Информационная карта инновационного опыта педагога Ярусовой Т.Г.
материал по теме

Ярусова Татьяна Геннадьевна

Описание инновационного опыта на тему "Технология творческих мастерских на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform.kartayarusovatsivilsk.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Ярусова Татьяна Геннадьевна

МБОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 2» Цивильского района Чувашской Республики

429900 Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Рогожкина, 59

Учитель русского языка и литературы

17 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Использование технологии творческих мастерских в процессе преподавания русского языка и литературы.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в программах развивающего образования. Источник изменений – противоречие между необходимостью формирования личности, обладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхождению в мировое сообщество и успешной жизнедеятельности в нем и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой деятельности учащихся в процессе изучения литературы и русского языка.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в разработке условий ситуационно-позиционного обучения, которые включают следующие типы ситуаций учения-обучения: ситуация актуализации и проблематизации; ситуация концептуализации; ситуация моделирования; ситуация ученической рефлексии. Методическим средством реализации ситуационно-позиционного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы является создание диалоговой развивающей дидактико-коммуникативной среды обеспечить расширение сферы самостоятельности учащихся – от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает создание на уроках литературы и русского языка творчески-развивающей образовательной среды за счет распространения активных форм обучения. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения технологии творческих мастерских на уроках литературы и русского языка учителю необходимо создать базу такого материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной типологии уроков: по сферам и ситуациям общения, по степени сложности и т.д., включить в область дидактического обеспечения уроков информационные технологии.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов. Ярусова Т.Г. -  учитель высшей категории, испытывающий потребность в общении с детьми, проявляющий профессиональное новаторство и профессиональную работоспособность, обладающий общей эрудицией и педагогической внимательностью.

Результат изменений

Внешняя результативность ИПО: 1) за последние пять лет 13 учеников стали призерами районных и 1 – республиканской предметных олимпиад, 2) за период 2009-2013 гг. 9 учеников стали призерами районной  конференции НПК; 3) за тот же период 10 учеников стали победителями районных, 7 – республиканских, 4 – Межрегиональных и Всероссийских конкурсов сочинений 4)  растёт процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля.

Внутренняя результативность ИПО: на основании контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: обучающиеся научились обозначать цели; научились работать в группах (социоконструкция); научились выступать в группе, отстаивать собственную точку зрения (социализация).

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Материалы конкурса инновационных педагогических практик: учеб.-метод. пособие. – Чебоксары, ЧПИ МГОУ, 2012.

III. Описание инновационного опыта учителя

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения. При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся. А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Уроки литературы и русского языка призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Методологическую основу опыта составляет диалектика как общий метод познания, заключающийся в целостном всестороннем рассмотрении процессов и явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности. Технология мастерских основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже. Основные методические приемы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения. Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования: 1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; 2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи; 3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности; 4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся; 5) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. 
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения
. Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок. Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение нового материала, но в отличии от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на неё от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приёмы работы с информацией – от элементов игры до работы со словарём – могут быть включены в мастерскую. По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до трёх-четырёх часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») и более. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической обработке и теоретическому осмыслению.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений.

Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации воспитательной работы. Выдвинут оригинальный подход коренным образом отличающийся от традиционной методики преподавания русского языка и литературы в старших классах, полученный учителем результат расширяет известные теоретические и практические положения теории развивающего обучения и открывает новые грани проблемы позиционного самоопределения старшеклассника и закономерностей его становления как субъекта собственной деятельности

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес: Корсакова Любовь Евгеньевна, доцент кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», кандидат филологических наук. (8352)412848, korsakova-29@mail.ru, 428034, г. Чебоксары, бульвар Юности, д.3, кВ. 190


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

информационная карта инновационного опыта

Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....

Информационная карта инновационного опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ  и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...

Информационная карта инновационного опыта работы педагога

Использование технологии проектного обучения как способа развития информационной культуры школьников в учебной деятельности...