Представление педагогического опыта воспитателя.
опыты и эксперименты

Проказова Елена Анатольевна

Представление педагогического опыта воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.odt36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы воспитателя ГБОУ                     РМ «Ялгинский детский дом- школа»

                        Проказовой Елены Анатольевны.

Введение.

1.Тема опыта: «Гражданско- патриотическое воспитание детей в условиях детского дома».

2. Сведения об авторе: Проказова Елена Анатольевна, образование среднее специальное, педагогический стаж- 27 лет, в данной организации-  2 года.

3. Актуальность, проблема массовой практики, решаемая практиком.

        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из самых актуальных для современного общества. Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- не в смене политической системы, не в развале экономики и даже не в смене жизненных приоритетов, а в разрушении личности. К сожалению, на сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажённое представление о добре и зле, великодушии, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современных детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. А в условиях детского дома эта незрелость гипертрофирована. Дети, выпускаясь из детского дома, не имеют активной гражданской позиции, не могут самоопределиться, а потому порой не находят своего места в жизни.

        Задача педагогов состоит в том,чтобы создать условия для развития нравственной и творчески активной личности, которая любит свою родину, осознаёт свою идентичность, свои права и обязанности перед обществом. Поэтому проблема гражданско- патриотического воспитания в современном обществе сохраняет свою актуальность и для нашего детского дома. Мы не можем изменить окружающую действительность, но        в наших силах воспитывать детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей так, чтобы они готовы были противостоять жизненным проблемам и трудностям, выбрать для себя истинные приоритеты и ценности, быть гражданином своей страны. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитать. Я считаю, что начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы, чтобы каждый день пребывания ребёнка в детском доме был наполнен положительными эмоциями, радостными событиями, добрыми друзьями, теплом и пониманием взрослых. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому дому, родным местам, семье начинается формирование того фундамента, на котором и будет строится чувство любви к своему Отечеству.

4. Основная идея опыта.

        Основной идеей своего опыта считаю формирование у воспитанников гражданской ответственности и самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Составляя план своей работы по патриотическому воспитанию,опираюсь на высказывание академика Д. С. Лихачёва: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему селу, своему городу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить какое- либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что- нибудь в ней выпало или  больше того отсутствовало с самого начала...»

        Действительно, современность такова, что дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от семей, у которых есть бабушки и дедушки,потеряна связь с прошлым и нарушена преемственность поколений. Многие наши воспитанники родились, живут и учатся в городе Саранске, но не все знают историю своего края, города, его героев, почётных граждан города, спортсменов, прославивших республику, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции.

        И моя задача как воспитателя, состоит в том, чтобы постепенно, аккуратно, чтобы не задеть ранимую детскую  душу , воспитывать у детей потребность принимать участие в общественной жизни  для личностного развития, во благо детского дома, родного города, Родины; развивать у воспитанников такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Для осуществления основной идеи опыта мне необходимы:

  • создание благоприятных условий для работы;
  • подборка тематической методической литературы;
  • поиск современных форм, методов и приёмов работы;
  • изучение опыта учёных, коллег- педагогов, накопление собственного опыта по гражданско- патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  •  внедрение новых информационных технологий;
  • изучение индивидуальных способностей и особенностей воспитанников.

5. Теоритическая база, опора на современные педагогические  теории; заимствование новаторских систем или элементов.

        Проблема воспитания любви к родному краю и формированию чувства патриотизма подрастающего поколения как средства сохранения культурных традиций, исторического наследия России неоднократно поднималась  ведущими педагогами, учёными и психологами. О его значении и развитии личности говорили В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека», «Сердце отдаю детям» ,В.Г. Белинский «О воспитании», Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребёнке любовь к людям, родному языку, национальной культуре,а

базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни. Воспитание в ребёнке гражданина своей страны неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Великий русский педагог А.С.Макаренко первостепенной задачей считал воспитывать у подрастающего поколения умения и навыки жить интересами народа, так как жизненная сфера проявления патриотизма объёмна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на то, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто очень тяжёлая, неинтересная, грязная». То есть основной критерий патриотических убеждений А.С Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитать патриота- это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины.»

        Выстраивая свою работу по гражданско- патриотическому воспитанию, я опиралась на следующие документы:

  • Конституция РФ;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016- 2020 гг.»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Устав Ялгинского детского дома — школы.

Также систематически посещаю мероприятия моих коллег, городские и республиканские мероприятия, использую материалы специализированных сайтов в интернете.

