Комплексная образовательная программа«Тайны, хранящиеся в земле»
методическая разработка по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obr.proekt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная образовательная программа

Государственного историко-мемориального музея заповедника

« Родина В.И. Ленина»

«Тайны, хранящиеся в земле».

Авторский коллектив: Горбунов Н.А.(зав. отделом археологии ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»), Черкесова Е.В. (старший научный сотрудник ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»), Андреев С.А. (руководитель  ульяновской детской общественной  организации «Юнэко»).

Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле».

Цель: привлечение детей к делу сохранения и изучения памятников природы, истории и археологии.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомство участников археологической экспедиции с механизмами решения проблем сохранения и изучения археологических памятников на местном уровне (методы социально-археологического проектирования);

2. Повышение общей информированности населения Ульяновской области о Древней истории Родного края;

3. Знакомство жителей Ульяновской области с работой детских археологических лагерей посредством открытия выставки;

4. Оказание сельским школам методической и практической помощи.

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории  и культуре родного края;

2. Развивать интерес к работе археологов;

3. Способствовать развитию креативного мышления ребенка;

4. Способствовать развитию самосознания, выраженного в осознании своей причастности к прошлому, настоящему, будущему своей страны.

Воспитательные:

1. Формировать бережное отношение к культурно-историческим памятникам.

2. Способствовать межэтническому и межконфессиональному общению в рамках археологической экспедиции

3. Способствовать эмоционально – ценностной ориентации личности;

4.Способствовать повышению культурной активности местного сообщества;

5. Привлекать к работе учащуюся молодежь;

Программа реализовывалась в три этапа: 

I. Этап теоретический - «Я познаю мир». Июнь 2007 г.

Данный этап предусматривает знакомство с археологией посредством цикла занятий:

1. Археология как наука. (4 ч.)

- Наука археология. Задачи археологии. Археологические источники. Роль археологии в системе научного познания.

- Датировка археологических памятников.

- Виды археологических памятников.

- Археология Ульяновского края.

2. Обучение методам полевых археологических исследований. (4 ч.)

- Поиск археологических памятников.

- Археологические раскопки

- Ведение полевой документации.

- Археология и закон. Черная археология.

3. Археологическая экспедиция. (2 ч.).

- Что такое археологическая экспедиция?

- Гигиенические требования к экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.

Занятия по программе проводили сотрудники Государственного историко-мемориального музея заповедника на базе Ульяновского Областного Детского экологического центра.

2. Второй этап - Археологическая экспедиция. 8- 15 августа 2007 г.

Археологическая экспедиция – это место, куда дети стремятся, чтобы узнать новое, отдохнуть, встретиться со старыми друзьями и найти новых, весело и полезно провести время, и просто проявить себя. Жизнь в палаточном лагере, отблески костра, песни под гитару и витающий дух полевой романтики  манят в лагеря не одно поколение.  Для нас важно не разочаровать ожидание детей, дать в полной мере почувствовать красоту природы, близость ушедших эпох. Но также не забыть, что в самой работе главное не научные цели, а прежде всего педагогические.

Палаточный лагерь раскинулся в окрестностях с. Кремёнки Старомайнского района Ульяновской области. Рядом располагаются археологические памятники различных эпох: стоянка эпохи мезолита-неолита, курганная группа эпохи бронзы, средневековое городище «Чертов городок». На территории городища сохранились слои, оставленные именьковским, раннеболгарским и домонгольским волжскео-болгарским населением. На песчаной отмели встречаются находки кремневых отщепов, обломки шлифованных орудий эпохи неолита – энеолита, свидетельствующим об освоении территории будущего городища еще в позднем каменном – в медно – бронзовом веках. В золотоордынское время рядом с городище, непосредственно к востоку от него, возник небольшой поселок.  Культурный слой городища ежедневно размывается водами Куйбышевского водохранилища. Значительный вред сохранности памятника наносит противозаконная деятельность «черных археологов». С помощью металлоискателей они ведут сбор металлических артефактов. Такими темпами мы скоро можем потерять один из интереснейших памятников археологии Среднего Поволжья. Целью нашей экспедиции было проведение охранно – спасательных работ. Посмотреть насколько в этом году была размыта береговая линия, и посмотреть где еще оставили свои следы «черные археологии», и конечно познакомить ребят с одним из памятников археологии Ульяновской области. Еще одна цель: нанести на карту расположение Кременковской курганной группы эпохи бронзы. Памятник находится в плачевном состоянии, курганы срыты при распашке земли, некоторые разграблены, памятник требует немедленно изучения.  

