Экспертная карта инновационной деятельности педагога
тест
Экспертная карта инновационной деятельности педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_innovatsionnoy_deyatelnosti_pedagoga.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний учащихся. Современная образовательная система ищет пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Можно выделить следующие критерии инновационной деятельности педагога:
- актуальность,
- новизна,
- образовательная значимость,
- общественная значимость,
- полезность,
- реализуемость.
Опираясь на данные критерии, можно провести оценку инновационной деятельности педагога, а также использовать их для создания механизмов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.
Инновационная деятельность, как и любая деятельность человека вообще, имеет свою структуру. Знание основных структурных компонентов позволяет: определить цель, своевременно внести коррективы и получить желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.
Современная педагогическая наука выделяет следующие структурные компоненты инновационной педагогической деятельности: -
- мотивационный компонент – отношение педагога к инновациям, при этом определяющую роль играет мотив самосовершенствования, а также осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;
- креативный компонент – творческие способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего опыта, приспособление к педагогической ситуации;
- технологический компонент – способности и умения педагога разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия;
- рефлексивный компонент – способность педагога критически осмысливать свою деятельность.;
- когнитивный компонент – знания педагога о технологиях обучения и уровень его педагогического мышления.
Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рождённый в ЦДТ;
- педагогический опыт, рождённый в других учреждениях ДОД;
- нормативные документы;
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по новому.
Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов. В основе мотивов, то есть побуждений личности педагога к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность педагога;
- профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение категории и т.д.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Важным в деле подготовки педагога к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых занятий. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.
Рассмотрим содержание, формы и методы по управлению инновационной деятельностью.
Под управлением (сопровождением) инновационным процессом понимается целеустремлённая деятельность, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения.
Оптимальным вариантом сопровождения инновационной деятельности является программа комплексных действий в рамках единой методической темы. Составляющие управления:
- Учёт и систематизация инновационной деятельности.
- Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
- Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
- Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
- Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
- Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций. Рассмотрим каждое направление управленческой деятельности более подробно.
Учет и систематизация инновационной деятельности.
Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа (приложение Форма № 1).
Вместо опрос-беседы можно предложить педагогу сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.
Разработка проектов, программ, положений, методических рекомендаций по реализации инновационных процессов.
- Разработка методических документов, обеспечивающих инновационную, опытно-экспериментальную деятельность (Положение об инновационной деятельности, требования к составлению программ, требования к оформлению печатных документов, рекомендации по обобщению опыта и др.).
Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций (сбор и обработка информации о нововведениях).
1. Экспертиза составленных программ.
2. Посещение занятий творческого объединения с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах и сформированностью УУД.
3. Контроль за прохождением общеобразовательных инновационных программ) (проверка журналов).
4. Подведение итогов контроля на методическом объединении, педагогическом совете и др.
5. Контроль за составлением и реализацией планов работы методических объединений, в которых должна отражаться инновационная деятельность.
6. Контроль за результатами инновационной деятельности, которые должны представляться педагогом заместителю директора по учебно-воспитательной работе по итогам намеченных этапов.
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
Задача заместителя директора по учебно-воспитательной работе– создать условия, мотивирующие профессиональное мастерство, обобщение и распространение педагогического опыта:
1. Проведение профессиональных конкурсов (конкурс программ, занятий, и др.).
2. Проведение методических конференций.
3. Участие в районных и областных конкурсах.
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности: публикации, выступления, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы.
Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций делается заместителем директора по УВР как раздел проблемно-ориентированного анализа в годовом плане работы ЦДТ.
Перечень необходимой документации:
• Положение об инновационной деятельности.
• Приказ об организации инновационной деятельности на учебный год.
• Модифицированные и авторские программы.
• Карты инновационной деятельности педагога.
• Методические рекомендации по оформлению программ.
• Отчеты по экспериментальной работе.
• Аналитические справки, подтверждающие контролирующие функции заместителя директора по УВР.
• Отчеты педагогов по инновационной работе.
Результативность инновационной работы достигается при наличии следующих условий:
• знание администрацией ЦДТ профессиональных запросов, потребностей педагога, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого педагога;
• создание системы работы с педагогом;
• стимулирование профессионального роста педагога, поддержка его личностных стремлений движения к новому;
• включенность педагогов в решение проблемы ЦДТ.