6. Новизна, творческие находки автора.

        Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,какие  качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

        Новизна данного педагогического опыта заключается  в поиске и разработке инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Это краеведение, изучение обычаев, традиций родного края, встречи с интересными людьми, экскурсии и т. п.

        К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой город.

Технология опыта.

        Главной целью моей работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, уважающего права и свободы каждого, имеющего навыки культурного поведения, умеющего гуманно относиться к окружающему миру, любящего своих близких, друзей, детский дом, город, Родину, уважающего людей разных национальностей,  ветеранов.

Всё это воспитывает в ребёнке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и товарищами.

        При подборе занятий и бесед учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, практическую направленность, использование игровой деятельности, наглядности. В работе использую следующие формы занятий: патриотические беседы, наблюдения,  часы общения, дискуссии, викторины, круглые столы, инструктивные занятия, конкурсы творческих работ, презентации, деловые и ролевые игры,трудовые поручения и обязанности,  участие в соревнованиях, конкурсах, выставках, которые помогают донести информацию в удобной для восприятия форме. Из методов воспитания применяю убеждение, предупреждение, поощрение, проблемную ситуацию, положительный пример, педагогическое наблюдение.

        Мною разработана и применяется на практике развивающая программа «Мы вместе -Россия» по гражданско- патриотическому воспитанию. Основная цель программы: развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению себя в различных сферах жизни общества; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, республики, страны.

        Основная цель программы: создание условий для формирования у воспитанников подросткового возраста личностных качеств человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, человека самосовершенствующего.

        В рамках программы провели анкетирование. Использовали анкету Д.В.Григорьева «Гражданственность и патриотизм» (модифицированная диагностика), анкету «Патриот», разработанную воспитателями С.П. Байдык и Н.И. Саревой детского дома города Спасска Дальнего. Данные анкеты были использованы для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина- патриота. На основании результатов были внесены некоторые коррективы в планирование воспитательной работы.

        Провела следующие тесты:

        - «Хороший ли у вас характер»,

        - «Умеете ли вы общаться?»,

        - «Генетический код ребёнка»,

        - «Дружат ли с вами деньги?»,

        - «Школа безопасности».

Во время тестирования дети отмечают у себя не только положительные черты характера, но и отрицательные. Порой они очень эмоционально реагируют на результаты тестов, считая, что это не про них и всё это ошибочно. Стараюсь разговорить, убедить, что это всего лишь тест, а делать ли из него какие -то выводы- личное дело каждого. Объясняю, что критика, это не всегда плохо, что порой это повод задуматься над своим поведением в обществе, чтобы не быть отвергнутыми этим же самым обществом. Учу без обид и агрессии реагировать на критику.

        Большое внимание уделяю сплочению детского коллектива, что способствует формированию нравственных качеств, учит детей помогать, сопереживать и поддерживать друг друга, дружить и жить одной дружной семьёй, что в дальнейшем поможет воспитанникам создать собственную благополучную семью.

        Проведены следующие мероприятия:

-Военно- спортивная игра «Два корабля» (открытое мероприятие);

-Круглый стол «Ценности. Что человек должен ценить?»;

-Нравственно- психологические размышления на тему «Семья»;

-Час советов «Мудрые заповеди предков».

        Много беседуем о проблемах современного общества: наркомании, токсикомании,употреблении спайсов, алкоголизме и курении, СПИДе и других заболеваниях.

        Проведены:

-Час советов « Ты и алкоголь» (о вреде пивного алкоголизма);

-Шоу «Спасибо, не курю!»;

-Правовой час « Берегите язык.» ( о нецензурной брани) и др.

        Регулярно провожу беседы-инструктажи по охране жизнедеятельности воспитанников.

        Для приобщения детей к быту учим детей готовить и создавать уют собственными руками.

        Проведены практические занятия:

        - « Каждая вещь знай своё место»;

        - «Утюжим школьную форму»;

        - «Приготовление пельменей»;

        - «У нас сегодня рыбный день»;

        - «Блюда национальной кухни»;

        - «Бумажное кружево» - Вырезание украшений к Новому году на окна в технике «Вытынанки».

        Для создания благоприятного микроклимата в семье проявляю любовь, понимание и терпимость. Учу детей изъясняться искренне, открыто, не бояться высказывать свое мнение, советоваться принимать помощь, проявляя правильную реакцию.

