Комплексная образовательная программа "АССОРТИ"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества «Новое поколение»
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждено: |
на методическом совете | на педагогическом совете | Директором МБОУ ДО |
протокол № 4 | протокол № 1 | «ДДТ «Новое поколение» |
от 28.08.2016г. | от 29.08.2016г. | _______ О.А.Осович |
Приказ № 74-од от 29.09.2016г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХОРЕОГРАФИИ
«АССОРТИ»
для детей 6 -12 лет
Срок реализации 4 года
Остапчук Оксана Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
пгт Приобье
Октябрьский район
Ханты-мансийский автономный округ – Югра
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 2 |
| 4 | |
| 7 | |
II. | Учебно – тематический план | 14 |
III. | Содержание комплексной программы | 18 |
IV. | Методическое обеспечение реализации программы | 22 |
V. | Требования к условиям реализации программы | 25 |
VI. | Список литературы | 26 |
VII. | Приложение 1 | 27 |
Приложение 2 | 28 | |
Приложение 3 | 37 |
I. Пояснительная записка
Искусство танца является одним из ранних проявлений творчества человека. Именно в ритуальных танцах древний человек отражал свое отношение к окружающей его действительности, общался с «духом» природы. В наше время движения и позы танца образуют целостную художественную систему, подчинены определенной эстетике и правилам, поэтически осмыслены и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способного воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмеренного и целесообразного мира. Ребенок, воспитанный в системе танца, - с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, с другой – инструмент, способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определенную партию. Это двуединство танца – основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого дает неповторимое очарование особой игровой стихии. Её реализует конкретный человек – во всей неповторимости внешности, физических и душевных качеств, - но танец несет в себе и абстрагированные от этой конкретики общие поэтические черты данного искусства.
Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку это раннее выражение его творчества может быть использовано для развития и сохранения его творческих импульсов, чтобы они в более зрелом возрасте проявились с еще большей силой.
Программа имеет художественно – эстетическую направленность.
Ведущей идеей комплексной программы «Ассорти» является поэтапное обучение, воспитание и развитие детей, проявляющих интерес к хореографическому искусству, а также создание ситуации успеха и атмосферы радости детского творчества.
Актуальность
Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях хореографией, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
Новизной образовательной программы является целостный, комплексный подход в определении целей и задач обучения и воспитания, способствующих успешному личностному самовыражению ребёнка.
Целесообразность заключена в использовании многообразия средств хореографического искусства для формирования у детей ценности и значимости таких категорий как «хореографическое искусство» и «здоровье человека», а также развития творческой одаренности детей.
Данная комплексная образовательная программа «Ассорти» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373). Программа «Ассорти» базируется на системно-деятельном подходе, который положен в основу Стандарта российского образования и направлен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры.
Программу объединяет общей целью, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности пять образовательных курсов:
- Основы классического танца.
- Эстрадный танец и народная стилизация.
- Беседы по истории хореографического искусства.
- Ритмика.
- Практика «Сценическая мастерская» (подготовка репертуара).
Каждый раздел программы, работая на общую цель, предполагает свою конкретную цель и собственные задачи для наиболее успешной реализации программы.
Первый раздел: «Основы классического танца»
Основополагающий предмет, так как знание и владение школой классического танца является основной для различных направлений танцевального искусства. Предмет включает в себя танцевально-тренировочные упражнения тренажа, формирующие у детей хорошую осанку, гибкость и координацию.
Второй раздел: «Эстрадный танец и народная стилизация»
Целью этого раздела является ознакомление и изучение основ современных танцевальных направлений и овладение стилистическими особенностями элементов различных народных танцев. В процессе обучения обучающиеся овладевают основными движениями и законами танцевальных систем изучаемых направлений. Вырабатывают необходимые качества, такие как координация, чувства ритма, свобода тела, ориентация в сценическом пространстве.
Третий раздел: «Беседы по истории хореографического искусства»
Знакомство с основными этапами развития хореографического искусства, начиная с танцевальных культур древнейших цивилизаций до сегодняшних дней.
Четвертый раздел: «Ритмика»
Является основным предметом на первом году обучения, включает в себя развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации и изучение основ актерского мастерства. В дальнейшем ритмическое воспитание проходит непосредственно на элементах танцевальных движений в процессе занятий по хореографии.
Пятый раздел: «Сценическая мастерская»
Содержание данного раздела предполагает работу над постановкой концертных номеров, выступлений, показы открытых занятий. Знакомство со сценой, культура поведения на сцене.
Программа дана по годам обучения, в течение которых занимающимся следует усвоить определенный минимум знаний, умений и навыков.
Схема
количественного распределения занятий в неделю по годам
Наименование предметов | I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения |
I этап | II этап | |||
Основы классического танца | 1 | 2 | 3 | 3 |
Эстрадный танец и народная стилизация | 2 | 4 | 3 | |
Беседы по истории хореографического искусства | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ритмика | 2 | |||
Практика «Сценическая мастерская» | 1 | 1 | 2 | |
Всего: | 4 | 6 | 9 | 9 |
Продолжительность одного занятия для младших школьников – 30 мин., для старших – 45 мин. Между занятиями перерыв 10 мин.
Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей от 6 до 11 лет. Набор обучающихся в группу – свободный. Возраст обучающихся первого года обучения: 6 – 8 лет, имеющие хорошие физические данные (медицинская справка об общем состоянии ребенка), обладающих выносливостью, трудолюбием, творческими способностями и увлеченных искусством танца.
Занятия проводятся в хореографическом классе со специальным сценическим покрытием пола, оснащенном классическим станком, зеркальными стенами.
Количество обучающихся в группе:
- 1-й год обучения – 14-16 человек,
- 2-й год обучения - 12-14 человек,
- 3-4-й года обучения – не менее 12 человек.
Цель: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, духовное и физическое развитие индивидуальных особенностей личности ребенка посредством хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
- формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
- дать основы терминологии классического и народно – характерного танца;
- ознакомить с историей мирового балета и богатством русской хореографии.
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), познавательный интерес;
- развивать творческие способности и эмоциональную среду;
- развивать коммуникативные способности, умение сотрудничать в коллективе.
- укреплять здоровье воспитанников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного сознания у обучающихся, т.е. формированию ценностных мировоззренческих основ;
- воспитывать умение заботиться и доброжелательно относиться к окружающим;
- формировать потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни.
- Ожидаемые результаты дополнительной образовательной программы
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
К числу планируемых результатов освоения программы «Ассорти» отнесены:
- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;
- предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
- Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Обучающиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим миром», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между хореографией и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятий обучающиеся сталкиваются с понятиями диагональ, параллель, градусный угол, геометрические фигуры – круг, квадрат, линия, "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, воспитанники знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, обучающиеся узнают о тех или иных народах, странах.
