • Я умею работать с информацией;
  • Я умею применять способ действия в аналогичной ситуации;
  • Я умею преобразовывать способ действия.

В конечном итоге, это приведет к:

  • осмысленному и ответственному построению личной жизненной траектории;
  • образовательной самостоятельности, подразумевающей умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;
  • образовательной инициативе – умению выстраивать свою образовательную

             траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и

              адекватно их реализовывать;

  • образовательной ответственности – умению принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных  ситуациях.

Достижению поставленных целей способствует единое информационно-образовательное пространство, включающее в себя различные общественные институты (родительская общественность, Национальная библиотека, АЖПР, педагогический коллектив школы и др.). Вся воспитательная работа по развитию творческого потенциала учащихся рассматривается (в тесном сотрудничестве с родителями) как системный проект, ведущими направлениями которого являются:

Культура здоровья.

Идейно-нравственное воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание.

На сегодняшний день можно отметить рост социальных компетентностей своих учеников, моих воспитанников, о которых свидетельствует их постоянно пополняемые портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Педагогический проект "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбли скрипачей"

категория: Игра на музыкальном инструментеавтор: Трещёткина Лидия ИвановнаВ проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участн...

Презентация педагогического проекта "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбль скрипачей.

В проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля скрипачей....

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

Автор Макеева И.Н.  1.Теоретическое обоснование проекта; 2. Практическая реализация проекта.3. авторская программа Ш.Л.Т. "Вдохновение" (фрагмент)....

Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»

Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»...