программа по социализации воспитанников в условиях детского дома
рабочая программа на тему

Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома  могут использовать воспитатели и специалисты учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Муромский детский дом № 2»

ПРОГРАММА

по социализации воспитанников детского дома

Составители:

 социальный педагог

Серова  Ирина Евгеньевна,

педагог-психолог

Солдаткина Лидия Николаевна

                                                                                     2005 год

   

                                    СОДЕРЖАНИЕ                                                  стр.

  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………… 4

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………24

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………42

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….43

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….49

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….52

Введение

    Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты.

     Именно поэтому в настоящее время так важна работа по социализации воспитанников.  Детские дома имеют своей основной задачей  оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование  недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

    Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников. Данная программа составлена сотрудниками  ОГОУ «Муромский детский дом №2»: социальным педагогом  второй квалификационной категории Бармотиной И.Е. и педагогом-психологом второй квалификационной категории Солдаткиной Л.Н. в 2005 году. Апробирована в течение двух лет.

                            I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

    Так что же делает человека человеком?

    Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество.

    Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40-50 г.г. в работах А.Бандуры, Дж. Кольмана и др. В различных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» - как самоактуализация Я-концепции. В отечественной психологии социализация разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой  представлена иерархия диспозиций, систематизирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализиронных образовательных системах. В силу объективных причин, изменений, происходящих в государстве, подходы к социализации также рассматриваются в несколько другом ракурсе. В настоящее время изучением проблемы социализации детей-сирот занимается А.В. Мудрик. Он рассматривает социализацию как процесс развития личности.  

    Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

    Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

    Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

      Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

   Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

   Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.

   Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.  

    Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

     Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить  в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

  1. позитивное отношение к людям;
  2. способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;
  3. потребность в труде как образе жизни;
  4. способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

    Детские дома имеют своей основной задачей  оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование  недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

    Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

    Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

  Семейное воспитание.  Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное  представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники детского дома или интерната. Следовательно, информация о социальных ролях: муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена.  

Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования  готовности к семейной жизни, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах.

Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе  свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

        У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях.

     В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.

    В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.  

Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.

    Мораль и право. Правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате  работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе. Следует отметить, что содержание программы не дублирует школьную программу по граждановедению, способствует развитию зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности.

    Профориентация. Среди целей и задач деятельности современного образовательного учреждения в условиях социально-экономического преобразования общества одной из ведущих становится проблема активизации профессионального самоопределения.

    Выпускники детского дома должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Психологические особенности воспитанников детского дома усложняют процесс их профессионального самоопределения. Трудности в профессиональном самоопределении подростков – воспитанников детского дома вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.

       У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

   Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

    Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути, профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.

Эти разделы состоят из ряда занятий, каждое из которых рассчитано на 40-50 минут.

Форма занятий: беседы, игры, дискуссии, экскурсии, проекты, семинары-практикумы. Форма занятия выбирается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

На занятиях используется наглядный и дидактический материал.

            Психологическая реабилитация и развитие. Дети, с раннего возраста воспитывающиеся в детском учреждении, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам они находятся на одном уровне со сверстниками или даже опережают их, по другим же резко отстают не только от однолеток, но и от  детей более младшего возраста. Это объясняется тем, что зоны отставания возникают достаточно рано, еще до поступления ребенка в детский дом. Отсутствие работы по нивелированию таких зон в этот период приводят в последствии к глубоким отставаниям по ряду параметров.

Интеллектуальное развитие детей детского дома отличается дисгармоничностью. С одной стороны, это развитие отличается от более равномерного, сбалансированного развития различных сторон мышления у детей, растущих в семье. С другой стороны, эта дисгармоничность в развитии интеллекта  отлична от той, которая наблюдается у «трудных» детей и детей с ЗПР. Напомним, что вербальное мышление формируется прежде всего под влиянием организованного обучения, в то время как невербальное развивается (в условиях нашей культуры) в основном стихийно: в игре, в неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми. У воспитанников детского дома, как правило, отстает в развитии именно невербальное мышление при  соответствующем возрастной норме вербальном мышлении. Вопреки распространенному мнению о том, что детям детского дома свойственно отклонение в интеллектуальном развитии, аналогичное широко изученному в дефектологии явлению ЗПР, для воспитанников детского дома свойственен другой тип отклонения. Опыт показывает, что компенсировать данное отклонение нельзя теми  же путями, которые разработаны для ликвидации ЗПР или для работы с «трудными» детьми из семей. Некоторые частные методики, приемы, рекомендуемые для воспитания и обучения указанных категорий детей, могут быть использованы и в работе с воспитанниками детского дома. Однако магистральный путь развития их интеллектуальных и личностных потенций должен ориентирован на специфические  именно для этих детей особенности психологического развития.  Именно скудность, ограниченность чувственного опыта у детей воспитывающихся вне семьи, с многократно описанными феноменами госпитализма (особенно на ранних стадиях онтогенеза), отрицательно отражается на формировании наглядно-образного мышления и восприятия. Ограниченность практики решения задач, бедность конкретно-чувственного опыта и накладывающиеся на это особенности дошкольного и школьного обучения, которые обычно сводятся к отработке формально-логических операций, отдельных знаний и навыков, приводят к схематичности мышления ребенка, когда развитие формальных сторон интеллекта – классификации, систематизации – заменяет собой образное, конкретное познание мира. В тех случаях, когда в дошкольном и младшем школьном возрасте складывается классификационный тип мышления как доминирующий, он оказывается очень устойчивым и проявляется на протяжении всего школьного детства в способе усвоения  знаний, в особенностях познавательной деятельности.

