Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
статья по литературе на тему

Сторонкина Татьяна Николаевна

           Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что она обращена прежде всего к душе, тем, что литература – это искусство слова. А постижение этого искусства – процесс творческий, процесс крайне сложный.

         И этот процесс постижения искусства требует той огромной работы души, на которую способен далеко не каждый наш ученик.

        Уроки литературы, обращаясь к душе человеческой, и призваны развивать в ученике особый читательский талант, без которого немыслима творческая личность. «Чтение, - говорил Б.Пастернак, - это труд и творчество». А творческая личность, талантливый читатель, способный к активному диалогу с писателем, будет вознагражден сполна. Именно он, по мысли И.Бродского, услышит глубинный смысл текста, его музыку…- и обретет то, с чем станет уже иным человеком, будет немного иначе эстетически относиться к миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья (из личного опыта учителя литературы)

          Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта

          Творческий труд. Творческая личность. Творчески мыслить…

          Может ли без творчества сформироваться настоящая личность? Едва ли.

          Одно из ученических определений звучит так: «Творить – это значит создавать что-то, а главное – себя, то есть, создавая что-то, творить самого себя».

           Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что она обращена прежде всего к душе, тем, что литература – это искусство слова. А постижение этого искусства – процесс творческий, процесс крайне сложный, особенно на фоне общей бездуховности, нравственного помрачения, низкого уровня культуры…

           И этот процесс постижения искусства требует той огромной работы души, на которую способен далеко не каждый наш ученик.

           В записных книжках Марины Ивановны Цветаевой есть размышление о своем творчестве. «Иногда я думаю, - записывала она, - что я – вода… Можно зачерпнуть стаканом, но можно наполнить и море. Все дело во вместимости сосуда и еще – в размерах жажды…».

В течение 35 лет имею возможность наблюдать, как эта «жажда» убывает, как мельчают «сосуды». И картина вырисовывается безотрадная: низкая читаемость, катастрофическое падение грамотности, обеднение, вульгаризация языка, эмоциональная глухота… «И вот он – «тощий плод, до времени созрелый», - можно сказать словами Лермонтова об ученике, заканчивающем школу, но толком, быть может, не прочитавшем ни одной книги. «Виноградом не став, превратился в изюм», - изрек бы мудрый Хайам.

        Уроки литературы, обращаясь к душе человеческой, и призваны развивать в ученике особый читательский талант, без которого немыслима творческая личность. «Чтение, - говорил Б.Пастернак, - это труд и творчество». А творческая личность, талантливый читатель, способный к активному диалогу с писателем, будет вознагражден сполна. Именно он, по мысли И.Бродского, услышит глубинный смысл текста, его музыку…- и обретет то, с чем станет уже иным человеком, будет немного иначе эстетически относиться к миру.

         Естественно, достичь эту цель в полной мере вряд ли когда удастся. Но работаем-то мы и ради одной пары глаз.

         Отрадно появление 15 лет назад в Кировском районе Научно-практических конференций для старшеклассников. Сильное впечатление произвела уже первая НПК: много красивых молодых людей, взрослых, умных, творческих, ищущих… Общая атмосфера – в лучшем понимании университетская. Серьезный подход к защите работ.

          Творческий потенциал личности, несомненно, реализуется, поскольку выбор темы работы идет от интересов самого учащегося, от его пристрастия. Есть ученик, как правило, глубокий, его интерес, исследования, творческие поиски – и есть научный руководитель. Конечно, в общеобразовательных школах контингент иной, чем в гимназиях, поэтому и работ выдвигаем меньше. А вот по содержанию, по уровню исследования они оказываются не ниже гимназических. Помню, первый же Диплом за работу по теме «Некоторые размышления о воздействии поэтического искусства хокку на душу, сознание европейского человека» был дан «за научную глубину исследования». Это была серьезная совместная творческая работа. И в итоге – не формальный реферат, а именно то, что надо: научные изыскания сопряжены с личностными переживаниями и открытиями.