- Универсальные учебные действия
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида формируемых у обучающихся УУД.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
ууд | 1 этап программы | 2 этап программы |
личностные | - положительное отношение к изучению хореографии, к познавательной деятельности; - проявление собственных способностей в танце; - умение ценить музыкально-танцевальное творчество; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена хореографического коллектива; - стремление к красоте, готовность поддерживать состояние своего здоровья. | - желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - участвовать в творческом, созидательном процессе; - проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей; - способность к самооценке своих действий, поступков; - осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; - осознание, понимание и уважение ценностей хореографического искусства России и мирового наследия. |
- положительное отношение к изучению хореографии, к познавательной деятельности; - проявление собственных способностей в танце; - умение ценить музыкально-танцевальное творчество; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена хореографического коллектива; - стремление к красоте, готовность поддерживать состояние своего здоровья. | - желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - участвовать в творческом, созидательном процессе; - проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей; - способность к самооценке своих действий, поступков; - осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; - осознание, понимание и уважение ценностей хореографического искусства России и мирового наследия. | |
регулятивные | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с педагогом и воспитанниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. | - самоконтроль: умение анализировать свою работу при изучении нового танцевального материала, повторении ранее изученного; - самооценка: умение ввести коррективы; - последовательный переход к саморегуляции. |
познавательные | - смотреть, слушать и делать выводы по приемам изучения упражнений и хореографических движений; - понимать информацию, представленную в схематичной, форме, использовать общепринятые хореографические понятия и терминологию. | - осознавать познавательную задачу; - умение использовать полученные знания в практической деятельности. |
коммуникативные | - умение слышать, слушать и понимать партнера при работе в парах; - уметь договариваться; - умение эффективно сотрудничать как с педагогом, так и с воспитанниками; - умение и готовность оказывать поддержку друг другу. | - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность при составлении танцевальной связки; - взаимно контролировать действия друг друга; - правильно (соблюдая этические нормы) выражать свои мысли в речи; - уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. |
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по двум уровням соответствующим двум этапам обучения соответственно.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогом как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне коллектива, «Дома детского творчества», т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
1.2. Система отслеживания и оценивания результатов
Предполагаемые результаты к концу I-го года обучения.
1. Знания:
- история возникновения хореографии;
- музыкальная грамота;
- названия проученных танцевальных терминов.
2. Умения:
- правильно выполнять упражнения партерного экзерсиса;
- двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыки;
- ориентироваться на танцевальной площадке.
Предполагаемые результаты к концу II-го года обучения.
1. Знания:
- «Танцевальные культуры древнейших цивилизаций»;
- названия проученных танцевальных элементов, терминов классического и народного танца;
- схема танцевального зала.
2. Умения:
- грамотно и выразительно исполнять движения классического экзерсиса у станка и на середине (в простых комбинациях);
- грамотно и выразительно исполнять движения народно-характерного танца в соответствии с музыкальным оформлением и национальным колоритом;
- свободно двигаться в ритме современного танца;
-ориентироваться на танцевальной площадке, исполнять различные перестроения.
Предполагаемые результаты к концу III-го года обучения.
1. Знания:
- «Истоки русского балета»;
- позы классического танца;
- позиции рук, ног;
- основы актерского мастерства.
2. Умения:
- грамотно и выразительно исполнять новые и ранее изученные упражнения классического экзерсиса у станка и на середине зала в форме учебных комбинаций в более быстром темпе;
- грамотно и выразительно исполнять новые и ранее изученные комбинации народно-характерного танца в контрастных стилях и характерах;
- свободно двигаться в ритме современного танца;
- исполнять танцевальные композиции в различных жанрах (игровых, лирических, шуточных и т.д.) с различной актерской задачей.
Предполагаемые результаты к концу IV-го года обучения.
1. Знания:
- «Дальнейшее развитие балетного театра в России, IХ век»;
- терминология классического танца на французском языке (перевод на русский).
2. Умения:
- выполнять технически сложные (в соответствии с возрастными особенностями учащихся) элементы классического и народно-характерного танца;
- владеть современной ритмопластикой;
- импровизировать под разножанровую и разнохарактерную музыку.
- ярко, легко, выразительно и непринужденно держаться на сцене;
- анализировать и обобщать полученные знания;
- иметь хорошо развитые физические данные, крепкую память, волю, мышечную силу, двигательную активность, а также достаточно высокий уровень музыкальности, координацию образного мышления, выразительность в движении.
- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.
Формы и методы оценки результатов I-го года обучения. (Приложение 3)
- Практический тест по разделу «Музыкальная грамота».
- Контрольный срез на знание танцевальных терминов.
- Творческий рассказ на тему «Откуда ты, танец?».
- Творческие игры на воображение и фантазию: «Снеговик», «Росток», «Тряпичная кукла и оловянный солдатик», «Сахар». Импровизация под музыку.
- Промежуточная аттестация. Протокол результатов в Приложение 1.
Формы и методы оценки результатов II-го года обучения. (Приложение 3)
- Устный опрос по разделу «Танцевальные культуры древнейших цивилизаций».
- Контрольный срез на знание терминов классического и народного танцев.
- Практический тест на ориентировку в пространстве: точки зала, колона, линия, «лучик», круг, полукруг, пары (тройки, четверки).
- Промежуточная аттестация. Протокол результатов в Приложение 1.
- Постановочная практика «В поисках творчества»:
- «Закончи движение»,
- «Продолжи движение»,
- танцевальные импровизации под музыку.
Формы и методы оценки результатов III-го года обучения. (Приложение 3)
- Устный опрос по разделу «Истоки русского балета».
- Практический тест «Руки, ноги, позы в классическом танце».
- Практический зачет по основам актерского мастерства.
- Промежуточная аттестация. Протокол результатов в Приложении 1.
- Постановочная практика «В поисках творчества»:
- «Зеркало»,
- составить комбинацию на заданную тему,
- танцевальная импровизация под музыку.
Формы и методы оценки результатов IV-го года обучения. (Приложение 3)
- Устный опрос по разделу «Дальнейшее развитие балетного театра в России, IХ век».
- Контрольный срез на знание танцевальной терминологии.
- Контрольный зачет «Методика исполнения упражнений у станка и на середине».
- Промежуточная аттестация. Протокол результатов в Приложении 1.
- Постановочная практика «В поисках творчества»:
- составление комбинации в классическом стиле,
- составление комбинации в народном стиле,
- составление танцевальной связки в современном стиле,
- танцевальная импровизация на заданную тему.
