Эссе "Я учитель"
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание
эссе «Я - учитель»
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Ярковская СОШ»
Фалалеева Елена Анатольевна
Владеть, оценивать, знать,
разрабатывать, использовать, апробировать,
организовывать, создавать, применять,
формировать, управлять, анализировать,
развивать, составлять, соблюдать,
участвовать, осуществлять, планировать.
Вы догадались, к кому относятся эти слова?
Это глаголы, которые встречаются в требованиях профессионального стандарта, определяющих квалификационный уровень педагога, необходимый для качественного выполнения им своих обязанностей, требования, предъявляемые к знаниям, умениям, опыту работы и личностным качествам учителей. Для меня, как учителя русского языка, это ещё и глаголы, переходные и непереходные, обозначающие что-то преходящее и непреходящее.
Далее в стандарте вычитываются строки со словами, в которых появляется РЕБЁНОК: «защищать достоинство и интересы обучающихся», «помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях», «оказание адресной помощи обучающимся».
Да, у каждой реки есть берега, определяющие направление течения. И она течёт. Такой психологический параллелизм применим и к нашей школьной жизни.
Соглашусь со всем, но хочется добавить деепричастия любя и доверяя. Ведь иначе всё остальное утрачивает свою значимость.
И получится: формировать, любя, или, может быть, осуществляя, доверять… Всякое общение с ребенком без любви, доверия и понимания — пустое общение.
Ребёнок тонко чувствует отношение к нему взрослого, он никогда не соотнесёт учителя с человеком, приходящим на урок только ради выполнения стандартов, он сам никогда не станет «метапредметным» и «интегрированным», в какое бы время мы ни жили.
Сложно порой во всём происходящем разобраться взрослому человеку, а ребёнку?
Вася, ты должен…, Света, тебе необходимо…, Миша, соблюдай…, Аня, проконтролируй…, Сидоров, ты обязан …
Так незаметно мы производим переложение всевозможных стандартов, уставов и критериев на плечи ребёнка. Это неправильно. И каждый это понимает. А у ребёнка должно быть детство с яркими впечатлениями, радостью побед, ощущением того, что рядом есть взрослый, который научит, поймёт, защитит его и поможет ему.
Я учитель. Мне доверены судьбы маленьких врачей, инженеров, поваров и государственных служащих, актёров, и, возможно, будущих коллег.
Кто я сегодня в школе? И тут, чеканя шаг, подходят существительные: тьютор, куратор, фасилитатор, организатор, психолог, актер, конструктор, художник …
Где же ещё такое возможно?! Нужно хотеть и уметь снова и снова проживать разные роли для того, чтобы быть современным учителем, интересным детям, видеть мир их глазами, удивляться и учиться вместе с ними, быть незаметным, когда скрипку в руки берёт ребёнок, и незаменимым, когда скрипка не рождает звуков. Думаю, сегодня не утратили своей актуальности слова Антуана де Сент -Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать». И если не поддержать в ребёнке градус интереса, не придать ему динамику движения, ребенок поскучнеет, уйдет в себя и станет в будущем разочаровавшимся исполнителем. А детей, заряженных новой энергетикой, уже не остановить! Побывав в роли актёров, комментаторов, ведущих школьного радио, испытав себя в роли экскурсоводов, теперь мои дети сами становятся дирижёрами и режиссёрами на уроках, помогают придумывать нестандартные задания, учебные ситуации, предлагают новые конкурсы, порой самые неожиданные, но интересные.
Каждый день иду в школу и думаю о том, какими сегодня будут мои ученики, что изменилось в них за эти сутки, что волнует их детские души, и над чем мы сегодня будем размышлять? Вот так незаметно выстроился ряд местоимений.
А волнует современного школьника многое. Человек двойственен по природе. Ум его может легко перемещаться из одной крайности в другую, создавая таким образом в нём смуту и нестабильность. Внешнее есть лишь отражение внутреннего. Психика ребёнка довольно уязвима, поэтому он старается найти себе панцирь, который укрыл бы его от некомфортности взрослой жизни.