        Для примера – небольшой фрагмент работы, демонстрирующий личностное восприятие юношей японской поэзии.

«Хоку всегда предполагает встречную работу мысли читателя, будит ее. А мысль дает импульс душе. В век всемирных катаклизмов, в век уныния и бездушия сумей не отчаяться, увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку… А думающий, творческий, духовно богатый человек – то, кто 21 веку просто необходим.

        Традиции, культура стран зарождаются, развиваются, замирают, гибнут и вновь просыпаются. В своем развитии, взрослея, народы, конечно же, фильтруют, пересматривают свои традиции, культуру, шлифуют, отсеивая все изжившее себя, предрассудочное. Но горе народу, который в этом процессе отошел от почвы древней культуры, потерял связь с ней, горе «Иванам, родства не помнящим». Не таковы ли мы? Я говорю о молодежи. Что привлекает и покоряет сейчас молодого европейца? Атлетическое телосложение, твердое рукопожатие, уверенность в глазах. Все большую популярность приобретает бодибилдинг, множатся тренажерные залы…  Вместо таланта – округлые формы. Все чаще форма заменяет содержание. Так, конечно же, не всюду, но на этом растет большая часть молодежи, растет будущее. Люди очень медленно, но очень верно отучаются анализировать, мыслить, вдумываться, вслушиваться в самого себя. Однако есть страна, где этому учит сама поэзия. Это Япония…

         О чем повествуют хокку? Да обо всем на свете: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве, о природе…

         На смерть маленького сына:

                                               О, мой ловец стрекоз,

                                               Куда в неведомой стране

                                               Ты нынче забежал?

                                                                                Тие

        Зудящую тоску заставляет ощутить хокку. Мать словно забылась, наблюдая за полетом стрекоз. Тому, кто потерял любимого человека, я думаю, знакомо состояние, когда любая мелочь заставляет вновь и вновь прокручивать ноющие воспоминания об умерших родственниках, когда сидишь часами, прижимая к носу замызганный платок ушедшего деда и впитываешь этот запах, который… и сть его дух. А потом повяжешь его на плечи и носишь, и спишь с ним, и разве объяснишь тому, кто положил его перед дверью ковриком, обо что он вытер ноги…

        В современном мире хокку не дадут, наверное, человеку с европейской психологией гармонии с окружающей природой, но научат его приостанавливаться на бегу, оглядываться, чувствовать, уважать жизнь вокруг него, ощущать красоту, прелесть ее, понимать зачатки этой красоты в себе и видеть свое назначение не в том, чтобы двигать прогресс, цивилизацию, а в том, чтобы быть Человеком. Именно осмысление хокку позволяет, выражаясь словами английского поэта Блейка,

                                                     В одном мгновенье видеть вечность,

                                                     Огромный мир – в зерне песка,

                                                     В едином миге – бесконечность

                                                     И небо – в чашечках цветка…

       Видеть мир « в зерне песка» и «небо – в чашечках цветка», то есть в малом – Великое, понимать мир и себя в нем и помогает литературное творчество, которое всегда индивидуально и всегда начинается «с чуть-чуть».

        Каждый учитель русского языка и литературы учит писать (с 1 класса) работы так, чтобы они были не абстрактными, чтобы в них присутствовало личностное начало.

        Скажем, прочитаешь (в 5 кл.) обезличенную работу и – вопрос классу: кому она может принадлежать? Вариантов – множество. А вслед затем – другую работу, тоже вроде бы обычную, но что-то в ней (в данной ниже работе – концовка) поставит в тупик. Не все так напишут, это какой-то свой взгляд на мир.

                                                     

                                                      Лесная сказка

   «После веселого летнего дождя на лесной полянке во мху родился маленький-премаленький грибок. Пели птицы, светило солнышко, грибок радовался жизни вместе со всеми и рос. Из маленького он делался крепче, его шляпка набирала цвет, и весь грибочек наливался здоровым соком. Скоро из крошечного грибка он превратился в большого, крепкого душистого боровика.

