Подпрограмма "Одарённые дети"
материал
Совершенствование системы выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.podprogramma_odarennye_deti.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Подпрограмма «Одарённые дети»
Паспорт подпрограммы
Наименование | Одаренные дети |
Цель | Совершенствование системы выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. |
Задачи | 1.Совершенствовать систему координации работы с одаренными детьми. 2.Совершенствовать методики выявления и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки. 3.Обеспечить возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях разных уровней. 4. Создать оптимальные условия, способствующие организации работы педагогов с одарёнными детьми, подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми 5. Стимулировать творчество педагогов в работе с одарёнными детьми, повышение педагогического мастерства 6. Установить сотрудничество с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми. |
Исполнители основных мероприятий | Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 7, научное общество учащихся «Эрудит» |
Срок реализации | 2017 – 2022гг. |
Этапы реализации | 1 этап: организационный (2017-2018 учебный год.) 2 этап: практический (2018-2021гг.) 3 этап: контрольно-аналитический (2021-2022 учебный год) |
Ожидаемые конечные результаты | 1. Сформированная система координации работы с одарёнными детьми. 2. Увеличение числа педагогов, работающих с одарёнными детьми по индивидуальным учебным планам. 3. Увеличение числа творческих групп (педагоги, ученики, родители (законные представители)), занимающихся проектной и исследовательской деятельностью. 4. Использование дистанционных технологий для углубления знаний учащихся. 5. Увеличение числа детей, участвующих в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах. 6. Рост качества участия учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах. 7. Наличие действенной системы стимулирования педагогов, осуществляющих реализацию программы работы с одарёнными учащимися. 8. Создание банка диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные и деятельностные периоды. |
Система контроля исполнения | Контроль в рамках Программы осуществляет администрация МАОУ СОШ № 7 и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
Источники финансирования | Средства регионального и муниципального бюджетов, внебюджетные средства, привлеченные средства |
Введение
Подпрограмма «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования и направлена на создание эффективной системы выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Подпрограмма содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования.
Работа по выявлению и обучению одаренных детей в МАОУ СОШ № 7 организована по следующим направлениям:
-формирование заинтересованности педагогических работников в поддержке одаренных детей и молодежи через использование материальных и нематериальных стимулов;
-создание условий для роста профессионального мастерства педагогических работников, по повышению квалификации по программам обучения педагогических работников работе с одаренными детьми;
-внедрение современных технологий обучения (в т. ч. дистанционных);
-разработка разноуровневых образовательных программ;
-увеличение количества дополнительных образовательных программ для учащихся, в том числе привлечение ресурсов организаций дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия.
В работе по данному направлению существует ряд проблем:
-недостаточно развита система выявления детей с признаками одаренности и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе;
-нет системы обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам;
-недостаточность деятельностных форм обучения (необходимость включения всех учащихся школы в проектную и исследовательскую деятельность);
-в олимпиадах по разным предметам участвуют одни и те же ученики;
-потенциал объединений дополнительного образования используется не в полной мере и не охватывает все типы одаренности;
-недостаточная информированность детей о существовании очно-заочных и заочных (дистанционных) школ.
Цель: совершенствование системы выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
1.Совершенствовать систему координации работы с одаренными детьми.
2.Совершенствовать методики выявления и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
3.Обеспечить возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях разных уровней.
4.Обеспечить преемственно-перспективные связи в работе с одарёнными детьми между НОО, ООО, СОО.
5.Создать оптимальные условия, способствующие организации работы педагогов с одарёнными детьми, подготовке и повышению квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
6. Стимулировать творчество педагогов в работе с одарёнными детьми, повышение педагогического мастерства.
7.Установить сотрудничество с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми.
Актуальность
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной. В статье 29 Конвенции о правах ребенка указано, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Поэтому в МАОУ СОШ № 7 проводится целенаправленная работа с отдельными категориями учащихся, так как общие требования и единообразные формы работы не в полном объеме соответствуют интересам одаренных детей. Это необходимо для того, чтобы развить учеников, удовлетворить образовательные запросы разных групп детей, сохранить контингент. А это напрямую влияет на положительный имидж образовательной организации среди родителей. Если родители одаренных детей не видят перспектив для развития способностей своего ребенка, то переводят его в другую школу. Кроме того, образовательная организация должна отвечать требованиям государственной политики, а государство признает одаренных детей ценностью страны и ее уникальным ресурсом. Правительство РФ утвердило Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239) и перечень подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей (приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2016 г. № 134). Работа с одаренными детьми важна еще и потому, что количество одаренных детей влияет на оценку качества образования и результаты самообследования образовательной организации.
Концепция Подпрограммы
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи и особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Стратегические направления Подпрограммы
В рамках Подпрограммы предусматривается реализация следующих направлений работы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы);
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, проводимых на разных уровнях).
