Программа сотрудничества с семьей
материал по теме

Программа обеспечивает сопровождение семьи,  путем организации и проведения различных мероприятий. Реализация АООП вариант 2 предполагает организацию специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с семьей.

Цель программы: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotrudnichestva_s_semyoy_obuchayushchegosya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Программа сотрудничества с семьёй обучающегося

Пояснительная записка

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка  и его семьи / законных представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места проживания).

Полноценное участие родителей (законных представителей) в образовании своих детей, возможно только при условии достаточной компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и приемах обучения, позволяющих реализовывать обучение «особого» ребенка, а также поддерживать сформированные ранее навыки.

Программа обеспечивает сопровождение семьи,  путем организации и проведения различных мероприятий. Реализация АООП вариант 2 предполагает организацию специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с семьей.

Цель программы: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося.

В рамках данной программы решаются следующие задачи:

  • психологическая поддержка семьи;
  • повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  • обеспечение участия семьи в реализации индивидуального образовательного маршрута;
  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, результатах ее освоения;
  • организация участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях.

Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:

  • Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;
  • Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
  • Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;
  • Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Психологическая поддержка семьи. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, при индивидуальном консультировании.

Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.  Повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. непосредственное информирование родителей (законных представителей), передача им знаний в удобной для восприятия форме и необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том, как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению их родительской компетентности.

Как уже отмечалось выше, повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. повышение компетентности позволяет им полноценно и активно участвовать в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Реализация индивидуального образовательного маршрута  предполагает наличие единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и образовательной организации. Единые требования дома и в школе обеспечивают успешность обучения ребенка формируемым навыкам, успешность генерализации и поддержания уже сформированных навыков. Обеспечение единства требований к ребенку становится возможным при организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) специалистами образовательного учреждения, в ходе посещения родителями (законных представителей) открытых уроков и занятий, в ходе домашнего визитирования.

Регулярный обмен информацией о ребенке, результатах ее освоения АООП также важен для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (законных представителей) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для коррекции поведения ребенка. Родители (законных представителей) и педагоги могут делиться информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения Дневника комплексного сопровождения, используя электронные средства (электронная почта и т.п.)

Участие родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях также способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (законных представителей) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, провоцируют родителей (законных представителей) больше общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.

Планируемые результаты реализации

программы сотрудничества с семьей

В процессе работы по программе сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (законных представителей):

  • принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;
  • повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
  • повышение осведомленности родителей (законных представителей) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
  • понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
  • повышение активности родителей (законных представителей) в отношениях с образовательной организацией:
  •  повышение общей заинтересованности родителей (законных представителей) в общешкольной жизни ребенка как участника образовательного процесса;

 принятие на себя доли ответственности за результативность обучения ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

  • активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в реализации АООП;
  • активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами;
  • активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по внеурочной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов

В качестве оценки результативности программы сотрудничества с семьей целесообразно использовать следующие формы обратной связи:

  • беседы;
  • анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей (лиц, их заменяющих) в жизнь образовательного учреждения;
  • письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;
  • анкетирование в конце учебного года.

Содержание программы

В рамках программы могут быть использованы  формы работы:

  • родительские собрания;
  • родительские конференции;
  • организационно-деятельностная и психологическая игра;
  • родительский лектори
  •  вечер вопросов и ответов
  • педагогический практикум,  круглый стол и др.
  • индивидуальные консультации;
  • тематические семинары и тренинги;
  • ведение дневника наблюдений (краткие записи);
  • личные встречи, беседы;
  • анонсы запланированных внеурочных мероприятий;
  • поощрение активных родителей

В практике ОО используются   групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей и членов их семей к воспитанию школьников.

Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

1.Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

 2.Взаимодействие специалистов и семьи в ходе   реализации АООП;

 3.Участие родителей во внеурочной деятельности.

Мероприятия программы сотрудничества с семьёй

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  •  индивидуальные консультации родителей с учителем по запросу родителей;
  • тематические буклеты, презентационный материалы
  • родительские собрания;

Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • посещение родителями уроков/занятий;
  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка выбор единых подходов и приемов работы;
  • участие родителей в учебных проектах.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения.

  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • родительские собрания (1раз в четверть)

Психологическая поддержка семьи

  • участие в  тренингах;
  • консультирование родителей

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • День Знаний
  • КТД «Новогодние хлопоты»
  • Выставка –ярмарка «Город мастеров» Класс года
  • Конкурс «Самый классный класс»
  •  Вахта памяти
  •  День здоровья
  •  Проведение социальных акций

(«Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» и др.)

План реализации программы сотрудничества с семьей

Мероприятие

Дата

Форма проведения

Посещение семьи

сентябрь

беседа

Родительское собрание    

сентябрь

беседа

Консультации

 

октябрь

беседа

Родительское собрание  

 

ноябрь

лекция

Индивидуальные

консультации

декабрь

беседа

Анкета «Сотрудничество семьи и школы»

январь

анкетирование

Родительское собрание  

 

февраль

лекция

ИКТ

Родительское собрание  

 

март

ИКТ

Консультации

апрель

просмотр  фильма

Родительское собрание   «Безопасность детей в сети Интернет»

апрель

лекция

Родительское собрание  

 

май

беседа

Индивидуальная работа с родителями

в течение года

беседы

Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить анкету

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваш ребенок         учится в

        классе

Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов:

  1. Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 второстепенно.
  2. Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей шкале: + — уже умеет; 1 может освоить, доступно; 2 — доступно частично или не в полном объеме; 3 недоступно.

Умения

Оценка

Важность   |  Доступность

Социокультурные умения

1. Пользоваться туалетом

2. Умываться, мыть тело под душем

3. Готовить себе еду на завтрак (ужин)

4. Стирать мелкие вещи

5. Отвечать на телефонный звонок или звонить самостоятельно

6. Переходить проезжую часть улицы

7. Делать уборку в доме

8. Покупать продукты в магазине

9. Пользоваться общественным транспортом

Учебные умения

11. Считать

12. Читать

13. Писать

14. Повторять за взрослым предложения

15. Выполнять действия по просьбе

16. Пересказывать основное содержание рассказа, мультфильма, фильма

17. Самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь

Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем?

Спасибо!

ведение дневника наблюдений (краткие записи);  информирование электронными средствами;  личные встречи, беседы;  просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;  проведение открытых уроков/занятий  привлечение родителей к планированию мероприятий;  анонсы внеурочных мероприятий;  поощрение активных родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.            2. Выявить особенности взаимоо...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...

Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении»....

Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества с семьей...

Рабочая программа сотрудничества с семьей

Рабочая программа сотрудничества с семьей...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...