Способы оценки результативности образовательной деятельности
Критерии оценки знаний и умений
I год обучения
Виды работы | Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень
| Высокий уровень (3 балла) |
Практический тест «Музыкальная грамота» | Не чувствует ритм и характер музыки, не ориентируется в музыкальном размере. | Двигается ритмично, путается в знаниях музыкального размера. | Двигается ритмично, учитывая характер музыки; легко определяет музыкальный размер. |
Контрольный срез на знание танцевальных терминов. | Не знает танцевальной терминологии. | Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общении на профессиональном языке. | Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке. |
Промежуточная аттестация. Открытое занятие | Исполнение движений не выразительное, имеет замечания при исполнении упражнений партерного экзерсиса. | Правильно исполняет ритмические движения, упражнения партерного экзерсиса, элементы игровой хореографии. | Имеет высокие навыки выразительного движения, партерного экзерсиса, музыкально-ритмической деятельности. Активен в игровой хореографии. |
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Срок проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
Входной контроль | |||
1. | сентябрь | Выворотность, гибкость, шаг. Ритмический рисунок музыки. | Практический тест |
Текущая аттестация | |||
2. | декабрь | Знания по разделу «Музыкальная грамота» | Практический тест |
3. | апрель | Знание танцевальной терминологии | Контрольный срез |
Промежуточная аттестация | |||
4. | май | Выявление знаний, умений навыков по итогам 1 года обучения. | Открытое занятие |
Способы оценки результативности образовательной деятельности
Критерии оценки знаний и умений
II год обучения
Виды работы | Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень
|
Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | Поверхностно владеет информацией. | Знает основные этапы развития хореографического искусства древнейших цивилизаций, но отвечает не уверенно, путает фамилии и название балетов. | Знает основные этапы развития хореографического искусства древнейших цивилизаций. Легко отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы. |
Контрольный срез на знание танцевальных терминов. | Не знает танцевальной терминологии. | Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общении на профессиональном языке. | Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке. |
Промежуточная аттестация. Открытое занятие | Имеет замечания при исполнении упражнений классического экзерсиса; не выразительно исполняет элементы народного и эстрадного танца. | Не уверенно исполняет упражнения классического экзерсиса; не выразительно элементы народного и эстрадного танца | Имеет высокие навыки исполнения классического экзерсиса, элементов простейших народных танцев, элементов эстрадного танца. |
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Срок проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
Текущая аттестация | |||
1. | декабрь | Выявить теоретические знания по разделу «Танцевальные культуры древнейших цивилизаций » | Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. |
2. | декабрь | Знания танцевальной терминологии | Контрольный срез |
Промежуточная аттестация | |||
3. | май | Выявление знаний, умений навыков по итогам 1 года обучения. | Открытое занятие |
Способы оценки результативности образовательной деятельности
Критерии оценки знаний и умений
III год обучения
№ | Виды работы | Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень
|
1. | Практический тест «Руки, ноги, позы в классическом танце» | Нет четкости в исполнении позы, не знает позиции рук, ног. | Знает позы классического танца, но путает позиции рук, ног. Замедленная координация в определении заданной позы и позиций рук, ног. | Знает позы классического танца, легко ориентируется в позициях рук, ног. Точно координирует заданную позу с позициями рук, ног. |
2. | Практический тест «Основы актерского мастерства» | Не стремится предать заданный образ, комплексует при общем показе. | Выполняет задание с достаточным творческим подходом, но без яркого образного показа. | Творчески подходит к заданию, точно передает образ, с натуральностью, неповторимостью. |
3. | Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | Поверхностно владеет информацией. | Знает основные этапы развития хореографического искусства в России, но отвечает не уверенно, путает фамилии и название балетов. | Знает основные этапы развития хореографического искусства в России. Легко отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы. |
4. | Промежуточнаяаттестация. Открытое занятие. | Имеет замечания при исполнении упражнений классического экзерсиса; не выразительно исполняет элементы народного и эстрадного танца. | Не уверенно исполняет упражнения классического экзерсиса; не выразительно исполняет элементы народного и эстрадного танца | Грамотное и выразительное исполнение упражнений классического экзерсиса у станка и на середине зала, изученных комбинаций народно-характерного танца в контрастных стилях и характерах. |
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Срок проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
Текущая аттестация | |||
1. | декабрь | Выявить умение воспитанников координировать позиции рук и ног. | Практический тест «Руки, ноги, позы в классическом танце». |
2. | декабрь | Выявить умение детей легко и непринужденно перевоплощаться из одного образа в другой. | Практический тест «Основы актерского мастерства». |
3. | май | Выявить теоретические знания по разделу «Развитие хореографического искусства в России» | Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. |
Промежуточная аттестация | |||
4. | май | Выявление знаний, умений навыков по итогам 3 года обучения. | Открытое занятие |
Способы оценки результативности образовательной деятельности
Критерии оценки знаний и умений
IV год обучения
Виды работы | Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень
|
Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | Поверхностно владеет информацией. | Знает основные этапы развития балетного театра в России, но отвечает не уверенно, путает фамилии и название балетов. | Знает основные этапы развития балетного театра в России. Легко отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы. |
Контрольный срез на знание танцевальных терминов. | Не знает танцевальной терминологии. | Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общении на профессиональном языке. | Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке. |
Итоговая аттестация. Открытое занятие. | Обязательное наличие 1 критерия из 3 представленных. | Обязательное наличие 2 критериев из 3 представленных. | - умеет выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств. - умеет соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений. - умеет осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. |
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Срок проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
Текущая аттестация | |||
1. | декабрь | Знания танцевальной терминологии | Контрольный срез |
2. | март | Выявить теоретические знания по разделу «Основные этапы развития балетного театра в России» | Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. |
Итоговая аттестация | |||
3. | май | Выявление знаний, умений навыков по итогам 3 года обучения. | Открытое занятие |
- КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
Задачи:
- Ознакомить с историей возникновения хореографии.
- Освоить навыки: музыкально – ритмической деятельности, правильного и выразительного движения.
- Раскрыть творческие способности.
- Развивать творческие способности.
- Формировать потребность к здоровому образу жизни.
Сквозные учебно-тематические блоки | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||
Основы классического танца | Вводное занятие. | 1 | - |
Партерный экзерсис. | 5 | 29 | |
Контрольный срез на знание терминов классического танца. | 1 | - | |
Итого: | 36 часа | ||
Беседы по истории хореографического искусства. | История возникновения хореографии. | 31 | 2 |
Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | 3 | - | |
Итого: | 36 часа | ||
Ритмика | Ритмическая разминка. | 4 | 26 |
Элементы игровой хореографии. | 4 | 22 | |
Музыкальна грамота. | 2 | 12 | |
Практический тест «Музыкальная грамота». | - | 1 | |
Итоговая аттестация. Открытое занятие | - | 1 | |
Итого: | 72 часа |
II год обучения
Задачи:
- Ознакомить с разделом «Развитие хореографического искусства от Средневековья до эпохи Просвещения».
- Изучать термины классического и народного танца.
- Изучать простейшие народно-сценические стилизованные этюды и элементы современного танца.
- Раскрывать творческие способности.
- Воспитывать дружелюбие и готовность к сотрудничеству.
Сквозные учебно-тематические блоки | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||
Основы классического танца | Вводное занятие | 1 | - |
Партерный экзерсис | 2 | 16 | |
Экзерсис у палки и на середине | 6 | 45 | |
Итоговая аттестация. Открытое занятие. | - | 1 | |
Контрольный срез на знание терминов классического танца. | 1 | - | |
Итого: | 72 часа | ||
Эстрадный танец и народная стилизация | Навыки выразительного движения | 2 | 7 |
Элементы народного танца | 3 | 14 | |
Элементы эстрадного танца | 5 | 30 | |
Постановочная практика «В поисках творчества» | 1 | 9 | |
Практический тест на ориентировку в пространстве. | - | 1 | |
Итого: | 72 часа | ||
Беседы по истории хореографического искусства. | Танцы эпохи Средневековья. | 10 | 1 |
Хореография эпохи Возрождения. | 9 | 2 | |
Новаторы эпохи Просвещения. | 10 | 1 | |
Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | 3 | - | |
Итого: | 36 часов | ||
Практика «Сценическая мастерская» | Подготовка репертуара | 6 | 30 |
Итого: | 36 часов |
III год обучения
Задачи:
- Ознакомить с разделом «Развитие хореографического искусства в России».
- Продолжить изучение классического экзерсиса у станка и на середине.
- Изучить основные позы классического танца.
- Ознакомить с элементами народно-стилизованного танца.
- Ознакомить с элементами эстрадного танца.
- Развивать творческие способности.
- Формировать уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене.
Сквозные учебно-тематические блоки | Кол - во часов | ||
теория | практика | ||
Основы классического танца | Вводное занятие | 1 | - |
Экзерсис у палки и на середине | 10 | 95 | |
Практический тест «Руки, ноги, позы в классическом танце» | - | 1 | |
Итоговая аттестация. Открытое занятие. | - | 1 | |
Итого: | 108 часов | ||
Эстрадный танец и народная стилизация | Элементы народного танца | 6 | 45 |
Элементы эстрадного танца | 12 | 62 | |
Основы актерского мастерства | 1 | 5 | |
Практический тест «Основы актерского мастерства» | - | 1 | |
Постановочная практика «В поисках творчества» | 2 | 10 | |
Итого: | 144 часа | ||
Беседы по истории хореографического искусства. | Новаторы эпохи Просвещения. | 10 | 2 |
Балеты эпохи Романтизма. | 5 | 1 | |
Разновидности русских народных плясок. | 4 | 1 | |
Роль скоморохов в развитии танцевального искусства. | 4 | 1 | |
Появление театрального танца в России. | 4 | 1 | |
Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | 3 | - | |
Итого: | 36 часов | ||
Практика «Сценическая мастерская» | Подготовка репертуара | 6 | 30 |
Итого: | 36 часа |
IV год обучения
Задачи:
- Ознакомить с разделом «Новые шаги на пути развития русского балета в 19 веке».
