Актуальные проблемы социализации воспитанников в Детском доме.
статья по теме
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования заданий «сверху», требовало жёсткого контроля всех сфер деятельности человека. Процесс воспитания рассматривался, как отработка у детей заданных форм поведения: уроки мира, уроки мужества… Педагогика назидания отводила ребёнку роль пассивного участника, не учитывая желания, стремления, настроения ребёнка. В результате этого формировалось неприятие учебного и воспитательного процесса и советов, которые ему приходилось выслушивать от педагогов. Воспитательная работа в детском доме строилась на принципах обязательности воспитательных часов, политинформаций, заседаний различных комиссий и других подобных мероприятий. Воспитанник превращался в объект и был вынужден подчиняться целой системе запретов, наказов, проверок. Сегодня наше общество изменилось. Мы переживаем период переоценки ценностей: старые постулаты предаются забвению, новые пока ещё не сформулированы. Напряжённые социальные отношения, множество негативной и противоречивой информации, повышенные культурные и образовательные требования при понижении уровня культуры и образованности общества в целом - всё это ставит воспитанника в тяжёлое положение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальные проблемы социализации воспитанников в Детском доме. | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы воспитательной работы в детском доме.
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования заданий «сверху», требовало жёсткого контроля всех сфер деятельности человека. Процесс воспитания рассматривался, как отработка у детей заданных форм поведения: уроки мира, уроки мужества… Педагогика назидания отводила ребёнку роль пассивного участника, не учитывая желания, стремления, настроения ребёнка. В результате этого формировалось неприятие учебного и воспитательного процесса и советов, которые ему приходилось выслушивать от педагогов. Воспитательная работа в детском доме строилась на принципах обязательности воспитательных часов, политинформаций, заседаний различных комиссий и других подобных мероприятий. Воспитанник превращался в объект и был вынужден подчиняться целой системе запретов, наказов, проверок. Сегодня наше общество изменилось. Мы переживаем период переоценки ценностей: старые постулаты предаются забвению, новые пока ещё не сформулированы. Напряжённые социальные отношения, множество негативной и противоречивой информации, повышенные культурные и образовательные требования при понижении уровня культуры и образованности общества в целом - всё это ставит воспитанника в тяжёлое положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни.
Недостаточно просто научить определённым знаниям и умениям. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. стать личностью, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Среди наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности в детском доме является понятие о социализации как процессе вхождения воспитанника в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретении системы социальных
В процессе социализации можно выделить 2 основных аспекта:
1. Усвоение воспитанником социального опыта, форм, опыта, способов и моделей поведения.
2. Воспроизведение системы социальных связей, моделей поведения в активной деятельности ребёнка в социальной среде.
Воспитанники детского дома развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
-в условиях детского дома, где семья заменена учреждением;
-в условиях «социального сиротства»;
-в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;
-в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и опыта.
Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности воспитанника. Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении социального опыта:
У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; 80% детей, воспитывающихся в детских домах имеют задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности.
Агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину.
Бедность мотивационной сферы, поверхностность, нервозность контактов, неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.
Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защиты», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других.
Тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления (для того, чтобы побыть одному).
Иждивенческая позиция (« нам должны», «дайте»); отсутствие бережливости и ответственности.
Инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к самостоятельному выбору.
Перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты -это своего рода защита ребёнка от мира взрослых, неумелая попытка противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. При условиях правильно организованной воспитательной работы в детском доме можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности воспитанника.
В нашем детском доме мы пытаемся обобщить накопленный практический опыт работы в этой сфере, анализируя научно-методические разработки в области воспитания с позиции коррекционно-развивающего сопровождения процесса формирования личности воспитанника.
Воспитание –это динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и воспитанника. Она меняется в зависимости от личности педагога, и от личности воспитанника. Сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя. Он должен:
а) знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы;
б) учитывать особенности характера и недостатки воспитанника;
в) знать структуру отклонений в развитии, влияющих на формирование личности;
г) постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Воспитатель в детском доме должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию успеха.
Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды должны стать:
-создание системы позитивно действующих факторов: оформление детского дома, спален, столовой, комнаты отдыха, учебных классов, кабинета дополнительного образования; Создание информационной службы детского дома, постоянно освещающей успехи каждого и всех вместе;
-разработка разновариантных моделей занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;
-создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учётом его личностных особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Хуже обстоит дело, когда воспитатель транслирует информацию, к которой у него самого отрицательное (не умеет делать) или нейтральное отношение. Вот в таких случаях и нужна помощь психолога, который учтёт психологический портрет специалиста и раскроет его сильные и слабые стороны, которые воспитатель должен учитывать при организации личностного общения с воспитанниками;
-организация досуговой деятельности (игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, занятия в кружках дополнительного образования и др.)
Основным стержнем социализации личности воспитанника является позиция производителя, позволяющая реализовать себя. Её отсутствие очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников детских домов. Они привыкают к мысли, что им все должны. И когда педагоги жалуются, что их воспитанники неблагодарны и т.п., пусть постараются проанализировать свою работу с позиции: был ли ребёнок включён в систематическую работу по преобразованию окружающей действительности: оформлению детского дома, выполнению творческих работ, уход за растениями и др. Ведь это доступно нашим детям. А если начинать эту работу с первых лет пребывания в детском доме, то можно получить положительный результат.
Для того чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу, организуемая деятельность должна быть совместной, а воспитатель и воспитанник – партнёры для достижения результата.
Что нужно и что нельзя делать при работе с детьми.
Это делать нужно: 1. Будьте в курсе всех утрат ребёнка. 2. Будьте готовы воспринять новую информацию. 3. Используйте речь соответственно возраста ребёнка. 4. Будьте готовы поделиться собственным опытом для установления контакта. 5. Работайте в неформальной обстановке. 6. Помните, что каждый ребёнок – это личность, к которой нужен индивидуальный подход. | Это делать нельзя: Работать в обстановке с отвлекающими факторами. Приниматься за работу, если в себе не уверен. Думать, что от ребёнка требуется всё, а от вас ничего. Подгонять во время занятий. Ставить ребёнка в сложное положение-он и так в них побывал и новые ситуации могут только усугубить осознание своей вины в прошлом. Использовать в своей речи сложные вопросы и непонятные слова. |
Дети учатся у жизни.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнка подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям.
Если не знаете как воздействовать - остановитесь!
Устраните из вашего общения с детьми способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества.
Не фиксируйте внимание на неудачах.
Давайте качественные оценки.
Не сравнивайте с кем- либо, не ставьте никого в пример.
Не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме.
Используйте разные формы поддержки ребёнка.
Не учите подавлять эмоции, научите правильно направлять их.
Чувства ребёнка нельзя оценить, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает.
Научите адекватно реагировать на те или иные ситуации.
Стимулы, используемые в работе с воспитанниками:
Внимание
Ласка
Одобрение
Поощрение
Положительный пример
Организация успеха
Сотрудничество
Сочувствие
Сопереживание
Неодобрение
Ирония
Критика
Замечание
Наказание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...
Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.
Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ...
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.
АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ....
Социализация воспитанников МКОУ "Детский дом- школа № 95 " на уроках географии.
Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве...
Бланк регистрации содержания актуального опыта воспитанника детского дома для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии
Бланк регистрации социализации детей с ограниченными возможностями....
Программа по социализации воспитанников МБДОУ детский сад №3 «Чистый ручеек души»
Программапо социализации воспитанников МБДОУ детский сад №3«Чистый ручеек души»...