- координационное направление (организация работы всего коллектива школы,; обеспечение нормативно-правовой базы; ресурсное обеспечение; контроль и анализ деятельности);
- диагностическое направление (проведение диагностики одаренных детей; диагностика условий обучения и развития одаренных детей; создание банка данных «Одаренные дети»);
- кадровое направление (определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; повышение квалификации педагогов на разных уровнях; создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми; создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий);
- развивающее направление (организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; создание системы психологического сопровождения одаренных детей; использование информационно-коммуникационных технологий);
- информационное направление (создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми).
Формы работы с одаренными детьми
1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, марафонам, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
3. Участие в предметных олимпиадах.
4. Психологические консультации, тренинги, тестирование, анкетирование.
5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования.
6. Посещение предметных и творческих кружков, курсов по способностям, спортивных секций.
7. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
8. Создание Портфолио.
9. Научное общество учащихся и учителей школы.
10. Работа по индивидуальному учебному плану.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Сформированная система координации работы с одарёнными детьми.
2. Увеличение числа педагогов, работающих с одарёнными детьми по индивидуальным учебным планам.
3. Увеличение числа творческих групп (педагоги, ученики, родители (законные представители)), занимающихся проектной и исследовательской деятельностью.
4. Использование дистанционных технологий для углубления знаний учащихся.
5. Увеличение числа детей, участвующих в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах.
6. Рост качества участия учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ, олимпиадах.
7. Наличие действенной системы стимулирования педагогов, осуществляющих реализацию программы работы с одарёнными учащимися.
8. Создание банка диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные и деятельностные периоды.
Мероприятия реализации Подпрограммы
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнители | Результат |
1 | Развитие системы выявления одаренных и талантливых детей, детей с признаками одаренности | Ежегодно | Заместители директора Классные руководители Педагоги-психологи Учителя-предметники | Внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей. Пополнение банка данных «Одаренные дети» |
2 | Диагностика условий обучения и развития одаренных детей | 2017-2018 уч. г. | Заместители директора
Учителя-предметники | Создание банка диагностических комплектов методик для изучения способностей детей в различные возрастные и деятельностные периоды |
3 | Формирование и систематическое пополнение Портфелей учебных достижений (Портфолио) учащихся на всех уровнях образования | Ежегодно | Заместители директора, классные руководители, педагоги школы | Создание и ведение Портфолио всеми учащимися школы |
4 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | Ежегодно | Творческие группы учителей-предметников | Реализация индивидуальной образовательной траектории учащихся |
5 | Создание информационной системы дополнительного образования детей, внеурочной деятельности | Ежегодно | зам. директора по ВР | Создание банка данных образовательных программ дополнительного образования, внеурочной деятельности |
6 | Научно-методическое и информационное обеспечение Подпрограммы | Ежегодно | Заместители директора | Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, проведение педсоветов, семинаров- практикумов по организации работы с одаренными детьми, стимулирование педагогов по использованию современных технологий при работе с одаренными детьми |
7 | Совершенствование системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации учащегося | Ежегодно | Заместители директора по УВР, по ВР, педагоги дополнительного образования | Увеличение количества учащихся, вовлеченных в систему дополнительного образования по всем направлениям |
8 | Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка, проведение индивидуальных консультаций педагогов-психологов, педагогических работников, задействованных в работе с одаренными учащимися | Ежегодно | Заместители директора по УВР, по ВР, классные руководители, педагоги-психологи | Создание системы работы с родителями (законными представителями) одаренных и талантливых детей по вопросам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
9 | Организация и проведение предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов различного уровня; организация проектной и исследовательской деятельности, -организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности , проведение смотров творческих достижений | Ежегодно | Заместители директора Руководители творческих групп Учителя-предметники | Увеличение количества участников конкурсных мероприятий; повышение результативности участников олимпиадного движения, увеличение числа обучающихся – участников, научно-исследовательских конференций и конкурсов проектов |
10 | Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся | Ежегодно | Директор, Заместители директора родительский комитет, Управляющий совет | Рассмотрение вопросов поддержки одаренных детей на заседании Управляющего совета и общешкольного родительского комитета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Одарённые дети" (Подпрограмма для начальной школы)
Цель подпрограммы:Создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности.Основные задачи:ü...
Презентация подпрограммы развития "Одарённые дети"
В презентации раскрыта система работы в школе с одарёнными детьми....
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...
Анализ реализации подпрограммы " Одаренные дети" Программы развития лицея 2015год
В данном материале представлен анализ работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению и результаты работы с данными детьми....
Для родителей:"Психологическая характеристика одарённых детей. Общее понятие одарённости. История одарённости".
Общее понятие одаренности....