- Вырабатывать выразительность и чистоту выполнения классического экзерсиса.
- Продолжить изучение элементов народно - стилизованного и эстрадного танца.
- Развивать творческие способности.
- Формировать потребность в самоорганизации.
- Завершить программу обучения.
Сквозные учебно-тематические блоки | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||
Основы классического танца | Вводное занятие | 1 | - |
Экзерсис у палки и на середине | 15 | 124 | |
Итоговая аттестация. Открытое занятие. | - | 1 | |
Контрольный зачет «Методика исполнения упражнений у станка и на середине». | 1 | 1 | |
Контрольный срез на знание танцевальной терминологии. | 1 | - | |
Итого: | 144 часа | ||
Эстрадный танец и народная стилизация | Элементы народного танца | 8 | 42 |
Элементы эстрадного танца | 8 | 66 | |
Постановочная практика «В поисках творчества» | 4 | 16 | |
Итого: | 144 часа | ||
Беседы по истории хореографического искусства. | Новые шаги на пути развития русского балета в 18 веке. | 3 | 1 |
Особенности направления «сентиментализм». | 3 | 1 | |
Особенности балетмейстерского творчества в России. | 4 | 1 | |
Развитие русского балета середины 19 века. | 3 | 1 | |
Развитие русского балета второй половины 19 века. | 4 | 1 | |
Развитие хореографического искусства 20 века. | 4 | 2 | |
Педагогическая деятельность ведущих балетмейстеров 21 века. | 4 | 2 | |
Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. | 2 | - | |
Итого: | 36 часа | ||
Практика «Сценическая мастерская» | Подготовка репертуара | 10 | 62 |
Итого: | 72 часа |
III. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Основы классического танца
Раздел 1: Вводное занятие. Всего: 1 час (1-т)
Правила Т.Б. на занятиях хореографией. Знакомство с программой первого года обучения.
Раздел 2: Партерный экзерсис. Всего: 34 часа (5-т, 29-п)
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела, упражнения формирующие и исправляющие осанку, упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов, упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, упражнения для улучшения гибкости позвоночника, упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.
Раздел 3: Контрольный срез на знание терминов классического танца. (1-т)
Беседы по истории хореографического искусства.
Раздел 1: История возникновения хореографии. Всего: 24 часа (22-т, 2-п)
Первобытные танцы. Балет и хореография. Творческие вехи И.Моисеева. Особенности танцевальной культуры древних цивилизаций, Античности.
Раздел 2: Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. (2-т)
Ритмика
Раздел 1: Ритмическая разминка. Всего: 30 часов (4-т, 26-п)
Танцевальный шаг сноска, галоп, подскоки, танцевальный бег, марш. Навыки выразительного движения.
Раздел 2: Элементы игровой хореографии. Ритмика лица. Всего: 26 часа (4-т, 22-п)
«Стойкий оловянный солдатик», «Снеговик», «Цветочная клумба», «Черепаха». Основы актерского мастерства. Этюды на изображение животных. Творческие игры на воображение и фантазию. Ритмические упражнения для мышц лица.
Раздел 3: Музыкальная грамота. Всего: 14 часов (2-т, 12-п)
Построение музыкальной фразы, музыкальный размер, выстукивание ритмических рисунков. Движения в соответствии с характером музыки.
Раздел 4: Практический тест «Музыкальная грамота». (1-п)
Раздел 6: Итоговая аттестация. Открытое занятие. (1-п)
II год обучения
Основы классического танца
Раздел 1: Вводное занятие. Всего: 1 час (1-т)
Правила Т.Б. на занятиях хореографией. Знакомство с программой второго года обучения.
Раздел 2: Партерный экзерсис. Всего: 18 часов (2-т, 16-п)
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника, упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра, упражнения для развития эластичности мышц голени и стопы.
Раздел 3: Экзерсис у палки и на середине. Всего: 51 час (6-т, 45-п)
Постановка корпуса, позиции рук, ног. Экзерсис у палки: d.plie, battement tendu, passé par terre, rond de jambe par terre, releve, grand battement. Прыжки: soute, echappe. Понятие работающей и опорной ноги. Упражнения для рук, корпуса и головы.
Раздел 4: Итоговая аттестация. Открытое занятие. Всего 1 час (1-п)
Раздел 5: Контрольный срез на знание терминов классического танца. Всего 1 час (1-т)
Эстрадный танец и народная стилизация
Раздел 1: Навыки выразительного движения. Всего: 9 часа (2-т, 7-п)
Упражнения для развития ритмического движения (ритмическая разминка) в диагональном исполнении. Упражнения на развитие координации и ориентировки в пространстве. Ритмика лица.
Раздел 2: Элементы народного танца. Всего 17 часов (3-т, 14-п)
Танцевальные шаги: шаг польки, «бегунец», переменный шаг, пружинящие шаги. Русский дробный шаг, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», упражнения с напряженной стопой. «Змейка», «спираль», «звездочка».
Раздел 3: Элементы эстрадного танца. Всего 35 часов (5-т, 30-п)
Синхронность движений рук, ног, головы. Перестроения в линии, колонны, круг. Соответствующий выбранной хореографической постановке набор движений (на усмотрение педагога).
Раздел 4: Постановочная практика «В поисках творчества». Всего 10 час (1-т, 9-п)
Раздел 5: Практический тест на ориентировку в пространстве. Всего 1 час (1-п)
Беседы по истории хореографического искусства
Раздел 1: Танцы эпохи Средневековья. Всего: 9 часов (8-т, 1-п)
«Бранль», «Буре», «Майна». Разновидности «Бас-Данса».
Раздел 2: Хореография эпохи Возрождения. Всего: 10 часов (9-т, 1-п)
Трактат «Новые изобретения балета». «Орхесография». Французский балетмейстер П. Бошан.
Раздел 3: Новаторы эпохи Просвещения. Всего: 9 часов (8-т, 1-п)
Великие балетмейстеры Просвещения. Д.Рич. Д.Уивер. В.Хильфердинг.
Раздел 4: Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. Всего: 1 час (1-т)
Практика «Сценическая мастерская»
Раздел 1: Подготовка репертуара. Всего: 36 часов (6-т, 30-п)
Танцы и танцевальные этюды на изученном материале. Сценические репетиции. Концерты, конкурсы.
III год обучения
Основы классического танца
Раздел 1: Вводное занятие. Всего: 1 час (1-т)
Правила техники безопасности на занятиях хореографией. Знакомство с программой третьего года обучения.
Раздел 2: Экзерсис у палки и на середине. Всего: 105 часов (10-т, 95-п)
Позиции рук, ног. V позиция ног в экзерсисе у палки: battement fondu, battement frappe, battement developpe, battement relevelent. Tour scheine. Позы классического танца. Epaulement efface, croisee, ecartee. Прыжки: Changement de pieds, Pas echappe, Temps leve sauté, Pas assemble.
Раздел 3: Практический тест «Руки, ноги, позы в классическом танце». Всего: 1 час (1-п)
Раздел 4: Итоговая аттестация. Открытое занятие. Всего 1 час (1-п)
Эстрадный танец и народная стилизация
Раздел 1: Элементы народного танца. Всего: 51 часов (6-т, 45-п)
Русский дробный шаг, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», упражнения с напряженной стопой. «Змейка», «спираль», «звездочка». Танцы и танцевальные этюды на изученном материале.
Раздел 2: Элементы эстрадного танца. Всего: 74 часов (12-т, 62-п)
Танцы и танцевальные этюды на изученном материале.
Раздел 3: Актерское мастерство. Всего: 6 часа (1-т, 5-п)
Ритмика лица. Мимические и пластические этюды. «Живое лицо».