В экспедиции приняло участие 35 человек, из них 21 ребенок. Руководящий состав был представлен сотрудниками ГИММЗ, сотрудниками Ульяновского Областного Детского Экологического Центра и студентами старших курсов УлГУ факультета экологии.

Каждый день был не похож на другой: сегодня ты изучаешь азы археологии, завтра проверяешь на крепость коллектив, затем проходишь испытания мужеством, смекалкой и ловкостью, пытаешься оставить наставления будущим поколениям, и каждый раз что-то новое-незнакомое. А еще тебя ждут дежурства на кухне, песни у костра, и таинственный обряд «Посвящения в археологи».

По ходу работы все мы ведем дневники, записывает свои мысли и впечатления, и ничто лучше не может рассказать об экспедиции как дневник.

Зарисовки из дневника.

День первый - 8 августа 2007 г.

Наконец-то наступило 8 августа – день когда все материальные, хозяйственные вопросы были решены, и наш дружный коллектив выехал из города Ульяновска по направлению в село Кременки Старомайнского района.

В голове кружились мысли, но дорога увлекала и прекрасный пейзаж, и мелодия, которую бренчали студенты на гитаре, способствовали тому, что страхи, переживания оставались где-то позади. Хотя сердце щемило. Первый день лагеря. Надо раскинуть лагерь: удобно выбрать место для его планировки, чтобы просматривались все палатки, провести инструктаж по технике безопасности при археологических работах и поведению в лесу. А главное пока все обустраиваются, надо развести огонь и на скорую руку приготовить обед. Мысли не дают покоя...

Обед был готов к полудню. После тяжелой первой половины дня, он казался настолько вкусен, что дети назвали его «пищей богов».

Вечером предстоял самый тяжелый этап – за короткий срок «сплотить» коллектив. Проверяю список – 34 человека, из них 21 ребенок. И все мы такие разные, со своими идеями, характерами. Ребята, если бы вы знали, как это не просто.

Знакомлю всех с правилами жизни в лагере.

8.00 – Подъем, зарядка, утренние процедуры.

8.30 – Завтрак. Уборка на полевой кухни.

9.00 – Планерка.

9.30 – 12.00 – Работы на памятниках археологии и экологии.

13.00 – Обед.

14.00- 15.00 – Тихий час.

15.00 – 17.00 – Личное время.

17.00 -  Коллективное мероприятие.

18.00 – Ужин.

19.00 – 22.30. - Вечер у костра. Работа клуба «Музыкальный огонек».

22.30 – Отбой.

Ребят разбили на 2 племени, они получили задание к завтрашнему дню выбрать род занятия племени, вождя, приготовить танец, изготовить орудия защиты от врагов, то есть в узком смысле представить себе жизнь первобытного маленького коллектива.

Разговоры плавно перетекли в песни, и снова над костром звучали вечно живущие песни В. Цоя, М. Галича и В. Высоцкого.

В указанное время ребята разбрелись по своим палаткам. Хотя, что таить, в палатках долго слышалось шебуршание и смех, дети делились впечатлением.

А вожатые, руководители, разошлись, каждый понимая, что это был самый тяжелый день из всей предстоящей экспедиции.

День второй – 9 августа, четверг.

Сегодня мы с детьми совершили экскурсию по городищу. Памятник археологии настолько поразил ребят, что вопросам не было конца.

К нашему удивлению мы оказались не одиноки, о по соседству с нами раскинулся патриотический клуб «Сокол», который занимается исторической реконструкцией. Наш коллектив был приглашен в гости, где ребята увидели доспехи, мечи русского дружинника и показательные выступления княжеской дружины «Сокол».

Вечер закончился, как всегда работой клуба «Музыкальный огонек».

День третий – 10 августа, пятница.

День как день, но в этом и оказался подвох. На сегодня был запланирован «веревочный курс» - комплекс испытаний с элементами спортивного соревнования. Все племена с радостью приняли данную весть, и тут кто-то предложил взять в команды руководителей. Дети воодушевились, стали просить, и нам (руководителям) пришлось встать с ними и пройти «стезю мук». Столько ссадин и синяков не было у меня со времен детского садика. Детям невозможно отказать!!!

Как хорошо, наконец-то долгожданный отбой и сон. Ноет спина, веревочный курс дает о себе знать.

День четвертый – 11 августа, суббота.

Сегодня мы с детьми ходили на экскурсию к курганной группе эпохи бронзы. Учились работать  нивелиром и с картой. Работа продолжалась до полудня.

Вечером у детей был запланирован «День индейцев», им были розданы карты  с маршрутом, чтобы пройти его надо по пути преодолеть препятствия. Выигрывает тот, кто быстрее преодолевает маршрут.

Дети за день измаялись, и после отбоя уже не было слышно шороха в палатка, все таки работа -  наш соратник.