Исходя из этого основной задачей данного раздела программы следует назвать обогащение чувственного опыта воспитанников в комплексе с оптимизацией психологических функций. Даная задача относится прежде всего к первому этапу – психологической реабилитации и развитию детей младшего школьного возраста. Также в настоящий момент актуален вопрос о психическом здоровье детей. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств связан с общим снижением успеваемости, особенно на период младшего школьного возраста.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники воспитанники детского дома  значительно отличаются от других сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

          Воспитанник детского дома, достигший школьного возраста, как правило,     продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

У таких детей даже при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечаются:

- низкий уровень познавательной активности

- незрелость мотивации к учебной деятельности

- снижение работоспособности к приему и переработке информации

-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире

- недостаточная сформированность умственных операций

-отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Причинами такого рода  задержки психологического развития детей в большинстве случаев являются:

  1. минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве.
  2. длительная социально-культурная депривация.
  3. целебрастенические состояния, а также осложненный, то есть с признаками органической недостаточности, психофизический инфантилизм.

Эти условия, как и тяжелые соматические заболевания, ведут к возникновению функциональной недостаточности центральной нервной системы.

Содержание данного раздела занятий направлено на развитие внимания, памяти, мышления и речи у воспитанников детского дома.

Раздел состоит из ряда занятий, одно из которых рассчитано на 30-40 минут.

Структура каждого занятия включает следующие этапы:

  1. создание эмоционального настроя,
  2. подготовка к основным упражнениям.
  3. тематические игры и упражнения.
  4. релаксационные упражнения.
  5. подведение итогов.

Используется на занятиях наглядный и дидактический материал.

Данный раздел рассчитан на учащихся младшего школьного возраста – воспитанников детского дома.

 На втором этапе программы в рамках раздела психологической реабилитации и развития реализуются прежде всего такие задачи как профилактика девиантного поведения и развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие эмоционально-волевой сферы прежде всего направленно на данном этапе на формирование «Я - концепции», т.е. адекватного представления ребенка о себе и окружающем мире. Эти два направления тесно связаны и позволяют максимально выполнить поставленные задачи. Девиантное  поведение детей и подростков – явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими  особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную  основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные нормы, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Работа с подростками основывается как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Дети и подростки - воспитанники детского дома -  как правило, испытывают трудности в общении.

Содержание курса данных занятий направлено на знакомство детей с различными эмоциональными состояниями, развитие эмоциональных состояний, развитие способности к рефлексии эмоционального поведения, формирование умения распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций (мимика, пантомимика, голос и др.), развитие самоконтроля.

                                          Задачи раздела:

  1. познакомить с разными эмоциональными состояниями.
  2. развить у детей способность к рефлексии эмоционального поведения
  3. сформировать умение распознавать эмоциональное состояние других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций (мимика, пантомимика, голос и пр.).
  4. развивать у детей навыки самоконтроля.

Структура каждого занятия включает следующие этапы:

  1. Разминка

Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и  интерес к совместному занятию, настроить интерес детей на активную работу и контакт друг с другом.

  1. Мимические и пантомимические этюды.

Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психологического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.).      

  1. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

  1. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.                  

  1. Окончание занятия, психомышечная тренировка.

Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Для создания и поддержания эмоционального фона можно использовать музыкальное сопровождение. 

 В настоящее время среди воспитанников детского дома часто встречаются дети с психосоматическими заболеваниями. Одной из задач работы педагога-психолога в такого рода учреждении является профилактика психосоматических заболеваний. В настоящее время интенсивно развивается интегративный метод психологического воздействия на ребенка. Создаются программы, сочетающие в себе медицинский, психологический и педагогический подходы.

Одной из особенностей воспитанников является сложность выражения своего чувственного опыта и отсутствие потенциального пространства (Д.В.Винникотт) для свободной игры и творчества. Неспособность выражать свои переживания и чувства на символическом уровне, через речь, бедность воображения. Поэтому вербальная психокоррекция часто оказывается малоэффективной и требует больших временных затрат.

Позитивным выходом из данной ситуации стала возможность создания интегративного подхода, основанного на использовании методов групповой психотерапии.

Он  представляет интеграцию методов групповой психотерапии по методу символдрамы и специальных, телесных упражнений.

Можно выделить ряд преимуществ интегративного подхода:

  1. возможность получать обратную связь от других членов группы;
  2. «растворение» роли психолога;
  3. интенсивное влияние коллективного бессознательного и образов архетипического значения;
  4. белее интенсивная динамика изменений психосоматической картины;
  5.     глубокая ресурсная подпитка каждого через совместное переживание образа, обогащение индивидуального опыта через сотрудничество, сотрудничество и поддержку в группе.

Цель раздела:

-Активизация и развитие воображения

- Развитие способности выражать свои чувства через речь

- Снижение агрессии

Приемы и методы:

- Представление образов

- Рисование

- Обсуждение

- Беседа

- Телесные упражнения

Структура занятий:

  1. разминка-приветствие  (10-15 минут)
  2. упражнения, игры  (20-30 минут)
  3. представления (10 минут)
  4. совместное рисование (15 минут)
  5. подведение итогов (5 минут)

                                                      Структура раздела:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ- лекции и беседы, которые проводятся с детьми.
  2. АКТИВНАЯ, ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.  Дети обучаются элементам самоконтроля, точечному массажу, методам релаксации, дыхательной гимнастике, методам контроля дыхания. В работе используются ситуационные задачи, видеофильмы.
  3. ПСИХОКОРЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ.   С детьми проводится психологическая коррекционная работа по методу игротерапии и символдрамы.