        Дети нашей семьи принимают активное участие в общественных и семейных мероприятиях, в республиканских, городских и общешкольных конкурсах.

        Стараюсь быть примером для подражания детям в поведении, поступках и общении. Организовываю дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры, которые сближают детей.  Очень дорожу доверием детей и буду стараться не потерять ниточку доверия и общения с детьми, так как личная проблема, над которой работаю: «Создание и сплочение детского коллектива как единицы общества».

Результативность опыта.

1. Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности.

Результативность моего педагогического опыта определяется по следующим критериям:

  • формирование  готовности к служению и защите Родины;
  • воспитание гордости за  свою школу, республику, страну;
  • физическое развитие воспитанников и формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие творческих способностей воспитанников и активизация их на принятие активного участия в жизни семьи, класса, школы, республики;
  • Каждый наш воспитанник- гражданин России, который адаптироваться и  свободно самоопределяться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Поэтому патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

2. Стабильность.

        Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствует обогащению знаний. Воспитанники узнали много нового о нашем крае, его достопримечательностях, спортивных достижениях чемпионов, об обычаях и традициях родного края. Я стараюсь научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к жизни, стараюсь воспитывать чувство настоящего патриота своей страны.

        Воспитанники нашей семьи - активные участники общешкольных, городских, республиканских, дистанционных Всероссийских мероприятий, что придаёт им уверенности в своих силах, знаниях, воспитывает чувство собственного достоинства.

 Показателями эффективности работы являются следующие факты:

  • повышение патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров;
  • отсутствие у воспитанников равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессии;
  • участие и положительные результаты детей в городских и республиканских конкурсах.

        Надеюсь, что полученные знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь.

3. Доступность.

        Представленный опыт накладывает на воспитателя определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала, предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни , а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести  его через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников. Воспитание патриотизма в подростковом возрасте является трудной задачей и основные трудности в использовании опыта заключаются :

  • в отсутствии государственной программы патриотического воспитания для детских домов;
  • в планировании и построении системы занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • в разработке критериев диагностирования уровня освоение знаний, умений и навыков детей;
  • в подборе материалов и оборудования.

4. Перспективы применения опыта в массовой практике.

        Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям детских домов, классным руководителям, студентам педагогических колледжей. Опытом своей работы делюсь на методических объединениях воспитателей, занятиях творческих групп, показываю открытые мероприятия, размещаю материал на сайте образовательного учреждения yalgahome, имею персональный сайт на infourok, личный мини- сайт на nsportal. Опыт работы изучен на заседании методического объединения воспитателей и получил положительную оценку.(Протокол №3 от 9 января 2018 года.) Рекомендован для размещения на сайте ЯДДШ.

Список литературы.

1. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе. Монография./А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - С. 272

2. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М., 2009. С. 259.

3. Запесоцкий, А. С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодежи /А.С. Запесоцкий. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 2009. - С. 250-259.

4. Пономарёва, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. -- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. -- С. 308-311.

Приложение.

  • Большой пожар от маленькой спички»

https://infourok.ru/zanyatie-po-obucheniyu-detey-mladshey-vozrastnoy-gruppi-pravilam-pozharnoy-bezopasnosti-bolshoy-pozhar-ot-malenkoy-spichki-2445410.html

  • Беседа « Гигиена подростка»

https://infourok.ru/beseda-gigiena-podrostka-2438553.html

  • Воспитательное занятие « Эхо Афганской войны»

https://infourok.ru/vospitatelnoe-zanyatie-eho-afganskoy-voyni-2445421.html

  • Военно- спортивная игра для детей старшего возраста « Два корабля»

 https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/23/dva_korablya.odt

  • Воспитательное занятие « Доброта»

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/24/dobrota.odt

  • Интегрированное занятие « Пасхальный благовест»

 https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/03/23/blagovest.odt

  • Сценарий праздника « Салют Победы»

 https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/05/den_pobedy.odt

  • Открытая самоподготовка 1- 6 класс

 https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/20/samopodgotovka.odt

  • Материал для самоподготовки « Мордовия в цифрах»

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/14/mordoviya_v_tsifrah.odt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

Представление педагогического опыта воспитателя

Представление педагогического опыта воспитателяГБОУ РМ «Ялгинский детский дом – школа»«Формирование культуры человеческих отношений в условиях детского дома»...

Представление педагогического опыта педагогического работника

Представление педагогического опыта учителя начальных классов«Самостоятельная работа на уроках, как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС вто...