Публичное представление собственного педагогического опыта воспитателя ГПД МБОУ " Теньгушевская СОШ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя группы продленного дня
МБОУ «Теньгушевская СОШ»
Никишовой Натальи Николаевны
на тему:
«Организация свободного времени в группе продленного дня»
- Актуальность проблемы
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом. В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения. Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка. Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.
- Выбор организованной системы младших школьников в группе продленного дня
Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:
- решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;
- основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;
- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;
- носит стимулирующий характер;
- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа«Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.
3.Цели и задачи:
- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;
- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;
- развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;
- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
Режим продлённого дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.
Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха. Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах. Первая раздроблена небольшими частями в режиме продленного дня. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает до 30% времени пребывания учащихся режима продленного дня. Необходимость введения последней в режим диктуется соображениями удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в общении и эмоциональной разрядке. Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми. Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время. Досуговую деятельность я использую в различных сочетаниях. Так, я считаю целесообразным один раз в неделю накануне выходного дня из режима группы продленного дня убрать самоподготовку. В этот день мы совершаем большие прогулки и экскурсии. В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные.
Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки», «Доскажи словечко», «Кошки-мышки», «Угадай, кто это?» «Звериные детеныши», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие.
К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные чернила», «Салки», «Футбол» и другие.
Также с воспитанниками группы продленного дня провожу клубные часы. Содержание их продумываю заранее, так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планирую самые разные. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает, невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.
В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность наших учеников. Каждый месяц проводится такие мероприятия, как «Мое поведение», игра – путешествие «По морю вежливости», этические беседы, инсценировки: «В музее», «Вежливые слова», «Помни о других».
Огромное значение придаю выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.
В группе продленного дня организуется самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики. На занятиях общеразвивающего занятия при том же составе возникает иная педагогическая ситуация – каждый сам себе выбирает занятие в соответствии с интересами и развивающимися способностями, поэтому дети в такой деятельности более активны, проявляют творчество. Ведущим принципом является принцип природосообразности. Здесь целесообразно проводить круговые беседы. Люблю в своей работе использовать игры - коммуникации.
Значение этих игр особенно велико при знакомстве с детьми. Эти игры уместно использовать при проведении праздников, КТД, как составную часть воспитательного мероприятия. Эти игры любимы детьми, быстро усваиваются. В приложении указываю любимые игры детей.
Хочу остановиться на самообразовании воспитателя группы продлённого дня. Считаю целесообразным постоянно следить за научными достижениями в данной области.
Для выполнения выше поставленных задач я постоянно повышаю свой профессиональный уровень через семинарские занятия, тесное сотрудничество с семьей и психологической службой, через организацию взаимодействия преподавательского коллектива школы, а также через подготовку и проведение методических объединений, постоянно слежу за новинками в периодической печати.
Считаю необходимым условием самообразования посещение мероприятий коллег. Это по-прежнему актуально, ведь только специалист в данной области может плодотворно содействие повышению методического, педагогического мастерства воспитателей посредством оперативного информирования о литературе, отражающей новейшие педагогические технологии, передовой педагогический опыт, новые подходы в организации народного образования.
Думаю, что с детьми следует обращаться как с взрослыми, поощряя самостоятельность и другие качества, необходимые для взрослой жизни. Я ценю дружеский обмен мнениями, который создает атмосферу доверия и уважения к позиции другого человека. Необходимо поддерживать взаимопонимание в коллективе, пытаться отыскать взаимосвязь между различными учениями и теориями, как правило, духовно-гуманитарного характера.
Стараюсь придерживаться демократичного отношения к детям, правильно, умело организовывать повседневность, наполнять каждый день интересными и полезными делами.
Только правильная организация свободного времени учащихся группы продленного дня формирует всесторонне развитую Личность.
4. Организация досуга детей
Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.
В своей работе опираюсь на следующую классификацию:
- воспитательное мероприятие;
- коллективное творческое дело;
- праздник;
- игра;
- клубный час.
1) О необходимости организованной прогулки
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.
Мои воспитанники с большим желанием готовятся к празднику: придумывают костюмы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.
5. Подвижные игры
Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.
Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность…
Вся работа в группе направлена на воспитание чувство коллективизма, создание благоприятной атмосферы во внеурочное время. Уровень воспитанности у детей разный. Мы понимаем друг друга, а это, мне кажется, самое главное. Необходимо просто любить детей, любить свою профессию, ведь «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью». Я думаю, мне удаётся подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день приходят в ГПД.
И, откинув личные проблемы, каждый день с улыбкой я прихожу в школу, чтобы вместе с воспитанниками познавать себя, окружающий нас мир, добро и зло, а также учиться преданности, искренности, открытости и любви…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя технологии МБОУ " Теньгушевская СОШ"
Из опыта работы учителя технологии....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича
laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, физическому развитию посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя обществознания МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Мамонкина Александра Ивановича.
Публичное представление педагогического опыта для аттестации....
- Мне нравится (1)