    Целью занятий с использованием методов групповой игротерапии является профилактика и восстановление психического единства личности путем нормализации ее межличностных отношений.

Задачи:    

  1. развить «Я- концепцию».
  2. стать более ответственным в своих действиях и поступках.
  3. стать более самоуправляемым.
  4. в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля.
  5. выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений.
  6. развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.

Большинство игр, используемых для занятий, были разработаны детским и подростковым психотерапевтом Гюнтером Хорном.

Можно утверждать, что многие из предложенной в программе игр являются полуфункциональными, то есть при их применении можно решать разные задачи – одна и та же игра для одного ребенка будет являться средством повышения самооценки, для другого – окажет тонизирующий эффект, для третьего – явиться уроком коллективных отношений. Кроме того, данные социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 6-7 до 15-16 лет и преследуют разные цели в разных возрастных группах.

         Правила и нормы в групповой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут себя чувствовать защищенными. Все это происходит в игровой форме, что позволяет избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.

Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме ( предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение разряжается в процессе игры вместо преженего отреагирования.

Рекомендуемое колическво участников группы  5-6 человек.

Структура всех занятий одинакова: сначала проводится разминка или упражнения на разогрев (20 минут), затем проводится основная часть – игротерапевтическая, которая включает проведение одной из нескольких игр (50 минут), затем следует завершающий этап, во время которого дети имеют возможность обсудить занятие, поделиться своими впечатлениями и чувствами, а также высказать свои пожелания на дальнейшие занятия.во время проведения игры группа может взять 2 «тайм-аута» по 5 минут каждый для того, чтобы отдохнуть, побегать или просто сбегать в туалет. Для этого группе надо договориться друг с другом о проведении пятиминутной паузы и сообщить о своем решении психологу. Такая организация игры помогает участникам группы почувствовать себя единой сплоченной командой, где мнение каждого участника выслушивается и учитывается.

Во время проводимых занятий каждый участник проходит несколько этапов коррекционного воздействия:

  1. коррегирующее эмоциональное переживание.  Принятие другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира.
  2. конфронтация. Это столкновение участника группы с самим собой, со своими проблемами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами.
  3. научение. Осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая ситуация это ситуация многопланового, реального взаимодействия. Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Ощущая уважение психолога при отсутствии оценок и постоянном эмоциональном принятии, дети научаются уважать себя и других. Так как детям позволяется самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, реализуются и развиваются их собственные их внутренние ресурсы, дети получают возможность делать выбор и отвечать за него.
  4. эмоциональное отреагирование. Снятие запретов на возможность эмоционального отреагирования, на осознание неопасности различных эмоций и перцептивных реакций.

             На третьем этапе реализации программы задачами раздела психологической реабилитации и развития является развитие психологической компетенции в общении как одного из основных условий успешной социализации воспитанников.

 Компетентность в общении имеет две составляющие: теоретические знания по психологии общения и практические навыки коммуникации. Третий раздел охватывает данные составляющие. Содержание занятий не дублирует материал уроков психологии и занятия в медико-психологической школе, а основывается на полученных там знаниях, закрепляет их, углубляет сензитивные навыки. В основном занятия с детьми старшего школьного возраста проводятся в форме тренингов. Это обуславливается возрастными особенностями детей, их склонностью к групповым методам работы. Тренинг, в данном случае, представляется наиболее эффективным способом усвоения как теоретической, так и практической информации (в большей степени).  Наряду с закреплением и развитием сензитивных навыков, происходит закрепление и совершенствование навыков групповой работы, которые также являются неотъемлемой частью психологической компетентности и одним из условий социальной адаптации воспитанника детского дома в обществе.

 Цель программы:

социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

 Задачи программы:

  1. формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.
  2. формирование социальной активности воспитанника.
  3. формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.
  4. формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на 6 лет.

Темы первого и второго года занятий для детей младшего школьного возраста.

Темы третьего и четвертого года занятий для детей среднего школьного возраста.

Темы пятого и шестого года занятий для детей старшего школьного возраста.

Наиболее доступными формами являются беседы, утренники, игры деловые и ролевые, также используются дискуссии, форма круглого стола

Программа состоит из нескольких разделов:

  1. Азбука кухни.
  2. Твое здоровье.
  3. Этикет.
  4. Мораль и право.
  5. Семейное воспитание.
  6. Психологическая реабилитация и развитие.
  7. Профориентация.

                               ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ

- кухня и знакомство с бытовой техникой










- приготовление пищи


  1. Знакомство с названиями посуды и столовыми приборами (загадки, игры)
  2. Правила пользования столовыми приборами.








  1. Как заварить чай (обучение).

 « Праздник русского самовара».

  1. Приготовление бутербродов.
  2. Блюда из яиц (яичница, омлет, вкрутую, всмятку).
  3. Как приготовить кисель.
  4. Блюда из картофеля.




1


1









1


1


1

1

3

9

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Друзья Мойдодыра.
  2. Уход за телом.
  3. Гигиена полости рта.
  4. Гигиена и культура питания.
  5. Ознакомление с лекарственными травами.
  6. Береги зрение.
  7. Культура поведения во время болезни.
  8. Водные и воздушные процедуры.

