Мониторинг СОЦИАЛИЗАЦИЯ воспитанников
картотека (9 класс) на тему
Прежде чем говорить о результатах диагностики и мониторинга чего бы то ни было, необходимо разобраться в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.
Диагностика – это способ изучения процесса, явления с целью выявления или установления состояния процесса, явления.
Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Но в тоже время недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок. Так наши воспитанники не смогут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а в силу сложных обстоятельств и своего диагноза.
Необходимо разработать такой мониторинг, который бы позволил оценить усилия каждого ребёнка, даже плохо воспитанного, стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.
Мониторинг, который я использую, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников группы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы.
Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_sotsializatsii.doc | 454 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное автономное учреждение
Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
пгт. Новобурейский
Мониторинг
уровня социализации воспитанников
Автор: Быкова Валентина Петровна
воспитатель 1 квалификационной категории
2014 – 2019 гг
Мониторинг уровня социализации воспитанников
Прежде чем говорить о результатах диагностики и мониторинга чего бы то ни было, необходимо разобраться в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.
Диагностика – это способ изучения процесса, явления с целью выявления или установления состояния процесса, явления.
Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Но в тоже время недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок. Так наши воспитанники не смогут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а в силу сложных обстоятельств и своего диагноза.
Необходимо разработать такой мониторинг, который бы позволил оценить усилия каждого ребёнка, даже плохо воспитанного, стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.
Мониторинг, который я использую, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников группы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы.
Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:
- сформированность навыков здорового образа жизни
- социальная адаптация
- сформированность коммуникативных навыков
- учебная мотивация
- социальная активность
- сформированность навыков социальной адаптации
- уровень усвоения нравственных норм и правил
I. Сформированность навыков здорового образа жизни:
«1» – не имеет представлений о правилах мытья рук, ног, тела; не знает правила чистки зубов
«2» – знает правила, но не имеет практических навыков
«3» – частичное знание правил и частичное выполнение практических навыков
«4» – знает правила, но не выполняет на практике
«5» – знает правила, но часто нарушает
«6» – знает правила, но иногда выполняет с замечаниями
«7» – знает последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, выполняет при частичном контроле со стороны педагога (присутствие)
«8» – знает, но выполняет по требованию (достаточно озвучить)
«9» – знает и выполняет самостоятельно
«10» – оказывает помощь товарищам
II. Социальная адаптация:
«1» – не имеет представлений о распорядке дня (не разделяет первую и вторую половину дня) и неадекватно реагирует на замечания
«2» – частично ориентируется в режиме дня, но на замечания реагирует неадекватно
«3» – частично ориентируется в режиме и адекватно реагирует на замечания
«4» – знает режим, но нуждается в постоянном контроле
«5» – ориентируется в режиме, но часто нарушает (опаздывает, отказывается выполнять что-либо)
«6» – избирательное отношение к режиму
«7» – знает режим, но нуждается в частичном контроле
«8» – знает режим, но иногда выполняет с замечаниями
«9» – знает и выполняет самостоятельно
«10» – осознанно соблюдает режим
III. Сформированность коммуникативных навыков:
«1» – ОНР, не всегда понимает обращенную к нему речь, словарный запас ограничен потребностями ребенка («дай», «на», «пи-пи», «ка-ка»)
«2» – понимает обращенную к нему речь, сквернословит, агрессивен по отношению к себе и другим, груб в общении
«3» – не всегда понимает смысл слов, отсюда часто сквернословит и нарушает правила коммуникативного поведения, не контактен
«4» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми, но не выполняет известные правила коммуникативного поведения
«5» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми и взрослыми, но правила коммуникативного поведения выполняет по своему усмотрению и в зависимости от ситуации
«6» – вежлив в общении, но может проявить негатив, если его «заденут»
«7» – вежлив в общении, доброжелателен, адекватно реагирует на замечания взрослых, но не детей
«8» – вежлив в общении, доброжелателен со всеми, адекватно реагирует на любые замечания
«9» – осмысленно употребляет вежливые слова, в общении не конфликтен
«10» – усвоены социальные нормы и правила культуры поведения
IV. Учебная мотивация:
«1» – полное нежелание ходить в школу, учиться, агрессивное отношение к педагогам и школе
«2» – отказывается от выполнения домашнего задания из-за нежелания делать что-либо
«3» – выполняет домашнее задание по настроению
«4» – отказывается от выполнения домашнего задания, столкнувшись с трудностями
«5» – выполняет домашнее задание как необходимость, которую нельзя избежать, при этом, не задумываясь о правильности
«6» – выполняет домашнее задание с помощью взрослого
«7» – выполняет домашнее задание, но с частичной помощью взрослого
«8» – пытается выполнить весь объем домашнего задания самостоятельно, но не качественно, отказывается от помощи
«9» – выполняет домашнее задание самостоятельно, но с ошибками
«10» – выполняет домашнее желание с желанием, пониманием, самостоятельно
V. Социальная активность:
«1» – неумение организовать свой досуг
«2» – является негативным лидером
«3» – безучастен к происходящему (не проявляет интереса к любым мероприятиям)
«4» – при наличии руководства стремится к пустому времяпрепровождению
«5» – может быть участником простых подвижных и настольных игр
«6» – организует свой досуг по рекомендации педагога без желания
«7» – организует свой досуг по рекомендации педагога с желанием
«8» – может организовать свой досуг, независимо от того, чем заняты другие дети
«9» – является активным участником происходящего
«10» – свободное время проводит с пользой для себя и других, целенаправленно, интересно, организует и побуждает к тому же других
VI. Сформированность навыков социальной адаптации:
«1» – отсутствие самостоятельности (не приучены складывать свою одежду, не умеет самостоятельно ухаживать за своими вещами, не принимает участия в наведении порядка в классе, раздевалке, не заправляет постель)
«2» – не сформирована потребность следить за внешним видом, отсутствие владения навыками аккуратного приёма пищи и культуры поведения за столом, не умеет аккуратно заправлять постель, не умеет дежурить
«3» – не различает чистые и грязные вещи, не умеет подобрать одежду по погоде, помощь взрослого не принимает, плохо заправляет постель, плохо дежурит
«4» – нет системы в содержании порядка в одежде, личных вещах, нет правильной последовательности действий при одевании, раздевании, приёме пищи и т.п.
