"Одарённые дети" (Подпрограмма для начальной школы)
рабочая программа на тему

Шаповалова Елена Александровна

Цель подпрограммы:

Создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности.

Основные задачи:

ü      реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

ü       создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

ü      изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;

ü      совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

ü      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

ü       создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о  педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

ü       установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nach.shk_.Odaryonnye_deti.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 с. Китаевского 

Подпрограмма

деятельности педагогического

 коллектива с  одаренными детьми

в начальной школе

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»


Цель подпрограммы:

Создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности.

Основные задачи:

      реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

       создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

      изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

      совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

       создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о  педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

       установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.

Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2007-2008 г.)

Мониторинг одаренности.

Создание:

        банка данных по одаренным детям;

        банка творческих работ учащихся;

        банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

        рекомендаций по работе с одаренными детьми в начальной школе.

Организация:

        системы дополнительного образования;

        конкурса «Ученик года»;

        интеллектуальных игр;

        внеклассной работы по предмету;

        деятельности научного общества «Олимпионок».

2 этап: деятельностный (2008-2010 годы)

        Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

        Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

        Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

        Внедрение метода проектов.

        Учет индивидуальных достижений.

        Переход на систему «портфолио».

        Проведение выставок детского творчества.

        Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2011-2012 годы)

        Создание банка педагогического опыта  по  работе с одаренными детьми.

  • Выпуск методического бюллетеня

    «Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе».

        Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

 Актуальность разработки

В свете Концепции модернизации Российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя и семьи.

Деятельность педагогического коллектива  по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости  соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения.

            В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НОУ, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние  годы увеличилось число участников районного этапа предметных олимпиад в начальной школе.

Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности, в школе действует научное общество учащихся начальных классов «ОЛИМПИОНОК». Наблюдается увеличение числа  участников  районного этапа научно-практической конференции в номинации «Юниор». Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на районных научно-практических конференциях «Открытый мир».

            Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.

Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

 Концепция Подпрограммы 

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию индивидуального педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов структурирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ -  определение индивидуальных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться  в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

           

          Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

        принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

        учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

        учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

        учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

        увлеченным своим делом;

        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

        профессионально грамотным;

        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

        проводником передовых педагогических технологий;

        психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

        знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися

        творческие мастерские;

        групповые занятия  с сильными учащимися;

        спецкурсы;

        кружки по интересам;

        занятия исследовательской деятельностью;

        НОУ «ОЛИМПИОНОК»

        конкурсы;

        интеллектуальный марафон;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

       участие в краевой олимпиаде «Интеллект»;

       участие в конкурсе «Ученик года»;

План работы с одарёнными и талантливыми детьми

в начальной школе

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных  методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

постоянно

Учитель

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей начальной школы.

постоянно

Педагог-психолог

Зам.директора 

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями начальных классов по вопросам выявления одаренных детей и их педагогического сопровождения.

В течение периода

Зам.директора

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Педагог-психолог

Зам.директора 

5

Совершенствовать работу научного общества учащихся  «ОЛИМПИОНОК»

        Создание нормативной и методической базы

        Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов

-   Организация исследовательской деятельности

 2007-2008

2008-2009

 

постоянно

Зам.директора

Руководитель МО, секция НОУ, учителя

6

Участие школьников в районных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах

постоянно

Учителя-предметники

(информатика, иностранный)

7

Проведение школьной и участие в районной научно-практической конференции школьников в номинации «Юниор».

постоянно

Зам.директора,

Учителя начальной школы

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов  среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

Руководитель ШМО

9

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

Руководитель НОУ

10

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

Зам.директора, учителя

11

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

Зам.директора

12

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2009-2010

Зам.директора

13

Создание «Портфолио» ученика начальной школы

постоянно

Учитель начальных классов

14

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения

        Выявление учащихся в 1-х-4-х классах, составление диагностической карты

        Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

        Проведение занятий с детьми

         Отработка форм, методов, приёмов работы

создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

 

постоянно

 

 

 

 

Педагог-психолог, учителя начальных классов

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения;
  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
  • Выбор дальнейшего жизненного пути;
  • Выход на краевой и Всероссийский уровень;
  • Преемственность начальной, средней и  старшей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий-презентация выпускного вечера в начальной школе "Прощай, начальная школа!".

Апробированный сценарий в помощь классного руководителя начальной школы....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

«Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе»

Тема работы: Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы.Объект исследования: – образовательный процесс в начальной школе.Предмет исследования: – образо...


 

Комментарии

Мифтахова Эльза Габденуровна

Большое спасибо, очень пригодилось.