День пятый – 12 августа, воскресенье.

Наконец – то, воскресенье. День когда можно поспать, сегодня подъем в 9.00. Но в этом парадокс, если в остальные дни детей приходилось вытаскивать из палаток, то сегодня они встали сами еще до 8.00. В лагере поднялся такой шум и ор, что о спокойном сне уже и не мечталось.

День решили полностью посвятить отдыху. Радости детей не было предела.

День шестой – 13 августа, понедельник.

Понедельник – день тяжелый, гласит истина. Ранний подъем, работа на раскопе.  Раскапывали памятник эпохи неолита. Каждый хотел найти что-то. С таким усердием перебирали отвал, что глядя на них захотелось тоже. Появились следы очагов. Каково было удивление, когда они узнали, что люди здесь жили, жгли костер, варили на нем пищу, и кто-то сказал, что это напоминает наш лагерь.

Вторая половина дня была посвящена празднику Нептуна. Отмывшись после раскопа, плотно поужинав, все побрели к костру, так как там по расписанию проходило заседание клуба «Музыкальный огонек».

День седьмой – 14 августа, вторник.

Как всегда первая половина дня посвящена работе на раскопе. А вечером детей ожидало таинство «Посвящение в археологии». Все работы были закончены, итоги подведены, по этому праздник был как раз кстати. Все перепачканные, получившие новое археологическое имя, дети сидели у большого прощального костра. Но уже не было того веселья задора, как в предыдущие дни. Всем грустно: завтра лагерь съезжает и все разбредутся по своим сторона, не будет песен у костра, а новая экспедиция не скоро. Кто- то нашел здесь друга, кто-то любовь, как справится с этими чувствами. Мы взрослые смотрим, понимаем, и сегодня решили не делать отбой, пусть последний вечер будет долгим. У костра звучат слова благодарности: мы благодарим детей они нас, и так до бесконечности. И нам тяжело, не хочется признавать, но у нас тоже появились любимчики. И думаешь, а увидимся ли мы еще?

День восьмой – 15 августа, среда.

Вот и закончилась наша очень короткая восьмидневная экспедиция. Лежу в палатке. Слышу дежурные готовят завтрак. Понимаю, что никто не спит, но все хотят оттянуть момент прощания. Все таки приходится вставать.

В 12.00. пришла машина за детьми, часть руководителей уезжает с ними. Расставаться всегда тяжело. Машина тронулась. Мы остались, ждем машину, чтобы погрузить оборудование и забрать с собой оставшейся руководящий состав. Все молчат.

Я на работе. Не успеешь приехать телефон начинает разрываться, и снова дела, доклады, графики, рутина захватывает. Но я помню, что впереди новая встреча, ведь мы договорились, что обязательно сделаем выставку, вспомним наш лагерь, и расскажем всем о прелестях и трудностях жизни в археологической экспедиции.

3. Третий этап – Выставка, по итогам работы археологического лагеря.

Подготовка к реализации началась сразу после экспедиции. Мы не ставили своей целью сделать ее научной, массовой и инновационной. Мы просто решили привлечь к делу коллектив наших детей и сделать ее своими руками. После долгих дебатов решено было оформить экспозицию в виде археологического лагеря.

В центре зала – костер, рядом котел в котором варится обед. Где-то совсем недалеко разместилась палатка, в ней лежит пенка спальник (все желающие могут туда зайти, посмотреть как она обустроена), рядом с ней складной стульчик и стол, на нем все, что пригодится археологу в экспедиции (карта, компас, лупа, карандаш, альбом, дневник археолога, методическая литература). А там вдали виднеется раскоп. Совсем недалеко полевая камеральная лаборатория, здесь идет обработка материала и его шифровка. А вокруг лагеря фотографии, которые рассказывают о работе и жизни в археологических экспедициях. Уникальность выставки в том, что она не требует экскурсовода, здесь предметы сами рассказывают о себе. Это облегчает и работу музея, на базе которого раскинулась выставка, так как он далек от археологической тематики.

Выставка открылась    сентября 2007 г. в одном из музеев Государственного историко-мемориального музея заповедника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".

«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

Игровая часть образовательной программы «Тайны, хранящиеся в земле»

Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 14-15 мая 2009 С.120-123 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педа...

дополнительная образовательная программа "Тайный остров внутренних сил"

Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене во многом связана с развитием качеств, которые начинают формироваться в младшем школьном возрасте: самостоятельности, инициативности, умения ...

Образовательная программа "Тайны таблицы Менделеева"

В российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается, что современная система образования способна использовать вариативность образовательных п...

Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной образовательной программы по хореографии

Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной образовательной программы по хореографии...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...