«5» – с помощью взрослого подбирает одежду в зависимости от погоды, раскладывает, развешивает мокрую одежду и обувь для сушки, заправляет кровать
«6» – при частичной помощи со стороны взрослого подбирает одежду и обувь в зависимости от ситуаций (повседневную, праздничную, спортивную), выполняет обязанности дежурного
«7» – при частичном контроле выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям
«8» – выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям, но при напоминании
«9» – выполняет все действия самостоятельно
«10» – выполняет все действия самостоятельно и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности
VII. Уровень усвоения нравственных норм и правил:
«1» – не регулирует свое поведение, подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции; крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка
«2» – отражает чрезмерные эмоции, неусидчивость, плохая саморегуляция поведения
«3» – при наличии контроля со стороны педагогов и товарищей неадекватно реагирует на ситуации, мало реагирует на внешнее воздействие
«4» – отражает средний уровень тревожности и агрессивности
«5» – вспыльчив, не может переключить свое внимание на что-то другое, не идет на сотрудничество и перемирие
«6» – вспыльчив, но довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие
«7» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сосредоточенность, усидчивость, доброжелательность, но иногда может наблюдать ситуативные адекватные, агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих
«8» – крайнее проявление покладистости: т.е. беспрекословно выполняет указания других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм
«9» – проявляет покладистость, но не в ущерб собственным интересам
«10» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.
Список учащихся группы
- Багинский Андрей Вячеславович
- Гречанник Кирилл Александрович
- Заплечникова Виктория Вячеславовна
- Белоусов Роман Анатольевич
- Могильный Олег Сергеевич
- Чмеленко Кирилл Александрович
- Протченко Вероника Руслановна
- Бухтоярова Диана Рустамовна
1 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 8 | 9 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
|
2 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 10 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
|
3 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 |
|
4 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 6 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
|
5 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 4 | 5 | 5 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 1 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
|
6 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
|
7 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
|
8 | |||||||||||||||||||
Показатели | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||
2014 /2015 г. | 2015 /2016 г. | 2016 /2017 г. | 2017 /2018 г. | 2018 /2019 г. | |||||||||||||||
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | ||||||||||
сформированность навыков ЗОЖ | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
социальная адаптация (выполнение режима) | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
коммуникативные навыки (речевая культура) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
учебная мотивация (самоподготовка) | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
социальная активность (организация досуга) | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
навыки самообслуживания | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |||||||||
уровень усвоения нравственных норм и правил | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
|
Выводы и рекомендации:
- По результатам мониторинга уровень социализированности воспитанников моей группы на 2018 – 2019 учебный год выше среднего – 75 %, по сравнению с предыдущим годом 2016 – 2017 уч. год – 51 % (рост уровня составил 24 %), 2015 – 2016 уч. год – 39 % (рост уровня составил 36 %)
- Для повышения уровня социализации воспитанников необходимо активнее вести работу, надо целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социализации отстает по сравнению с основной массой детей.
- Задачи, которые необходимо решать:
- содействовать социальной адаптации учащихся;
- помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа;
- использовать включение детей в активную творческую деятельность;
- помочь приобретать навыки обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
- воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции; оградить детей от асоциальных влияний; сформировать навыки духовного противостояния на основе отечественных нравственных и культурных традиций.
Список литературы:
- Баранова Т.С. Девиантное поведение подростков-трудности социализации- Психология и школа,2005,№3 с.3
- Ильина Т.А. Формирование мировоззрения и социализация личности.-Школа,2010,№5,с.38-40
- Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.-Воспитание школьников,2006,№2,с.68
- Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности.-Педагогика,2014,№1,с.3
- Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников.-Школьные технологии, 2005,№2,с.97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"
Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...
Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)
В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...
программа по социализации воспитанников в условиях детского дома
Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...
Актуальные проблемы социализации воспитанников в Детском доме.
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования заданий «сверху», требовало жёсткого ...