Раздел 4: Практический тест «Основы актерского мастерства». Всего: 1 час (1-п)
Раздел 5: Постановочная практика «В поисках творчества». Всего: 12 часов (2-т,10-п)
Беседы по истории хореографического искусства
Раздел 1: Новаторы эпохи Просвещения. Всего: 11 часов (10-т,1-п)
М. Анджолине. Ж.Ж. Новер. Ж. Доберваль. Филипп и Мария Тальоне.
Раздел 2: Балеты эпохи Романтизма. Всего: 6 часов (5-т, 1-п)
«Жизель». «Эсмиральда».
Раздел 3: Разновидности русских народных плясок. Всего: 5 часов (4-т, 1-п)
«Пляски – игры», хороводы. Религиозно – культовые танцы.
Раздел 4: Роль скоморохов в развитии танцевального искусства. Всего: 3 часа (2-т, 1-п)
Формы скоморошества. «Школьные театры» 17 века.
Раздел 5: Появление театрального танца в России. Всего: 3 часа (2-т, 1-п)
Вклад Петра Первого в развитие русского балета. Роль Ассамблей в Росси.
Раздел 6: Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. Всего: 1 час (1-т)
Практика «Сценическая мастерская»
Раздел 1: Подготовка репертуара. Всего: 36 часов (6-т, 30-п)
Танцы и танцевальные этюды на из
ученном материале. Сценические репетиции. Концерты, конкурсы.
IV год обучения
Основы классического танца
Раздел 1: Вводное занятие. Всего: 1 час (1-т)
Правила Т.Б. на занятиях хореографией. Знакомство с программой четвертого года обучения.
Раздел 2: Экзерсис у палки и на середине. Всего: 139 часов (15-т, 124-п)
Позиции ног, рук. Port de bras. Allegro: pas glissade, changement de pied. Tour chaines. Смешанные комбинации классического экзерсиса у палки. Ускорение темпа, разнообразие ритмического рисунка. Tour : en dedans, en dehors.
Раздел 3: Контрольный зачет «Методика исполнения упражнений у станка и на середине». Всего: 2 часа (1-т, 1-п)
Раздел 4: Контрольный срез на знание танцевальной терминологии. Всего: 1 час (1-т)
Раздел 5: Итоговая аттестация. Открытое занятие. Всего: 1 час (1-т)
Эстрадный танец и народная стилизация
Раздел 1: Элементы народного танца. Всего: 50 часов (8-т, 42-п)
Маленькие броски, дробные выстукивания, вращательные движения рабочей ногой, battement fondu (низкие развороты), большие броски. Вращения: «блинчик». «Корзинка», «шен», «расческа». Танцы и танцевальные этюды на изученном материале.
Раздел 5:. Элементы эстрадного танца. Всего: 74 часов (8-т, 66-п)
Танцы и танцевальные этюды на изученном материале.
Раздел 3: Постановочная практика «В поисках творчества». Всего: 20 часов (4-т, 16-п)
Беседы по истории хореографического искусства
Раздел 1: Новые шаги на пути развития русского балета в 18 веке. Всего: 3 часа (3-т)
«Шляхерный корпус» - начало хореографического образования в России. «Крепостные балеты» в России.
Раздел 2: Особенности направления «сентиментализм». Всего: 3 часов (3-т)
Балеты Вальберха. Роль балетмейстерского творчества Ш.Л.Дидло в развитии русского балета.
Раздел 3: Особенности балетмейстерского творчества в России. Всего: 5 часов (4-т, 1-п)
Роль балетмейстерского творчества А.П.Глушковского в развитии русского балета. Основные вехи творчества Е.А.Телешёвой. М.Данилова. А.И.Истомина.
Раздел 4: Развитие русского балета середины 19 века. Всего: 3 часа (3-т)
Постановочная деятельность французского балетмейстера Перро. Новаторские идеи балетмейстерской деятельности Артура Сен Лиона. Творческие вехи балерины М.Н.Муравьевой.
Раздел 5: Развитие русского балета второй половины 19 века. Всего: 5 часа (4-т, 1-п)
Творчество С.П.Соколова. Кризис балета во второй половине 19 века. Творческие вехи артиста балета Михаила Фокина.
Раздел 6: Развитие хореографического искусства 20 века. Всего: 5 часов (4-т, 1-п)
Творчество Лавровского. Творчество Григоровича. Творчество А.Я.Вагановой. Творчество М.Плисецкой.
Раздел 7: Педагогическая деятельность ведущих балетмейстеров 21 века. Всего: 5 часов (4-т, 1-п)
Творчество Ульяны Лопаткиной. Творчество Николая Цискаридзе. Творчество Илзе Лиепа.
Раздел 8: Контрольные вопросы по истории хореографического искусства. Всего: 1 час (1-т)
Практика «Сценическая мастерская»
Раздел 1: Подготовка репертуара. Всего: 72 часов (10-т, 62-п)
Танцы и танцевальные этюды на изученном материале. Сценические репетиции. Концерты, конкурсы.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«…Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь,
а не развивается, воспитывается и обучается.
Это значит: воспитание и обучение включается
в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается
лишь над ним…»
С.Л.Рубинштейн
- Организация учебной деятельности. Этапы обучения.
- ЭТАП – первый, второй года обучения.
Обучение на первом этапе предполагает формирование у детей музыкально-ритмических навыков. Большое внимание уделяется работе над постановкой корпуса, рук, ног на середине, позже у классической палки; координации и ориентировке в пространстве; а также ритмике лица. Введение на первом году обучения партерного экзерсиса позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. На этом этапе дети начинают осваивать простейшие элементы народно-сценического танца.
- ЭТАП – третий, четвертый года обучения.
Начиная с третьего года обучения, занятиям по классическому танцу уделяется большее количество часов, чем на первом этапе обучения, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Новые и ранее изученные упражнения исполняются у станка в форме учебных комбинаций и связок. Расширяются рамки самостоятельной деятельности, т.е. вводятся задания по исполнению самостоятельно сочиненных композиций. Введение современного танца способствует тренировке дифференцированного мышечного чувства, что позволяет совершенствовать пластику тела и овладевать исполнением сложных по координации движений. Знакомству с разнообразием хореографического материала народов мира помогает народно-сценический танец, который на этом этапе имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На втором этапе происходит усвоение основных приемов актерского мастерства. Больше времени уделяется постановочной и концертной деятельности.
- Педагогические технологии
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата применяются следующие педагогические технологии.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению реализуется в новых педагогических технологиях, таких как обучение в сотрудничестве, (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков и т.д.) одним из наиболее интересных вариантов этого метода является обучение в команде. Успех всей группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над конкретной постановкой комбинации, этюда.
- Технология игрового обучения. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия имеют форму танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной цели.
- Групповые технологии. Уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко – Технология коллективного взаимообучения). Обучение есть общение обучающих и обучаемых.
- Технология программированного обучения - Блочное обучение:
-информационный блок;
-тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
-коррекционно-информационный блок;
-проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
-блок проверки и коррекции.
- Технология здоровьесберегающего обучения.
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.
- Для обеспечения материально – технического оснащения образовательной программы применяются информационные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
Компьютер даёт возможность:
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета;
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
- Формы занятий и принципы формирования групп.
Учебные занятия организованы по группам. Структура занятия выглядит следующим образом:
- Поклон – приветствие.
- Экзерсис: а) у классической палки, б) на середине.
- Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения. Мимические и пластические этюды на развитие актерского мастерства.
- Разучивание новых движений и комбинаций.
- Повторение изученного материала, танцев.
- Поклон – прощание.
Схема построения занятия одинакова на всех годах обучения:
- Подготовительная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Время, отведенное на каждую часть занятия различно. На первых годах обучения больше времени отводится на подготовительную часть, на последующих годах обучения на подготовительную часть количество времени уменьшается и увеличивается на основную часть.