1

1

1

1


     1

1

1


1


 8


ЭТИКЕТ

  1. Правила поведения в общественных местах (театр, кино). Этикетные запреты.
  2. Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Ситуация приветствия и прощания. Правила приветствия со взрослыми и детьми.
  3. Правила поведения за столом. Благодарность, похвала, просьба.
  4. Правила разговора по телефону.
  5. Обращение к прохожим, если надо найти незнакомый объект или узнать время.


2




2




         1

         1


         1

         7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Родина как место, где родился человек.
  2. Наша страна.
  3. Символы государства.
  4. Кто управляет нашей страной.
  5. Природа нашей страны.

1


2

1

1

          2

          7

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Я и моя семья.
  2. Колыбельная матери
  3. Что мы знаем о домашнем труде.
  4. Зайти приятно в дом, коли порядок в нем.

5. Безделье, лень и неуменье вызывают     отвращенье.

  1. Мода разных времен.
  2. Угадай вид одежды.
  3. Бережливость дороже богатства.

2

1

1


1


1

1

1

1

9

ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

  1. развитие раскрепощенности и раскованности
  2. Развитие внимания
  3. развитие произвольности самоконтроля
  4. развитие памяти
  5. развитие мышления и речи

   5


   5

   5


   5

_ 8___

 28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  1. Увлечения и профессия.
  2. Влияние интересов на выбор профессии.
  3. Экскурсии на предприятия города.
  4. Работа клуба «Человек с интересной профессией»

1

1


3


4


9

2 ГОД

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ

- кухня и знакомство с бытовой техникой










- приготовление пищи


  1. Наши домашние помощники (загадки о бытовой технике). Научить пользоваться телефоном (ролевая игра).
  2. Знакомство и правила пользования утюгом, пылесосом, телевизором.






  1. Подготовка сырых овощей и фруктов для салатов. Приготовление салатов из сырых овощей.
  2. Приготовление супов из полуфабрикатов.
  3. Приготовление каши.
  4. Сырники и запеканки.

5. Обработка грибов и правила варки.    Блюда из грибов.




1





1







1



2


1

1


2

9

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Уход за ногтями.

Чтобы волосы были красивыми.

  1. Спорт укрепляет здоровье.
  2. Роль витаминов в жизни человека.
  3. Личная гигиена девочек.
  4. Если хочешь быть здоров – закаляйся.
  5. Первая помощь при отравлении.
  6. Первая помощь при обморожении.
  7. Первая помощь при ушибах и порезах.

 1


 1

 1


 1

 1

 

 1

 1


 1


8

ЭТИКЕТ


  1. Культура поведения на лоне природы.
  2. Правила поведения в общественном транспорте.
  3. Правила знакомства. Речевые реакции на знакомство.
  4. Поведение на улице. Анализ этикетных ошибок.
  5. Правила приема гостей.
  6. Правила поведения за столом. Умение обслуживать гостей.


  1


  1



  1


  1

  1


  2

  7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Символы Российского государства (флаг, гимн, герб).
  2. Что такое правонарушение?
  3. Как называется главный Закон государства?
  4. Почему наказывают людей за совершенные проступки? Какой проступок может быть квалифицирован как правонарушение?

  1


  2


  2



  2


7

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ


  1. Как выбрать подарок.
  2. Как создать праздничную атмосферу в доме.
  3. Как украсить праздничный стол.
  4. Развлечения.

2


2


2


2

8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Коррекционные занятия с использованием методов телесной терапии и групповой символдрамы

  1. игра на поляне
  2. поделись настроением
  3. гуляем по облакам
  4. путешествие на ковре-самолете
  5. дикие джунгли
  6. путешествие на вулкан
  7. подводный мир
  8. в поисках сокровища
  9. летим в космос
  10. встреча с волшебником
  11. путешествие в сказку
  12. путешествие на волшебный остров
  13. страна цветов
  14. где живет моя мечта
  15. возвращение на поляну




1

2

1

3

1

1

2

1

3

1

5

1


3

2

____1___

       28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  1. Мир профессий.
  2. Экскурсии на предприятия города.
  3. Работа клуба «Человек с интересной профессией».

3

3


3


9

3 ГОД

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ


- кухня, знакомство с бытовой техникой





- приготовление пищи



  1. Закрепление умения пользоваться кухонной посудой и столовыми приборами.
  2. Помещение кухни, кухонная утварь.
  3. Оборудование и обстановка кухни.


  1. Как приготовить компот, какао.
  2. Подготовка овощей для салатов. Правила варки овощей. Приготовление винегрета.
  3. Обработка, разделка и приготовление рыбы (жареная, отварная, рыбные котлеты, уха).
  4. Изделия из теста: блины, оладьи.




1



1


1


1

1



2




2

9

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Гигиена тела.
  2. Питание – основа жизни.
  3. Вред алкоголя.
  4. Лесная аптека.
  5. Умей оказать первую помощь при обморожении, при тепловом и солнечном ударе.

  1

  1

  1

  2

  2



   7

ЭТИКЕТ

  1. Речь как отличительная способность человека. Умение говорить и слушать.
  2. Решение ситуативных задач.
  3. Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями.
  4. Сервировка стола для завтрака, обеда и ужина.

