Программа сотрудничества с семьей
материал
Программа сотрудничества с семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotrudnichestva_s_semyoy_obuchayushchegosya.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
- Программа сотрудничества с семьёй обучающегося
Пояснительная записка
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка и его семьи / законных представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места проживания).
Полноценное участие родителей (законных представителей) в образовании своих детей, возможно только при условии достаточной компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и приемах обучения, позволяющих реализовывать обучение «особого» ребенка, а также поддерживать сформированные ранее навыки.
Программа обеспечивает сопровождение семьи, путем организации и проведения различных мероприятий. Реализация АООП вариант 2 предполагает организацию специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с семьей.
Цель программы: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося.
В рамках данной программы решаются следующие задачи:
- психологическая поддержка семьи;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в реализации индивидуального образовательного маршрута;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, результатах ее освоения;
- организация участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях.
Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:
- Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;
- Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
- Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;
- Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
Психологическая поддержка семьи. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, при индивидуальном консультировании.
Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. непосредственное информирование родителей (законных представителей), передача им знаний в удобной для восприятия форме и необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том, как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению их родительской компетентности.
Как уже отмечалось выше, повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. повышение компетентности позволяет им полноценно и активно участвовать в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает наличие единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и образовательной организации. Единые требования дома и в школе обеспечивают успешность обучения ребенка формируемым навыкам, успешность генерализации и поддержания уже сформированных навыков. Обеспечение единства требований к ребенку становится возможным при организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) специалистами образовательного учреждения, в ходе посещения родителями (законных представителей) открытых уроков и занятий, в ходе домашнего визитирования.
Регулярный обмен информацией о ребенке, результатах ее освоения АООП также важен для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (законных представителей) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для коррекции поведения ребенка. Родители (законных представителей) и педагоги могут делиться информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения Дневника комплексного сопровождения, используя электронные средства (электронная почта и т.п.)
Участие родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях также способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (законных представителей) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, провоцируют родителей (законных представителей) больше общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.
Планируемые результаты реализации
программы сотрудничества с семьей
В процессе работы по программе сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (законных представителей):
- принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
- понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
- повышение активности родителей (законных представителей) в отношениях с образовательной организацией:
- повышение общей заинтересованности родителей (законных представителей) в общешкольной жизни ребенка как участника образовательного процесса;
принятие на себя доли ответственности за результативность обучения ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
- активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в реализации АООП;
- активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами;
- активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по внеурочной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов
В качестве оценки результативности программы сотрудничества с семьей целесообразно использовать следующие формы обратной связи:
- беседы;
- анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей (лиц, их заменяющих) в жизнь образовательного учреждения;
- письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;
- анкетирование в конце учебного года.
Содержание программы
В рамках программы могут быть использованы формы работы:
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- организационно-деятельностная и психологическая игра;
- родительский лектори
- вечер вопросов и ответов
- педагогический практикум, круглый стол и др.
- индивидуальные консультации;
- тематические семинары и тренинги;
- ведение дневника наблюдений (краткие записи);
- личные встречи, беседы;
- анонсы запланированных внеурочных мероприятий;
- поощрение активных родителей
В практике ОО используются групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей и членов их семей к воспитанию школьников.
Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
1.Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
2.Взаимодействие специалистов и семьи в ходе реализации АООП;
3.Участие родителей во внеурочной деятельности.
Мероприятия программы сотрудничества с семьёй
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
|
Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
|
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения. |
|
Психологическая поддержка семьи |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
(«Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» и др.) |
План реализации программы сотрудничества с семьей
Мероприятие | Дата | Форма проведения |
Посещение семьи | сентябрь | беседа |
Родительское собрание | сентябрь | беседа |
Консультации
| октябрь | беседа |
Родительское собрание
| ноябрь | лекция |
Индивидуальные консультации | декабрь | беседа |
Анкета «Сотрудничество семьи и школы» | январь | анкетирование |
Родительское собрание
| февраль | лекция ИКТ |
Родительское собрание
| март | ИКТ |
Консультации | апрель | просмотр фильма |
Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет» | апрель | лекция |
Родительское собрание
| май | беседа |
Индивидуальная работа с родителями | в течение года | беседы |
Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить анкету
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в
классе
Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов:
- Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 — второстепенно.
- Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей шкале: + — уже умеет; 1 — может освоить, доступно; 2 — доступно частично или не в полном объеме; 3 — недоступно.
Умения | Оценка | |
Важность | Доступность | ||
Социокультурные умения | ||
1. Пользоваться туалетом | ||
2. Умываться, мыть тело под душем | ||
3. Готовить себе еду на завтрак (ужин) | ||
4. Стирать мелкие вещи | ||
5. Отвечать на телефонный звонок или звонить самостоятельно | ||
6. Переходить проезжую часть улицы | ||
7. Делать уборку в доме | ||
8. Покупать продукты в магазине | ||
9. Пользоваться общественным транспортом | ||
Учебные умения | ||
11. Считать | ||
12. Читать | ||
13. Писать | ||
14. Повторять за взрослым предложения | ||
15. Выполнять действия по просьбе | ||
16. Пересказывать основное содержание рассказа, мультфильма, фильма | ||
17. Самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь |
Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем?
Спасибо!
ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами;∙ личные встречи, беседы;∙ просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;∙ проведение открытых уроков/занятий∙ привлечение родителей к планированию∙ мероприятий; анонсы внеурочных мероприятий;∙ поощрение активных родителей∙
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».
Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми. 2. Выявить особенности взаимоо...
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...
Программа сотрудничества с семьей
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении»....
Программа сотрудничества с семьей
Программа обеспечивает сопровождение семьи, путем организации и проведения различных мероприятий. Реализация АООП вариант 2 предполагает организацию специальной работы по повышению психолого-пед...
Рабочая программа сотрудничества с семьей
Рабочая программа сотрудничества с семьей...
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».
Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...