Отличия есть и в характере вида деятельности детей. На первом этапе обучения используются такие виды деятельности, которые носят подражательный или познавательный характер. На втором и третьем этапах – частично-поисковый, творческий, коммуникативный характер учебной деятельности.
Учебные группы формируются по возрасту.
Занятия проводятся в таких формах, как:
- занятие – игра,
- занятия – беседа,
- индивидуальные занятия (для отстающих, для одаренных – постановка сольных номеров),
- постановка и репетиция танцев,
- учебно-тренировочное занятие с группой,
- творческие мероприятия (открытые занятия, мастер - классы и т.д.).
- Методы обучения.
Методика преподавания в своей основе опирается на профессионально-хореографические принципы, но с учетом специфики обучения полисубъектного (диалогического) подхода, где взаимоотношения педагога и ребенка не имеют и не могут иметь никакой иной основы, кроме добровольности и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной творческой деятельности.
Методические особенности обучения:
- Тщательный подбор музыкального материала. От качества музыкального произведения зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа.
- В процессе разучивания движений, игр, плясок широкое использование художественного слова, текст песни, пояснение.
- Яркий, выразительный (зеркальный) показ движений, упражнений.
- Образные сравнивания при объяснении.
- Применение различных игровых приемов.
- Прием «соревнований» между парами, колонками, линиями; девочками и мальчиками.
- Построение системы упражнений от простого к сложному, от медленного к быстрому.
Важно поддерживать эмоционально – чувственный настрой обучающихся. Психологические зажимы (тревожность, робость, скрытность) становится причиной того, что ребенок и внешне выглядит зажатым, становится сутулым, малоподвижным, пассивным. Обогащение эмоционального опыта ребенка положительными переживаниями с помощью специальных методов, упражнений и игр на занятиях танцами, несомненно, позволяет ему сохранить естественную грацию собственного тела.
Добиваться того, чтобы ребенок танцевал не только движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние с помощью движений, нужно научить ребенка владеть мышцами своего лица. В полной мере способствует этому методические рекомендации «Развитие мышц лица» А.Б.Баранова.
V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса Рабочей программы необходимо следующее:
* Оборудование и приборы:
- Светлое, просторное помещение, оснащенное зеркалами, классической палкой и деревянным (специальным) настилом пола.
- Аудиоаппаратура, фортепиано, баян, нотное приложение, CD-диски.
- Разборные вешала.
* Специальные принадлежности:
- Гимнастические коврики.
- Гимнастическая форма (купальник, трико, балетная обувь).
- Сценическая одежда (костюмы, головные уборы, джазовки, туфли, сапожки).
* Дидактический материал:
- Нотное приложение (фортепиано, баян ).
- CD, MP3 – диски.
- Аудиотека.
- Видеотека.
* Кадровый состав:
- Педагог – хореограф (постановщик).
- Педагог – хореограф (репетитор).
- Аккомпаниатор (фортепиано - классический танец, баян – народный танец).
- Звукооператор.
- Костюмер – закройщик.
* Автотранспорт (50 посадочных мест)
Для реализации программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебные пособия (Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. С.-Пб.: Лань, 2006.-240 с.; Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. С.-Пб.: Лань, 2009. – 320 с.) и методическое пособие (Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. С.-Пб.: Композитор – Санкт – Петербург, 2006.- 51 с.).
Нотное приложение для аккомпаниатора: Нотное приложение для аккомпаниатора: Донченко Р.П. Академия балета. Репертуар концертмейстера. Народно-характерный танец. С.-Пб.: Композитор – Санкт – Петербург, 2002.-50с.; Донченко Р.П. Академия балета. Репертуар концертмейстера. Классический танец. С.-Пб.: Композитор – Санкт – Петербург, 2002.-38с.; Федорова Г.П. Весенний бал. С.-Пб.: Детство-пресс, 2000.- 40 с.; Федорова Г.П. Танцы для детей. С.-Пб.: Детство-пресс, 2000.-40 с.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
- Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: С.-Пб.: Лань, 2006. - 110с.
- Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения. М.: ВЦХП, 2007. – 86с.
- Журнал Внешкольник. М.: ООО ДОД, 2004. – 60с.
- Журнал Дополнительное образование и воспитание. М.: ИД ООО Витязь-М., 2006. – 64с.
- Никитин В.Ю. Модерн – джаз танец. М.: ВЦХТ, 1998. – 98с.
- Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов – на - Дону: Феникс, 2006. – 124с.
- Роот З.Я. Танцы в начальной школе. М.: Айрис - пресс, 2006. – 56с.
- Савин В.З. Композиция и постановка танца. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1990. – 51с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 259с.
- Устинова Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976.- 112с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г., № 373, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241.
Для обущихся:
- Андриянова – Голицина И.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: АСТ, Астрель, 2000. – 347с.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф, 1999.- 121с.
Приложение 1
Протокол результатов промежуточной (итоговой) аттестации
по комплексной программе «АССОРТИ»
ФИО педагога: _______________________
Название группы: ____________________
Дата проведения: ____________________
Форма проведения: __________________
Форма оценки результатов: 1-низкий уровень, 2-средний уровень, 3-высокий уровень
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
№ | ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧАЩЕГОСЯ | ЭТАП ОБУЧЕНИЯ | ГОД ОБУЧЕНИЯ | ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Подпись педагога_______________________
Приложение 2
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ - I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Практический тест по разделу «Музыкальная грамота»
1.Двигаться в соответствии с характером музыки:
А) марш,
Б) вальс,
В) пляска.
2. Двигаться в соответствии с ритмом музыки:
А) начать движение после вступления,
Б) закончить движение с окончанием музыкальной фразы.
3. Повторить ритмический рисунок:
А) хлопками,
Б) притопами,
В) в сочетании с хлопками и притопами.
4. Просчитать музыкальный размер:
А) 2/4,
Б) 4/4,
В) 3/4,
Г) «четверти», «восьмушки».
5. Определить сильную долю музыкальной фразы.
Контрольный срез на знание танцевальных терминов
- Позиции ног: I, VI.
- Позиции рук: I, II.
- En face (ан фас) – прямое положение корпуса, головы, ног
- Battement Releve lent (батман релеве лян) – медленное поднимание ноги.
- Battement developpe (батман девлоппе) – раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов.
- Grand battement (гранд батман) – большой бросок.
- Pas emboite (па амбуатэ) – прыжок, во время которого происходит смена ног в воздухе
- Galoper (галоп) – гоняться, скакать, преследовать
Контрольные вопросы к разделу «Откуда ты, танец?»
Творческие игры на воображение и фантазию
«Тряпичная кукла и оловянный солдатик»
Цель: Выявить умение ребенка ярко и выразительно показать образ той или иной куклы.
Содержание: Педагог предлагает детям становиться поочередно то оловянным солдатиком (для этого необходимо вытянуться в струнку, поднять подбородок, замереть как на карауле), то тряпичной куклой в театре Карабаса Барабаса (куклы должны быть все время разные – Мальвина, Пьеро, Буратино и т.д.).
«Снеговик»
Цель: Оценить воображение ребенка, его индивидуальность и неповторимость.
Содержание: Педагог просит детей изобразить снеговика, представить себя толстеньким веселым снеговиком с морковкой вместо носа, метёлкой и ведерком на голове. Затем начинает рассказывать историю о том, что наступила весна, горячие лучики солнца добрались до снеговика, и он постепенно начал таять. Сначала у него растаяла улыбка, и снеговик стал грустным, затем отпала морковка и т.д. постепенно дети расслабляют свое тело (голову, руки, плечи, спину, колени) и садятся на коврики.
«Черепаха»
Цель: Выявить умение ребенка ярко и выразительно показать образ того или иного животного.