1



2

2




2



7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Кого называют гражданином?
  2. Что такое гражданство? Какие права человека называют гражданскими?
  3. Конституция РФ. Права и обязанности.
  4. Права и обязанности детей.
  5. Зачем нужна власть? Возможна ли жизнь без власти?
  6. Что такое законопослушание?
  7. Что такое правонарушение, преступление?

1

1



1


1

1


     1

    1

7

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Бесценный дружеский союз.
  2. Самое утреннее чувство.
  3. Как выбрать спутника жизни.
  4. Любовью дорожить умейте.
  5. Свадьба.
  6. Распределение обязанностей в семье.
  7. Условия семейного счастья

1

1

1

1

1

1


1







7

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

  1. Самопрезентация
  2. Какой я
  3. Какой ты
  4. Я вижу тебя
  5. Я тебя понимаю
  6. Отражаю тебя
  7. Я и ты
  8. Наш мир – какой он?
  9. Кто я в этом мире
  10. Я не один
  11. Мы – вместе
  12. Если тебе грустно
  13. Кто тебе поможет

1

3

3

2

2

2

3

3

2

 2

 2

 1

___2____

28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  1. Мир профессий.
  2. Профессия и состояние здоровья.
  3. Интересы и склонности в выборе профессии
  4. Формула выбора профессии.
  5. Работа клуба «Человек с интересной профессией».

2

1


1


     1


      4

9

4 ГОД

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ


- кухня, знакомство с бытовой техникой





- приготовление пищи



  1. Стиральные машины. Обучение пользоваться ими. Правила машинной стирки.
  2. Правила пользования газом и электроплитой.


  1. Приготовление гарниров (рис, вермишель)
  2. Правила обработки птицепродуктов и правила варки.
  3. Приготовление бульонов и супов: суп с крупами, суп- пюре.
  4. Изделия из теста: пирожки, ватрушки. Приготовление начинок для пирогов.




1



1



2



1


2



2

      9

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
  2. Первая помощь при переломах.
  3. Первая помощь при поражении электрическим током.
  4. Токсикомания.
  5. Здоровый образ жизни.

1


1


1

2

2

 

      7

ЭТИКЕТ

  1. Поведение в гостях.
  2. Признаки речевой культуры. Критика речи. Формы обращения к знакомым и незнакомым.
  3. Сервировка праздничного стола.
  4. Роль хозяйки и хозяина при приеме гостей. Умение принять и развлечь гостей.

2


2



     1


     2


      7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Человек и общество.
  2. Гражданин и государство.
  3. Проблемные ситуации:
  1. В чем состоит чувство ответственности, зачем оно необходимо человеку?
  2. Кто такой «гражданин» в вашем понятии, и какими чертами он должен обладать?
  3. Каким образом использование свобод одним человеком может ущемить права другого?
  1. Человек и выбор жизненного пути.

1

1

3












2


     7

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Семейные трудности.
  2. Развод и его последствия.

(Дети без отца – беда или вина.

Нужно ли сохранять семью ради детей.)

  1. Искусство быть матерью. К чему ведет невыполнение материнских обязанностей.
  2. Доходы семьи. Из чего складываются доходы.
  3. Умение зарабатывать деньги. Тратить или копить.
  4. Бедность. Причины бедности

      1

      2

     

     

     

      2

     

     

      2

   

      1

   

      1

     


     

      9    


   

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

         Игры с использованием методов групповой психодрамы:

  1. вводное занятие
  2.  «Лепешки»
  3. «Анархия»
  4. «Хаос»
  5. «Тюрьма»
  6. «Внутренний голос»
  7. «испорченный телефон» (модификации)

Развитие коммуникативных навыков



1

2

3

3

2

2

3



__13___

28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  1. Требования человека к профессии и профессии к человеку.
  2. Типы профессий по предмету труда.
  3. Работа клуба «Человек с интересной профессией».

    1




    1


    4


   

     6

5 ГОД

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ





- приготовление пищи

1. Обработка и разделка мяса. Правила варки, жаренья, тушения.

2. Приготовления блюд из мяса:

  1. плов;
  2. голубцы;
  3. пельмени;
  4. котлеты.
  1. Супы:
  1. гороховый;
  2. щи;
  3. борщ;
  4. рассольник.
  1. Печень отварная, жареная.

1



4





4





1



10

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. В здоровом теле – здоровый дух.
  2. Вред курения.
  3. Вред алкоголя.
  4. Токсикомания.
  5. Наркомания.
  6. ЗППП. Профилактика вен. заболеваний.
  7. Профилактика незапланированной беременности. Аборты и их последствия.

1

1

1

1

1

1



1



7

ЭТИКЕТ

  1. Взаимоотношения между девушкой и юношей.
  2. Могут ли обидеть жесты (ролевая игра).
  3. Культура общения в семье.

2


2


3

7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Государство и право. Гражданские, экономические и социальные права граждан.
  2. От преступления к наказанию. Как устроен и действует суд. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  3. Декларация о правах человека.
  4. Конвенция о правах ребенка. Права несовершеннолетних

2




3



2

3


















         10

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Семья и ее основные функции.
  2. Семья – их структура, тип.
  3. Неполные браки. Повторные браки.
  4. Психологический климат и совместимость в семье.
  5. Искусство быть супругами. Дискуссии:
  1. В чем смысл семейного счастья;
  2. В чем секреты идеального супружества;
  3. Как сохранить любовь
  4. Любовь и культура поведения влюбленных.
  1. ситуативно-ролевые игры:
  1. Комплимент;
  2. Знакомство;
  3. Свидание.
  4. Грустное настроение;
  5. Раздраженность;
  6. Неприятности на работе;
  7. Кто здесь хозяин.
  1. Дружная семья – решение различных жизненных  ситуаций.

