Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
учебно-методический материал на тему
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной адаптации своих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ: «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И СЕМЬИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ».
Исаева Т.П.
Смоленск 2014 г.
Идея создания программы возникла из необходимости устранения ряда противоречий:
- между высокой потребностью общества в здоровых и работоспособных гражданах и отрицательной динамикой психофизического состояния детей с ОВЗ;
- между возрастающим объемом информации в условиях модернизации образования и способностью учащихся с ОВЗ принять и усвоить эту информацию;
- между желанием родителей видеть своих детей здоровыми и нежеланием родителей заниматься здоровьем своих детей, перекладывая данную функцию на школу;
- между желанием ребенка с ОВЗ адаптироваться в обществе и нежеланием общества принять такого ребенка.
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной адаптации своих детей.
Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников необходимо было устранить эти противоречия. Поэтому педагогический коллектив начал разработку вопроса о создании в школе здоровьесберегающей среды, чтобы учащимся было максимально уютно, комфортно, безопасно, чтобы все режимные моменты в условиях школы – интерната не только способствовали сохранению и укреплению здоровья учащихся, но и его формированию. Обучение и воспитание детей должно приобрести здоровьесберегающий и оздоровительный характер, что является неотъемлемым фактором социально-успешной личности.
Предпосылкой создания данного проекта стал анализ ряда проблем, которые при традиционной организации образовательной деятельности учреждения не могут быть решены:
- изменение контингента детей с ОВЗ, снижение группы здоровья детей поступающих в школу;
- неконкурентоспособность выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида на рынке труда (перечень традиционных программ по предмету, сложившаяся практика трудового обучения в коррекционной школе VIII вида не отвечает в полной мере возросшим требованиям к профессиональным умениям работников предприятий);
- низкий уровень социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Замысел программы
В концепции модернизации российской системы образования в вопросах охраны здоровья детей прописаны стратегические направления развития современной системы образования:
- Внедрение здоровьесберегающих технологий обучения;
- Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в ЗОЖ средствами социального партнерства;
- Усовершенствование материально- технической базы для занятий спортом, обеспечение культурного, здорового досуга детей;
- Профилактика заболеваний на основе анализа мониторинга здоровья, введения программ гигиенического воспитания, профилактики суицида и др.
Реализация данных идей и рекомендаций возможна только при условии кардинальных изменений в организации образовательного процесса. Это же подтверждают целевые установки, прописанные в типовом положении о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с проблемами в развитии. Согласно требованиям нормативно-правовых актов общеобразовательная подготовка в коррекционной школе VIII вида рассматривается в качестве средства коррекции и педагогической реабилитации.
Возникла необходимость разработки технологии создания единой коррекционно- развивающей среды, направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение воспитанников.
Актуальность
Концепция программы «Совместная работа учителя и семьи по социализации воспитанников» возникла из анализа внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на систему образования в школе.
- Анализ внешних факторов
Основными тенденциями развития внешней среды школы можно считать:
- сокращение численности физически здоровых детей поступающих в школу;
- формирующееся потребительское отношение родителей обучающихся – желание переложить полную ответственность за здоровье детей на плечи школы;
- рост численности асоциальных семей воспитанников, не способных оказать помощь ребенку в социальной адаптации. А чаще всего своим асоциальным поведением программирующие ребенка на дальнейший нездоровый образ жизни;
- низкий уровень конкурентоспособности воспитанников школы на рынке труда.
- Анализ внутренних факторов
Проблема первая - недостаточный уровень сформированности социальной компетенции воспитанников для успешной социализации:
- слабое использование возможностей социального партнерства;
- недостаточный уровень самореализации воспитанников через различные виды творческой и спортивной деятельности;
- недостаточная преемственность и органическая взаимосвязь во всех звеньях ОП: урок, самоподготовка, внеурочная деятельность и реализация коррекционной задачи при организации любой деятельности;
Проблема вторая - низкий уровень сформированности осознанной потребности у воспитанников в здоровом образе жизни:
- недостаточное обогащение содержания образования учебным материалом, раскрывающим пути физического, интеллектуального, духовно- нравственного совершенствования человека; выделение в содержании образования учебного материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; проведение интегрированных уроков;
Проблемно-ориентированный анализ дает возможность сформулировать основные изменения, которые необходимо внести во все сферы образовательного процесса.
- Модернизация специального образования на современном этапе предполагает обеспечение адекватных условий , способствующих успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку с ОВЗ выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, а так же способствующие ребёнку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие, сформировать жизненную компетентность. Во главу угла ставится освоение коммуникативных моделей поведения, позволяющих учащимся сформировать социально-нормативное поведение.
- Ориентация социальной жизни страны на нормы и ценности гражданского общества, необходимость усвоения и применения школьниками социально-значимых норм поведения.
- Информатизация мирового сообщества, обусловливает необходимость создания информационной образовательной среды, применения ИК технологий в образовательном процессе, делопроизводстве и управлении школой.
- Применение компьютерных программ. Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении детей с ОВЗ, не является новой, однако решение этой проблемы в настоящее время необходимо для социализации и дальнейшей интеграции данной категории детей в обществе.