Содержание: Дети свободно двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, педагог просит изобразить какое – либо животное. Как только педагог говорит «Черепаха», все дети приседают, прижимают подбородок к груди, обхватывают колени руками, как – будто «прячутся в панцирь».
«Цветочная клумба»
Цель: Оценить воображение ребенка, его индивидуальность и неповторимость.
Содержание: Дети сидят на ковриках. Педагог проходит между ними, рассказывая историю о том, что он садовник, который сеет семена цветов. В это время каждый ребенок придумывает каким будет цветком. Затем детям предлагается «прорости из семечка и прожить один день из жизни цветка (от рассвета до заката)».
Задания на мимику «МАСКИ»:
Цель: Выявить умение ребенка создать яркую и выразительную маску.
Содержание: 1. радостная, улыбчивая;
2. удивление;
3. испуг;
4. плач;
5. ненависть;
6. злость;
7. хитрость.
8. быстрый переход от одной маски к другой.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ – II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Контрольные вопросы к разделу
«Танцевальные культуры древнейших цивилизаций»
Тема № 1.
- Основные выразительные средства.
- Три вида развития танцевальной культуры.
Тема № 2.
- Особенности танцевальной культуры древнего Египта.
- Особенности танцевальной культуры древней Японии.
Тема № 3.
- Особенности танцевальной культуры Античного мира.
- Жанр и характер танца «Эмелия».
- Жанр и характер танца «Кордакс».
- Жанр и характер танца «Сикинис».
- Жанр и характер танца «Периха».
- Где и когда появилась пантомима.
- Известные актеры Античности, их новаторства.
Тема № 4.
- Как назывались народные танцы эпохи Средневековья.
- Основные фигуры «Бранля».
- Разновидности хороводов эпохи Средневековья.
- Основные особенности танца «Бурэ».
- Основные особенности танца «Майна».
- Как назывались светские танцы эпохи Средневековья.
- Разновидности «Бас – Данса».
- Основные элементы одежды.
- Как назывался первый балет эпохи Средневековья, кто его поставил.
Тема № 5.
- Первый учитель танца эпохи Возрождения.
- Как назывался его трактат, его содержание.
- Кто автор Трактата «Новые изобретения балета».
- Основы трактата «Новые изобретения балета».
- Кто написал книгу «Орхесография», в какой форме она изложена.
- Кто являлся участниками балета в 16 веке.
- Что изменилось в 17 веке.
Тема № 6.
- Биография выдающегося французского балетмейстера П.Бошана.
- Балеты П.Бошана.
- Новые приёмы в записи танца.
Тема № 7.
- В чем заключалось различие танцевальных культур эпохи Средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения.
- Балетмейстеры – новаторы эпохи Просвещения.
Тема № 8.
- Биография Д.Рича.
- Балетные спектакли Д.Рича.
- Биография Д.Уивера.
- Балеты Д.Уивера.
Тема № 9.
- Биография В.Хильфердинга.
- Балеты В.Хильфердинга.
- Новаторские приёмы балетмейстерского творчества В.Хильфердинга.
Тема № 10.
- Биография М.Анджолини.
- Балеты М.Анджолини.
- Новаторские приёмы балетмейстерского творчества М.Анджолини.
Тема № 11.
- Основные вехи творчества Ж.Ж.Новера.
- Балеты Ж.Ж.Новера.
- Реформы Ж.Ж.Новера.
Тема № 12.
- Биография Ж.Доберваля.
- Балеты Ж.Доберваля.
- Ведущие идеи балетмейстерского творчества Ж.Доберваля.
Тема № 13.
- Биография С.Вигано.
- Балеты С.Вигано.
- Ведущие идеи балетмейстерского творчества С.Вигано.
Тема № 14.
- Биография Ф.Тальоне.
- Балеты Ф.Тальоне.
- Последовательность урока Ф.Тальоне.
- Новаторство балетмейстерского творчества Ф.Тальоне.
- Особенности танца М.Тальоне.
- Историческое значение балета Ф.Тальоне «Сильфида».
Тема № 15.
- Биография Ж.Перо.
- Балеты Ж.Перо.
- Новаторство балетмейстерской деятельности Ж.Перо.
- Содержание балета «Жизель», его особенности.
- Содержание балета «Эсмиральда», его особенности.
- Основные идеи в балете эпохи романтизма.
Контрольный срез на знание терминов
классического танца
- Demi plie (деми плие)– маленькое приседание
- Grand plie (гранд плие) – большое приседание
- Battement tendu (батман тандю) – отведение и приведение вытянутой ноги
- Battement tendu jete (батман тандю жете) – бросок ноги
- Passe (пассе) – связующее движение, проведение или переведение ноги
- Preparation (препарасион) – приготовление, подготовка
- Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – круг носком по полу
- En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг
- En dehors (ан деор) – наружу из круга
- Battement releve lent (батман релеве лян) – медленное поднимание ноги
- Battement developpe (ватман девлоппе) - раскрывать
- Grand battement (гранд ватман) – большой бросок.
- Releve (релеве) – подъем на полупальцы
- Saute (сотэ) – прыжок на месте по позициям
- Echappe (эшаппе) – вырываться, прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую
- Port de bras (пор де бра) - упражнение для рук, корпуса, головы
Практический тест на ориентировку в пространстве
- Умение ориентироваться в любом месте и быстро находить точки зала.
- Умение перестраиваться:
-из одной колонны в две, в четыре, в линию;
- из одной линии в две, в три, в четыре, в колонну;
- сужение и расширение круга;
- из одного круга в два;
- из круга в полукруг;
- парами, тройками, четвёрками;
- три, четыре и т.д. «лучика» (диагонали);
- «воротца».
Постановочная практика «В поисках творчества»
«Продолжи движение»
Цель: Выявить творческий потенциал ребенка.
Содержание: Педагог показывает какое – либо движение (всем одинаковое), предлагая ребенку придумать какой – нибудь образ и продолжить его.
«Закончи движение»
Цель: Выявить творческий потенциал ребенка.
Содержание: Педагог показывает связку движений в каком - либо образе, предлагая детям придумать концовку (образ у всех одинаковый).
ФОРМЫ КОНРОЛЯ – III ГОД ОБУЧЕНИЯ
Контрольные вопросы к разделу
«Истоки русского балета»
Тема № 16.
- Разновидности древних плясок.
- Особенности исполнения «пляски – игры».
- Особенности исполнения «охотничьей пляски».
- Особенности исполнения религиозно – культового танца.
- Особенности исполнения хоровода.
- Разновидности русских народных плясок.
Тема № 17.
- Первые профессиональные исполнители русских народных танцев.
- Особенности их искусства.
- Роль скоморохов в развитии танцевального искусства.
- Формы скоморошества.
- «Школьные театры» 17 века.
Тема № 18.
- Появление театрального танца в России.
- Вклад М.Лима в развитие русского балета.
- Вклад Петра Первого в развитие русского балета.
- Роль Ассамблей в Росси.
Тема № 19.
- «Шляхерный корпус» - начало хореографического образования в России.
- Ж.Ланде – первый педагог хореографического образования в России.
- «Воспитательный дом» - кузница профессиональных танцовщиков.
Тема № 20.
- «Крепостные балеты» в России.
- Новые шаги на пути развития русского балета в 18 веке.
Тема № 21.
- Особенности направления «сентиментализм».
- Биография Вальберха.
- Балеты Вальберха.
- Особенности балетмейстерской деятельности Вальберха.
Тема № 22.
- Основные вехи творчества Ш.Л.Дидло.
- Балеты Ш.Л.Дидло.
- Роль балетмейстерского творчества Ш.Л.Дидло в развитии русского балета.
- Характеристики женского и мужского балетного танца.
Тема № 23.
- Педагогическая деятельность Ш.Л.Дидло.
Тема № 24.
- Биография А.П.Глушковского.
- Особенности балетмейстерского творчества А.П.Глушковского.
