Программа внеурочной деятельности
проект (6 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Би-буряадби"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЮНХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671632,Республика Бурятия, с.Улюнхан, ул.Новая,1., тел.: 91-5-74, 91-5-24
Программа внеурочной деятельности
«Би – буряадби»
Автор: Цыбикова С.Э.,
Учитель бурятского языка и литературы
2015г.
Пояснительная записка
к программе факультативного курса
"Би - буряадби"
Национальное возрождение России невозможно без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность бурятской культуры, бурятского национального характера, "духа народа". Наиболее актуальный для современного этапа преподавания бурятского языка - "принцип народности", который, в свою очередь, тесно связан с "принципом историзма и культурологическим принципом обучения и воспитания".
Одной из целей обучения бурятскому языку называется сегодня и формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции, причем эта цель поставлена не только перед профильной, но и общеобразовательной школой: в ФГОС образования по предмету "Бурятский язык", наряду с языковой и коммуникативной компетенцией, названа и социокультурная компетенция. Это означает, что на уроках бурятского языка, на факультативных и различного рода дополнительных занятиях (имеются в виду и внеклассные мероприятия, и индивидуальная работа с одаренными учащимися, и вводимые в экспериментальном порядке элективные курсы) учащиеся должны не только усвоить систему определенных знаний, умений, навыков, но и обеспечить свободное владение бурятским языком в различных условиях речевого общения, т.е. приобрести необходимую языковую и коммуникативную компетенцию. Особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение бурятского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом. Специальные (элективные) курсы интегрированного типа обладают ощутимым потенциалом для реализации этих новых для практики преподавания родного языка идей.
Программа факультативного курса «Я-бурят» разработана на основе национально - регионального компонента государственного стандарта основного общего образования 2015 г, примерной программы основного общего образования по бурятскому языку и учебника, рекомендованного Министерством образования и науки РБ.
"Би -буряадби" - это интегрированный лингвистический курс, который может быть продолжен и закреплен другими факультативными и специальными курсами: " Литература Бурятии" "Фольклор", "Краеведение", "Известные люди Бурятии" и т.д.
Факультативный курс "Би -буряадби" позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к гуманитарным предметам, к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории и даже географии. Данный курс привлекает внимание учащихся к малоизвестным либо не актуальным в сознании сведениям и фактам из истории, культуры, литературы и родного языка.
Широко применяется в методике преподавания заявленного курса коммуникативно-деятельностный подход. Практические упражнения и индивидуальные и групповые задания носят творческий характер. Региональный компонент, используемый на занятиях, способствует, с одной стороны, систематизации полученных по всем учебным знаний, с другой стороны, углубленное знание о родном крае,народе.
Цели изучения курса «Би-буряадби»:
- расширение и углубление знаний учащихся о родном крае, родном языке, о традициях бурятского народа;
- формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся;
- способствование развитию любви к родному краю, гордости за свой народ;
- расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в изучении отдельных дисциплин.
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
Задачи изучения курса:
- формировать уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям родного народа;
- способствовать приобщению учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
- воспитать уважение к требованиям речевого этикета;
- рассмотреть культурные богатства родного края, родного языка;
- подвести учащихся к осознанию, что знание традиций и обычай родного народа, родного языка – это необходимая драгоценность, без которого человек не может являться полноценным, уважающим себя гражданином в современном обществе.
Факультативный курс состоит из трех больших блоков, которые изучаются в течение 2 лет – в 5-ых, 6-ых классах. Курс рассчитан на 34часа (1час в неделю).
Ожидаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- быт, основные занятия бурятского народа;
- традиционную кухонную утварь бурят, старинную мебель;
- обычаи и традиции бурят.
- о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;
- историю и развитие национальных театров;
- о народных праздниках и играх
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать;
- создавать проекты
- играть в народные игры
Календарно - тематический план
факультативного курса
«Би – буряадби!»
5класс (34 ч.)