1

1

1


1


3











3







1





11


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

  1. социально-психологический тренинг:
  1. что такое эмпатия
  2. мой темперамент
  3. рефлексия
  4. невербальные средства общения
  5. вербальные средства общения
  6. индивидуальные техники общения
  7. качественные составляющие полноценного общения
  8. правила эффективного общения
  9. способы поведения и выхода из конфликтной ситуации
  10. методы групповой работы



3

2

3

3


2


2


2



3


4


    4____

28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  1. Я и профессия.
  2. «Хочу – могу – надо». Что важнее при выборе профессии.
  3. Ошибки при выборе профессии.
  4. Способности и профессиональная пригодность.

2

1


1

1



5

6 ГОД

РАЗДЕЛ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ





- приготовление пищи


  1. Изделия из теста:
  1. кексы;
  2. печенье;
  3. торты.
  1. Варенье.
  2. Консервирование овощей и фруктов.


3




3

3


9

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Первая помощь при отравлении, обморожении, при ушибах и порезах, при укусе насекомых и змей, при переломах, при поражении электрическим током.
  2. Целебные свойства растений, их сбор, заготовка и применение.
  3. Витаминный чай и салат.

 3







      2

      2

       7

ЭТИКЕТ

  1. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.
  2. Разговоры деловые и бытовые. Дружеские разговоры.
  3. Этические основы разговора. Содержательность разговора.
  4. Чувство юмора.

      2


      2


      2

     

      1

      7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Практическое занятие:
  1. Умение пользоваться элементами инфраструктуры: оформление документов, бланков, регистрация по месту жительства.
  2. Пакет документов выпускника.
  3. Кошелек доходов
  4. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.
  5. Встреча с самим собой (самохарактеристика, определение жизненных планов)
  1. Мое право на образование и труд.
  2. Мое право на жилище.

3


















     2


     2



     




     

   7

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Искусство быть родителями. Разговор за семейным столом:
  1. Поговорим о родительском долге. Роль отца и матери в семье.
  2. К чему ведет невыполнение материнских обязанностей.
  3. Что у меня в семье не так.
  1.  Расторжение брака или сохранение союза? Нужно ли сохранять семью ради детей.
  2. Бюджет семьи.
  3. ситуативно-ролевые игры:
  1. Комплимент;
  2. Знакомство;
  3. Свидание.
  4. Грустное настроение;
  5. Раздраженность;
  6. Неприятности на работе;
  7. Кто здесь хозяин.


 

3











     2


1


2


8


ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ


         1.Жизненные сценарии в судьбе человека

         2. Система ценностей в жизни человека

         3. Мои способности и условия развития потенциала

         4. Самовоспитание

         5. Методы релаксации и восстановления

         6. Способы аутогенной тренировки

       


1


2


2


1

2


____2___

   10

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  1. Стратегия выбора профессии.
  2. Современный рынок труда.
  3. В поисках работы. Биржа труда.
  4. Устройство на работу (ролевая игра). Навыки самопрезентации.
  5. Пути получения профессии.

1

     1

2

1


1


6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Сформированность у воспитанников понятия о необходимости здорового образа жизни:
  1. Наличие у воспитанников знаний о здоровом образе жизни;
  2. Умение построения связи своего здоровья с различными факторами;
  3. Наличие устойчивости к вредным привычкам.
  1. Сформированность социальной активности воспитанника
  1. Знание и соблюдение норм поведения;
  2. Знание своего статуса
  3. Ориентированность в государственных институтах и экономической ситуации;
  4. Умение прогнозировать будущее.
  1. Сформированность профессионально-трудовой готовности воспитанника
  1. Широкая информированность о профессиях;
  2. Умение составить учебно-профессиональный план;
  3. Понимание значимости трудовой деятельности;
  4. Наличие устойчивых избирательных интересов.
  1. Сформированность личностной готовности к самостоятельной жизни
  1. Степень включенности в коллектив;
  2. Эмоционально-психологическая организация (оптимальность по психологическим показателям)

Критерии оценки результативности программы

С целью определения результативности программы были выделены следующие критерии:

1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок)

2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:

  1. Уровень личностной и ситуативной тревожности (по методике Спилберегера)
  2. Уровень самооценки (по методике Л.Д. Столяренко)
  3. Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса-А.Дарки)
  4. Социометрического статуса в коллективе (по методике Морено)

                                                     Заключение

        Программа была апробирована в течение 2 лет. На первом этапе было проведено предварительное исследование по следующим направлениям:

  1. Тест «Самооценка» (по Л.Д.Столяренко)
  2. Изучение уровня агрессивности и враждебности (опросник А,Баса-А.Дарки)
  3. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
  4. Социометрия по Д.Морено
  5. Уровень притязаний (по методике Шварцландера)
  6. Уровень готовности к СЖД (метод экспертных оценок, предоставленный ДО)

Программа апробирована на детях подросткового возраста с целью предварительной оценки результативности программы. Следует отметить, что оценить результативность программы в условиях детского дома достаточно сложно. Основной причиной, затрудняющей вообще статистический анализ данных в условиях детского дома, является постоянная смена состава воспитанников. По этой причине была проведена оценка результатов по воспитанников, находящихся в детском доме на протяжении 2 лет и более.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Амон Г. Психосоматическая терапия С-П.: Речь, 2000г.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.
  3. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991г.
  4. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права.//Государство и право. – 1994.-№ 3.
  5. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М. – 1991.
  6. Винникот Д.В. Использование объекта. Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000г.
  7. Воспитание трудного ребенка / Под ред. М.И.Рожкова, М.:

    ВЛАДОС,  2003 г.- 239 с.