     Кончилось лето, наступила ранняя осень. Цвели последние цветы. Шел осенний дождь. Грибок увидел в траве еле ползущую улитку. Дождь бил по ее бурому панцирю-ракушке.

- Что с тобой? – спросил боровик.

- Я хочу есть, я умираю от голода, - еле слышно проговорила улитка.

Грибок подумал: «Она такая красивая! Как ужасно будет, если она умрет! Я не дам ей погибнуть! Я отдам жизнь, но она будет сыта».

     Грибок подставил улитке свою шляпку, последний раз взглянул на лес, на траву, на падающие капли дождя и был съеден улиткой. Улитка наелась и уползла. Ей было все равно».

И после вопроса «А это чья работа?» возникает пауза, как правило, поскольку работа очень индивидуальна, и кому-то вслед за такой работой захочется сотворить свою…

      Что касается творческих работ, то их, конечно, очень много. Работы самых разных жанров: лирические этюды, новеллы, стихи, философические конспекты, странички из дневника, пьесы…

     Бывают одаренные дети, но творческий потенциал есть у каждого («Каждый блестит своей гранью»).

Юбилейная дата истинного поэта, писателя дает возможность реализовать себя .

У каждого народа есть свои святыни. Без них народ распадается, превращается в население, а родина – в территорию. И нашу святыню – Пушкина – надо беречь. И не столько на полках, сколько в душе. На полках она стынет, а в душевном труде отогревается и становится нам ближе, понятнее.

         И вот фрагменты того, что получилось в результате этого личностного восприятия.

Из эссе ученицы 11 кл. Л.Рутковской «Мой Пушкин»

      «…И вновь я с ним наедине. Как «утренний туман», мелькнули годы, нет уже «смуглого отрока», о чем-то грустящего « в станице гордой спокойных лебедей». И легкая тень печали ложится на сердце. Но время не властно над 2верным кругом», так же, как не властно оно над творениями Пушкина».

«Забываешь обо всем, погружаясь в этот необыкновенный мир истинной гармонии. И мчишься, льдом речушку, то, летя в пыли на почтовых, едва поспевая за легкой нетерпеливой строкой. И не стоит сдерживать набегающие слезы, ведь это не слеза страдания, а очищения и благодарности. Какое счастье, что у нас есть Пушкин, то легкомысленный, подхваченный вихрем светских развлечений, то задумчивый, печальный и тревожный, то вспыльчивый и страстный. Какое счастье, что Пушкин, «солнце нашей поэзии», всегда своим светом истинного гения будет согревать души всех русских людей».

Фрагмент работы ученицы 9 класса Бебешиной Е.

                                 С думой о Пушкине

Двести лет…Люди бродят по тем же улочкам, любуются той же адмиралтейской иглой и встречают зарю, как встречал ее Пушкин

                                 И, не пуская тьму ночную

                                 На золотые небеса,

                                 Одна заря сменить другую

                                 Спешит, дав ночи полчаса.

И поражаешься: то ли город не изменился за эти 200 лет, то ли Пушкин так точно написал, со-временно на все времена. И вот тут-то и понимаешь, что он действительно был гений, и не потому, что тебе сказали об этом, а потому что он всегда со всеми и с каждым в отдельности, потому что он все знал и про все уже сказал на века.

        Город менялся, пережил страшную блокаду, бомбежки, в его жизнь врывались наводнения и пожары, но в «городе пышном, городе бедном» всегда звучали пушкинские строки «Люблю тебя, Петра творенье…». И людям этот город представляется таким, каким его описал Пушкин, потому что иначе просто нельзя. Как заклинание звучит:

                                       Красуйся, град Петров, и стой

                                       Неколебимо, как Россия.

     Возможно, в этом пушкинском призыве-заклинании и кроется секрет спасения моего города от страшных бед. Дай бы Бог, ведь, «пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу».

9 класс, Михеева А.

                                             Я Вас люблю…

                                       Я с детства полюбила сказки.