6 класс (34 ч)
Час | Тема | Новые умения и знания | Практическая работа | Задание на дом |
1 | Родной край | Знание местоположения Бурятии, границ районов, соседство с другими странами Умение различать районы. | Просмотр видеофильма. Анализ. | Составить презентацию о родном крае |
1 | Символика Бурятии | Умение описать герб, флаг Бурятии, знать значение элементов герба. | Нарисовать свой герб родного края. | Защита своего герба. |
1 | Гимн Бурятии | Знание гимна Бурятии на бурятском языке | Составление, сочинение своего гимна о родном крае | Выучить гимн на бурятском языке. |
1 | Богатства родного края | Знание о богатствах родного края. | Составление кроссвордов о родном крае | Составить ребусы и загадки |
1 | Районы Бурятии | Знание особенностей районов Бурятии и их различие. | Поиск информации об особенностях районов в интернет ресурсе. | Презентация выбранного района. |
2 | Я в Окинском районе! | Знакомство с природой Окинского района. Знание о сойотах, интересных животных- яках, и т.д. | Фотографирование, взятие интервью у местного населения. | Написать сообщение о поездке |
1 | Байкал-священное море | Знание о Байкале, о животном и растительном мире Байкала. Умение быть туристическим гидом на Байкале, рассказывать на родном языке. | Составить план туристического маршрута вокруг Байкала | Защита своего маршрута |
1 | Ольхон | Знания об острове Ольхон, о его природе, о жизни жителей на острове. | Составить эмблему Ольхона | Защита своей эмблемы |
2 | Я еду на Байкал! | Поездка на Байкал. | Анализ поездки | Сочинение « Мои впечатления о поездке» |
1 | Алтаргана | Знания об Алтаргане, значении праздника. | Составление сочинений о своем будущем участии в празднике Алтаргана | Презентация своих умений и талантов |
1 | Буряты - гостеприимный народ | Знание обычаев и традиций родного народа | Постановка сценки «Бурятские обычаи» по группам | Выучить пословицы и поговорки по теме |
1 | Значение бурятских имен | Знание значения своего имени. Умение различать бурятские имена по происхождению. Старинные бурятские имена, их роль в жизни бурят. | Составление список имен - синонимов | Провести ономастическое исследование выбранных имен, публикация в газете. |
1 | Моя семья. | Знание о традициях бурятской семьи, отношениях между родственниками. | Рисование своего родословного древа | Рассказать о своем древе. |
1 | Мой род
| Знание о своем роде, о гербах родов. | Поиск информации о своем роде в интернет ресурсе, книгах, журналах. | Презентация о своем роде, о родовом гербе. |
1 | Значение чисел у бурят | Знание о значении чисел у бурят | Составить список чисел с их значениями | Написать исследовательскую работу по числам. Публиковать в газету. |
1 | Значение чисел в восточном гороскопе | Знание значение чисел в судьбе человека, их важную роль. | Составить свой список положительных и отрицательных чисел для себя | Составить список чисел родителям и домочадцам. |
1 | Не имей 100 рублей, а имей сто друзей! | Понятие «друг» в правильном его понимании. Кто такой настоящий друг? | Составление эссе «Настоящий друг» | Придумать поговорки и пословицы о друге, дружбе |
1 | Нукеры Чингисхана | Знакомство с фильмом «Первый нукер Чингисхана» | Просмотр фильма | Охарактеризовать друга Чингисхана, написать сочинение |
1 | Театры | Знание о театрах Улан-Удэ | Рассказ об известных артистах Бурятии | Презентация об артисте или театре |
2 | Я в Бурятском драматическом театре им.Хоца Намсараева! | Умение вести себя в театре, понятие прекрасного, умение анализировать просмотренный материал | Просмотр спектакля на бурятском языке | Сочинение о просмотренном спектакле |
1 | Музеи Бурятии | Знание о музеях Бурятии, о содержимом музеев, истории появления музеев. | Поиск информации про музеи Бурятии в интернет ресурсе, книгах. | Презентация о выбранном музее |
2 | Посещение музея | Знакомство с музеем. | Записывание информации, фоторграфирование | Презентация об увиденном |
1 | Дацаны | Знание о буддистских центрах Бурятии. | Поис информации | Презентация дацана |
2 | Поездка на святое место | Знакомство со святым местом, умение вести себя на святых местах. | Поездка, фотографирование, записывание информации, интервью. | Составление презентации о поездке |
1 | «Арбан сагаан буян»- Десять благодеяний. | Знание о 10 благодеяниях, умение их соблюдать, о нужности. | Написать о своих благодеяниях | Написать сочинение,о том, как бы изменился мир, если бы все занимались благодеяниями. Публиковать в газете. |
4 | Моя малая родина-Улюнхан | Знание о появлении села, происхождение названий улиц, о жителях,о героях войны, известных людях, о богатстве природы. | Поиск информации, интервью старожилов села, встреча с ветеранами | Узнать легенды об Улюнхане или сочинить, написать статью в газету об известных людях села, сочинение «Улюнхан в будущем». |
Литература
1.Алагуева В. Буряадууд тухай алтан ном. Республиканская типография,2006 г.
2.АлагуеваВ.Алмазная книга о бурятах. Республиканская типография.- Улан-Удэ,2007г.
3.Бурятия моя, ты капелька России. Министерство культуры РБ. - Улан - Удэ, 2003 г.
4.Дареева О.А.,БогомоловаО.Г. Путешествуем по Бурятии.- Улан - Удэ, «Бэлиг» 2010 г.
5.Нанзатова Э.П. Мүнгэн туяа. -Улаан - Удэ, 2006 г.
6. Нанзатова Э.П., Дамбаева Ж.Д.-Ж. Из сокровищницы бурятских мыслителей: Учебное пособие.- Улан-Удэ, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...