  1. Даренко Е.П. Азбука этикета.//М., 1996

9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Под ред. Н.Д.Соколова, Л.В. Калиникова.-М.: «Гном и Д», 2001г.  

                  10.     Исаев психология больного ребенка. Лекции. С-Пб., 1993г.

                  11.   Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития                                 ребенка, учебное пособие.-М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997г.

                 12.  Как решить жилищную проблему.//В помощь выпускнику детского                   дома. – М.  – 1998.

                13. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной      жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М. – 1991.

  1.  Коррекционная педагогика / Под ред. В.С.Кукушкина, М.: «Март»,    2004 г. – 352 с.
  2. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения : на пути к разделению Я – не-Я.// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 70-80
  3. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности.//Государство и право. – 1994.-№ 3.
  4. Лейнер Х.: Когнитивное переживание образов / Пер с нем. Я.Л.Обухова. М., «Эйдос», 1996 г.
  5. Лейнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал приактического психолога, 1996г., № 3,4.
  6. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.//Современное государство и право. – 1990.- № 1.
  7. Пособие по социально-правовой ориентации.//В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.//ред. Битянова М.Р. – М. – 2005.
  9. Программа курса для выпускников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни».//Владимир, - 2001.
  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Проблема социального воспитания детей-сирот.//Ярославль,- 2002.

       24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2т., М.:     ВЛАДОС, 2000 г. – 766с.

       25. Рабочая книга практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной .- М.:    ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991 г. – 303с.

  1. Семейный кодекс РФ. – М. – 1996.
  2. Сидорова Л.К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М, 2003
  3. Сниваковская А.С. Как быть родителями.// М., - 1986.
  4. Самоукина Н.В. Психокоррекционные упражнения. Коррекционные программы. М.: 1998г.
  5. Саймон Р. Один к одному.Беседы с создателями семейной терапии.-М.: Независимая фирма «Класс», 1996г.
  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.: Педагогика-Пресс, 1992г.
  7. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка.-М.: «Олма-пресс», 1999г
  8. Соенко В.А. Бюджет семьи.//М., 1983.
  9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.//М., 1989.
  10. Трофимова Е.В. Игра как индикатор психологического здоровья// Школа здоровья.- 1997.№1.
  11. Трофимова Е.В. Психологическая игра // Журнал практического психолога.-1996. №6.
  12. Что нужно знать о праве, о преступлении, об уголовном процессе.//В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
  13. Что нужно знать о трудовых отношениях.// В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
  14. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР, М. 2003г.
  15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия для всей семьи.- СПб.: Питер, 1999г.
  16. Этика и психология семейных отношений.//ред. Гребенников И.В. – М. – 1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Для определения уровня агрессивности подростков  был использован опросник Басса – Дарки. Помня о том, что агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: мотивационная агрессия и инструментальная агрессия, они могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные оценки людей и событий». Опросник А.Басса и А. Дарки выделяют и диагностируют следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера  в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угроза).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» и «нет».

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3 и 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4; а враждебности: 6 – 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Фамилия, имя________________________ возраст__________

Опросник       Басса - Дарки

1.                                 16.                       31.                    46.                     61.

2.                                 17.                       32.                    47.                     62.

3.                                 18.                       33.                    48.                     63.

4.                                 19.                       34.                    49.                     64.

5.                                 20.                       35.                    50.                     65.

6.                                 21.                       36.                    51.                     66.

7.                                 22.                       37.                    52.                     67.

8.                                 23.                       38.                    53.                     68.

9.                                 24.                       39.                    54.                     69.

10.                               25.                       40.                    55.                     70.

11.                               26.                       41.                    56.                     71.

12.                               27.                       42.                    57.                     72.

13.                               28.                       43.                    58.                     73.

14.                               29.                       44.                    59.                     74.

15.                               30.                       45.                    60.                     75.

  1. физическая:
  2. косвенная:
  3. раздражение:
  4. негативизм:
  5. обида:
  6. подозрительность:
  7. вербальная:
  8. чувство вины:

заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для изучения уровня тревожности подростков в экспериментальном исследовании был использован тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение объекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражаюшая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные самооценке, самоуважению. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Естественной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.

ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА

Фамилия, имя ________________________________ возраст_____________

СТ

СУЖДЕНИЕ

Нет, это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

ЛТ

суждение

никогда

Почти никогда

часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен и хладнокровен

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство

1

2

3

4

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе в экспериментальном исследовании было проведено при помощи методики «Социометрия» Д.Морено.

                                                     Вопросы следующие:

  1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организуемой группы? Укажите 3 – 5 фамилий таких товарищей.
  2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?
  3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
  4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?

При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:

  1. нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
  2. не следует торопить людей с ответами, переходите от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;
  3. для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.

Выводятся следующие показатели:

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком.

ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком.

ВП – сумма выборов, полученных данным человеком.

ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком.

ОВ – количество ожидаемых выборов.

ОО – количество ожидаемых отклонений.

ВВ – количество взаимных выборов.

ВО – количество взаимных отклонений.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1 – 2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории»изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».