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКЛАДУ
Форма № 1
Опрос-беседа по следующим вопросам:
• Назовите проблему, над которой Вы работаете?
• В течение какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?
• Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?
• Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?
• Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?
• Что изменилось в результате Вашей работы?
• Подтвердите данными анализа.
• Ваше мнение об эффективности проводимой работы.
• Продолжите ли Вы работу над данной темой?
Форма № 2
Экспертная карта инновационной деятельности педагога
• Разработчик (ФИО)__________
• Сфера осуществления инновационной деятельности ___________
• Тема________________________
• Цель_________________________
• Задачи_____________________
• Стадия развития инновации__________________
• Масштаб_____________________
• Форма представления результата___________________
- приказ об инновационной деятельности с приложением перечня основных направлений.
- сбор инновационных программ с целью организации контроля за решением поставленных задач, за сформированностью знаний, умений и навыков, обозначенных в программе.
Форма № 3
Оценка реализации потребностей педагога в развитии (Н.В. Немова)
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
• Я стремлюсь изучить себя
• Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
• Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
• Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
• Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время
• Я анализирую свои чувства и опыт.
• Я много читаю.
• Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
• Я верю в свои возможности
• Я стремлюсь быть более открытым человеком.
• Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
• Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
• Я получаю удовольствие от освоения нового.
• Возрастающая ответственность не пугает меня.
• Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Форма № 4
Анкета «Ваше отношение к педагогическим инновациям»
Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут улучшить экспериментальную работу в нашем учреждении
- Укажите некоторые сведения о себе
— стаж педагогической работы
— образование
- Ваше отношение к педагогическим инновациям
— нужны, помогают в работе рядовым педагогам
— дезориентируют педагогов
— вредят образовательному учреждению
- Ваша информированность о педагогических инновациях
— знаю новые приемы педагогического воздействия
— знаю новые педагогические технологии
— знаю систему работы педагога – новатора
- Если ли в Вашем коллективе педагогические инновации
— да
— нет
— какие именно?_____________________________________________ 5. Как вы используете педагогические инновации в своей работе:
— не применяю вообще
— использую отдельные приемы
— использую новые педагогические технологии
— использую систему работы педагога-новатора
- Ваше мнение об информации по проблемам инноваций?
— нет никакой информации
— мало информации и ее трудно получить
— информация противоречива, ее трудно получить
— информация полная, исчерпывающая, качественная
- С какой целью Вы используете педагогические инновации?
— чтобы попробовать что-то новое;
— чтобы сделать занятие интересным;
— чтобы сделать свою работу эффективной;
— чтобы разрешить актуальные проблемы учреждения
- Как Вы применяете педагогические инновации:
— не применяю вообще;
— пробую все, чтобы выбрать нужное;
— изучаю многое, затем творчески перебираю;
— пытаюсь самостоятельно создавать новое.
- Как и когда, на Ваш взгляд, лучше осваивать педагогические инновации?
— в процессе самостоятельной практической деятельности
— на курсах повышения квалификации
Форма № 5
Создание инновационного банка
Для того чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество ЦДТ инноватором заводится специальная карточка (карта 1). Лучше всего это сделать в начале учебного года. Как же работать с такой картой? Рассмотрим отдельные ее пункты и рекомендации по их заполнению.
Пункт 1 — «Проблема».
Необходимо продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необходимость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, необходимость осуществить разноуровневую дифференциацию и отсутствие у педагогов необходимых знаний об этой педагогической технологии для реализации на практике.
Пункт 2 — «Цель инновации, нововведения».
Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внимание на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: «Что желательно создать в итоге работы?» Цель любого нововведения прописывается в глагольной форме. Например, разработать и освоить новую педагогическую технологию по разноуровневой дифференциации обучения.
Пункт 3 — «Сущность инновации, нововведения».
Сущность нововведения — это гипотеза, комплекс взаимосвязанных задач, которые надо решить, чтобы получить новое качество.
Пункт 4 — «Прогнозируемый результат нововведения».