                                      Их мама мне читала вечерами.

                                      В них познакомилась я с золотою рыбкой,

                                      В них кот на дубе грохотал цепями.

                                      Они учили жадиной не быть

                                      И не грустить к тому же вечерами,

                                      Они дружить учили и любить,

                                      Познать, что за горами и лесами…

                                      В них все всегда кончалось хорошо…

                                      И вечером, свои развесив ушки,

                                      Я к маме головой склонялась на плечо

                                      И сказки слушала,

                                      А их придумал Пушкин!

О стихах нужно говорить особо.

Не только о Пушкине, обо всем: о любви, о смысле жизни… Где это творчество берет начало? Часто – на наших поэтических минутках, дающих, с одной стороны, самовыразиться, а с другой стороны – это поиски своей строки, своего поэта, это тоже тропинка в мир литературы.

    А.Н.Островский в «Застольном слове о Пушкине» заметил, что «поэт ведет публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства».

    И если в прагматичный, циничный, жестокий век, когда размыты нравственные ориентиры, когда «растлился дух», и «низшее стало высшим», когда общим заболеванием стали эмоциональная глухота и душевная черствость, когда эстетическое чувство как «основа добра и нравственности»  зачастую не ведомо нашему школьнику, если и сегодня любовь к Великой державе, имя которой – Поэзия, жива, если и сегодня «пальцы просятся к перу» и « во мраке слышатся стихи», значит, чистая звезда поэзии еще светит нам в пути и «метелям не задуть свечу». А мне как учителю русской словесности радостно слышать на уроке, когда звучат стихи, умную тишину и видеть в глазах моих детей живой, искренний, сердечный отклик на слово Поэта.

   Участие в поэтической страничке урока – это возможность творческого самораскрытия. А потом из этих минуток вырастает литературно-музыкальное кафе («Поэзия – мой «ангел-утешитель»»), где душа говорит с душой и звучат не только строки любимых поэтов, но и стихи собственного сочинения.

    Немногим дано постичь тайну слова. Таких людей мы называем поэтами; именно они, чувствуя кожей и слыша сердцем музыку слов, сами способны создать эту музыку.

Они начинают творить. И сочинительство для ребят, сотворение своего – это не только способ творческого самовыражения, но и поиски ответов на вопросы «что есть мир?» и «что есть я?». И хотя в большинстве своем это типичные детские и юношеские стихи, в них есть, на мой взгляд, и поэтическая музыка, и подлинное поэтическое волнение, и поэтическая «неожиданность» (которая, как правило, и делает стихи стихами), и трогательная простота, и открытость миру…Не могу не испытывать радости, читая непосредственные и живые строки моих ребят, ведь это и есть первые шаги, первые ступеньки к большой поэзии!

         

Л.Рутковская

                         А я и не знала, что небо такое синее,

                         Звезды такие разные,

                         Деревья такие стройные,

                         А жизнь такая прекрасная.

                       Я думала, жизнь – это только лишь

                       Болезни, еда и сон.

                       Я думала, жизнь – это только лишь

                       Мученье, волненье и стон.

                      Но вдруг оказалось случайно

                      (Не знаю, как это вышло),

                      Что небо такое синее,

                       И звезды такие разные,

                      Деревья такие стройные,

                      А жизнь такая прекрасная!

Ну и, пожалуй, самое трудное и самое значимое для ребят, что не забывается, что дает самовыразиться в нетрадиционной форме, - наши литературно-музыкальные гостиные, композиции, спектакли.

Совместное (с учениками) литературное творчество – это и есть один из способов вознесения растущего человека, нашего ученика, «над суетой, над бытом, над практицизмом». Это и способ приобщения к Высокому, Вечному.

И тематика гостиных вовсе не случайна:

- «С любимыми не расставайтесь». Вечная любовь – чистое, возвышенное и возвышающее чувство, озаряющее «всю жизнь и память человека».