С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебрегаемых» используются некоторые методы статистического анализа. В ходе статистического анализа полученного первичного материала устанавливают критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асимметричны и апроксимируются биноминальным законом распределения. Экспериментальная ситуация социометрического обследования весьма близка к ситуации последовательных дихотомических выборов.

Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей формуле:

Х = М + tσ, где Х – критическое значение количество V (М) выборов; t – поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпирического распределения от теорерического; σ – среднее отклонение; М – среднее количество выборов, приходящихся на одного человека.

Коэффициент t определяется по специальной таблице на основании предварительного вычисления другого коэффициента а3, свидетельстующего о степени отклонения распределения выборов от случайного:

        Ip - qI

а3 =

           σ        

где р – оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q – оценка вероятности оказаться отвергнутым в данной группе; σ –отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы. р и q, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:

р = М/ (N – 1); q = 1 – р,

где N – количество участников в группе;  М – среднее количество выборов, полученных одним участником.

М вычисляется при помощи формулы:

       n                                n

М =∑b/ (N – 1), где   ∑b – общее количество выборов,

       t =1                          t = 1

сделанных членами данной группы.   σ определяется по формуле:

σ =      (N – 1) р ∙ q.  

Тест «самооценка».

Инструкция:

  1. внимательно прочитайте набор из 20 качеств личности.
  2.  в столбик «ИДЕАЛ» под номером (рангом) 1 запишите то качество, которое вы больше всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое вы цените чуть меньше и т.д., в порядке убывания значимости.
  3. в столбик 2 «Я» под рангом 1 запишите то качество, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть меньше и т.д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

САМООЦЕНКА

ИДЕАЛ

ранг

Я САМ

Ранг

Аккуратность

Аккуратность

Доброта

Доброта

Жизнерадостность

Жизнерадостность

Настойчивость

Настойчивость

Ум

Ум

Правдивость

Правдивость

Принципиальность

Принципиальность

Самостоятельность

Самостоятельность

Скромность

Скромность

Общительность

Общительность

Гордость

Гордость

Добросовестность

Добросовестность

Равнодушие

Равнодушие

Лень

Лень

Зазнайство

Зазнайство

Трусость

Трусость

Жадность

Жадность

Подозрительность

Подозрительность

Эгоизм

Эгоизм

Нахальство

Нахальство

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Программа была апробирована в течение 2 лет. На первом этапе было проведено предварительное исследование по следующим направлениям:

  1. Диагностика личностного роста (Степанов П.В., Григорьев Д.В. Кулешова И.В.)
  2. Анкета «Молодежный образ жизни»
  3. Анкета «Социальная готовность к семейной жизни»
  4. Тест «Самооценка»
  5. Опросник Басса-Дарки
  6. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
  7. Социометрия по Д.Морено

Программа апробирована на детях подросткового возраста с целью предварительной оценки результативности программы. Следует отметить, что оценить результативность программы в условиях детского дома достаточно сложно. Основной причиной, затрудняющей вообще статистический анализ данных в условиях детского дома, является постоянная смена состава воспитанников. По этой причине была проведена оценка результатов по воспитанников, находящихся в детском доме на протяжении 2 лет и более.

      Предварительно были получены следующие результаты.

      Данные по результатам изучения уровня тревожности представлены на рис. № 1, следует отметить, что эти данные приведены с учетом детей, проживающих в детском доме 2 года и более.                                                                      

       Данные по результатам соотношения уровня самооценки воспитанников представлены на рисунке №2.          

                     

Рис. 2   ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ВОСПИТАННИКОВ

     Как видно из диаграммы, уменьшилось количество детей с неадекватно заниженной и неадекватно завышенной самооценкой. Количество детей с адекватной самооценкой значительно увеличилось.

    Показатель уровня социометрического статуса в группе может являться показателем оптимизации межличностных взаимоотношений воспитанников, развития коммуникативных навыков. Результаты изучения уровня социометрического статуса наглядно представлены на рисунке №3.

     

                 

Рис. 3. ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ПО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОМУ СТАТУСУ ВОСПИТАННИКОВ

        Как видно из диаграммы, количество детей с неблагополучным социометрическим статусом уменьшилось, а количество воспитанников с благополучным статусом увеличилось.

        На рисунке №3 наглядно отображены результаты развития потенциальных возможностей и увеличение мотивации к дополнительному образованию.

                 

Рис. №3. РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

      Из диаграммы можно сделать вывод о том, что уровень мотивации к дополнительному образованию значительно возрос.

На рисунке №4 представлены данные о профессиональном обучении будущих выпускников.

   

                     

Как видно из рисунка, за последние 2 года заинтересованность будущих воспитанников в профессиональном самоопределении резко увеличилась. У детей в значительной степени повысилась мотивация к освоению новых профессий, что свидетельствует о более сознательном подходе к жизненному самоопределению, формированию «Я-концепции», четкому представлению своего места в окружающем мире.

Также повысился уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни. Результаты исследования уровня готовности к самостоятельной жизни воспитанников представлены на рисунке №5.

                             

                             

Рис. 5 Уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях детского дома

Проблема формирования личности, способной к полноценному содержательному развитию межличностных отношений со значимым окружением, в условиях воспитания в государственном учреждении (детском доме) явля...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

"Проблема социализации детей в условиях детского дома"

В статье идет речь об основных проблемах, которые тормозят процесс социализации детей в условиях детского дома....