Может быть, листая странички сайтов, дети пытаются определить для себя, что их окружает, что ценно в нашей жизни, как сказываются ошибки, допущенные человеком, на его судьбе. Поэтому у них всегда под рукой гаджеты. Есть чем поднять настроение, если вдруг возникнет ситуация неуспеха, не с кем поговорить - можно выбрать суррогатный способ общения и «пусть весь мир подождет». С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества. А в тот момент, когда подростку трудно установить какие-то отношения со сверстниками, ему проще избежать трудностей: можно просто заблокировать чат, группу своих друзей, можно сменить одну школу на другую. Возможность смены социального контекста стала очень доступной и простой. Но, с другой стороны, так незаметно происходит сепарация от взрослых, выстраиваются границы, у детей стирается представление о ценности живого общения.
Вот почему я все больше и больше признаю значимость моей профессии. Я никогда не смогу безучастно смотреть на то, как дети, не находя решения проблем, связанных не только с их учебной деятельностью, но и их личностной самоидентификацией, мучаются, даже впадают в отчаяние. Иногда нужно только вовремя подойти, тактично сказать нужное слово или просто выслушать. Особенно это касается «чёрно-белого» периода подросткового возраста, когда человеку важно приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде.
В сочинении – рассуждении на тему: «Какой должна быть школьная перемена» многие ученики написали, что на переменах бывает скучно от того, что все «сидят» в телефонах и не обращают друг на друга внимания. Значит, они начали осознавать, что живое общение становится дефицитом, и это их уже тяготит.
Перед уроком, проветрив класс, включаю тихую приятную музыку с пением птиц и шумом дождя или весёлую песню о дружбе. В эти короткие десять минут, вижу, как меняется настроение детей, они открыты для общения.
И на их лицах читаются слова категории состояния: приятно, весело, легко.
Но в современной школе есть и другие серьёзные проблемы.
Обсуждаем в учительской среде, читаю в прессе о том, что дети перенимают ложные ценности и становятся бездуховными потребителями: им нужно добиться желаемого здесь и сейчас, таким способом, как удобно мне, не задумываясь о других.
А если не получается? Вот камень преткновения, да нет, пожалуй, целая скала, не обойти её, не перепрыгнуть. А вверх карабкаться по острым камням, цепляясь и падая обратно вниз, вставать, набравшись сил, опять ползти - не каждому дано. А ведь послезавтра эти дети станут взрослыми и будут составлять основу человеческого общества.
Я часто размышляю над словами:
Когда умирает эпоха
В бесправье и вечной тщете,
Мы все - до последнего вздоха-
Повинны в ее пустоте.
Нужно открыто и честно признаться себе в том, что есть и в нас самих причины, порождающие пустоту в детских душах.
Что еще поменялось в жизни Тани из Ярково, Максима из Тюмени, Светы и Миши из Покровского, Кристины из Перьми? Возможно, социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.
Явно поменялась семейная среда, в которой они живут. Сейчас есть несколько вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает ребёнка, и семьи, в которых ребёнок воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, когда он, воспитывается в двух семьях: в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и может получать разный опыт родительских фигур. В среде детоцентризма, детской индустрии, брендов у ребёнка переворачиваются представления о мире, о смысле и ценности знаний, о своих собственных возможностях.
У Б. Пастернака есть такая строка: «О, детство! Ковш душевной глуби»…
Кто и чем наполняет это ковш?
Я иду из школы домой, сегодняшний день уже не повторится.
Завтра снова будет предлог встретиться ОКОЛО_, вникнуть В_, поговорить О_ , подняться НАД _, и снова сказать:
- ДО новой встречи!
Мне нравится зажигать глаза, умы и сердца учеников. Я – учитель!
. | ||||
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...