Практическая значимость
Новизна заключается в создании единой коррекционно - развивающей среды, способствующей успешной социализации ребенка с ОВЗ.
Значимость заключается в разработке:
- механизмов медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ;
- механизмов оказания адресной педагогической помощи субъектам сопровождения;
- школьного компонента базисного учебного плана, способствующего формированию осознанной потребности в ЗОЖ;
- интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I этап – 2014 – 2015 гг. – поисково-ориентировочный
- анализ состояния образовательной системы школы;
- изучение нормативных документов по сопровождению детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- поиск информации по данным направлениям организации здоровьесберегающей среды для детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- поиск оптимальной модели формирования социально- адаптированной личности в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- поиск оптимальной современной структуры управления в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- определение приоритетных направлений здоровьесбережения и социализации детей;
- подбор педагогических кадров;
- формирование социального заказа.
II этап – 2015-2016 гг. – постановочный
- отработка новой структуры управления в режиме «Школа социализации- школа здоровья»;
- разработка и утверждение образовательной программы;
- разработка и совершенствование нормативной базы сопровождения;
- разработка программно-методического обеспечения сопровождения в учебном процессе, дополнительного образования, воспитательной системы, адресной помощи;
- разработка валеологических аспектов образовательной деятельности;
- разработка психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- повышение квалификации, профессиональной компетенции педагогов;
- создание материально-технической базы для реализации проекта.
III этап – 2016 – 2017 гг. – аналитический
- внедрение инновационных процессов в здоровьесбережение и социализацию детей;
- отработка механизмов оценки результатов (мониторинг здоровья, включенности учащихся во внеурочную деятельность, успешности усвоения обучающимися учебных программам, профессионального определения выпускников);
- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровнях.
Ожидаемые результаты
По отношению к учащимся:
-создание условий, способствующих сохранению, укреплению, коррекции здоровья участников образовательного процесса;
-формирование у обучающихся, воспитанников осознанного отношения к своему здоровью, воспитание потребности в ведении здорового образа жизни;
-повышение уровня социальной адаптации.
По отношению к социуму:
-обеспечение открытости школы через расширение сети социальных связей, участие в различных конкурсах на муниципальном, областном и всероссийском уровнях;
--повышение эффективности взаимодействия школы и семьи по вопросам социальной адаптации детей.
Основные направления работы над программой:
Выделены два основных концептуальных направления работы по реализации:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ.
Цель: создание единой коррекционно- развивающей среды направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение
воспитанников.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
|
|
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Мониторинг здоровьесберегающей среды | |
Показатели в образовательной деятельности: | - динамика уровня обученности (% успеваемости); - динамика качества обученности ( % обучающихся на 4 и 5); - уровень воспитанности (в %); - уровень социализации (в %); - уровень здоровья (в %); - динамика участия и результативности учащихся в конкурсах, соревнованиях на уровне выше школьного ( количество ) -уровень трудовой адаптации (в %) |
Показатели инновационной деятельности: | - эффективность структуры управления образовательным процессом на основе здоровьесбережения; - эффективность воздействия созданной адаптивной среды на повышение уровня социальной компетенции воспитанников; -эффективность использования здоровьесберегающих образовательных технологий для формирования осознанной потребности в ЗОЖ у воспитанников школы; - динамика количества педагогов владеющих технологией работы по ИОП. |
Формы и методы работы с семьей условно делятся на следующие этапы:
- профилактический;
- диагностический;
- реабилитационный.
Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния.
На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.
2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью в той или иной сфере образовательной деятельности.
На данном этапе характерно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3. Проведение письменного опроса;
4. Тестирование
Реабилитационный – На этом уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:
1. Беседа;
2. Включенное наблюдение;
3. Убеждение;
4. Дискуссия;
5. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);
6. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).
7. Массовые акции (субботники, праздники);
Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:
1) демографический – состав семьи;
2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;
3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;
4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.
Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и, конечно же, они не располагают сведениями по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают умственно отсталого ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения.
Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым в нашей школе организованы циклы занятий с родителями:
1. Причины возникновения осложнений в развитии детей.
2. Типичные затруднения учащихся в овладении учебными предметами.
3. Особенности поведения, интересов учеников младших классов.
4. Подростковый период в развитии ребенка.
5. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.
Заботясь об эффективном взаимодействии с семьёй, педагог должен учитывать важность следующих факторов:
1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.
2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.
3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
4. Поиск новых форм сотрудничества. Педагог может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.
Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:
– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.
– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;
– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».
Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми. 2. Выявить особенности взаимоо...
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...
Социализация и социальная адаптация воспитанников "Клуб "Моя семья"
Программа "Клуб "Моя семья"...
О состоянии работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, как основе успешной социализации и социальной адаптации воспитанников при выпуске из детского дома.
Выступление на педагогическом совете....
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».
Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».
Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и родителей по социализации и формированию стремления к ЗОЖ у обучающихся».
Данная программа разработана для развития успешного сотрудничества семьи надомника и учителя. Целью реализации програмы является формирование потребности у всей семьи в ведении здорового образа жизни,...