- Роль балетмейстерского творчества А.П.Глушковского в развитии русского балета.
Тема № 25.
- Основные вехи творчества Е.А.Телешёвой.
- Балеты, в которых выступала Е.А.Телешёва.
Тема № 26.
- Основные вехи творчества М.Даниловой.
- Балеты, в которых выступала М.Данилова.
Тема № 27.
- Основные вехи творчества А.И.Истоминой.
- Балеты, в которых выступала А.И.Истомина.
Тема № 28.
- Биография Е.А.Санковской.
- Балеты, в которых выступала Е.А.Санковская.
- Роль Сильфиды Е.А.Санковской и М.Тальоне.
Тема № 29.
- Биография Е.И.Андрияновой.
- Балеты, в которых выступала Е.И.Андриянова.
Практический тест
«Руки, ноги, позы в классическом танце»
Задание 1. Цель: выявить умение воспитанников координировать позиции рук и ног.
Содержание: Педагог быстро и четко называет в разброс позиции рук и ног (например, I п. ног - IIIп. рук и т.д.). Дети стараются безошибочно выполнить данное задание. Педагог следит за тем, чтобы задание было выполнено точно и самостоятельно.
Задание 2. Цель: выявить умение воспитанников быстро и правильно переходить из одного положения в другое (croisee, efface, ecartee).
Содержание: Педагог быстро и четко проговаривает комбинацию классического экзерсиса и позу, в которой нужно выполнить данную связку. Дети стараются безошибочно выполнить данное задание. Педагог следит за тем, чтобы поза была выполнена точно и самостоятельно.
Практический зачет
«Основы актерского мастерства»
Цель: Выявить умение детей легко и непринужденно перевоплощаться из одного образа в другой.
Содержание: Педагог предлагает детям разделиться на творческие группы и дает задание: 1) мимические этюды на изображение социальных ситуаций:
- «На вокзале»,
- «В зоопарке»,
- «У зубного врача» и т.д.
2) мимические этюды на изображение сказок:
- «Колобок»,
- «Репка»,
- «Три поросенка» и т.д.
Педагог следит за точной передачей образа, натуральностью, неповторимостью.
Постановочная практика
«В поисках творчества»
Цель: Выявить творческий потенциал ребенка.
Содержание: 1) составить композицию на заданную тему;
2) танцевальная импровизация под музыку.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ – IV ГОД ОБУЧЕНИЯ
Контрольные вопросы к разделу
«Дальнейшее развитие балетного театра в России, XIX век»
Тема № 30.
- Развитие русского балета середины 19 века, основные события.
- Чьи имена представляли русский балет в середине 19 века.
- Постановочная деятельность французского балетмейстера Перро.
- Творческие вехи балерины Н.К.Богдановой.
- Чем отличалось хореографическое образование балетных школ Москвы и Петербурга.
Тема № 31.
- Биография Артура Сен Лиона.
- Новаторские идеи балетмейстерской деятельности Артура Сен Лиона.
Тема № 32.
- Биография М.Н.Муравьёвой.
- Творческие вехи балерины М.Н.Муравьевой.
Тема № 33.
- Развитие русского балета второй половины 19 века, основные события.
- Чьи имена представляли русский балет во второй половине 19 века.
- Чем отличалась педагогическая деятельность Х.П.Иогансона и Э.Чеккетти.
- Творчество С.П.Соколова.
- В чем заключался кризис балета во второй половине 19 века.
- Творческие вехи балерины П.Лебедевой.
- Творческие вехи балерины О.Николаевой.
- Творческие вехи артиста балета В.Ф.Гельцер.
Тема № 34.
- Творческие вехи балерины Тамары Карсавиной.
- Творческие вехи балерины Анны Павловой.
- Творческие вехи артиста балета Михаила Фокина.
Тема № 35.
- Развитие хореографического искусства 20 века, основные события.
- Чьи имена представляли русский балет в 20 веке.
- Как назывались гастроли в 1909 году, кто их основоположник.
Тема № 36.
- Творчество Лавровского.
- Балеты Лавровского.
Тема № 37.
- Творчество Григоровича.
- Балеты Григоровича.
Тема № 38.
- Творчество Вацлава Нижинского.
- Балеты, в которых танцевал В.Нижинский.
- Творчество А.Я.Вагановой.
- Творчество М.Плисецкой.
Тема № 39.
- Педагогическая деятельность Евгении Фарманянц.
Тема № 40.
- Педагогическая деятельность Людмилы Сахаровой.
Тема № 41.
- Педагогическая деятельность Бориса Акимова.
Тема № 42.
- Творчество Ульяны Лопаткиной.
- Балеты, в которых танцевала У.Лопаткина.
Тема № 43.
- Творчество Николая Цискаридзе.
- Балеты, в которых танцевал Н.Цискаридзе.
Тема № 44.
- Творчество Махмуда Эсамбаева.
- Балеты, в которых танцевал М.Эсамбаев.
Тема № 45.
- Творчество Нины Ананиашвили.
- Балеты, в которых танцевала Н.Ананиашвили.
Тема № 46.
- Творчество Илзе Лиепа.
- Балеты, в которых танцевала И.Лиепа.
Контрольный срез
на знание танцевальной терминологии
- Demi plie (деми плие)– маленькое приседание
- Grand plie (гранд плие) – большое приседание
- Battement tendu (батман тандю) – отведение и приведение вытянутой ноги
- Battement tendu jete (батман тандю жете) – бросок ноги
- Battement tendu jete Pique – (батман тандю жете пике) отрывистое движение натянутой ногой с колющим броском
- Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – круг носком по полу
- En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг
- En dehors (ан деор) – наружу из круга
- Sur le cou – de – pied (сюр ле ку де пье) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги
- Battement fondu (батман фондю) – мягкое, плавное, «тающее» движение
- Battement soutenu (батман сотеню) – движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение
- Battement frappe (батман фраппе) – движение с ударом, или ударное движение
- Battement double frappe (батман дубль фраппе) – движение с двойным ударом
- Battement releve lent (батман релеве лян) – медленное поднимание ноги
- Battement developpe (ватман девлоппе) - раскрывать
- Grand battement (гранд ватман) – большой бросок.
- Releve (релеве) – подъем на полупальцы
- Saute (сотэ) – прыжок на месте по позициям
- Echappe (эшаппе) – вырываться, прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую
- Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе
- Assemble (ассамбле) - прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе, прыжок с двух ног на две ноги
- Glissade (глиссад) – скольжение, прыжок исполняемый без отрыва носков ног от пола
- Temps lie (там лие) – связующее, плавное, слитное движение
- Tour (тур) - поворот
- Port de bras (пор де бра) - упражнение для рук, корпуса, головы
- Сroisee (круазе) – скрещивать; поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую
- Еfface (эфасе) – развернутое положение корпуса и ног
- Еcartee (экарте) – поза, при которой вся фигура повернута по диагонали
Постановочная практика
«В поисках творчества»
Цель: Выявить творческий потенциал ребенка.
Содержание: 1) составить комбинацию с элементами классического танца;
2) составить комбинацию с элементами народного танца;
3) составить комбинацию в современном стиле;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".
«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»
Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

Комплексная образовательная программа«Тайны, хранящиеся в земле»
Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле»...

Авторская комплексная образовательная программа открытой студии "РОСТ"
Авторская комплексная образовательная программа направлена на развитие интеллектуальных и креативных способностей детей разного возраста и разного уровня подготовки....

Комплексная образовательная программа "Весёлая арена"
Образовательная программа художественно-эстетической направленности, рассчитана на возраст от 6-18 лет. Рассчитана на четыре года обучения. Состоит из трёх образовательных программ «Разноцветная акроб...

Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной образовательной программы по хореографии
Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной образовательной программы по хореографии...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...