Любой прогнозируемый результат должен нести в себе показатели достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются: возможные (ожидаемые) положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению. Здесь же указываются параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.
Пункт 5 — «Классификация инновации, нововведения по области применения знаний...».
Требуется подчеркнуть или дописать, каким областям знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.
Пункт 6 — «Инноватор».
Записываются сведения о том, кто вводит данную информацию. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).
Пункт 7 — «Нововведение прошло стадии...».
Обвести кружком номера всех стадий, которые прошло конкретное нововведение, включая стадию, на которой оно находится в данный момент.
Пункт 8 — «Нововведение прошло экспериментальную проверку».
Кратность проверок подсчитывается после прохождения полного цикла учебного года.
Пункт 9 — «Характер инновационного процесса» (эксперимента или опыта).
Констатирующий — отслеживание процесса, констатация результатов. Уточняющий — корректировка гипотезы в соответствии с результатами. Формирующий — оформление и описание педагогической технологии и ожидаемых результатов. Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер. Пассивный эксперимент — педагогическое наблюдение.
Пункт 10 — «Препятствия на пути разработки и внедрения».
Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации в любой области: социальной, правовой, материально-технической, финансовой, а также общепедагогические проблемы (управленческие, дидактические, частнометодические, воспитательные, из области психологии, гигиены и других).
Пункт 11 — «Экспериментальный контроль осуществляется...».
Экспертами могут быть специалисты — коллеги, опытные руководители ЦДТ, методисты и др. Общественный контроль осуществляют родительские, профсоюзные организации, и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распространителям и пользователям новшества.
Пункт 12 — «Оценка инновации».
Она определяется с учетом данных карты 2 «Контроль и экспертная оценка инноваций»
Пункт 13 — «Какие еще проблемы предстоит решить».
Расшифровка препятствий, стоящих на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагога и родителей, отсутствие частных методик по проведению разноуровневого контроля и др.
Пункт 14 — «Особые замечания о значении инновации...».
Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения. Данные заполненных карт можно ввести в компьютер. Теперь банк инноваций ДОУ создан, требуется тщательный анализ результатов. Только в этом случае руководителям ДОУ можно будет осуществить программу по регулированию и коррекции инноваций.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ 1.Проблема______________________________________________________________________________________________________________________
2.Цель инновации, нововведения___________________________________
_______________________________________________________________
3.Сущность инновации, нововведения_______________________________ __________________________________________________________________
4.Прогнозируемый результат нововведения________________________________________________________________________________________________________________________
5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний (управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, гигиена и физиология, междисциплинарная область и др.) подчеркнуть
6. Инноватор:___________________________________________________
_______________________________________________________________
Ф.И.О., возраст, образование, специальность, пед. стаж
Разработчик, распространитель, пользователь (подчеркнуть)
7. Нововведение прошлой стадии:
1. формирование идеи,
2. целеполагания,
3. разработка
4. освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента,
5. Распространения, диффузии (многократного повторения,
6. рутинизации
8. Нововведение прошло экспериментальное апробирование однократное, многократное (подчеркнуть)
9. Инновационный эксперимент: констатирующий, формирующий, уточняющий (подчеркнуть)
активный (производственный, лабораторный) или пассивный (экспериментальное наблюдение) (подчеркнуть)
10. Препятствия на пути разработки и внедрения_____________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
11. Экспериментальный контроль осуществляется (специалистами, общественностью, самоконтроль) (подчеркнуть)
12. Оценка инновации: критическая, низкая, допустимая, оптимальная
13. Какие еще проблемы предстоит решить:__________________________ __________________________________________________________________
_______________________________________________________________
14. Особые замечания о значении инновации и ее оценка с учётом альтернативных мнений:___________________________________________ _____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога
Тема семинара: Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.Цель семинара– осознание педагогами влияния творческих способностей на возможности внедрения инноваций в пе...
Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов
Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....
Информационная карта инновационного опыта педагога Ярусовой Т.Г.
Описание инновационного опыта на тему "Технология творческих мастерских на уроках русского языка и литературы"...
Инновационная деятельность педагога в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе...
Карта инновационной деятельности педагога.
В данном материале обобщен мой опыт работы по формированию навыков исследовательского труда....
Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...