- Вечный Пушкин – «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». Пушкин уже живет в двух столетиях, а ему еще жить и жить во всех предстоящих. Жить и волновать, и быть вечной тайной. О величии Поэта и его тайне, неразгаданности – наша гостиная.

- Вечная Россия глазами людей с чужбины – «Ностальгия». Мы посвятили эту незабываемую гостиную тем представителям российской интеллигенции, которые после Октября волею судьбы оказались на чужбине, но из сердца своего Россию не отпускали никогда, любили ее и страшно по ней тосковали. Отсюда и такое название.

- «И в шутку, и всерьез» (по ранним юмористическим рассказам искрометного и очень современного А.П.Чехова).

- «Война гуляет по России, а мы такие молодые…». Вечная память. Война и молодость. 70 лет прошло, а война продолжает стучаться и сейчас сводками и репортажами с малых, но не менее страшных войн, потому что льется кровь людская, а не водица. Мы посвятили с ребятами эту пропущенную сквозь сердце композицию тем, кто в свои 16-17 лет шагнул в 41-й год прямо из-за школьной парты. Сколько их сегодня в живых? Надо торопиться протянуть ниточку от героического поколения 40-х к поколению нынешних 17-летних, надо сохранить память о войне. Никогда не забуду, как на моих глазах взрослели девочки и мальчики, пропуская через сердце каждое слово, как дрожали, но крепли их голоса, как поблескивали глаза… Может быть, с этого и начинается любовь к Родине? Во всяком случае, с этого – тоже.

       Как хочется в век жестокий, циничный дать молодому, взрослеющему человеку (насколько это возможно) надежные опоры: любовь к Родине, своему народу, его культуре, слову, ему данному.

И главная помощница в этом Великая Русская Литература. Наши гостиные – это и реализация личностных возможностей, это душевный рост человека, а подчас и его выпрямление, когда приходит ощущение себя личностью.

      Литературное творчество выводит (пусть на время!) из тупиковых ситуаций, которые создает жизнь, ибо в творчестве человек становится бесстрашным, свободным, душевно щедрым, со-участником и, в конечном счете, творцом культуры.

Забудутся очень многие уроки, но эти уроки со-творчества запомнятся навсегда, потому что в основе отношений – глубина, искренность, любовь, взаимообогащение и потому что сами были творцами и чувствовали себя личностью. Одна из участниц гостиной «С любимыми не расставайтесь» написала: «Наша литературно-музыкальная гостиная задела самые чувствительные струны души. «Тайна сия велика есть…». В этот вечер каждый из нас прикоснулся к этой тайне, столь возвышенной и волнующей, загадочной, непонятной, а потому притягательной. Пережив вместе с господином Лапкиным курьезы его любви, понаблюдав за бушующими чувствами несчастного кредитора, посочувствовав княгине Вере и милому П.П.Ж., взлетев на качелях (рассказ Бунина «Качели») так, что захватило дух, невольно увидели и разглядели все маски и лики любви. Узнали ее улыбку в «Холодной осени», почувствовали присутствие рядом с ней смерти… На какое-то время обнажились струны души, мы пытались понять, а если нет – то запомнить, чтобы потом извлечь из тайников памяти и, найдя реальное подтверждение в жизни, вернуться и осмыслить до конца…

Вот так.

       А я бесконечно счастлива, что судьба подарила мне «роскошь…общения» с самыми обычными и вместе с тем с  самыми талантливыми детьми, душевный отклик и сердечное тепло которых не только помогают преодолевать учительские муки и творческие сомнения, не дают отчаяться, отступиться, но и обязывают дальше идти по единожды выбранному пути творческих поисков и прозрений, ибо только на этом пути уготованы нам (особенно на уровне учитель-ученик) душевное взаимопонимание и взаимообогащение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности

Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными  изменениями потребнос...

«Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы»

Статья  "Развитие творческого потенциала личности в обучении"Цель применения данной технологии: развитие творческих способностей.Задача: поддержка и развитие творче...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

«Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только ...

«Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы»

«Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы»          ...

Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству....